Рабочая программа ВД "Ступени" (социальное направление)
рабочая программа на тему

Каштанова Татьяна Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Ступени" для 1-4 классов(социальное направление). Учебно-тематический план. Календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Программа «Ступени» является программой внеурочной деятельности для начальной школы социальной направленности. Она создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федерального закона России «Об образовании в Российской Федерации». Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа “Ступени” направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, на помощь в адаптации первоклассников к школе, на подготовку учащихся начальной школы  к переходу в среднее звено.

          Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения.

          Программа  “Ступени” в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только воспитания, но и обучения. Учащиеся знакомятся с нравственно – эстетическими ценностями своего народа и человечества, учатся добывать, через решение проблемы, новые знания  об окружающем мире.  Анализ проблемных ситуаций  заставляет ребёнка задумываться над вечными ценностями.

           Программа “Ступени”, реализуемая в рамках  внеурочной деятельности, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

           В основе программы заложены принципы:

- ориентация на общечеловеческие ценности  (человек, добро, красота, Отечество, семья, культура, знания, труд, мир);

- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),

- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и  жизни);

- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

- последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Актуальность программы

             Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.

          Данная программа внеурочной деятельности обеспечивает принятие соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально – ценностного постижения действительности и общественного действия для дальнейшего становления самосознания гражданина России.

         Поэтому только через различные виды деятельности можно выявить индивидуальные способности ребенка, направить его на дальнейшее развитие выявленных способностей.

        Актуальность данной программы заключается в том, что в её основе лежит системно - деятельный подход, который создает фундамент для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  различных видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

       Место проведения занятий: учебный кабинет, музей Красноярского района, актовый зал школы, районный дом культуры.

      Программа включает в себя 33 занятия в учебном году по 35 минут для 1 класса, и 34 занятия в учебном году по 40 минут для 2-4 классов. Занятие включает в себя теоретическую и практическую части.

      Для реализации программы по внеурочной деятельности «Ступени» в ГБОУ СОШ с. Красный Яр созданы все условия: наличие технических средств обучения, возможность использования электронных ресурсов.

Цель данной программы

  • Формировать основы морали – осознанной учащимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

Задачи программы

  • способствовать развитию личности (развитие личности);
  • развивать умение общаться и сотрудничать;
  • создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
  • формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;
  • содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития;

Формы и методы работы: коллективная беседа, коллективная игра, практическая работа в парах, индивидуальная работа, исследовательская работа, групповые формы работы, театрализованные формы работы. Все занятия должны проходить на высоком эмоциональном уровне, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать электронные ресурсы, наглядные пособия.

Структура курса

 С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения и воспитания в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года.

         Программа «Ступени» состоит из следующих разделов и тем:

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел и тема

Количество часов

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

I

Я- человек.

8

6

6

8

1

Игровая программа  «Мы школьниками стали»

1

-

-

-

2

Ролевая игра «Учимся дружить»

1

-

-

-

3

Беседа «Мой друг»

-

1

-

-

4

День Здоровья «Хочешь быть здоровым –   будь!»

1

1

1

1

5

Игра путешествие «Спешите делать добро»

1

1

1

1

6

Беседа-откровение  «Я чувствую себя счастливым, когда…»

-

-

1

-

7

«Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)

-

-

-

1

8

Викторина  «Все работы хороши» (с приглашением людей разных профессий)

1

1

1

1

9

«Я-  пятиклассник».

-

-

-

2

10

Беседа  «Кому нужна моя помощь?»

1

-

-

1

12

Беседа-игра  «Умеем ли мы обижаться?»  

-

1

-

-

13

Урок вежливости  «Правила общения»

1

-

1

-

14

«Профилактика простудных и инфекционных заболеваний» (беседа, практическая работа с привлечением медицинских работников)

1

1

1

1

II

Мой мир знаний

3

3

4

3

1

Практическое занятие «Книга – наш друг».  (Неделя детской и юношеской книги).

1

1

1

1

2

Викторина – игра «Мои любимые уроки»

1

-

2

-

3

Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»

1

1

1

1

4

Беседа-исследование  «Как мы выполняем домашние задания»

-

1

-

1

5

Участие в интеллектуальных конкурсах

По графику проведения

III

Я и семья

4

6

5

4

1

Беседа-игра  «День рождения»

1

-

-

-

2

 «Моя семья» (Фотовыставка «Семейный альбом»)

-

1

-

-

3

 Выставка рисунков «Мои родные»  (творческий проект)

1

-

-

-

4

Проект  «Профессии моих родителей».

-

-

2

-

5

 «Судьба семьи в судьбе страны»  (творческий проект)

-

-

-

2

6

 «Я песню милой маме пою».

2

2

2

-

7

Тестирование «Семейные проблемы глазами детей»

-

-

1

-

8

«Наша многонациональная семья».

-

1

-

-

9

« Моё генеалогическое дерево. Создание генеалогического дерева» (творческий проект) .

-

2

-

-

10

«История моей фамилии. Мои знаменитые однофамильцы» (проект)

-

-

-

2

IV

Я и природа

3

2

2

2

1

«Экологический калейдоскоп».

1

1

1

1

2

Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво».

1

1

1

1

3

 «Наши друзья животные» (Фотовыставка домашних любимцев).

1

-

-

-

V

Я и Отечество

4

5

4

5

1

Лирико-патриотический час «Россия – родина моя! »

-

1

1

1

2

Путешествие по календарю «Праздники для всей страны»

1

-

-

-

3

Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил»

1

1

-

1

4

Беседа  «Моя малая Родина», посвященная Дню Самарской губернии».

1

1

1

1

5

Тематическая беседа, посвященная Дню народного единства «Мы - едины».

1

1

1

1

6

Встреча с ветеранами, защитниками Отечества

-

1

1

1

VI

Я и культура

4

5

4

4

1

 «Алло, мы ищем таланты».

-

1

-

-

2

Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев.

2

2

2

2

3

Новогодний калейдоскоп.

2

2

2

2

VII

Я и безопасный мир

7

7

9

8

1

Беседа-игра  «Дорога домой»

1

-

-

-

2

Игра- путешествие «По улицам нашего села»

-

1

-

-

3

Игра-викторина «Один дома»

1

-

1

-

4

Тематическая беседа  «Планета дорожной безопасности»

1

1

2

2

5

Встреча с  работниками полиции, МЧС

1

2

2

2

6

Беседа-исследование «Компьютер друг?»

1

1

1

1

7

Викторина  « Где нас поджидает опасность?»

1

1

1

1

8

Час здоровья  «Жить здорово!» (здоровый образ жизни)

1

1

1

1

9

Участие в конкурсах «Безопасный мир», «Безопасное колесо» и т.д.

-

-

1

1

                                         ИТОГО

33

34

34

34

Календарно-тематическое планирование

1класс

Раздел и тема

Дата планируемая

Дата фактическая

Описание примерного содержания занятий

1

Игровая программа  «Мы школьниками стали».

 Правила поведения в школе. Я - ученик.  Я и школа. Изменение в режиме дня. Школьные помощники.

2

Урок вежливости «Правила общения».

Воспитанный и вежливый. Правила общения со сверстниками. Правила общения с взрослыми. Умеем ли мы вести диалог.

3

Ролевая игра «Учимся дружить».

Кого можно назвать другом. Мои друзья. Что значит дружить. Настоящий ли я друг. Правила дружбы.

4

День Здоровья «Хочешь быть здоровым –   будь!».

Практическое занятие на свежем воздухе. Игры, веселые старты.

5

Беседа-игра «Дорога домой».

Безопасная дорога домой. Анализ опасностей по дороге домой. Знаки-помощники по дороге домой. Я- участник движения.

6

Беседа-исследование «Компьютер друг?» ) .

Когда появился компьютер. Для чего нужен компьютер. Опасности в сети интернет. Полезны ли игры на компьютере. Время работы на компьютере .

7

Беседа-игра «День рождения».

Чей это праздник. Как встречать гостей. Правила поведения в гостях. Как принимать и дарить подарки.  

8

Игра-викторина «Один дома».

Что я могу сделать сам. Опасности, которые подстерегают дома. Как вести себя при возникновении опасности.

9

Час здоровья «Жить здорово!» (Здоровый  образ жизни).

Что такое гигиена. Правильное питание младшего школьника. Активный отдых. Каким видом спорта можно заниматься.

10

«Мы - едины». (День народного единства).

Мы - россияне. Краткая история праздника.  Россия – многонациональная страна. Мы сильны - пока едины.

11

Путешествие по календарю «Праздники для всей страны».

Что такое праздник. Какие бывают праздники. Какие праздники для всей страны. Традиции проведения этих праздников.

12

Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов».

Когда появились мультфильмы. Кто и как  снимаем мультфильм. Любимые мультфильмы. Правила поведения в кинотеатре.

13

«Профилактика простудных и инфекционных заболеваний» (классные часы, практическая работа с привлечением медицинских работников).

Как можно защитить себя от заболевания. Режим дня. Беседа мед. работника.

14

Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев.

Правила поведения в музее, на выставках. Выход в музей Красноярского района.

15-16

Новогодний калейдоскоп.

История возникновения праздника. Традиция празднования праздника. Подготовка к новогоднему утреннику. Новогодний праздник.

17

«Наши друзья животные» (Фотовыставка домашних любимцев).

Домашние животные. Мои любимые животные. Как я ухаживаю за ними. Ответственность за домашних любимцев.

18

Беседа  «Кому нужна моя помощь?».

Что такое помощь. Кому я могу помочь в классе, дома, на улице.

19

Беседа «Моя малая Родина», посвященная Дню Самарской губернии».

Краткая история возникновения Самарской губернии. Достопримечательности. Красный Яр – частица губернии. Символика села и Самарской губернии. Что я могу сделать для своей малой Родины.

20

Викторина – игра «Мои любимые уроки».

Какие предметы изучают в школе. Мои любимые уроки. Правила поведения на уроках. Чем я могу помочь товарищу. Учебник – помощник.

21

Викторина  «Все работы хороши» (с приглашением людей разных профессий).

 Знакомые  профессии. Профессии моих родителей. Встреча с родителями разных профессии.

22

Выставка рисунков «Мои родные» (творческий проект).

Моя семья. Мои родные. Кого мы называем родными.  Традиции семьи.

23-24

 «Я песню милой маме пою».

За что я благодарен маме. Портрет моей мамы. Стихи  и песни о маме. Праздник- концерт.

25

Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности».

Знаки дорожного движения. Ролевая игра «Как я перехожу улицу». Я – пешеход. Правила дорожного движения на улице.

26

Встреча с работниками МЧС. (Экскурсия  в пожарную часть).

Выход в пожарную часть с. Красный Яр. Экскурсия.

27

Практическое занятие «Книга – наш друг».

Посещение школьной библиотеки. Правила поведения в библиотеке.

28

«Экологический калейдоскоп.».

Бережное отношение к природе. Что я могу сделать для сохранения природы.

29

Игра-путешествие «Спешите делать добро».

Добро и зло. Что значит быть добрым.  Какие добрые дела я могу сделать для окружающих.

30

Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев.

Экскурсия в музей Красноярского района.

31

Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил».

День победы. Что мы знаем о войне. Герои- дети Великой Отечественной войны. Бессмертный полк.

32

Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»

Прогулка на свежем воздухе. Что мы можем сделать для чистоты природы. Уборка территории около школы.

33

Викторина «Где нас поджидает опасность?»

Правила  безопасного поведения во время летних каникул.

Календарно-тематическое планирование

2класс

Раздел и тема

Дата планируемая

Дата фактическая

Описание примерного содержания занятий

1

Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности»

 Знаки дорожного движения. Ролевая игра «Как я перехожу улицу». Я – участник движения. Правила дорожного движения на улице, в транспортном средстве.

2

Беседа «Мой друг».

Кого можно назвать другом. Мои друзья. Что значит дружить. Настоящий ли я друг. Правила дружбы. Правила общения со сверстниками. Я дорожу своим другом. Портрет настоящего друга.

3

Беседа-игра «Умеем ли мы обижаться».

Что такое обида. Кого мы обижаем. Нужна ли нам обида. Способы справиться с обидой. Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка. («Копилка обид», «Уходи, обида, прочь»).

4

День Здоровья «Хочешь быть здоровым –   будь!».

 Игры, веселые старты. День здоровья на свежем воздухе.

5

Игра – путешествие «По улицам нашего села».

Красный Яр - родное село. Краткая историческая справка. Достопримечательности села. Какие мы знаем улицы.  Главные улицы села. Безопасная дорога из школы домой. Анализ опасностей по дороге домой.

6

Беседа-исследование «Компьютер друг?».

Когда появился компьютер. Для чего нужен компьютер. Опасности в сети интернет. В какие  игры на компьютере я играю. Время работы на компьютере . Безопасное общение в сети интернет.

7

 Беседа-исследование «Как мы выполняем домашнее задание».

Что такое домашнее задание. Для чего оно необходимо. Правила выполнения домашнего задания. Как упростить себе подготовку к урокам.

8

Встреча с работниками МЧС.

Приглашение  работника МЧС. Пожар. Как вести себя при пожаре.

9

 «Алло, мы ищем таланты».

Кого мы называем талантливым. Наши таланты. Как мы можем развить наши таланты. Мини-концерт учащихся. Выставка рисунков.

10

«Мы - едины». (День народного единства).

Мы - россияне. Краткая история праздника.  Россия – многонациональная страна. Мы сильны - пока едины.  Заочная экскурсия  «От Калининграда до Владивостока».

11

«Наша многонациональная семья».

Знакомство с культурой, обычаями и традициями национальностей класса. Привлечение родителей.

12

Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов».

 Любимые мультфильмы. Тематика мультфильмов. Я  создаю мультфильм. Придумать своего главного героя, нарисовать его.

13

«Профилактика простудных и инфекционных заболеваний» (классные часы, практическая работа с привлечением медицинских работников).

Как можно защитить себя от заболевания.  Закаливание- что это такое. (Беседа мед. работника.)

14

Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев.

Правила поведения в музее, на выставках. Выход в музей Красноярского района.

15-16

Новогодний калейдоскоп.

История возникновения праздника. Традиция празднования праздника в семье и в школе.  Новогодние забавы. Техника безопасности на новогодних праздниках. Подготовка к новогоднему утреннику. Новогодний праздник.

17

«Моя семья» (фотовыставка «Семейный альбом»)

Что такое семейный альбом. Веселые моменты. Любимые фотографии моей семьи. Старые фотографии. История создания и развития фотоаппарата.

18

Беседа «Моя малая Родина», посвященная Дню Самарской губернии».

Люди Самарской губернии. Трудовые подвиги. Встреча с почетным жителем с. Красный Яр.

19-20

«Моё генеалогическое дерево. Создание генеалогического дерева» (творческий проект)

Моя семья. Что такое генеалогическое дерево. Как составить генеалогическое дерево. Составление плана- схемы. Самостоятельная работа над проектом.

21

Викторина  «Все работы хороши» (с приглашением людей разных профессий).

 Профессии моих бабушек и дедушек. Встреча с представителями  разных профессий.

22

Встреча с ветеранами, защитниками Отечества.

День защитника Отечества. Кого мы называем защитниками Отечества. Встреча с защитниками Отечества нашего времени.

23-24

 «Я песню милой маме пою».

За что я благодарен маме. Портрет моей мамы. День моей мамы. Чем я могу помочь маме. Стихи и песни про маму.

25

Час здоровья «Жить здорово!» (Здоровый  образ жизни).

Гигиена младшего школьника. Правильное питание младшего школьника. Активный отдых. Вредные привычки. Спорт в жизни моей семьи.

26

Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев.

Экскурсия в музей Красноярского района.

27

Лирико-патриотический час «Россия-родина моя!»

Что значит быть гражданином своей страны. Что такое патриотизм. Дети- патриоты. Детские военно-патриотические движения.

28

Практическое занятие «Книга – наш друг».

Посещение районной библиотеки. Детская книга.

29

Экологический калейдоскоп.

Бережное отношение к природе. Что я могу сделать для сохранения природы. Экологическая безопасность.

30

Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил».

День победы. Что мы знаем о войне. Герои Великой Отечественной войны.  Труженики тыла. Бессмертный полк.

31

Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»

Прогулка на свежем воздухе. Что мы можем сделать для чистоты природы. Уборка территории около школы.

32

Игра-путешествие «Спешите делать добро».

Добро и зло. Что значит быть добрым. Доброжелательное отношение к окружающим. Легко ли быть добрым. Книги, фильмы и мультфильмы о доброте.

33

Встреча с работниками  полиции и МЧС.

Встреча с работником полиции. Безопасность и ответственность.

34

Викторина «Где нас поджидает опасность?»

 Правила  безопасного поведения во время летних каникул.

Календарно-тематическое планирование

3класс

Раздел и тема

Дата планируемая

Дата фактическая

Описание примерного содержания занятий

1

Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности».

Дорожные знаки. Ролевые игры. Я – участник движения. Правила передвижения на велосипеде. Правила дорожного движения на улице, в общественном транспорте .

2

Игра-викторина «Один дома».

Мои домашние обязанности. Правила поведения в гостях.

3

Беседа-откровение « Я чувствую себя счастливым, когда…»

Что такое счастье. Когда мы называем себя счастливыми. Что нужно человеку для счастья. Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка.

4

День Здоровья «Хочешь быть здоровым –   будь!».

 Игры, веселые старты. День здоровья на свежем воздухе.

5

Беседа-исследование «Компьютер друг?».

Компьютер в моей жизни. Правила общение в сети интернет. Какие сайты я посещаю. Что могу посоветовать друзьям, отчего уберечь.

6

Тестирование «Семейные проблемы глазами детей».

Что такое семейная проблема для ребенка. Тест на выявление  проблем в отношении ребенка с родителями. Как с этим справиться. Телефон доверия.

7

Урок вежливости «Правила общения».

Правила общения с незнакомыми людьми.  Как вести себя в общественном месте.  Могу ли я отстоять свою точку зрения. Всегда ли я прав. Правила ведения дискуссии.

8

Встреча с работниками МЧС.

Приглашение  работника МЧС. Пожар в лесу. Детские шалости. Как вести себя при пожаре.

9

 «Мы - едины». (День народного единства).

Что значит любить Родину. Мы сильны - пока едины. Написание стихов, мини-сочинений на тему: «Я песню России своей посвящаю».

10-11

Проект «Профессии моих родителей»

Беседа о профессиях родителей. Какие качества характера нужны для данных профессий. Составление плана  работы над проектом». Написание проекта.

12

Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов».

 Любимые мультфильмы. Тематика мультфильмов. Мы создаем мультфильм. Коллективная работа по созданию сценария мультфильма.

13

«Профилактика простудных и инфекционных заболеваний» (классные часы, практическая работа с привлечением медицинских работников).

Как можно защитить себя от заболевания.  (Беседа мед. работника.)

14

Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев.

Правила поведения в музее, на выставках. Выход в музей Красноярского района.

15-16

Новогодний калейдоскоп.

 Рождество. Традиции на Руси. Новогодние забавы. Техника безопасности на новогодних каникулах. Подготовка к новогоднему утреннику. Новогодний праздник.

17

Участие в конкурсе «Безопасный мир», «Безопасное колесо».

Участие в конкурсе.

18

Беседа «Моя малая Родина», посвященная Дню Самарской губернии».

Самарская губерния – часть России. Природные богатства губернии. Заводы и фабрики Красноярского района.

19-20

Викторина- игра «Мои любимые уроки».

Какие уроки любимые. Что больше всего нравится на этих уроках. Что и где мы можем узнать больше по любимым предметам.  Составление ребусов, кроссвордов по любимым предметам. Викторина-игра с использованием придуманных детьми ребусов и кроссвордов.

21

Викторина  «Все работы хороши» (с приглашением людей разных профессий).

 Профессии нашего времени. Профессии будущего. Встреча с  представителями разных профессий.

22

Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности».

Правила безопасного дорожного движения на железной  дороге, железнодорожном переезде.

23-24

 «Я песню милой маме пою».

Мамы известных людей.

Письмо маме. (Написание письма).

25

Час здоровья «Жить здорово!» (Здоровый  образ жизни).

Вредные привычки и здоровье. Создание листовок «Я за….» (групповая работа в изготовлении листовок)

26

Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев.

Экскурсия в музей Красноярского района.

27

Лирико-патриотический час «Россия-родина моя!»

Защита рубежей нашей Родины. Российская армия – надежный защитник.

28

Практическое занятие «Книга – наш друг».

Моя домашняя библиотека. Моя любимая книга. Как облегчить поиск книги в домашней библиотеке.

29

«Экологический калейдоскоп».

Бережное отношение к природе. Что я могу сделать для сохранения природы. Экологическая катастрофа. Как мы можем предупредить экологическую катастрофу.

30

Игра-путешествие «Спешите делать добро».

Добро и зло. Что значит быть добрым. Доброжелательное отношение к младшим. Акция « Я дарю свою игрушку» (Передача игрушек в детский сад, в центр «Семья»  для нуждающихся детей.)

31

Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво».

Прогулка на свежем воздухе. Что мы можем сделать для чистоты природы. Уборка территории около школы.

32

Встреча с ветеранами, защитниками Отечества.

День победы. Войны нашего времени. Война и дети. Встреча с «детьми фронта». Бессмертный полк.

33

Встреча с работниками  полиции и МЧС.

Встреча с работником полиции. Ответственность за свои поступки.

34

Викторина «Где нас поджидает опасность?»

 Правила  безопасного поведения во время летних каникул.

Календарно-тематическое планирование

4класс

Раздел и тема

Дата планируемая

Дата фактическая

Описание примерного содержания занятий

1

Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности».

Дорожные знаки. Что я знаю о безопасности на дорогах.

2

Беседа - исследование «Как мы выполняем домашнее задание».

Правила самоподготовки. Дополнительные источники при подготовке к урокам.

3

Час доверительного разговора «Моё хочу и моё надо».

Наши обязанности. Как моё «хочу» отражается на настроении. Можно ли обойтись без слова «надо».   Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка.

4

День Здоровья «Хочешь быть здоровым –   будь!».

 Игры, веселые старты. День здоровья на свежем воздухе.

5

Беседа-исследование «Компьютер друг?».

Компьютер – помощник в учебе. Образовательные сайты для детей.

6

Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов».

. Чему нас учат мультфильмы.  Просмотр мультфильмов. Анализ просмотренных мультфильмов.

7

«Профилактика простудных и инфекционных заболеваний» (классные часы, практическая работа с привлечением медицинских работников).

Как можно защитить себя от заболевания.  (Беседа мед. работника.)

8

Встреча с работниками МЧС.

Приглашение  работника МЧС. Ложный вызов. Ответственность за ложный вызов.

9

 «Мы - едины». (День народного единства).

Что значит любить Родину. Мы сильны - пока едины. Отношение к Родине в моих поступках.

10-11

«История моей фамилии. Мои знаменитые однофамильцы» (проект)

Составление плана работы над проектом. Написание проекта.

12

Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности».

Выявление в ходе беседы опасных участков дорог с. Красный Яр для пешеходов.  Составление схемы с.Красный Яр с опасными участками дорог для пешехода. Правила дорожного движения на таких дорогах.

13

Викторина  «Все работы хороши» (с приглашением людей разных профессий).

Кем я хочу стать. Что бы мы спросили о профессии.  Встреча с  представителями разных профессий.

14

Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев.

Правила поведения в музее, на выставках. Выход в музей Красноярского района.

15-16

Новогодний калейдоскоп.

 Коляда. Традиции на Руси. Новогодние забавы. Техника безопасности на новогодних каникулах. Подготовка к новогоднему утреннику. Новогодний праздник.

17

Беседа «Моя малая Родина», посвященная Дню Самарской губернии».

Самарская губерния – часть России. Самара- запасная столица.

18

Час здоровья «Жить здорово!» (Здоровый  образ жизни).

Профилактика вредных привычек. Моё отношение к вредным привычкам.

19

Встреча с работниками  полиции и МЧС.

Встреча с работником полиции. Ответственность за свои поступки. Комендантский час.

20

Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев.

Экскурсия в музей Красноярского района.

21

Участие в конкурсах «Безопасный мир». «Безопасное колесо».

 Участие в конкурсах.

22

Лирико-патриотический час «Россия-родина моя!»

Защита рубежей нашей Родины. Мы - будущие защитники Родины.

23-24

Проект «Судьба семьи в судьбе страны».

Составление плана  работы над проектом. Написание проекта

25

Беседа «Кому нужна моя помощь».

Как попросить о помощи. Стыдно ли просить о помощи. Как правильно помочь. Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка.

26

«Готов ли я к учебе в 5-ом классе».

Викторина-игра с привлечением учащихся 5 классов.

27

Практическое занятие «Книга – наш друг».

Книга- помощник в учебе. Научная литература для детей.

28

«Экологический калейдоскоп».

Бережное отношение к природе. Что я могу сделать для сохранения природы. Экологические катастрофы нашего времени. Их последствия.

29

Игра-путешествие «Спешите делать добро».

«Необычные» дети среди нас. Как мы к этому относимся. Чем можем помочь.

30

Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво».

Прогулка на свежем воздухе. Что мы можем сделать для чистоты природы. Уборка территории около школы.

31

Беседа «О тех, кто мир нам подарил».

Герои Великой Отечественной войны. Мы помним наших героев.

32

Встреча с ветеранами, защитниками Отечества.

День победы. Бессмертный полк. После войны.  Мы против войны.

33

Викторина «Где нас поджидает опасность?»

Правила  безопасного поведения во время летних каникул.

34

«Готов ли я к учебе в 5-ом классе».

 Мероприятие «Прощай, начальная школа».

Предполагаемые результаты

  • учащиеся осознают   значимость таких понятий как милосердие, патриотизм, ответственность, эмоциональная отзывчивость для своего дальнейшего развития;
  • способны формулировать собственные нравственные обязательства;
  • умеют давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • знают основные  традиции и образ жизни представителей народов России;
  • имеют представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
  •  на практическом уровне используют нормы и правила поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
  • высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;
  • адекватно откликаются на просьбы, приветствия, замечания, возражения, принимают помощь других;
  • умеют взаимодействовать  с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Портфель достижений

           Для учета знаний  и умений, полученных в результате освоения программы внеурочной деятельности «Ступени», составляется «Портфель достижений». Содержанием данного «Портфеля достижений» являются детские  работы, видео и фото отчеты занятий, концертов, выставок.

Информационно-методическое обеспечение

Список литературы:

1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – 4-е изд. - М. : Просвещение, 2014. – 24 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.

4. Ушинский, К. Д. Воспитать ребенка как? [Текст] : самая эффективная кн. по воспитанию от патриарха отечественной педагогики / Константин Ушинский ; [сост. Е. Филиппова]. - М. : АСТ, 2014. – 380 с.

5. Репринцева, Г.И. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: Учебно-методическое пособие / Г.И. Репринцева. - М.: Форум, 2013. - 304 c.

6. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

Интернет-ресурсы:

1.http://www.uroki.net/docnach.htm 

2.http://www.pedsovet.su/load/100-1

3.http://www.uchportal.ru/load/45-1 

4. http://viki.rdf.ru/ 

5. .http://shkola-ver.narod.ru

6. http://nsportal.ru/vospitatelnaya-programma

7. http://festival.1september.ru

8. http://www. Klassruk/programma.ru

9. http://www.zavuch.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по оздоровительному направлению "Здоровячек"

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие ...

Рабочая программа художественно-эстетического направления «Школа будущих актеров»

Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».Цель программы: дать возможность детям проявить ...

Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе

Данная рабочая программа во воспитательной работе состоит из пояснительной записки, описания направлений и плана воспитательной работы....

Рабочая программа кружка интеллектуального направления "Я -исследователь"

Рабочая программа кружка составлена на основе авторской программы исследовательской деятельности младших школьников А. И. Савеноква...

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...