Урок шахмат " Тактический прием "перекрытие"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Топоркова Людмила Геннадиевна

Изучить  новый тактический приём " перекрытие"; познакомить с особенностями данного приёма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_taktichekiy_priem_perekrytie.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Тактический приём "перекрытие"»

Цели урока:

Обучающие: повторять представления об организационных правилах игры. Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат. Вырабатывать навык работы с шахматной доской.

Развивающие: способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию. 

Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе (паре), повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании учителем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД

1.Изучить  новый тактический приём " перекрытие"; познакомить с особенностями данного приёма.

2.Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, слов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: демонстрационная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, учебники, тетради.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть-

Сильным шахматистом можно стать!

Шахматы- это не игра, а вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.  Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.

2.Актуализация ранее изученного

Какой тактический приём изучили на прошлом уроке? Что лежит в основе  тактического приёма " мельница"? 

2.1   Игра " Да- нет»

  а)Рокировка- это одновременный  ход короля и ладьи._____

   б)Ферзь, слон и конь могут рокировать.________

 в) С помощью " мельницы" атакующая сторона добивается ничьей или материального преимущества-------

г) «Мельница» - это чередование шахов и  вскрытых шахов_____

   д)При рокировке ладья перепрыгивает через короля._______

  е)Белые могут рокировать, если король сделал всего один ход.______

  ж) Королевский гамбит- это дебют, начинающийся с ходов -1.е4  е5  2. f4______

з) Цель гамбита –жертва фигуры ради преимущества в развитии________

 и)В дебюте играть нужно только одним ферзём.________

   к)В дебюте лёгкие фигуры надо поставить под удар вражеских пешек.____________

 3. Целеполагание

Сформулируйте тему урока. Какие цели перед собой поставим?

Узнать новый прием и его особенности.

4. Изучение нового материала.

Перекрытие - это приём, который применяется, когда нужно нарушить взаимодействие фигур противника. Этот приём совершается как правило с помощью жертвы Фигура, в отношении которой применено перекрытие, ослабляет контроль за  важным пунктом, а ее защитные функции нарушаются.

Разбор позиции ( стр.102) на демонстрационной доске.

-На демонстрационной шахматной доске создалась вот такая игровая ситуация.

- Что вы видите? Черная ладья на f7 защищает ладью на f5. Белые должны ходом Сf6+ перекрыть линию действия ладьи f7, что ведет к потере ладьи на f5 после ходов  1…еf7    2.Кр f 5

Вывод- как правило , перекрытие осуществляется с помощью жертвы.

Работу в учебнике, практическая работа- разбор позиций  стр . 104-105

Физминутка

При показе ладьи- дети выполняют приседания, при показе- ферзя- наклоны, при показе- слона- прыжки.

Работа в тетради 

Дидактические задания в тетради стр. 47-48

Практическая работа: разбор позиций из  партии Р. Рети- Е. Боголюбов

Рефлексия. Итог урока

Продолжите:

Я узнал…

Я научился…

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Что помогло вам в достижение успеха?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок шахмат на тему "Сила коня"

Тема: Сила коня.Цели:1.      Знакомство с новыми словами. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Дидактические задания и игры.2.      Раз...

урок шахмат по теме "Ставим мат"

Данный урок разработан во 2-м классе  по УМК Сухина И.Г  "Шахматы - школе" (первый год обучения)...

Конспект урока шахматы

Конспкт урока шахматы по теме "Шахматная доска"...

Урок шахмат "Матование одинокого короля"

Ознакомить с наиболее распространёнными способами матования одинокого короля;Побудить интерес к игре в шахматы...

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Технологическая карта урока шахмат.

Технологическая карта урока по предмету "Шахматы -школе" для 1 класса. Тема "Шахматная доска"....

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «Шахматы».«Тактический приём «двойной удар».

Технологическая карта внеурочного занятия для возрастной категории второго года обучения шахматам....