Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
материал на тему
Творческая работа "Новые возможности для творчества в образовательном процессе". Данная работа была представлена на конкурсе "Учитель года - 2016". Номинация "Педагогический дебют".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая работа "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17 ст. Новомарьевской»
Конкурс «Учитель года-2016»
Номинация «Педагогический дебют»
Творческая работа
«Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
Пудченко Ольги Васильевны,
учителя начальных классов
2015-2016 уч.год
Новые возможности для творчества в образовательном процессе.
Творчество. Оригинальность и нестандартность мысли. Наверное, не ошибусь, если скажу, что в любые времена именно эти качества дети хотят видеть в своем учителе. Человек, выбравший профессию педагога, несомненно, предполагает, что сама профессия обязывает всегда быть креативным, мобильным, меняться вместе с изменением образовательного процесса, требований.
Как-то на одном из занятий на курсах по переподготовке специалистов нам предложено было ответить на вопрос: «Какой учитель добьется больше: тот, который весь урок с мелом в руках объясняет новую тему или тот, кто в течение урока демонстрирует компьютерную презентацию, сопровождая ее разнообразными примерами?» Мы долго спорили, кто-то говорил, что традиционное обучение тоже имеет свои плюсы, кто-то пытался доказать, что в настоящее время без информационных технологий не обойтись, и все должны ими владеть. А потом нам раскрыли простую истину, сказав: «На каждом уроке вы должны создать такую ситуацию, чтобы учащиеся делали то же, что делали сейчас вы: спорили, дискутировали, решали проблему, искали …» А ведь, действительно, невозможно достичь нового качества образования, не будучи творческим, не применяя новые формы и методы, которые способствуют пробуждению творчества в наших учениках. А развить творчество учащихся может только творческий учитель.
В современном обществе в период модернизации, инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность нестандартно мыслить. Выполнить требования ФГОС и не быть при этом творческим невозможно. Всегда необходимо помнить о тех конечных результатах, к которым мы идем, воспитывая Человека, о требованиях, предъявляемых на современном этапе.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её
реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроках и занятиях является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия, где игра служит эмоциональным фоном. На занятиях используются дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы. Материал преподносится в необычной форме: круглый стол, диспут-игра, урок-путешествие, ток-шоу, урок-исследование и т.п.
Подготовка таких занятий требует много времени и усилий. В школе уже становится невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал? На помощь приходит компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света. Компьютер является одним из современных средств обучения и воспитания обладающим уникальными возможностями. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественно с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Использование ИКТ на занятиях позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.
Что такое педагогическая деятельность? Это проявление постоянного разностороннего творчества. А творчество – это всё, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и ободряет» (Н. Рерих) Цель педагогики творчества: формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности. В современном образовательном процессе основа творчества учителя, его новые возможности для реализации своего творческого потенциала – это информационно-коммуникативные технологии.
Приход новых информационных технологий и коммуникаций в учебный мир, появляется из новых парадигм в обучении. На самом деле они обращаются к отношению учитель-ученик, добавляя новых посредников: компьютер и новые технологии. Такая «добавка» предполагает сразу, что педагоги будут чувствовать себя комфортно с новыми информационными технологиями и коммуникациями и что обучающиеся будут мотивированы по отношению к новому обучению. Внедрение новых технологий не только заставляет размышлять над вопросами: «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и привносит еще один вопрос: «Как учить результативно?».
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основных задач:
- развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
- развития критического и творческого мышления.
Современные информационные и коммуникационные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества учителя.
Моя работа - это любимый способ самовыражения, самоотдачи и творчества. Благодаря своей работе я всегда нахожусь среди людей, которые нужны мне и которым нужна я. Мои ученики - это мои товарищи, доверившие мне частичку своей судьбы. Я очень люблю школу, в которой работаю, искренне, с уважением отношусь к своим коллегам. Надеюсь и верю, что у моей профессии большое будущее.
Литература:
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 112.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Новые возможности для творчества в образовательном процессе". Конспект урока русского языка 3 класс
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний о правописании Ъ и Ь знака" в 3 классе. Файл содержит презентацию к уроку....
«Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
В данной работе описано применение метода имитационного моделирования на уроках иностранного языка в начальной школе....
Творческая работа на тему :Новые возможности для творчества в образовательном процессе
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА...
Творческая работа "Новые возможности для творчества в образовательном процессе"
«Новые возможности для творчества в образовательном процессе» Работа - лучший способнаслаждаться жизньюИ. Кант Как и все выпускники школ, я тоже когда-то задумывалась над ...
Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
Творческая работа по теме «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»...
Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
Творческая работа«Новые возможности для творчества вобразовательном процессе»...
Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
laquo;Новые возможности для творчества в образовательном процессе»...