Рабочая программа по ВУД для 3 класса "Учимся решать логические задачи"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по ВУД для 3 класса "Учимся решать логические задачи" (Н.Б.Истомина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vud_.docx | 44.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № ____ от ____________ | «Утверждаю» __________ / В. И. Гулидова/ Директор МАОУ СОШ № 50 Приказ № ___ от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»
для 3 класса
(общеинтеллектуальное
направление развития личности)
Разработчик: Алимпиева И.А.,
учитель начальных классов
2017 год
Оглавление
I | Пояснительная записка | стр. 3 |
II | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности | стр. 5 |
III | Содержание курса внеурочной деятельности …….. | стр. 7 |
IV | Тематическое планирование | стр. 8 |
V | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса | стр. 10 |
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся решать логические задачи» составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС ООО/НОО, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 50. Реализуется в рамках плана внеурочной деятельности.
Программа разработана на основе авторского курса Истоминой Н.Б.,Тихонов Н.Б «Учимся решать логические задачи».
Программа внеурочной деятельности «Учимся решать логические задачи» имеет научно-познавательную направленность развития личности .
Актуальность программы
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа курса «Решаем логические хадачи» входит во внеурочную деятельность по направлению научно — познавательное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Цель: развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка
Задачи программы: Систематизация изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
- Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- расширение кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий;
- Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности; · развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает активную познавательную деятельность обучающихся.
Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:
- информационно-коммуникационные технологии
- технология проектной деятельности
- здоровьесберегающие технологии
- игровые технологии
Курс внеурочной деятельности «Учимся решать логические задачи» предназначен для детей 9-10 лет, учащихся 3 «А» класса (класс-группа).
Режим занятий
На изучение курса «Учимся решать логические задачи» в 3 «А» классе отведено 34 часа.
Соответственно - 1 час в неделю.
Продолжительность одного занятия – 35 минут.
Виды внеурочной деятельности:
Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность.
Формы и методы работы:
Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня. В практике работы используются следующие формы: -работа в парах, группах; — участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -практические и теоретические; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; — проектная деятельность; — самостоятельная работа; -конкурсы знатоков, игра- соревнование; -работа со стенгазетой; -игры-состязания, КВН. -творческие работы.
Методы обучения:
Системно-деятельностный подход, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Раздел II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
- Целостное восприятие окружающего мира;
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметныерезультаты
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска;
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Предметные результаты
- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- Овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, анализировать и интерпретировать данные;
Формы учёта результативности программы
— Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа;
— Диагностика — 2 раза в год;
- участие в математических конкурсах, олимпиадках
- выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях);
- портфель достижений школьника.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).
Формы подведения итогов:
Игра состязание; КВН; Коллективный выпуск математической газеты.
Раздел III. Содержание курса внеурочной деятельности
Основное содержание курса «Решаем логические задачи»
Основные логические операции
Понятия истина, ложь, верно, неверно. Высказывания истинные/ложные (верные, неверные). Построение истинных высказываний.
Операция отрицания. Ложные высказывания. Построение отрицаний, высказываний, выводов.
Понятие - «гипотеза». Выдвижение и проверка гипотез.
Решение логических задач
Построение цепочки умозаключений со связкой «если…, то…». Решение логических задач методом исключения. Нахождение логических ошибок в рассуждениях. Составление линейного алгоритма.
Решение логических задач табличным способом.
Графический способ решения логических задач. Построение графической модели по текстовому условию логической задачи. Истинность/ложность высказываний по графическому условию.
Решение логических задач на основе выдвижения и анализа гипотез.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Учимся решать логические задачи»
№ занятия | Тема и цель занятия | Номера заданий |
1 | Тема: Решение логических задач табличным способом. Цель: Учиться строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Вспомнить табличный способ решения логических задач. | 1 |
2 | Тема: «Истина». «Ложь». Графические модели. Цель: Учиться анализировать тексты. Усвоить понятия: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Учиться соотносить вербальные и графические модели. | 2-3 |
3 | Тема: Построение умозаключений. Цель: Учиться строить умозаключения на основе анализа текстов, рисунков и их сравнения по цвету и размеру. | 4-5 |
4 | Тема: Построение цепочки умозаключений. Рассуждения. Цель: Учиться табличному способу решения логических задач. Учиться устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Овладевать умением строить цепочки умозаключений. | 6-7 |
5 | Тема: Знакомство с задачами на перевозки. Цель: Познакомиться с табличным способом описания процессов перевозок, последовательностью записи действий. | 8 |
6-7 | Тема: Работа с математическими, вербальными и графическими моделями. Цель: Учиться соотносить текстовые описания, математические записи и графические модели, устанавливать соответствие между ними. Учиться иллюстрировать текстовые описания графическими моделями. | 9-10 |
8 | Тема: Задачи на перевозки. Цель: Учиться анализировать возможные последствия действий, выбирать рациональные действия. | 11 |
9 | Тема: Знакомство с исследовательским методом решения логических задач. Цель: Познакомиться с понятием «гипотеза». Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Познакомиться со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Познакомиться с табличной формой представления процесса анализа гипотез. Учиться работать по плану. | 12 |
10 | Самостоятельная работа | 13 |
11 | Тема: Решение логических задач исследовательским методом. Цель: Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Учиться решению логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез путем рассуждения по заданному образцу. | 14 |
12 | Самостоятельная работа | 15, 19 |
13-14 | Тема: Задачи на перевозки. Цель: Учиться анализировать возможные варианты действий с целью выбора оптимального. Учиться описывать процесс перевозок табличным способом. | 16-17 |
15-16 | Тема: Выдвижение гипотез. Цель: Учиться решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез. | 18, 20 |
17 | Тема: Наглядное представление текстовых данных. Цель: Учиться соотносить графические модели с математическими и вербальными, и на этой основе решать логические задачи. Учиться построению умозаключений. | 21 |
18-19 | Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез. Цель: Учиться решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. | 22-23 |
20 | Тема: Построение умозаключений Цель: Учиться решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учиться анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. | 24 |
21 | Тема: Анализ различных способов решения логических задач на перевозки. Цель: Учиться анализировать различные способы решения логических задач на перевозки с целью определения оптимальных. | 25 |
22 | Тема: Построение цепочки умозаключений. Цель: Учиться строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий. | 26 |
23 | Тема: Задачи на перевозки. Цель: Учиться анализировать возможные последствия действий, выбирать оптимальное решение. | 27 |
24 | Самостоятельная работа. | 28 |
25-27 | Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез. Цель: Учиться решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Учиться представлять процесс анализа гипотез в табличной форме. | 29-31 |
28 | Тема: Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез. Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез и построения цепочки умозаключений, анализировать истинные и ложные высказывания, делать выводы. | 32 |
29 | Самостоятельная работа. | 33-34 |
31 | Составление логических задач | |
32 | Составление логических задач | |
33 | Составление логических задач | |
34 | Составление логических задач |
Раздел V. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Пособие для учащихся:
Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Издательство «Ассоциация ХХ1 век», 2015, 2016
Для учителя:
Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. // Начальная школа, 2011.- №6.- С.30-35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать логические задачи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «РЕШАЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» для обучающихся 2-х классов создана на основании рабочей тетрадь «Учимся реш...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи"...
Рабочая программа дополнительного образования "Решение нестандартных и логических задач"
Учебный курс «Решение нестандартных и логических задач» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов алгоритмической грамотности, формирования...
Рабочая программа дополнительного образования "Решение нестандартных и логических задач"
Рабочая программа дополнительного образования "Решение нестандартных и логических задач"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать логические задачи"
Программа учебного курса «Учимся решать логические задачи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...