Считай,смекай, отгадывай
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
«Считай, смекай, отгадывай»
Срок реализации: 1 год
Рассчитана на детей 7-9 лет
Ведерникова Оксана Александровна
Учитель начальных классов
г. Вязьма
«...Только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развития»
Л.В. Выготский
Пояснительная записка
Математический кружок – это самодеятельное объединение обучающихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать, и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Цель: Создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей
Задачи:
Обучающие:
1. формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
2. формировать общеинтеллектуальные умения;
3. формировать учебную мотивацию;
4. учить изображать простые геометрические формы.
Развивающие:
1. развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
2 развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
3. развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей;
4. развивать критическое отношение к своим и чужим суждениям.
Воспитательные:
1. воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
2. воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества
Методы обучения:
- взаимодействие;
- поощрение;
- наблюдение;
- коллективная работа;
- метод создания игровых ситуаций;
- поисковый;
- метод моделирования и конструирования.
Технологии:
- педагогика сотрудничества;
- информационные;
- личностно-ориентированного развития.
Приемы:
·- анализ и синтез;
·- сравнение;
·- классификация;
·- аналогия;
·- обобщение.
Форма организации деятельности:
Индивидуальная, групповая, коллективная.
Формы занятий:
Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки.
Техническое оснащение и дидактический материал:
- Рабочая тетрадь (48 листов)
- Простой карандаш
- Ручка
- Цветные карандаши
- Цветная бумага
- Клей ПВА
- Ножницы
Организационно-педагогические основы обучения:
Кружок постоянного состава
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу
Количество часов в год: 34
Место проведения занятий: учебный кабинет
Массовые мероприятия.
Планируется участие детей в школьном туре олимпиады по математике, всероссийском математическом конкурсе «Кенгуру», а также выпуск математических газет для обучающихся начальной школы.
Работа с родителями
Планируется присутствие родителей на учебных занятиях, а также на мероприятиях в кружке.
Программа предусматривает беседы с родителями, консультации по вопросам, интересующим их, знакомство с литературой по педагогике, психологии.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Всего часов | Теория | Практика | Содержание работы |
1 | Вводное занятие: «Математика-царица наук» Беседа-инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ, антитерроризму. Организационное занятие | 1ч | 1ч | Проведение инструктажа по ТБ, по ППД, ППБ, антитерроризму. Ознакомление обучающихся с: 1) целями и задачами кружка 2) планом работы кружка, 3) необходимыми принадлежностями для работы | |
2 | Математические игры | 1ч | 1ч | Задания: «Проведи аналогию», «Составь анаграмму» игра «Шифровальщик», творческое задание «Дорисуй по клеткам» Конкурс на лучший рисунок | |
3 | Математические ребусы | 1ч | 1ч | Составление и разгадывание математических ребусов. Конкурс на лучший ребус; задания: «Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово», «Найди слова в слове» | |
4 | Математические загадки | 1ч | 1ч | Разгадывание математических загадок, игра «Шифровальщик», задания на развитие внимания и проведения аналогий. Конкурс на лучшего интеллектуала по математическим загадкам | |
5 | Выпуск математической газеты «Эврика 1» | 2ч | 1ч | 1ч | Сбор математических заданий и оформление их в газете. Творческая работа |
6 | Математическая викторина | 1ч | 1ч | «Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеткам» | |
7 | Занимательная геометрия | 2ч | 0,5ч | 1,5ч | Конструирование предметов на плоскости из геометрических фигур (дети составляют аппликации фигур животных, птиц, растений, предметов быта). Беседа «ТБ с инструментами и материалом» Оформление выставки |
8 | Решение задач в стихах | 1ч | 1ч | Решение задач в стихах. Упражнения: «Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание» | |
9 | Задачи на развитие смекалки | 1ч | 1ч | Упражнения» Тренируй внимание», «Развивай быстроту реакции», «Проведи аналогию», «Найди общее название» | |
10 | Конкурс «Считай, смекай, отгадывай!» | 1ч | 1ч | Задания: «Развивай внимание», «Тренируй логическое мышление», «Шифровальщик», «Нарисуй по клеткам», «продолжи числовой ряд», «Развивай внимание» | |
11 | Выпуск математической газеты «Эврика 2» | 2ч | 1ч | 1ч | Сбор математических заданий и оформление их в газете |
12 | Проекты «Математические кроссворды» | 5ч | 1ч | 4ч | Составление математических кроссвордов на бумаге и оформление лучших работ в презентации. Корректировка действий по составлению презентаций. Защита проектов и их отгадывание |
13 | Великие математики | 1ч | 1ч | Презентация «Великие математики (Архимед, Пифагор и др.) Работа со словарём, энциклопедией. | |
14 | Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. | 1ч | 1ч | Упражнения «Восстанови слово», «Найди слова в строчках», «Восстанови рассказ», «Составь слова»; игра Быстрый счетовод» | |
15 | Решение логических задач | 1ч | 1ч | Решение нестандартных математических задач | |
16 | Математическая олимпиада | 1ч | 1ч | Решение заданий повышенной сложности | |
17 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи | 1ч | 0,5ч | 0,5ч | Знакомство иероглифической системой древних египтян. Составление детьми своей системы иероглифов. Кодирование и расшифровывание информации. |
18 | Римские цифры. Упражнения, игры, задачи | 1ч | 0,5ч | О,5ч | Знакомство с римскими цифрами. Решение занимательных упражнений |
19 | Разгадывание информации, передаваемую в логарифмах | 1ч | 0,5ч | 0,5ч | Формировать умения разгадывать информацию, передаваемую в логарифмах. |
20 | Решение математических упражнений, игры, решение логических задач | 2ч | 2ч | Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, решение нестандартных задач | |
21 | Международная игра «Кенгуру» | 1ч | 1ч | Решение нестандартных математических заданий | |
22 | Диагностика | 1ч | 0,5ч | 0,5ч | Проведение диагностики |
23 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | 2ч | 0,5ч | 1,5ч | Творческая работа |
24 | Подготовка постановки математической сказки | 1ч | 1ч | Распределение ролей, репетиция математической сказки | |
25 | Итоговая аттестация: Сказка «Путешествие в страну Математику» или математический КВН | 1ч | 1ч | Награждение лучших математиков грамотами. Творческий отчёт: математическая сказка и интеллектуальная игра КВН | |
Итого | 34 | 10,5ч | 23,5ч |
Планируемые результаты
Занятия в кружке должны помочь обучающимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь овладеть способами исследовательской деятельности;
- сформировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности обучающимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
- решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- проведение и успешное участие в математических соревнованиях.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
-умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;
-представление об основных моральных нормах
Обучающийся получит возможность для формирования:
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им
Регулятивные универсальные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством педагога;
– анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
– различать способы и результат действия;
– адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
– прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
– проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Коммуникативные универсальные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в совместной работе коллектива;
– вести диалог, работая в парах, группах;
– допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;
– координировать свои действия с действиями партнёров;
– корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
– задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль совместных действий;
– совершенствовать математическую речь;
– высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;
Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
– принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;
- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
– строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
– различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Способы отслеживания результативности обучения
Результативность работы планируется отслеживать в течение учебного года на занятиях путём педагогического наблюдения (развитие каждого обучающегося)
Формы контроля:
Основные формы проверки знаний:
- тестирование;
- личная олимпиада;
- математические соревнования
Итоговый контроль предлагает итоговое занятие. Конкурс-смотр на лучшую тетрадь, сделать выставку
Критерии оценивания:
В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники.
Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то закрашивает прямоугольник зелёным цветом.
Если сомневается в правильности решения – красным
При оценивании занятия учителем:
Задание выполнено, верно – прямоугольник также закрашивается зелёным
Задание выполнено с ошибкой – красным
Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются
1 | 2 | 3 | 4 | |
Ученик | ||||
Учитель |
Диагностический инструментарий
Диагностика «Какой ты внимательный и усидчивый?»
5-10 минут - удивительная наблюдательность
10-15 минут - хорошая наблюдательность
15-20 минут – средняя наблюдательность
20-25минут - удовлетворительная, но удивительное терпение
Тест «Волей-неволей разбей силу воли»
Ответьте на вопросы честно и сможете оценить, волевой ли вы человек, и если да, то на сколько...
1. Если у вас ничего не получается с задачей по математике, вы:
а) Прекращаете попытки решить её: «Завтра спрошу у учительницы на перемене!» - 0 баллов.
б) Звоните друзьям, быть может, кто-нибудь понял алгоритм - 1 балл.
в) Не успокаиваетесь, пока не придёте к правильному ответу - 2 балла.
2. Всегда ли вы убираете по утрам постель?
а) Очень редко - 0 баллов.
б) Стараюсь убирать - 1 балл.
в) Всегда - 2 балл
3. Можете ли вы без лишнего напоминания взяться за домашнее задание?
а) Практически никогда: вечно меня терроризируют родители! - 0 баллов.
б) Иногда родителям приходится напоминать мне о «домашнем задании» - 1 балл.
в) Родители вообще не вмешиваются в мои занятия — 2 балла.
4. Есть ли у вас серьёзное хобби?
а) Нет - 0 баллов.
б) Мне всё интересно, поэтому я люблю начинать собирать разные коллекции - балл.
в) Да — 2 балла.
5. Способны ли вы достаточно долго заниматься каким-то одним делом: читать, мастерить, убираться?
а) Нет, меня домашние прозвали непоседой - 0 баллов.
б) Когда как -1 балл.
в) Да - 2 балла.
6. Умеете ли вы "держать свои чувства в узде"?
а) Как правило, не сдерживаюсь. — 0 баллов.
б) Иногда не сдерживаюсь. - 1 балл.
в) В основном умею - 2 балла.
7. Знаете ли вы, кем станете, когда вырастете?
а) Нет, ведь впереди ещё столько времени! - 0 баллов.
б) Представляю лишь в общих чертах - 1 балл.
в) Да, решение уже принято! - 2 балла.
Результат
0-4 балла. У вас волевые качества практически не развиты. Есть ли специальные упражнения, чтобы их развить? Возможности развития силы воли есть на каждом шагу. Попытайтесь для начала хотя бы иногда выполнять то, что совсем не хочется, и не делать того, что как раз хотелось бы или было приятно. У вас есть сногсшибательные новости, и не терпится поразить ими друзей? Промолчите! В кассу огромная очередь, а вы ненавидите ждать? Спокойно постойте. Неудержимо захотелось мороженого? И все-таки терпите, не покупайте!
5-9 баллов. У вас - достаточно твёрдые воля и характер. «Хочу!» не является определяющим фактором в ваших поступках. Однако часто поступаете не так, как надо, а в силу привычки. Постарайтесь справиться со своими вредными привычками.
10-14 баллов. Ваши характер и воля очень твёрдые, а поведение преимущественно ответственное. Однако постарайтесь объективно взвесить: всегда ли вы отвечали правдиво? Не граничит ли ваша сила воли с самолюбованием? Или с упрямством? Или с самообманом? Если нет, нет и нет, вы — замечательная сильная личность!
Литература для педагога
1. «Веселые задачки» Остер Г. М.,2000.
2. «Веселые задачи» Перельман Я. И.,М.,АСТ*Астрель,2005.
3. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л. В.,В., 2005.
4. «Логика», Нежинская О. Ю., В.,2004.
5. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В., М.,2002.
6. «Математические задания», Волков С. И., Столярова Н. Н., М.,»Просвещение»1994.
7. «От игры к знаниям» Минскин Е. М.,М. «Просвещение»,1982.
8. «Практикум по специальной психологии» Учебное пособие БГПИ, Шаповалова О. Е., Биробиджан, 2000.
9. «Развивающие занятия с детьми», Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А., «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», Институт общегуманитарных исследований Секачев В.,М.,2006.
19. Интернет ресурсы «900 презентаций»
План воспитательной работы
Наименование мероприятия | Срок |
Месячник безопасности (беседы по ПДД, ППБ) | сентябрь |
Праздник для пожилых людей. Праздник, посвященный дню учителя (изготовление сувениров, открыток) | октябрь |
Беседа-презентация «Мои права» | ноябрь |
Новогодний праздник | декабрь |
Беседа-игра «Моя безопасность в Интернете» | январь |
23 февраля (поздравление пап и дедушек; изготовление сувениров, открыток) | февраль |
8 марта (поздравление мам и бабушек, педагогов; изготовление сувениров, открыток) | март |
Итоговый праздник | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - путешествие "Считай, смекай, отгадывай"
Внеклассное мероприятие по математике...
Математический конкурс "Считай, смекай, отгадывай" (1 класс).
Разработка классного часа, математический конкурс "Считай, смекай, отгадывай", 1 класс....
Внеклассная работа. Устный журнал "Считай, смекай, отгадывай!"
Материал для внеклассной работы во 2 классе...
Игра-соревнование по математике "Считай, смекай, отгадывай!"
В игре участвуют обучающиеся параллели вторых классов. Проводится на Неделе Математики в начальной школе. Целью данного мероприятия является привлечение внимания детей к изучению математики и содейств...
Считай,смекай,отгадывай
Сценарий внеклассного мероприятия по математике для 2-4 классов....
Конкурс "Считай, смекай, отгадывай!" для 3 класса
Цель: Закрепить знания при решении примеров на сложение, вычитание, умножение и деление; развивать у детей смекалку, сообразительность, умение быстро решать уравнения, выражения и задачи; прививать лю...
Игра-соревнование по математике "Считай, смекай, решай, отгадывай" (2 класс).
Во время проведения мероприятия ребята решали нестандартные и логические задания, что способствовало развитию математических и творческих способностей. У учащихся вырабатывалось умение решать нестанда...