Урок шахмат " Тактический прием "перекрытие"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Изучить новый тактический приём " перекрытие"; познакомить с особенностями данного приёма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_taktichekiy_priem_perekrytie.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Тактический приём "перекрытие"»
Цели урока:
Обучающие: повторять представления об организационных правилах игры. Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат. Вырабатывать навык работы с шахматной доской.
Развивающие: способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию.
Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе (паре), повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании учителем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД
1.Изучить новый тактический приём " перекрытие"; познакомить с особенностями данного приёма.
2.Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, слов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: демонстрационная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, учебники, тетради.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть-
Сильным шахматистом можно стать!
Шахматы- это не игра, а вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности. Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.
2.Актуализация ранее изученного
Какой тактический приём изучили на прошлом уроке? Что лежит в основе тактического приёма " мельница"?
2.1 Игра " Да- нет»
а)Рокировка- это одновременный ход короля и ладьи._____
б)Ферзь, слон и конь могут рокировать.________
в) С помощью " мельницы" атакующая сторона добивается ничьей или материального преимущества-------
г) «Мельница» - это чередование шахов и вскрытых шахов_____
д)При рокировке ладья перепрыгивает через короля._______
е)Белые могут рокировать, если король сделал всего один ход.______
ж) Королевский гамбит- это дебют, начинающийся с ходов -1.е4 е5 2. f4______
з) Цель гамбита –жертва фигуры ради преимущества в развитии________
и)В дебюте играть нужно только одним ферзём.________
к)В дебюте лёгкие фигуры надо поставить под удар вражеских пешек.____________
3. Целеполагание
Сформулируйте тему урока. Какие цели перед собой поставим?
Узнать новый прием и его особенности.
4. Изучение нового материала.
Перекрытие - это приём, который применяется, когда нужно нарушить взаимодействие фигур противника. Этот приём совершается как правило с помощью жертвы Фигура, в отношении которой применено перекрытие, ослабляет контроль за важным пунктом, а ее защитные функции нарушаются.
Разбор позиции ( стр.102) на демонстрационной доске.
-На демонстрационной шахматной доске создалась вот такая игровая ситуация.
- Что вы видите? Черная ладья на f7 защищает ладью на f5. Белые должны ходом Сf6+ перекрыть линию действия ладьи f7, что ведет к потере ладьи на f5 после ходов 1…еf7 2.Кр f 5
Вывод- как правило , перекрытие осуществляется с помощью жертвы.
Работу в учебнике, практическая работа- разбор позиций стр . 104-105
Физминутка
При показе ладьи- дети выполняют приседания, при показе- ферзя- наклоны, при показе- слона- прыжки.
Работа в тетради
Дидактические задания в тетради стр. 47-48
Практическая работа: разбор позиций из партии Р. Рети- Е. Боголюбов
Рефлексия. Итог урока
Продолжите:
Я узнал…
Я научился…
- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Что помогло вам в достижение успеха?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок шахмат на тему "Сила коня"
Тема: Сила коня.Цели:1. Знакомство с новыми словами. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Дидактические задания и игры.2. Раз...
урок шахмат по теме "Ставим мат"
Данный урок разработан во 2-м классе по УМК Сухина И.Г "Шахматы - школе" (первый год обучения)...
Конспект урока шахматы
Конспкт урока шахматы по теме "Шахматная доска"...
Урок шахмат "Матование одинокого короля"
Ознакомить с наиболее распространёнными способами матования одинокого короля;Побудить интерес к игре в шахматы...
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Технологическая карта урока шахмат.
Технологическая карта урока по предмету "Шахматы -школе" для 1 класса. Тема "Шахматная доска"....
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «Шахматы».«Тактический приём «двойной удар».
Технологическая карта внеурочного занятия для возрастной категории второго года обучения шахматам....