Сопоставительный анализ литературного произведения и его интерпретации в аудиовизуальном виде искусства.
материал (4 класс) на тему
Одоевский Ф. "Мороз Иванович". Сцены с Рукодельницей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема :Сопоставительный анализ литературного / фольклорного произведения и его интерпретации в аудиовизуальном виде искусства.
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» . «Мороз Иванович» реж. И. Аксенчук, СССР , 1981 г.(эпизоды с Рукодельницей)
Сказку « Мороз Иванович» Владимир Федорович Одоевский написал в 1840 году. Это произведение «рождено» из русской народной сказки «Морозко». «Мороз Иванович» - мудрая сказка, рассказывающая о том, что труд и доброта всегда вознаграждаются, а лень и равнодушие ни к чему хорошему ни приводят.
Главный персонаж сказки- Рукодельница (с разг. – искусница в рукоделье). Одоевский характеризует её такими словами : «Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила». Она не только самостоятельная, но и весьма находчивая- с помощью бумаги, уголька и песка очищала воду. Постоянно за работой : « ..а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить..». И поэтому скучать ей было некогда «…о за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер - день прошел».
Однажды Рукодельница пошла за водой к колодцу, веревка оборвалась и ведро упало. Нянюшка Прасковья ( строгая и сердитая, она в сказке является отправителем) сказала: «- Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай».
Рукодельница спустилась в колодец (портал), и первое, что она увидела- это была печка, а в ней пирожок. Пирожок уже совсем поджарился и девочка не растерялась , вынула пирожок и с собой взяла. По своей душевной доброте, она и яблоки золотые с яблони стрясла.
Далее в сказке Рукодельница встречается с Морозом Ивановичем , но не пугается его, а наоборот угощает пирожком и яблочками. Мороз Иванович соглашается отдать ведерко, но при условии: «…только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже.»
За эти три ( три испытания- символическая цифра) дня героиня доказала, что она добросовестная, исполнительная , трудолюбивая ( взбивала Морозу Ивановичу перину, готовила еду, чинила одежду). По истечении трехдневного срока, Мороз Иванович отпустил Рукодельницу домой и вернул ей ведерко и одарил : «так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик - косыночку закалывать».
Советский режиссер И. Аксенчук снял одноименный мультфильм в 1981 году. Режиссер по- своему подошел к сказке «Мороз Иванович», но передал авторское видение произведения.
Уже с первого кадра мы окунаемся в сказку: титры оформлены в сказочном стиле, на заднем плане волшебный зимний лес . В самом начале мы видим отличие от сказки Одоевского- рассказчиком является сам Мороз Иванович и повествование идет в стихотворной форме.
В следующем кадре комната в русской избе с большой печкой. Главная героиня предстает перед нами в красивой, девочкой с большими выразительными глазами и с русой косой по имени Даша ( в сказке Одоевского -Рукодельница). Внешний вид, мимика, движения Даши и её голос вызывает в зрителе симпатию. Эпизод раннего утра построен так, что мы видим как Даша управляется по хозяйству – проворно топит печь, печет лепешки.
Отправителем в мультфильме ( в отличии от авторской сказки) является сам Мороз Иванович. И Даша попадает в колодец не по своей вине, она пытается помочь сестре. Кадры падения в колодец построены и смонтированы таким образом , что мы понимаем – Даша с сестрой оказались в волшебном мире ( ведерко само убегает от девочек, сказочный лес сверкает разноцветными огоньками, игрушки парят в воздухе). Мороз Иванович просто так не отдает ведерко, а заставляет за него послужить ( сходство с Одоевским).
Эпизоды , в которых Даша «хозяйничает», весьма динамичны. Все движения девочки быстрые и легкие. Можно с уверенностью сказать, что героиня выполнила все условия Мороза ,это видно по довольному лицу хозяина ( показано крупным планом ). За проделанную работу, девочка получает и награду (подарок не только для себя, но и для бабушки) . В конце мультфильма звучат слова : «По работе и награда » -они передают главную мысль, которую И. Аксенчук хотел довести до маленьких зрителей и эта концовка тесно связана по смыслу с концовкой сказки Одоевского.
Замечательно мультфильм оформлен и музыкально. Вначале мы слышим сказочный мелодичный «позывной», а затем уже легкую, веселую мелодию в русском народном стиле (деревянные ложки, балалайка), это уже вызывает веселое настроение. От эпизода к эпизоду музыка остается все в том же народном стиле , но её выразительность меняется. Например, полет в колодец, сопровождается « сказочными» нотками. В эпизоде «работы» Даши мы слышим «быстрые» ритмы, которые больше напоминают мелодии 80-годов. Большое количество в мультфильме и разных звуков (звук разбивающегося горшка, звук шагов, завывание ветра и т.д.).
Что касается цветовой гаммы мультфильма, то больше всего преобладает голубой цвет и цвет «зимы». Очень реалистичны кадры с падающими снежинками. Но герои весьма яркие, выразительные и выделяются на общем зимнее-сказочном фоне. Такие же очень красочные кадры убранства в избе и в тереме Мороза Ивановича.
Ритм событий в эпизодах с Дашей – довольно подвижный: работа по дому, в тереме. Голос, которым «наградил» режиссер Дашу, дополняет её образ . Манера говорить, тембр голоса, интонация – все это характеризует девочку с положительной стороны.
Ракурс всестороннее показывает действия в эпизодах - выразительная мимика, особенно, когда героиню показывают крупным планом ( удивление- цветы под периной, стеснение- получила подарок, волнение), движения (быстрые, точные), действия ( топит печь, замешивает тесто).
Проанализировав образ Рукодельницы в сказке В.Ф. Одоевского и эпизоды с Дашей в мультфильме И. Аксенчука, можно сказать , что автор и режиссер довольно близко передали образ главной героини. Эти два произведения литератры и аудиовизуального искусства взаимодополняют друг друга. Посмотрев мультфильм и прочитав сказку у дети лучше поймут её нравственный смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи
В статье предложен конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова....
Сопоставительный анализ раздела «Обучение грамоте» в программе «Школа России» и программе «Начальная школа ХХI века».
В статье представлен сравнительный анализ раздела "Обучение грамоте" в разных программах, методическое обечспечение, предъявление звуко-букв, УУД, способы реализации звукового аналитического - синтети...
Сопоставительный анализ программ по русскому языку по теме «Состав слова» в начальной школе.
Сравнение программ по русскому языку по теме " Морфемика" .УМК "гармония"," Школа России",2перспектива2...
Сопоставительный анализ программ по русскому языку по теме «Состав слова» в начальной школе.
Сравнителный анализ программ по теме " морфемика" : УМК " Гармония","Школа России"," Перспектива"...
Использование различных спсобов анализа организации,передачи и интерпретации информации и при подготовке ВПР по окр.мир
Материалы были представлены на ГМО учителей начальных классов...
Сопоставительный анализ произведений как прием изучения художественного текста
Формирование всесторонне развитой, гуманистически направленной личности – важная задача, стоящая перед современной начальной школой. В основе Федерального государственного образовательного станд...
Сравнительно-сопоставительный анализ элементов УНТ русского и тувинского народов
Сравнительно-сопоставительный анализ элементов УНТ русского и тувинского народов....