Интегрированный урок по предмету : речевая практика в 1 классе на тему " В мире профессий"
план-конспект урока (1 класс) по теме
Цель: формирование продуктивного опыта учащихся начальных классов на пропедевтическом этапе знакомства с профессиями.
Задачи:
1. Обучающие: ознакомление младших школьников с миром профессий; познакомить учащихся с основными орудиями труда разных профессий.
2. Коррекционно- развивающие:
· развитие осмысленного запоминания нового материала;
· развитие дифференцированного восприятия, умения обобщать и классифицировать;
· совершенствование когнитивных процессов ( памяти, внимания, мышления);
· воспитание правильной речи у детей.
3. Воспитательные:
· осознание ценностей и важностей профессий и современного мира в целом;
· формирование социально-ценностного отношения школьников к трудовой деятельности, значимости труда и выбора профессии в жизни человека и общества.
Оборудование: демонстрационный материал, костюмы и атрибуты для театрализации, предметные картинки, оборудование для игры "Поле чудес", набор загадок ,ноутбук для музыкального сопровождения, картинки с заданиями, жетоны трёх цветов, выставка детских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_professiy.integrirov_urok.docx | 117.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ"
Кафедра специального и инклюзивного образования
Открытый интегрированный урок по предмету:
речевая практика в 1 классе
"В мире профессий"
в рамках регионального проблемно-тематического семинара
"Направленность работы общеобразовательной организации на социализацию и профессиональное самоопределение обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
подготовили учителя
МАОУ "Яхромская общеобразовательная
школа-интернат для обучающихся с ОВЗ",
городского поселения Яхрома
Алёша С.В., Наконечная Е.В.,
учитель-логопед Хмелёва Т.А.
15.03.2017
Интегрированный урок по предмету : речевая практика в 1 классе на тему
" В мире профессий"
Цель: формирование продуктивного опыта учащихся начальных классов на пропедевтическом этапе знакомства с профессиями.
Задачи:
1. Обучающие: ознакомление младших школьников с миром профессий; познакомить учащихся с основными орудиями труда разных профессий.
2. Коррекционно- развивающие:
- развитие осмысленного запоминания нового материала;
- развитие дифференцированного восприятия, умения обобщать и классифицировать;
- совершенствование когнитивных процессов ( памяти, внимания, мышления);
- воспитание правильной речи у детей.
3. Воспитательные:
- осознание ценностей и важностей профессий и современного мира в целом;
- формирование социально-ценностного отношения школьников к трудовой деятельности, значимости труда и выбора профессии в жизни человека и общества.
Оборудование: демонстрационный материал, костюмы и атрибуты для театрализации, предметные картинки, оборудование для игры "Поле чудес", набор загадок ,ноутбук для музыкального сопровождения, картинки с заданиями, жетоны трёх цветов, выставка детских работ.
Этапы занятия.
1.Организационный момент.
Дидактическая задача: Обеспечение рабочей обстановки. Психологическая подготовка учащихся.
Здравствуйте уважаемые гости ! Мы рады видеть вас на нашем уроке.
Дорогие ребята! Я прочитаю вам отрывок из стихотворения Михаила Ножкина "Дело было вечером", а вы подумайте и предположите о чем сегодня пойдет речь на уроке.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Петя пел, Борис молчал,
А Сергей ногой качал,
Мила в зеркальце глядела,
Таня просто так сидела,
Николай ловил осу,
Юра ковырял в носу.
И сказал ребятам Петя:
"Мы пока что с вами дети,
Но когда пройдут года-
Кем же станем мы тогда?"
( Ответы детей).
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Постановка учебной задачи.
Дидактическая задача: Организовать и целенаправить деятельность учащихся. Постепенный логический переход к введению новой информации.
Мы с вами живем в красивой, богатой стране. Как она называется? (Россия).Кто же делает нашу страну богатой и красивой? (Люди).
Во всех городах и селах нашей страны трудятся люди. От их труда зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.
На сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или у него «золотые руки».
Кем ты станешь, малыш,ты не знаешь, но прошу я тебя учесть:
«Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь»
- Этап усвоения новых знаний. Решение учебной задачи.
Дидактическая задача: ознакомление детей с миром профессий, развитие связной речи, закрепление умения отвечать на вопросы полными предложениями.
1)Выставляются картинки с изображением людей различных профессий. ( Беседа по картинкам).
- Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображен на этих картинках? (Люди труда, люди разных профессий).
- А кем бы вы хотели стать, когда вырастите?(ответы ребят).
-Что нужно для приобретения профессии?( хорошо учиться, быть любознательными, любить трудиться...)
- А чему вы уже научились на уроках, что вы умеете делать?(умеем рисовать, вырезать, клеить ,конструировать, лепить и т. д.).
-О профессиях написано много стихов.
2)Чтение стихотворения: " Чем пахнут ремесла?" Д .Родари.
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
3) Гости-третьеклассники.
Дидактическая задача: соблюдение преемственности в работе, расширение знаний детей о профессии врача, повара, пожарного.
- К нам в гости пришли ваши старшие друзья, ученики 3 класса. Они вас познакомят с интересными и нужными профессиями.
Ученик (в костюме повара) .
Очень вкусно пахнет повар,
Бел, румян, красив всегда.
У него всегда готова
Очень вкусная еда:
И котлеты , и ватрушки,
Просто борщ или бульон.
Даже, может, бегемота
Накормить сумеет он.
Учитель: А если порежете пальчик или пораните ногу?
Идете в пункт медицинской помощи. Там вас встретят врачи и медсестры. Врач лечит людей, маленьких и больших. Это очень трудная и очень древняя профессия. В старину врачей считали волшебниками. Здоровье - это самое дорогое, что дано человеку природой. Каждый человек должен беречь свое здоровье. А врачи нам в этом помогают. Врачи - это очень добрые люди.
Ученик (в костюме врача и с чемоданчиком) .
Простудился мальчик Шура.
Поднялась температура.
У него неважный вид...
И на помощь врач спешит.
Чтобы снять температуру
Доктор выпишет микстуру.
Улыбнется: «Будь здоров!»
Нам никак без докторов!
Говорю серьезно вам:
— Честь и слава докторам!
Учитель:
Что случилось, что за крик- это дом жилой горит!
Кто поможет, звать кого? Конечно же Пожарного!
Ученик (в костюме пожарного).
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.
Вой пронзительной сирены
Может оглушить,
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
Ведь с огнём бороться будем
Смело день и ночь!
4)Расширение представлений о профессии слесаря.
Дидактическая задача: ознакомление учащихся с профессиями, изучаемыми в школе.
Выступление старшеклассника – рассказывает о профессии слесаря и демонстрирует слесарные инструменты.
5)Расширение знаний по теме "Инструменты".
Дидактическая задача: закрепление обобщающих понятий по теме "Инструменты".
Беседа об инструментах и их применении в профессиях.
6)Музыкальная тематическая физкультминутка.
Дидактическая задача: через игровой материал создать условия для расслабления мышц и осмысление значимости учебного материала, развитие координации речи с движениями.
Музыкальная пауза: под мелодию песни «Если с другом вышел в путь»
Ну-ка, дайте нам продукты (кладут ладошка на ладошку)
Мясо, яйца, сухофрукты (загибают пальчики)
И получится тогда
Очень вкусная еда. (гладят по животику)
На педаль нажали смело (имитируют нажим на педаль)
Посмотрели вправо, влево (поворачивают голову)
И поехали вперед
К тем, кто нас, конечно, ждет (едут по кругу, держа в руках воображаемый руль)
Быстро голову помыли (имитируют мытье головы шампунем)
Расчесали, посушили (сначала пальцами рук расчесывают голову, потом поглаживают)
Взяли ножницы, расческу (показывают пальцами рук ножницы и расческу)
Вот и сделали прическу (руки в стороны, как бы красуясь).
- Этап закрепления новых знаний.
Содержание этапа: закрепление и осмысление новых знаний и умений. Проверка понимания новых понятий. Закрепление нового материала на основе применения его на практике, в нестандартных ситуациях.
Дидактическая задача: коррекция мыслительной и речевой деятельности; формирование умения выражать свои мысли об увиденном.
1) Инсценировка стихотворения С. Михалкова " Про Мимозу."
Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трех подушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки
Кипяченою водой?
Это, верно, дряхлый дед
Ста четырнадцати лет?
Нет.
Кто, набив пирожным рот,
Говорит:
— А где компот?
Дайте то,
Подайте это,
Сделайте наоборот!
Это, верно, инвалид
Говорит?
Нет.
Кто же это?
Почему?
Тащат валенки ему,
Меховые рукавицы,
Чтобы мог он руки греть,
Чтоб не мог он простудиться
И от гриппа умереть,
Если солнце светит с неба
Если снег полгода не был?
Может, он на полюс едет,
Где во льдах живут медведи?
Нет.
Хорошенько посмотрите —
Это просто мальчик Витя,
Мамин Витя,
Папин Витя
Из квартиры номер шесть.
Это он лежит в кровати
С одеялами на вате,
Кроме плюшек и пирожных,
Ничего не хочет есть.
Почему?
А потому,
Что только он глаза откроет,
Ставят градусник ему,
Обувают,
Одевают
И всегда, в любом часу,
Что попросит — то несут.
Если утром сладок сон —
Целый день в кровати он.
Если в тучах небосклон —
Целый день в галошах он.
Почему?
А потому,
Что все прощается ему,
И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб лежать за пулеметом,
Управлять грузовиком.
Он растет, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду.
2) Песня "Без труда не вытащить и рыбку из пруда..." в исполнении Виктора Рыбина.
Дидактическая задача: через слова песни воспитывать любовь к труду, чувство ритма, развитие музыкального слуха.
3). Сценка с сапожником.
Дидактическая задача: формирование интереса к театральным играм, расширение игрового опыта детей, развитие творческой деятельности ребенка, двигательной активности; умение адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики.
Учитель: Ну а об этой профессии мы будем не рассказывать, а показывать.
Оборудование: стульчик, табурет, молоток, шило, большая игла с ниткой, тюбик с клеем, фартук, пара туфель, кроссовки, другая обувь.
Сапожник в фартуке сидит на стуле, рядом – табурет, на котором разложены инструменты. Сапожник стучит молоточком по туфле.
Ведущий :
Молоточком тук-тук-тук!
Целый день под этот стук
Всех сапожник удивляет
Мастерством умелых рук.
(Появляется Даша с туфлями в руках.)
Вот к нему примчалась Даша.
Даша:
Мои туфли просят каши.
Вы скорей их посмотрите,
Если можно, почините.
Ведущий (подходит к сапожнику, заглядывает через плечо, наблюдает за тем, что тот делает) :
Мастер в руки туфли взял,
Молоточком постучал.
Здесь зашил и там подклеил
И обратно их отдал.
Даша ( получив туфли, ахает, прижимает их к себе и убегает):
Туфли просто не узнать,
Хоть на праздник надевать!
Ведущий:
Прихромал затем друг Вовка,
На ногах одна кроссовка.
Появляется Вовка в одной кроссовке. Ведущий со смехом показывает на босую ногу.
Вовка:
Очень я люблю футбол,
Только мне удался гол,
Как подмётка отвалилась,
Еле к вам сюда дошёл.
(Подаёт кроссовку Сапожнику, наблюдает за починкой.)
Ведущий:
Что ж поможет он и Вовке.
Сапожник( протягивает кроссовки Вовке):
Получай свои кроссовки,
Поскорей их надевай,
Аккуратней впредь играй!
(К Сапожнику подходят другие дети, отдают ему обувь по очереди, уходят.)
Так народ весь день идёт,
Обувь разную несёт:
Туфли, сапоги, ботинки –
Ведущий:
Нет у мастера заминки.
(Опять заглядывает Сапожнику через плечо.)
Режет, клеит, зашивает,
Снова всех он обувает.
4) Игра "Поле чудес". (Ученик вращает барабан, выпадает номер, который совпадает с картинкой изображающей профессию человека и инструменты, принадлежащие этой профессии. Ребенок называет профессию человека и инструменты, которые используются в той или иной профессии.)
Дидактическая задача. Закрепить в памяти детей те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Выработка соответствующих навыков и умений.
5) Игра «Доскажи словечко».
Дидактическая задача : развитие ориентации в окружающем мире и в социальных отношениях между людьми.
Учитель читает начало предложения, дети заканчивают в рифму, добавляя слово-название профессии.
В школе учит нас (учитель,)
А дворец возвёл (строитель,)
Вам лекарство даст … (аптекарь,)
Почитать (библиотекарь,)
Вам укол назначит… (врач,)
Скрипку в руки взял… (скрипач,)
Самолётом правит (лётчик,)
Трактор водит… (тракторист,)
Электричку – … (машинист,)
В доме свет провёл… (монтёр,)
В жаркой кузнице – … (кузнец,)
Кто всё знает – молодец.
6) Загадки.
Дидактическая задача: реализация полученных знаний о названиях и содержании профессий.
а).Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи... (портниха).
б).Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
Как лечиться, знает...(врач).
в). Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр
Мебель делает ...(столяр).
г).На посту своём стоит,
За порядком он следит.
Строгий смелый офицер.
Кто он...(милиционер).
д). На посту он в снег и в зной
Охраняет наш покой.
Человек присяге верный
Называется... (военный).
е). Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки,
И набойки на каблук
— Тоже дело этих рук. (Сапожник.)
ж).Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня ... (воспитатель).
з).С белым мелом и указкой
Он проводит нам урок!
Так рассказывает классно
Наш любимый ...(педагог).
3.Подведение итогов. Рефлексия.
Дидактическая задача: озвучить, чему учились, какие знания и умения помогли выполнить задания, какие задания были трудными, над чем следует поработать, как работала группа, как работал каждый.
Я хочу закончить наш урок таким стихотворением:
Чему первым делом
Научится кошка?
- Хватать!
Чему первым делом научится птица?
- Летать.
Чему первым делом научится школьник?
- Читать.
Котенок вырастет кошкой
Такой же как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую же как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают
И даже их мамы и папы не знают
Кем станут, кем вырастут дети.
Литература.
1. Д. Родари. "Чем пахнут ремёсла?"
2.М. Ножкин. Дело было вечером".
3.С. Михалков. "Про мимозу".
4.В. Берестов. "Кто чему научится".
5. Песня в исполнении В. Рыбина. "Без труда не вытащить и рыбку из пруда".(минусовка).
6.Загадки о профессиях.
7. Л. Куклин. "О профессиях".Сборник стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету " Речевая практика" 4 класс. Тема" ПОЗДРАВЛЯЕМ, УЛАН-УДЭ!"
Разработка урока, посвященная 355 летию города Улан-Удэ. ...
Конспект урока по предмету Речевая практика 2 класс . Тема урока " С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ! "
Конспект урока " С днем рождения!" составлен для обучающихся 2 класса ( вариант 1, вариант 8.3)...
Урок по предмету Речевая практика в 3б классе Тема: «Отправляемся в магазин за покупками»
урока по предмету Речевая практика в 3б классеТема: Урок систематизации знаний «Отправляемся в магазин за покупками»...
Технологическая карта урока по предмету "Речевая практика"
Урок систематизации знаний "Отправляемся в магазин за покупками"...
Конспект урока по предмету "Речевая практика" на тему "Зимняя прогулка"
Тема: «Зимняя прогулка» Урок 2Цель: Закрепить знания по теме "Зима", составить рассказ по картинке, сконструировать диалог.Задачи:Учить строить высказывание, содержащее просьбу.З...
План-конспект урока по предмету речевая практика с учеником индивидуального обучения в 3 классе «Обобщение по теме: Строение тела человека. Гигиена тела».
Урок по речевой практике проводился с учеником з класса, находящегося на индивидуальном обучении.Тип урока: обобщения и систематизации знаний.Тема: Обобщение и повторение по теме « Строение тела...
.Конспект урока по предмету речевая практика во 2 классе.Тема: Коллективное рассказывание сказки “Теремок” с опорой на картинки.
Конспект урока по предмету речевая практика во 2 классе.Тема: Коллективное рассказывание сказки “Теремок” с опорой на картинки....