Рабочая программа дополнительного образования "Решение нестандартных и логических задач"
рабочая программа по математике (4 класс)
Учебный курс «Решение нестандартных и логических задач» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов алгоритмической грамотности, формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_nestandartnyh_zadach_4_klass.docx | 60.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
Рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета | «Утверждаю» директор МАОУ СОШ № 33 _________В.Б.Яковлева
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Решение нестандартных и логических задач»
для 4е класса
на 2020/2021 учебный год
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Крюкова Г.А.
учитель начальных классов
Тамбов
2020
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.Учреждение | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 33" |
2.Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Решение нестандартных и логических задач» |
3. Сведения о составителе 3.1.Ф.И.О., должность | Крюкова Галина Анатольевна, учитель начальных классов |
4. Сведения о программе 4.1.Нормативная база | ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.09.2013, №1008; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
Программа составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г., письмом управления образования и науки Тамбовской области от 08.06.2017 №1.06-10/2206, письмом комитета образования администрации города Тамбова 14.06.2017 №36-30-2610/17, уставом МБУДО ЦДОД | |
4.2.Тип | модифицированная |
4.3.Направленность | социально-педагогическая |
4.4. Уровень содержания | базовый |
4.5. Область применения | дополнительное образование |
4.6. Продолжительность обучения | 1 год |
4.7. Год разработки программы | 2020 |
4.8. Возрастная категория обучающихся | 10-11 лет |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка
Учебный курс «Решение нестандартных и логических задач» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов алгоритмической грамотности, формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания – это мощное средство активизации умственной деятельности обучающихся. Необычность формулирования условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывают у детей большой интерес. В ходе каждого нового решения ребёнок включается в активный поиск. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Учебный курс учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации учебного курса используются принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами.
Содержание курса математики строится на основе:
- системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов.);
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий ( Н.Я Виленкин)
Сведения о программе, на основании которой была разработана данная рабочая программа
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.Э. Кочурова «Занимательная математика» опубликованной в «Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.
О.А.Холодова Юным умникам и умницам (Информатика, логика, математика) Издательство РОСТ, 2011 год.
Выбор данной программы обусловлен тем, что она составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2009 г., в ней представлено новое измененное содержание образования, формы учебной деятельности, требования к оснащению образовательного процесса; ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Поэтому он ориентирован главным образом на усвоение научных (математических) понятий, формированию УУД, а не только на выработку навыков и умений.
Учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.
Место и роль предмета в соответствии с требованиями ФГОС
Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика и информатика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний и включает в себя материал сверх часов и сверх программ предметной области математика и информатика.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение курса «Решение нестандартных и логических задач» в 4 классе выделяется 65 часов, по 2 часа в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 - 45 минут.
Формы организации образовательного процесса:
— математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
— работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
—конструкторы «Лего.» Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Технология обучения.
В процессе обучения используются технология деятельностного метода обучения и соответствующая ей система дидактических принципов, элементы таких современных педагогических технологий как информационно-коммуникативные, групповые, технология уровневой дифференциации, личностно ориентированное обучение, проектная деятельность, принципы коммуникативной направленности, активности, межкультурной ориентированности.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Программа ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни. Она осуществляет:
Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности.
Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики.
Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе –самом себе.
Принцип целостности заключается в такой организации обучения, когда ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности.
Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС). Каждый ребенок идет по своей траектории ( идея Занкова), работа в зоне ближайшего развития учеников данного класса.
Взаимодействие ученика и учителя.
Принцип психологической комфортности (зона риска) предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества.
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта на основе заданного критерия.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
- создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
- развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
- развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
- развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
- развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
- развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
- развивать у учащихся исследовательские умения,
- познавательную и творческую активность;
- формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных занимательных задач.
Содержание рабочей программы (65 ч)
Логика 7ч.
Занимательные таблицы ( вставить недостающую фигуру в таблицу) |
Шарады с математическим содержанием |
Волшебные квадраты |
Магические квадраты |
Грамматические примеры |
Поиск закономерностей |
Смекалка для детей. 5ч.
Логические задачи со сказочным сюжетом |
Математический кроссворд |
Числовые ребусы, содержащие действия сложения и вычитания |
Решение нестандартных задач. 16 ч.
Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Забавная арифметика. 5ч
«Арифметические орешки». Числовые горизонтали с пустыми клетками |
Числовые горизонтали с заполненными клетками |
Задачи с одинаковыми цифрами. Задачи с единичками. Задачи с двойками, тройками, четвёрками, пятёрками и т. д. |
Математические лесенки |
Из истории математики. 3 ч.
Как появились цифры |
Как люди научились считать |
Интересные личности |
Олимпиадные задания 2 ч.
Комбинаторные задачи 15ч
Сравнение предметов. |
Последовательность событий |
Логически-поисковые задания |
Поиск закономерностей |
Геометрическая мозаика. 12ч
Геометрическая фигура.
Элементы геометрических фигур.
Моделирование геометрических фигур.
Задачи на построение.
Преобразование фигур.
Учебно-тематический план (65 ч)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Виды и формы контроля |
1 | Логика | 7ч. | Собеседования, тесты, практические работы |
2. | Смекалка для детей | 5ч. | Практические работы |
3. | Решение нестандартных задач | 16ч. | Собеседование, практическая работа |
4. | Забавная арифметика | 5ч. | собеседование |
5. | Из истории математики | 3ч. | собеседование |
6. | Олимпиадные задания | 2ч. | тесты |
7. | Комбинаторные задачи | 15ч. | Собеседование, практическая работа |
8. | Геометрическая мозаика | 12 | Проект |
Итого 65 ч. |
- Планируемые результаты
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В процессе изучения курса, учащиеся получат возможность развить свои способности, овладеть основными приемами и методами решения задач; научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать.
В результате освоения данной программы, обучающиеся должны знать:
- основные геометрические понятия: точка, прямая, луч, отрезок,
геометрические фигуры и их составные части;
- правила действий с натуральными числами;
- правила шифровки и чтения математических и числовых ребусов,
содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления;
- алгоритм разгадывания чайнвордов; кроссвордов; метаграмм,
- правила заполнения числовых горизонталей;
- правила построения высказывания и умозаключения;
- способы решения различных логических задач и нестандартных задач;
- некоторые сведения из истории математики.
По окончании изучения курса учащиеся должны уметь:
- определять тип логических задач и выбирать способы их решения;
- подмечать закономерности;
- делать индуктивные выводы (обобщение) на основе рассмотренных
случаев;
- проводить простейшие доказательства;
- выполнять действия по алгоритму;
- составлять алгоритм деятельности;
- разгадывать математические, числовые ребусы, содержащие четыре
математических действия;
- уметь строить на клеточной бумаге геометрические фигуры и
выполнять их преобразования;
- знать единицы измерения (в том числе устаревшие) и выполнять перевод
- из одних единиц в другие;
- знать названия компонентов действий и умение работать с ними;
В результате учебной деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Решение нестандартных и логических задач».
У ученика будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
У ученика могут быть сформированы:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Он осуществляется в виде выполнения практических упражнений, решения текстовых задач; помогает установить степень усвоения материала. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса. По результатам сформированности основных критериев решения задачи делается вывод о достижении необходимого уровня планируемых результатов.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- -вводный (проводится перед началом работы и предназначен для выявления и закрепления знаний, умений и навыков по данной дисциплине).
- -текущий (проводится в ходе учебного занятия для закрепления и контроля изучаемого материала)
- -рубежный (проводится после завершения изучения объёмной темы)
- -итоговый (проводится после завершения изучения учебной программы)
Предполагаемые формы контроля:
- итоговые тесты;
- собеседования;
- олимпиады
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы могут быть следующие:
- учебно-исследовательские конференции;
- участие в международных викторинах, конкурсах, фестивалях;
- участие в интеллектуальных марафонах;
- результаты индивидуальных побед и достижений в олимпиадах.
Литература и средства обучения
- Программа «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.
- Программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы", «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/
- Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа.2-4 классы-М. : Айрис- пресс,2008.
- Дробышев Ю.А.Олимпиады по математике:1-4 классы - М.: Первое сентября,2006.
- Зак А.З. «Интеллектика», «Интеллект - Центр», Москва, 2007г.
- Керова Г.В.Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. - М.:ВАКО,-2008.
- Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
- "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005..1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010г
- Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 224 с.
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Попу-лярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1 – 4 классах. – М.: Илекса, 2005. – 230 с.
- Лихтарников Л.М. Числовые ребусы и способы их решения. Для учащихся начальной школы. – СПб.: Лань, МИК, 1996. – 125 с.
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 77 с.
- Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. Пособие для начальной школы. – М.: «Омега», 1994. – 256 с.
- Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.
- Тонких А.П., Кравцова Т.П., Лысенко Е.А. и др. Логические игры и зада-чи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: 2Академия развития», 1997. – 240 с.
- Шиманская Г.С., Шиманский В.И. Логические игры и задачи. – Д.: Сталкер, 1997. – 448 с.
Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор
Интернет-ресурс
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
5 www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование курса «Решение нестандартных и логических задач» в 4е классе на 2020/2021 учебный год.
№ | Раздел. Тема | Кол-во часов | Планир. дата | Фактич. дата | Примечание |
Логика | 7ч. | ||||
1 | «Газета любознательных» | 1 | 14.09 | ||
2 | Шарады с математическим содержанием | 1 | 16.09 | ||
3 | Волшебные квадраты | 1 | 21.09 | ||
4 | Думай, считай, отгадывай. Логические задачи. | 1 | 23.09 | ||
5 | Магические квадраты | 1 | 28.09 | ||
6 | Грамматические примеры | 1 | 30.09 | ||
7 | Поиск закономерностей | 1 | 5.10 | ||
Смекалка для детей | 5ч. | ||||
8 | Логические задачи со сказочным сюжетом | 1 | 7.10 | ||
9 | Знакомство с числовыми мозаиками. | 1 | 12.10 | ||
10 | Математический кроссворд | 1 | 14.10 | ||
11 | Математические лабиринты. | 1 | 19.10 | ||
12 | Числовые ребусы, содержащие действия сложения и вычитания | 1 | 21.10 | ||
Решение нестандартных задач | 16ч. | ||||
13 | Запись условия в виде таблицы. | 1 | 2.11 | ||
14 | Задачи – шутки | 1 | 9.11 | ||
15 | Задачи в стихах. | 1 | 11.11 | ||
16 | Интересные приёмы устного счёта. | 1 | 16.11 | ||
17 | Работа с алгоритмами. Упражнения с числами. | 1 | 18.11 | ||
18 | Совершенствование умения решать задачи. Чертеж. | 1 | 23.11 | ||
19 | Обратные задачи. | 1 | 25.11 | ||
20 | Совершенствование умения решать задачи. Периметр прямоугольника. | 1 | 30.11 | ||
21 | Совершенствование умения решать задачи. Площадь прямоугольника. | 1 | 2.12 | ||
22 | Совершенствование умения решать задачи. Разностное сравнение. | 1 | 7.12 | ||
23 | Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи. | 1 | 9.12 | ||
24 | Совершенствование умения решать задачи. Деление на равные части. | 1 | 14.12 | ||
25 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | 16.12 | ||
26 | Задачи на определение массы и возраста | 1 | 21.12 | ||
27 | Математический лабиринт | 1 | 23.12 | ||
28 | Логические квадраты | 1 | 11.01 | ||
Забавная арифметика | 5ч. | ||||
29 | «Арифметические орешки». Числовые горизонтали с пустыми клетками | 1 | 13.01 | ||
30 | Числовые горизонтали с заполненными клетками | 1 | 18.01 | ||
31 | Упражнения с круглыми числами. | 1 | 20.01 | ||
32 | Задачи с одинаковыми цифрами. Задачи с единичками. Задачи с двойками, тройками, четвёрками, пятёрками и т. д. | 1 | 25.01 | ||
33 | Математические лесенки | 1 | 27.01 | ||
Из истории математики | 3ч. | ||||
34 | Как появились цифры | 1 | 1.02 | ||
35 | Как люди научились считать | 1 | 3.02 | ||
36 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | 8.02 | ||
Олимпиадные задания | 2ч. | ||||
37 | Решение задач математического конкурса «Кенгуру» | 1 | 10.02 | ||
38 | Разбор олимпиадных заданий. | 1 | 15.02 | ||
Комбинаторные задачи | 15ч. | ||||
39 | Сравнение предметов | 1 | 17.02 | ||
40 | Задания развивающего характера. Развитие памяти и внимания | 1 | 22.02 | ||
41 | Задачи с неполными данными, лишними нереальными данными. | 1 | 24.02 | ||
42 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | 1.03 | ||
43 | Составление схем, диаграмм | 1 | 3.03 | ||
44 | Последовательность событий | 1 | 10.03 | ||
45 | Логически-поисковые задания | 1 | 15.03 | ||
46 | Поиск закономерностей | 1 | 17.03 | ||
47 | Задачи повышенной трудности | 1 | 29.03 | ||
48 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | 31.03 | ||
49 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). | 1 | 5.04 | ||
50 | Задачи с несколькими решениями. | 1 | 7.04 | ||
51 | Графическое моделирование. Веселые задачи в стихах. | 1 | 12.04 | ||
52 | Математический КВН. | 1 | 14.04 | ||
53 | Знакомство с терминами. Включение в активный словарь детей алгебраических терминов | 1 | 19.04 | ||
Геометрическая мозаика. | 12 ч. | ||||
54 | Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. | 1 | 21.04 | ||
55 | Определяем расстояния между городом и селом | 1 | 26.04 | ||
56 | «Спичечный конструктор» | 1 | 28.04 | ||
57 | Построение конструкции по заданному образцу | 1 | 3.05 | ||
58 | Построение конструкции по заданному образцу. | 1 | 5.05 | ||
59 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | 1 | 10.05 | ||
60 | Занимательное моделирование. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар,куб. | 1 | 12.05 | ||
61 | Создание объемных фигур из развёрток. | 1 | 17.05 | ||
62 | Создание объемных фигур из развёрток. | 1 | 19.05 | ||
63 | Линейная, круговая, столбчатая диаграммы. | 1 | 24.05 | ||
64 | Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал» | 1 | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Решение нестандартных задач"
Рабочая программа факультатива "Решение нестандартных задач" включает пояснительную записку и тематическое планирование. Опробирована в 2013 - 2014 учебном году с учащимися 4 класса. Дети показали хор...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать логические задачи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «РЕШАЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» для обучающихся 2-х классов создана на основании рабочей тетрадь «Учимся реш...
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение логических задач"
Программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа дополнительного образования "Решение нестандартных и логических задач"
Рабочая программа дополнительного образования "Решение нестандартных и логических задач"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММЫ дополнительного образования «Информатика в играх и задачах»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей начальной школы (3-4 классы)Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах&ra...