Урок шахмат "Матование одинокого короля"
план-конспект урока (3 класс) на тему
- Ознакомить с наиболее распространёнными способами матования одинокого короля;
- Побудить интерес к игре в шахматы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3 год обучения шахматам | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Матование одинокого короля разными фигурами.
Цели занятия:
- Ознакомить с наиболее распространёнными способами матования одинокого короля;
- Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, речи;
- Побудить интерес к игре в шахматы;
- Помочь осознать важность шахмат в развитии личностных качеств.
- Учить продумывать действия на несколько ходов вперёд.
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что такое «шах», «мат», «пат», «одинокий король», «линейный мат».
Метапредметные: оценивать позицию, рассуждать, работать в парах, дополнять и исправлять одноклассников.
Познавательные:
- научить учащихся способам матования одинокого короля с помощью таких фигур как ферзь и король;
- развивать умение ставить мат в несколько ходов с помощью ферзя и короля,
Регулятивные:
- Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные:
- Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, компьютер, демонстрационная доска с фигурами, ученические доски с фигурами.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Как вы думаете, какие качества обязательно отличают хорошего шахматиста?
Выберите нужные: доброта, внимательность, стратегия, фантазия, терпение, ответственность и ум.
Будем на уроке внимательными, терпеливыми, умными и стремящимися создавать стратегию. Удачи!
-В королевство шахмат прогулку совершим,
О жителях, что помним, сегодня повторим.
3. Погружение в тему урока.
Как проводятся шахматные турниры? На какие виды делятся шахматные турниры по контролю времени? Какие системы проведения шахматных турниров вы знаете? Чем они отличаются?
Как понять выражение «Одинокий король»? Где у него больше возможности для хода? (в центре) Получается, что в центре поля у короля большая подвижность.А на каком поле у него мало шансов уйти от шаха? ( В углу шахматного поля у короля малая подвижность).
Сделаем вывод, чтобы поставить мат королю, мы должны………. (ОГРАНИЧИТЬ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ).
4.Формулирование темы урока и постановка целей
Откройте учебники и сформулируйте тему урока.( стр.14) Какие задачи поставим перед собой? Какими способами будем добиваться поставленных целей?
Сегодня мы узнаем способы матования одинокого короля. Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите, с помощью каких фигур это можно выполнить? (ферзем и королём ; двумя ладьями, ферзём и ладьей)
5. Объяснение нового материала.
( На демонстрационной доске позиция с диаграммы 1)
Какой план мата двумя ладьями одинокому королю?
-Выбирается край доски и ладьи поочередно отнимают у короля свободные поля по вертикали и по горизонтали. Оттесняют его лесенкой к краю доски.
- При приближении короля к ладьям ладьи переходят на дальний край доски и снова оттесняют лесенкой.
- Когда королька краю доски- ладьи ставят мат.
- Практическая работа
6. Практическая работа.
А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и разыграйте данную позицию со своим соседом.
7.Физминутка
8. Объяснение нового материала.
( На демонстрационной доске позиция с диаграммы 2)
Какой план мата ферзём и ладьёй одинокому королю?
- Ферзь мобильнее ладьи, поэтому увеличивается количество матовых позиций- это важно. Увеличивается опасность пата, ферзь контролирует больше полей и отнимает у него свободу передвижения.
9. Практическая работа
А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и разыграйте данную позицию со своим соседом.
Разбор позиции с диаграммы 3.
Какой план мата ферзём и королём одинокому королю?
План игры
1.Выбрать край доски и оттеснить ферзем короля.
2.Оставить королю противника для манёвров два поля. И подвести своего короля.
3.Ферзь под защитой короля ставит мат.
Практическая работа
Самостоятельная работа в тетради( стр.8, 1 вариант 1,3; 2 вариант-2,4)
(Четыре ученика на боковых досках)
Проверка самостоятельной работы
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 16 и скажите, что хотел сказать художник?
Рефлексия. Итог урока.
- Получилось ли у вас поставить мат ? С помощью каких фигур вы это выполнили?
Продолжите фразу: " Я расскажу дома, что..." Получилось ли у вас выстраивать стратегию на уроке? Домашнее задание: Урок 2, в рабочей тетради стр. 9 диаграммы 6-9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» урок литературного чтения в з классе
Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литерату...
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова" («Горные вершины….», «На севере диком стоит одиноко….»
Конспект урока отражает жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова...
Конспект занятия по теме Техника матования одинокого короля 2 класс
Конспект занятия по теме Техника матования одинокого короля 2 класс...
Техника матования одинокого короля
Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист"...
Конспект занятия "Матование одинокого короля Ферзем и королем. Способ 1"
Чтобы научиться играть в шахматы мало выучить ходы фигур. Необходимо умение мыслить стратегически, ловко маневрировать на шахматной доске, преследуя лишь одну цель- постановка мата сопернику. В данном...
Урок 3 класс. МАТ ЛАДЬЕЙ И КОРОЛЕМ. МАТ КОНЕМ, СЛОНОМ И КОРОЛЕМ.
Урок 3 класс. МАТ ЛАДЬЕЙ И КОРОЛЕМ. МАТ КОНЕМ, СЛОНОМ И КОРОЛЕМ....
Король и крайняя пешка против короля
Технический приём "отталкивание плечом" в пешечных окончаниях....