Рабочая программа по факультативу "Логика.Математика", 3 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочая программа по факультативу "Логика.Математика", 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по факультативу "Логика.Математика", 3 класс | 71.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от 28 августа 2016г. __________/В.В.Косинцева/ руководитель МО учителей начальных классов | Согласовано заместитель директора по учебно-воспитательной работе от 29 августа 2016г. _________/ И.В. Магжанова / | «Утверждаю» __________ директор МБОУ СОШ №2 Л.Ф. Котикова от 31 августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
«Логика.Математика »
для обучающихся 3Д класса
на 2016-2017 учебный год
Маташковой Н.Л.., учителя начальных классов, первой квалификационной категории
г. Советский
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Логика. Математика» для 3 Д класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТкнига, 2011 г.
Программой предусмотрено использование:
О. Холодова методическое пособие для учителя по курсу «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.
О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ - книга, 2011.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учеников 3 Д класса и рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю).
Для успешного обучения в школе у обучающихся начальной школы необходимо развивать устойчивость и концентрацию внимания, работать над увеличением объема внимания, повышать уровень распределения и переключения внимания. Для успешного обучения ребенка в школе и для полноценного усвоения знаний необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных способностей обучающихся. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Умение учиться - это не только умение писать, считать, читать. Это и умение распределять свое время, определять учебную задачу, владеть своим вниманием, тренировать память, уметь воспринимать и осмысливать полученную информацию. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учеников, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Причины, вызывающие отставание в учении, многообразны. В основном они заключаются в несформированности тех или иных психических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности. Одной из основных причин отставания в учении являются несформированность мыслительной деятельности обучающихся; таких ее мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, неумение сравнивать и т.д.
Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:
- конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее сюжетной стороне);
- синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач);
- недостаточная обобщенность мышления (обуславливают затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале);
- однолинейность мышления (то есть прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании различные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными);
- инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий).
Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Обоснование отбора содержания и общей последовательности его изучения исходя из конкретных условий организации образовательного процесса.
Обучающиеся младшего школьного возраста обычно мыслят конкретными категориями, часто подменяют аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опираются на аналогию, порой не всегда правомерную. К моменту взросления младшие школьники должны научиться сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Ученики должны уметь выделять признаки предметов, явлений, давать обоснованное доказательство, понимать причинно-следственные связи.
В связи с преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей. К переходу на следующий уровень обучения у обучающихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.
В процессе обучения в начальной школе восприятие ребенка становится более анализирующим и дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Развитие восприятия не происходит само собой, а идет параллельно с развитием мышления ученика. Развивая у детей такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем восприятие обучающихся более глубоким, думающим.
Предлагаемая программа направлена на развитие познавательных способностей учеников, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок на занятиях снижает тревожность и их необоснованное беспокойство, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Содержание факультативного курса «Логика.Математика» строится на основе деятельностного подхода.
В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Общая характеристика учебного процесса.
Методы обучения: частично - поисковый и проблемный.
Рабочая программа предполагает использование следующих методов обучения:
- методы организации и осуществления учебной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учения;
- методы контроля и самоконтроля.
Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
- информационно - коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология развивающего обучения.
Формы обучения: индивидуальные, групповые (парная), фронтальные, коллективные.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения факультатива «Логика. Математика»» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 3-ем классе возможно достижение результатов первого уровня и второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- творческие работы учеников.
Формы выставления оценки. Результаты фиксируются в форме «волшебных линеечек», «лесенок успеха», «оценочных листах», значков-символов «+», «-», «?».
Механизмы формирования универсальных учебных действий.
Для формирования определённых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым обучающимся основных этапов формирования любого умения, а именно:
1) приобретение опыта выполнения УУД;
2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);
3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;
4) контроль.
Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении факультативного курса организовать полноценную деятельность обучающихся с целью получения нового знания, его преобразования и применения.
Содержание построено таким образом, что этот курс является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий. Оно выстроено таким образом, что у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования ситуации, представления информации; сравнения и классификации по существенному основанию.
Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных занятий по курсу. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что весьма привлекательно для младших школьников. Это побуждает школьников к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества учеников, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление и речь. Идет формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развиваются способности обучающихся искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой проблемы.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Курс «Умники и умницы» осуществляют тесные межпредметные связи:
- с математикой: система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у обучающихся с целью усиления их математического развития, формируют умение: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
- с уроками русского языка: введение школьника в языковую и математическую действительность; формирование умений учиться, а также навыков письма;
- с уроками окружающего мира: формирование учебно-интеллектуальных умений: классификация обобщение, анализ; объединение объектов в группы; выявление сходства и различия; установление причинных связей; высказывание доказательств, проведенной классификации; ориентировка на поиск необходимого (нового способа действия);
- с уроками литературного чтения: на материале текстов происходит формирование у детей правильной читательской деятельности, умение работать с текстом и понимать смысл его содержании.
Содержание курса «Логика.Математика» построено с учетом межпредметной, интеграции, что позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, литературное чтение, математика), создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ СОШ №2 г. Советский на 2016-2017 учебный год на изучение факультативного курса «Логика.Математика» в 3 Д классе предусмотрено 68 часов (по 2 часа в неделю, 34недели в год).
Описание ценностных ориентиров содержания факультативного курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
ФГОС устанавливает требования к личностным, метапредметным (познавательным, регулятивным, коммуникативным) и предметным результатам начального общего образования. Содержание факультативного курса обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию);
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- давать определения тем или иным понятиям;
Ученик получит возможность для формирования:
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание факультативного курса
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
- Развитие речи.
- Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
- Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В занятия курса включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий ученики осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в курс введены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (2 ч)
Диагностика уровня развития познавательных процессов у третьеклассников.
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. (10 ч)
Логические задачи на развитие способности рассуждать. Тренировка внимания. Мозговая гимнастика.
Тренировка слуховой памяти. (10 ч)
«Шапка для размышлений». Поиск закономерностей. Работа со спичками. «Это интересно!». Игра «Умники и умницы».
Тренировка зрительной памяти. (11 ч)
Логические задачи. «Закодированное слово». Игра «Найди фигуру». Поиск закономерностей.
Развитие аналитических способностей. (10 ч)
Игра «Фантазёр». Разгадывание ребусов. Игра «Весёлые вопросы». Игра «Умники и умницы». Игра «Внимание!». Игра «Найди 10 отличий».
Совершенствование воображения. (11 ч)
Игра «Так же, как…». Работа с изографами. Математический марафон. Вопросы – загадки. Игра «Выполни просьбы букв». Поиск закономерностей.
Развитие логического мышления. (9 ч)
Игра «Умники и умницы». Логические задачи. Посмотри и дополни. Что? Где? Когда? Работа со спичками.
Тренировка внимания. Развитие мышления. (5 ч)
Литературная викторина. Игра «Лабиринт». Игра «Самый умный».
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 2 | Переключать, распределять внимание, давать определения понятиям, демонстрировать зрительную, слуховую, образную, смысловую память, увеличивать объём устойчивости, концентрацию внимания (на основе тренировочных упражнений), различать главное и существенное, сравнивать предметы, ориентироваться в пространстве листа. |
2. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 10 | Развивать зрительную, слуховую, образную, смысловую память. Переключать, распределять внимание, увеличивать объём устойчивости, концентрацию внимания (на основе тренировочных упражнений). Формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. |
3. | Тренировка слуховой памяти. | 10 | Переключать, распределять внимание, демонстрировать слуховую память, увеличивать объём устойчивости, концентрацию внимания (на основе тренировочных упражнений), ориентироваться в пространстве листа. |
4. | Тренировка зрительной памяти. | 11 | Развивать зрительную память. Переключать, распределять внимание, увеличивать объём устойчивости, концентрацию внимания (на основе тренировочных упражнений), ориентироваться в пространстве листа. Развивать наблюдательность. |
5. | Развитие аналитических способностей. | 10 | Формировать умения выделять главное и существенное, уметь сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Развивать наблюдательность. |
6. | Совершенствование воображения. | 11 | Развивать слуховые, осязательные ощущения. Формировать и развивать пространственные представления. Развивать восприятие времени, речи, формы, цвета, движения. Формировать навыки правильного и точного восприятия предметов и явлений. Развивать наблюдательность. |
7. | Развитие логического мышления. | 9 | Формировать умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формировать умения выделять главное и существенное, уметь сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. |
8. | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 5 | Переключать, распределять внимание, давать определения понятиям, демонстрировать зрительную, слуховую, образную, смысловую память, увеличивать объём устойчивости, концентрацию внимания (на основе тренировочных упражнений), различать главное и существенное, сравнивать предметы, ориентироваться в пространстве листа. Формировать умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формировать умения выделять главное и существенное, уметь сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. |
ИТОГО | 68 |
Описание учебно-методического и материально-техническогообеспечения
образовательного процесса
Работа по данному курсу обеспечивается учебно-методическим комплексом:
1. программа развития познавательных способностей учеников младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТкнига, 2011 г.
Программой предусмотрено использование:
О. Холодова методическое пособие для учителя по курсу «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.
О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ - книга, 2011.
2. Цифровые образовательные ресурсы:
Электронные учебные пособия.
3. Оборудование и приборы:
- интерактивная доска;
- компьютер;
- проектор.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты обучения | |||
План | Фактически | |||||
Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | |||||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (2 ч) | ||||||
1-2 | Диагностика уровня развития познавательных процессов у третьеклассников. | Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание, давать определения понятиям, демонстрировать зрительную, слуховую, образную, смысловую память, различать главное и существенное, сравнивать предметы, ориентироваться в пространстве листа. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |||
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления (10 ч) | ||||||
3-6 | Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Уметь развивать слуховую память, анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. | Регулятивные: проговаривать последовательность действий; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), слушать и понимать речь других. Формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |||
7-9 | Тренировка внимания. | Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание, давать определения понятиям; находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные: слушать и понимать речь других. | |||
10-12 | Мозговая гимнастика. | Уметь формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, ориентироваться в пространстве листа. Уметь решать несложные логические задачи, выявлять закономерности, находить и выделять признаки предметов; узнавать предметы, явления по их признакам, давать описание предметов, явлений по их признакам. | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию); Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |||
Тренировка слуховой памяти (10 ч) | ||||||
13-14 | «Шапка для размышлений». | Уметь развивать: слуховые, осязательные ощущения; пространственные представления; фонематический слух; навыки правильного и точного восприятия предметов и явлений, наблюдательность, уметь рисовать по образцу. Уметь формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. | Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |||
15-18 | Поиск закономерностей. | Уметь решать несложные логические задачи, выявлять закономерности, находить и выделять признаки предметов; узнавать предметы, явления по их признакам, давать описание предметов, явлений по их признакам. | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию); Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |||
19 | Работа со спичками. | Уметь развивать: слуховые, осязательные ощущения; пространственные представления; фонематический слух, навыки правильного и точного восприятия предметов и явлений, наблюдательность, уметь рисовать по образцу. | Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |||
20-21 | «Это интересно!» | Уметь развивать слуховую память, анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. | Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; Познавательные: делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рабочей тетради (на развороте, в оглавлении, в словаре); Коммуникативные: слушать и понимать речь других. | |||
22 | Игра «Умники и умницы». | Уметь развивать зрительную память, анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, называть предметы по описанию. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; Познавательные: делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рабочей тетради (на развороте, в оглавлении, в словаре); Коммуникативные: слушать и понимать речь других, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |||
Тренировка зрительной памяти (11 ч) | ||||||
23-26 | Логические задачи. | Уметь формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, ориентироваться в пространстве листа. Уметь решать несложные логические задачи, выявлять закономерности, находить и выделять признаки предметов, узнавать предметы, явления по их признакам, давать описание предметов, явлений по их признакам. | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию); Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем; Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |||
27-28 | «Закодированное слово». | Уметь развивать: слуховые, осязательные ощущения, пространственные представления, фонематический слух, навыки правильного и точного восприятия предметов и явлений, наблюдательность, уметь рисовать по образцу. | Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |||
29-30 | Игра «Найди фигуру». | Уметь решать несложные логические задачи, выявлять закономерности, находить и выделять признаки предметов, узнавать предметы, явления по их признакам, давать описание предметов, явлений по их признакам. | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию); Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |||
31-33 | Поиск закономерностей. | Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание, давать определения понятиям; находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные: слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |||
Развитие аналитических способностей (10 ч) | ||||||
34-35 | Игра «Фантазёр». | Уметь развивать слуховую память, анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. | Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Коммуникативные: слушать и понимать речь других. | |||
36-37 | Разгадывание ребусов. | Уметь развивать зрительную память, анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, называть предметы по описанию. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Коммуникативные: слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |||
38 | Игра «Весёлые вопросы». | Уметь развивать слуховую память, анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание, давать определения понятиям. Находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками, ориентироваться в пространстве листа. | Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Коммуникативные: слушать и понимать речь других, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |||
39-40 | Игра «Умники и умницы». | |||||
41-42 | Игра «Внимание!». | |||||
43 | Игра «Найди 10 отличий». | |||||
Совершенствование воображения (11 ч) | ||||||
44- 45 | Игра «Так же, как…» | Уметь развивать слуховую память, анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание, давать определения понятиям. Находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. ориентироваться в пространстве листа. | Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Коммуникативные: слушать и понимать речь других, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |||
46-47 | Работа с изографами. | Знать понятие «изограф». Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание, давать определения понятиям, выделять главное и существенное, развивать зрительную память, анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий, учиться отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рабочей тетради; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; Коммуникативные: слушать и понимать речь других, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |||
48-49 | Математический марафон. | Уметь развивать зрительную память, анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, называть предметы по описанию. | ||||
50 | Вопросы – загадки. | Уметь формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. | ||||
51 | Игра «Выполни просьбы букв». | Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание, давать определения понятиям; находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. | ||||
52-54 | Поиск закономерностей. | Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание, давать определения понятиям; находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. ориентироваться в пространстве листа. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий, учиться отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рабочей тетради; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; Коммуникативные: слушать и понимать речь других, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |||
Развитие логического мышления (9 ч) | ||||||
55-56 | Игра «Умники и умницы». | Уметь развивать слуховую память, анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание, давать определения понятиям; находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками, рисовать по образцу. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий, учиться отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рабочей тетради; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; Коммуникативные: слушать и понимать речь других, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |||
57-59 | Логические задачи. | |||||
60 | Посмотри и дополни. | |||||
61 | Что? Где? Когда? | |||||
62-63 | Работа со спичками. | |||||
Тренировка внимания. Развитие мышления (5 ч) | ||||||
64 | Литературная викторина. | Знать название и героев литературных произведений. Развивать слуховую память, мышление, выявлять закономерности, узнавать жанры произведений по их признакам. Давать описание героям произведений. | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию); Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рабочей тетради; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |||
65 | Игра «Лабиринт». | Уметь развивать: слуховые, осязательные ощущения; пространственные представления; фонематический слух, навыки правильного и точного восприятия предметов и явлений; наблюдательность, уметь рисовать по образцу. | Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |||
66-68 | Игра «Самый умный». | Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни. | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию); Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. |
Объяснительная записка
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....