Развитие нравственных качеств младших школьников
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Развитие нравственных качеств младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_nravstvennyh_kachestv_mladshih_shkolnikov.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие нравственных качеств младших школьников
Нравственное воспитание малоэффективно,
если в нем не пробуждаются и не возрастают
обостренная совесть и стыд.
Схимитрополит Ювеналий
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в нашей школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, ролевые игры, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Хочется поделиться опытом проведения классного часа. Его тема — “Мир человеческих отношений”. Форма его проведения – заседание клуба знатоков “Что? Где? Когда?”.
На классной доске был помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы были даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета.
Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно обсуждают и находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержались задания такого типа:
Задание 1
Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.
-Что вы можете сказать о таких мальчиках?
Задание 2
В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.
-Как должна была поступить Оля?
Задание 3
Рома постоянно дергал Зину за косички. Она сердилась и старалась его стукнуть.
-Что можно посоветовать Роме и Зине?
Задание 4
Надя ни за что не хотела сидеть с Алешей за одной партой. Что мог чувствовать Алеша?
-Права ли Надя?
Задание 5
Коля и Паша шли по улице. Коля поскользнулся и плюхнулся на землю. Паша засмеялся и сказал: "Ну, как посадка прошла?" Коля обиделся и ушел. Что плохого сказал Паша? Объясни, как мальчикам надо поступить, чтобы снова быть вместе?
Задание 6
Витя и Дима учились в одном классе, но не были друзьями. Дима был маленьким по росту, спокойным, не любил шумные игры. Витя, втихаря, чтобы не знала учительница, обзывал Диму и смеялся над ним. Дима сначала молча терпел, а потом стал обзываться на Витю сам. Но Витя не прекращал, и Дима не знал, что ему делать.
Помогите ребятам разрешить эту ситуацию.
Задание 7
Скажите доброе слово своему соседу по парте. Начни такими словами:
Мне нравится в тебе:
Мне нравится в тебе, что ты:
Я одобряю тебя за то: Меня радует, что ты:
После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ.
Ребята сравнивали мнение совы со своим мнением, приходили к общему решению.
Еще прошёл урок познания мира по теме:
«Суд над хищными, ядовитыми, страшными, противными»
в виде ролевой игры, где ребята выступали в ролях:
«ПРИСЯЖНЫЙ ЗАСЕДАТЕЛЬ», «ЗАЩИТА», «ОБВИНИТЕЛЬ» , «СУДЬЯ»
Ход урока:
I.Вступление ведущего:
- Всем встать! Суд идёт! Садитесь!
Здравствуйте, уважаемый суд, господа присяжные заседатели, защита, обвинение, уважаемые гости. Слушается дело «Люди против акулы, змеи, паука, жабы, летучей мыши», которые обвиняются за свой хищный нрав, нанесение вреда животным и человеку, за коварство, ядовитость, неприятную внешность.
По каждому делу будут заслушаны обвинение и защита. Сторонам разрешается вызывать свидетелей и брать помощь зала. Ввиду бессловесности обвиняемых, разрешается гостям отвечать за них.
II. Дело № 1 « Люди против акулы».
Обвинение: Слово «акула» рыбаки и моряки произносят с ненавистью. Акулы распугивают и уничтожают рыбу, часто нападают на лодки и на человека. Всем известна кровожадность и жестокость акул. Обвинение вызывает свидетеля:
Свидетель обвинения: Нападают акулы стаями.. Эти кровожадные существа не оставляют своей жертве никакого шанса спастись и в считанные секунды разрывают её на части. Про обжорство этих рыб ходят легенды. В желудках у пойманных акул находили бутылки, железные детали, куски дерева, части машин и кораблей, даже бомбу(!), части человеческих скелетов.
Обвинитель: Я призываю суд и присяжных вынести акуле суровый приговор. Таким существам нет места на планете! Спасибо!
Защита: Я хочу встать на защиту акулы. Не все акулы – хищники. Из 170 видов большинство питается медузами и червями. Вызываются свидетели.
Свидетель защиты: 1)Многие истории про кровожадность акул просто выдумки. Придумывают их создатели фильмов ужасов. Людей пугает её вид и размеры. Но акулы редко нападают на человека.
2)Акулы – санитары морей и океанов. Они поедают мёртвых животных, истребляют слабых и больных. Представьте, что станет с морями и океанами, если вся эта падаль начнёт разлагаться, отравляя воду и распространяя болезни?..
Защита: Я прошу оправдать мою подзащитную, беречь и охранять её. Она сама страдает от человека, ведь её истребляют из-за целебной печени, скелета. Спасибо!
III.Дело №2 «Люди против змеи»
В конце такой игры дети высказывали свое мнение, подводили итог. В ходе самой игры высказывали мнение и зрители.
Такая форма проведения разнообразит традиционные классные часы и уроки.
Результативность работы по нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам.
Воздействие на человека с целью формирования у него нравственных качеств – тема, которую изучают учёные уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и о моральном поведении человека. Вопрос остался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
В начальной школе закладывается только фундамент нравственных представлений об окружающей жизни.
Содержание нравственного воспитания включает в себя воспитание любви к Родине, доброжелательного, чуткого и отзывчивого отношения к окружающим. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма и интернационализма, сочетание общественных и личных интересов.
Источники
1.http://www.scienceforum.ru/2013/270/3259
2. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00084358_0.html
3. http://kontrosha.net/67551291198813_a.html
4. http://pedsovet.su/publ/70-1-0-1746
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
Формирование нравственных качеств младших школьников на гуманистических народных традициях.
Доклад на педсовете....
Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников.
По требованиям ФГОС очень актуальна тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное воспитание, социальное, личностное, интеллектуальное развитие. Данный проект сопровождения реб...
Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...
Статья "Возможности уроков риторики в развитии коммуникативно-нравственных качеств младших школьников"
Для дете младшего школьного возраста...
Исследовательская работа «Использование приемов риторизации для развития коммуникативно-нравственных качеств младших школьников»
Приемы, которые педагог может использовать для своей работы...