Рабочая программа по ВУД для 3 класса "Учимся решать логические задачи"
рабочая программа (3 класс) на тему

Алимпиева Ирина Александровна

Рабочая программа по ВУД для 3 класса "Учимся решать логические задачи" (Н.Б.Истомина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vud_.docx44.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50

Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол № ____ от ____________

«Утверждаю»

__________ / В. И. Гулидова/

Директор МАОУ СОШ № 50

Приказ № ___ от __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«УЧИМСЯ  РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»  

для 3 класса

(общеинтеллектуальное

направление развития личности)

Разработчик: Алимпиева И.А.,

учитель начальных классов

2017 год

Оглавление

I

Пояснительная записка

стр. 3

II

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности  

стр. 5

III

Содержание курса внеурочной деятельности ……..

стр. 7

IV

Тематическое планирование

стр. 8

V

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

стр. 10

Раздел I.  Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся решать логические задачи» составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС ООО/НОО, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 50. Реализуется в рамках плана внеурочной деятельности.

Программа  разработана  на основе авторского  курса Истоминой Н.Б.,Тихонов Н.Б «Учимся решать логические задачи».

Программа внеурочной деятельности «Учимся решать логические задачи»  имеет научно-познавательную направленность  развития личности .

Актуальность программы

Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа курса «Решаем логические хадачи» входит во внеурочную деятельность по направлению научно — познавательное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

                Цель: развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка

                 Задачи программы: Систематизация изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;

  • Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • расширение кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий;
  • Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности; · развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает активную познавательную деятельность обучающихся.

Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:

  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология проектной деятельности
  • здоровьесберегающие технологии
  • игровые технологии

                Курс внеурочной деятельности «Учимся решать логические задачи»  предназначен для детей 9-10 лет, учащихся  3 «А» класса (класс-группа).

Режим занятий

На изучение курса «Учимся решать логические задачи» в 3 «А» классе отведено  34 часа.

Соответственно -  1 час в неделю.

Продолжительность одного занятия – 35 минут.

Виды внеурочной деятельности: 

 Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность.

Формы и методы работы:

Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня. В практике работы используются следующие формы: -работа в парах, группах; — участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -практические и теоретические; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; — проектная деятельность; — самостоятельная работа; -конкурсы знатоков, игра- соревнование; -работа со стенгазетой; -игры-состязания, КВН. -творческие работы.

         

Методы обучения:

Системно-деятельностный подход, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Раздел II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты: 

Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину;  уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
  • Целостное восприятие окружающего мира;
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметныерезультаты 

  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  •  Использование различных способов поиска;
  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Предметные результаты

  • Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
  • Овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • Умение выполнять устно и письменно арифметические действия, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, анализировать и интерпретировать данные;

             Формы учёта результативности  программы

— Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа;

— Диагностика — 2 раза в год;

  • участие в математических конкурсах, олимпиадках
  • выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях);
  •  портфель достижений школьника.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

 Формы подведения итогов: 

Игра состязание; КВН; Коллективный выпуск математической газеты.

Раздел III. Содержание курса внеурочной деятельности

Основное содержание курса «Решаем логические задачи»

Основные логические операции

Понятия истина, ложь, верно, неверно. Высказывания истинные/ложные (верные, неверные). Построение истинных высказываний.

Операция отрицания. Ложные высказывания. Построение отрицаний, высказываний, выводов.

Понятие - «гипотеза». Выдвижение и проверка гипотез.

Решение логических задач

Построение цепочки умозаключений со связкой «если…, то…». Решение логических задач методом исключения. Нахождение логических ошибок в рассуждениях. Составление линейного алгоритма.

Решение логических задач табличным способом.

Графический способ решения логических задач. Построение графической модели по текстовому условию логической задачи. Истинность/ложность высказываний по графическому условию.

Решение логических задач на основе выдвижения и анализа гипотез.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Учимся решать логические задачи»

занятия

Тема и цель занятия

Номера заданий

1

Тема: Решение логических задач табличным способом.

Цель: Учиться строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Вспомнить табличный способ решения логических задач.

1

2

Тема: «Истина». «Ложь». Графические модели.

Цель: Учиться анализировать тексты. Усвоить понятия: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Учиться соотносить вербальные и графические модели.

2-3

3

Тема: Построение умозаключений.

Цель: Учиться строить умозаключения на основе анализа  текстов, рисунков и их сравнения по цвету и размеру.

4-5

4

Тема: Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.

Цель: Учиться табличному способу решения логических задач. Учиться устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Овладевать  умением строить цепочки умозаключений.

6-7

5

Тема: Знакомство с задачами на перевозки.

Цель: Познакомиться с табличным способом описания процессов перевозок, последовательностью записи действий.

8

6-7

Тема: Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.

Цель: Учиться соотносить текстовые описания, математические записи и графические модели, устанавливать соответствие между ними. Учиться иллюстрировать текстовые описания графическими моделями.

9-10

8

Тема: Задачи на перевозки.

Цель: Учиться анализировать возможные последствия действий, выбирать рациональные действия.

11

9

Тема: Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.

Цель: Познакомиться с понятием «гипотеза». Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Познакомиться со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Познакомиться с табличной формой представления процесса анализа гипотез. Учиться работать по плану.

12

10

Самостоятельная работа

13

11

Тема: Решение  логических задач исследовательским методом.

Цель: Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Учиться решению логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез путем рассуждения по заданному образцу.

14

12

Самостоятельная работа

15, 19

13-14

Тема: Задачи на перевозки.

Цель: Учиться анализировать возможные варианты действий с целью выбора оптимального. Учиться  описывать процесс перевозок табличным способом.

16-17

15-16

Тема: Выдвижение гипотез.

Цель: Учиться решать логические задачи способом выдвижения и  оценки всевозможных гипотез.

18, 20

17

Тема: Наглядное представление текстовых данных.

Цель: Учиться соотносить графические модели с математическими и вербальными,  и на этой основе решать логические задачи. Учиться построению умозаключений.

21

18-19

Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Цель: Учиться решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

22-23

20

Тема: Построение умозаключений

Цель: Учиться решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учиться анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.

24

21

Тема: Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.

Цель: Учиться анализировать различные способы решения логических задач на перевозки с целью определения оптимальных.

25

22

Тема: Построение цепочки умозаключений.

Цель: Учиться строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий.

26

23

Тема: Задачи на перевозки.

Цель: Учиться анализировать возможные последствия действий, выбирать оптимальное решение.

27

24

Самостоятельная работа.

28

25-27

Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Цель: Учиться решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Учиться  представлять процесс анализа гипотез в табличной форме.

29-31

28

Тема: Истинные и ложные высказывания. Анализ  гипотез.

Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез и построения цепочки умозаключений, анализировать истинные и ложные  высказывания, делать выводы.

32

29

Самостоятельная работа.

33-34

31

Составление логических задач

32

Составление логических задач

33

Составление логических задач

34

Составление логических задач

Раздел V. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Пособие для учащихся:

Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Издательство «Ассоциация ХХ1 век», 2015, 2016

Для учителя:

 Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б.  Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. // Начальная школа, 2011.-  №6.- С.30-35.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать логические задачи"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «РЕШАЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» для обучающихся 2-х классов создана на основании рабочей тетрадь «Учимся реш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному курсу  «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи"...

Рабочая программа дополнительного образования "Решение нестандартных и логических задач"

Учебный курс «Решение нестандартных и логических задач» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов алгоритмической грамотности, формирования...

Рабочая программа дополнительного образования "Решение нестандартных и логических задач"

Рабочая программа дополнительного образования "Решение нестандартных и логических задач"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать логические задачи"

Программа учебного курса «Учимся решать логические задачи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...