Полифункциональные развивающие игры в работе с детьми с нарушением интеллекта
методическая разработка (1 класс) на тему

Методическая разработка по полифункциональным развивающим играм в работе с детьми с нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Полифункциональные развивающие игры в работе с детьми с нарушением интеллекта»

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Актуальности проблемы:

Учитывая сложность дефектов умственно отсталых детей, мы решили рассмотреть вопрос об организации обучения на уроках в школе таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы над личностью школьника и тем самым создавались условия, максимально обеспечивающие не только успешное овладение программным материалом, но и сберегающие его физическое и психическое здоровье.

Речь пойдёт об использовании здоровьесберегающих технологий, которые достаточно эффективны в условиях коррекционной школы.

В связи с этим в коррекционных школах необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у школьника ответственности за свое здоровье.

Данные технологии рассчитаны для работы с детьми школьного возраста.

Детям эти методики доступны, воспринимаются ими как игра и вызывают положительные эмоции.

Цель современной коррекционной школы – подготовка и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни.

Скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, и жизни среди нормальных людей.

В коррекционной школе обучаются дети с различными психофизиологическими отклонениями. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения является не только актуальной, но и неотъемлемой частью урока, поэтому значение в применении технологий трудно переоценить.

Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Цели, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:

•        Овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их при самостоятельных занятиях;

•        Познание индивидуальных особенностей организма;

•        Создание информационного поля по проблеме: «Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса»

•        Формирование умений по адаптированию некоторых здоровьесберегающих   образовательных технологий к условиям своего предмета и конкретной детской аудитории.

•        Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

•        Развивать у детей навыки к здоровому образу жизни через нетрадиционные оздоровительные методики.

•        Развивать умения самостоятельно решать задачи здорового образа жизни в повседневной деятельности и нарабатывать опыт по безопасному поведению в окружающей жизни.

•        Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.

В результате реализации этих задач дети станут физически и психически крепче, укрепятся волевые качества детей, такие как: настойчивость, решительность, выдержка, терпение, будут знать, и применять на практике навыки здорового образа жизни и безопасного поведения.  

Средства педагог может выбрать в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть: элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя»; различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика; пальчиковая; дыхательная; для профилактики простудных заболеваний; для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой; своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги; элементы фитотерапии; ароматерапии; оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся; различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия; спортивно-оздоровительные праздники; тематические праздники здоровья и др.

Какие же методы и приёмы здоровьесберегающих технологий мы используем на своих уроках для достижения положительных результатов?

 В современной системе специального образования мы применяем следующие технические средства:

  • Сенсорная дорожка;
  • Коррекционная дорожка;
  • Сухой бассейн;
  • Пальчиковый бассейн;        
  • Игры с природным материалом;
  • Игры с песком;
  • Массажные мячики и мячи «Су-Джок»

«Сенсорная дорожка»

«Сенсорная дорожка», представляет собой ковровую дорожку, к которой пришиты разноцветные губки и различные тканевые следы, с пришитыми   пуговицами. Пробежка и спокойное прохождение по такой дорожке способствуют массажу ног, в результате чего снижается нервное и эмоциональное напряжение. А зрительное восприятие разноцветных кругов повышает настроение, снимает напряжение с глаз, и, как конечный результат, повышается работоспособность.

Данная дорожка используется на таких уроках, как «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Адаптивная физкультура». На уроках по «Математике» данная дорожка используется для изучения и закрепления ориентировки в собственном теле (левая – правая нога), закрепление основных цветов (пройди, только по красным губкам), порядкового счета (сосчитай следы) и т.п. На уроках по «Альтернативному чтению», «СБО» закрепляются понятия нога-след от ступни. На уроках по «Графике и письму» детям можно предложить такие задания, как: прокати мячик между следов (губок); перешагивая через кочки (губки) пронести в руках мяч) и т.п.  В течение всего урока дети находятся в движении, работают в контакте друг с другом (групповая, парная работа), самостоятельно ставят перед собой цели и добиваются их. Особое место занимает дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.  

«Коррекционная дорожка»

Коррекционная дорожка представляет собой длинную леску с надетыми на неё цветными крышечками от пластиковых бутылок. Дорожки различаются по цветам.

Варианты использования коррекционной дорожки:

  1. Упражнение «Ручеек» (на полу лежит длинная дорожка одного цвета – лучше синего или голубого цвета) направлено на развитие общей моторики, координации движений, умения двигаться в определенном направлении, перешагивать через незначительные препятствия. Данные игровые упражнения направлены на формирование пространственных представлений, на закрепление у учащихся навыков перемещения в пространстве, изменение положение частей тела (рук, ног) по подражанию, образцу, словестной инструкции.

     2 Упражнение «Широкая дорожка», «Узкая дорожка» используется на таких уроках как: «Математические представления и конструирование», «Адаптивная физкультура», «Социально-бытовая ориентировка», «Здоровье и ОБЖ». На графике и письме можно предложить следующие задания: «прокати машинку по прямой дорожке». На математике при изучении понятий длинный-короткий, широкий- узкий, основных цветов. На адаптивной физкультуре можно предложить такие задания как: «пройди вдоль дорожки», «перешагни через ручеек». На альтернативном чтении можно предложить игру «не промочи ног». На уроках «Здоровье и ОБЖ» с помощью упражнения «широкая дорожка» можно изучить дорожную азбуку (правила дорожного движения, пешеходный переход и т.п.).                                                                    

Игры на песке

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Основные принципы игр на песке:

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
  2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.       Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

В своей работе мы с коллегами уделили внимание песочной терапии, т.к. в «песочнице» создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» дает дополнительный эффект. Мы считаем, что игра с песком имеет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.

В условиях класса, мы заменили песок на различные крупы (манка, рис, пшено). Для «песочницы» используем небольшой деревянный ящик с крышкой. Идеальным размером для песочницы является 50х70х8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Для работы в классе мы используем деревянный ящик чуть меньших размеров, т.к. он идеально размещается на парте. Дети занимаются индивидуально, это одна из самых любимых ими игр. Она доставляет большое эмоциональное удовлетворение. Дети могут играть в «песок» очень длительное время. Мы используем «миниатюрные фигурки», цифры, буквы.

С помощью таких игр как: «Что спрятано?» «Найди такую же» «Где один, а где много?» «Угадай что за цифра» «Угадай, что за буква» решается целый комплекс коррекционно - развивающих задач:

  1. Развитие математических способностей:

- количественные представления;

- представления о форме;

- представление о величине;

- временные представления;

- знакомство с цифрами.

2. Развитие речи и окружающий мир:

- игры с образными игрушками;

- упражнение на ориентировку в собственном теле (сравнение частей тела и лица ребенка и миниатюрной игрушки);

- свободные предметные игры с любимыми миниатюрными игрушками;

- игры на звукоподражание;

- задание на узнавание знакомых игрушек по краткому словестному и жестовому описанию учителя;

- совместные с учащимися игры, с сюжетными игрушками, игры имитации;

- специально созданные игровые ситуации позволяющие учащимся с помощью вербальных и невербальных средств общения, используя игрушки, выражать радость от достижения своих целей;

- побуждение детей вступать в общение с учителем, друг с другом при обучении в малых группах.

3. Альтернативное чтение:

- визуальные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками «Внимательно рассмотри зайца, слушай и показывай»;

- игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя;

- нахождение игрушки по картинкам;

- узнавание учениками игрушки по отдельным деталям, характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

4. Графика и письмо:

- упражнения для развития тонкой моторики рук;

- развитие движений кистей рук в специальных упражнениях (сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями) совершенствования межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов);

- формирование кинестетической основы движений пальцев рук учащихся при зрительном восприятии (упражнения и игры на развитие праксиса позы, например «Коза», «Улитка»);

- формирование кинестетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения упражнений для кистей рук (сжимание, разжимание по образцу), составление узоров из различных деталей, изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек (по образцу, инструкции);

     - игровые упражнения на совершенствование навыка манипулирования предметами, игрушками.

- рисуночное письмо

- рисование на песке (крупе) различных линий; дорисовывание учащимися деталей по показательному жесту и словесному пояснению учителя.

«Рисование пальцем по крупе»

Описание: На поднос насыпается манка или другая крупа и ребенок, с помощью педагога, рисует пальцем по крупе.

Целью рисование пальцем по крупе является:

1.  Упражнения для развития тонкой моторики рук (например «Моя ладошка»);

2. Упражнение на развитие произвольных движений рук, пальцев и кистей рук по подражанию и по словесной инструкции (отдельные, попеременные и последовательные движения) например, «Плывет уточка по реке», «Скачет зайка»;

3. Упражнение на развитие двигательной подражательности (например «Делай как я»);

4. Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе) например: «Поезд едет «у-у-у»»;

5. Письменные упражнения:

- знакомства с точкой;

- «письмо» точек пальцем под ритмические удары музыкальных инструментов или хлопки учителя;

- знакомство с линией (например «Дорожка»);

- «письмо» горизонтальных линий (например «Дорога для машины»);

- «письмо» вертикальных линий («например «Щетка», «Заборчик»);

Этот метод применяется на занятиях «Графика и письмо», «Альтернативное чтение», «Социально бытовая ориентировка», «Здоровье и ОБЖ», «Математика и конструирование».

«Развивающий домик»

Описание: «Развивающий домик» представляет собой дом с различными зонами:

Первая зона - «окно – шнуровка»;

Вторая зона – «чердачное окно – молния»;

Третья зона – «дверь-пуговицы»;

Четвертая зона – «дверь – кнопки»;

Пятая зона – «труба – крючки»;

Шестая зона – «отдельные детали дома – липучки».

Цель дидактического пособия – развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики детей.

Можно использовать пособие «Развивающий домик», как элемент урока на индивидуально-групповых занятиях, на «Графике и письме», «СБО», «Альтернативном чтение».

 «Шумелочки»

Описание: Пособие «Шумелочки» представляет собой коробочки (подкассетники обклеенные цветным скотчем различных цветов) с насыпанными в них различными предметами (сахар, гречневую крупу, горох, песок, бусины и т.п.)

Цель дидактического пособия - развитие слухового восприятия, фонематического слуха.

Детям предлагают погреметь каждой коробочкой по-отдельности.

Варианты заданий – «Отгадай, какой звук?» (Громкий или тихий, приятный или неприятный). Найди одинаковые по звучанию; найди разные по звучанию; найди которая не звучит; найди самую громкую; найди самую тихую; найди какая не звучит; попытайся ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шум дождя, падающие камни, грохот машин и т.п.).

Использование возможно на индивидуально-групповых занятиях.

«Разноцветные бутылочки»

Описание: Пособие «Разноцветные бутылочки» представляет собой пластиковые бутылки с широким горлышком, обклеенные цветным скотчем, и набор пуговиц различных цветов.                                                                                        

Цель дидактического пособия – развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики детей.

Для этого упражнения необходимы различные пуговицы двух цветов и бутылочки такого же цвета. Ребенку необходимо положить в красную бутылку - красную пуговицу, а в зеленую бутылку – зеленую пуговицу. После выполнения упражнения ребенок должен подобрать соответствующую крышку к бутылки.

Использование возможно на индивидуально-групповых занятиях.

«Колючие крышки»

Описание: Пособие «Колючие крышки» представляет собой склеенные крышки от бутылок, сверху которых наклеен разрезанный ободок от крышки.

Цель дидактического пособия – скорректировать различные нарушения путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях.

DSC01867

Использование возможно на индивидуально-групповых   занятиях.

«Цветные дорожки»

Описание и характеристика - пособие представляет собой цветные пластмассовые решетки с пришитыми к ним шелковыми ленточками. Ребенок должен проложить цветную дорожку продевая ленточку через отверстия.

Цель дидактического пособия – развитие мелкой моторики рук и координации движений. Расширение представлений о цвете развития умения ориентироваться в пространстве. Стабилизация психических процессов, снятия эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.

Использование возможно на занятиях по математике, графике и письме, на индивидуально-групповых   занятиях.

Игры с природным материалом

Цели данных игр направленны на формирование количественных представлений о форме и величине, развитие тактильного и зрительного восприятия. С помощью игр с природным материалом происходит обучение учащихся складыванию шариков, плодов (орехов, каштанов шишек, желудей) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость. Практические действия на выделение количества (много, мало, пусто, один) с использованием плодов (орехов, шишек), воды (наливаем в миски, прозрачные пластмассовые кувшины, стаканы, бутылки). Данные игры используются на занятиях по «Альтернативному чтению», «Математическим представлениям», «Социально- бытовой ориентировки».

«Разложи по домикам»

Описание и характеристика - пособие представляет собой коробку с ячейками и набор фасоли или бобов. Задача ребенка брать по одному плоду и раскладывать по ячейкам. Взрослым необходимо следить, чтобы ребенок брал по одному плоду.

Цель дидактического пособия – формирование количественных представлений (много, мало, пусто, один), улучшение координации движений глаз — рука и освоение «пинцетного» захвата, развитие мелкой моторики рук.

«Разложи по стаканам»

Описание и характеристика – пособие представляет два пластиковых стакана и природный материал (желуди и каштаны). Целью данной игры является обучению учащихся раскладыванию одинаковых плодов по разным емкостям.

Цель дидактического пособия – формирование количественных представлений (много, мало, пусто, один), улучшение координации движений глаз — рука и освоение «пинцетного» захвата, развитие мелкой моторики рук.

«Покорми мишку»

Описание и характеристика - пособие представляет собой резиновую игрушку имеющую отверстие для рта и природный материал (арбузные семечки). Задача ребенка брать по

одной семечке  и опускать ее в отверстие для рта.

Цель дидактического пособия – формирование количественных представлений (много, один), улучшение координации движений глаз — рука и освоение «пинцетного» захвата, развитие мелкой моторики рук.

Использование возможно на занятиях по «СБО», «Математика и конструирование», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо».

 «Наполни стаканчик»

Описание и характеристика – пособие представляет два металлических стакана, столовая ложка и природный материал (фасоль или бобы). Целью данной игры является обучению учащихся складыванию плодов в емкость и перекладывание их с помощью столовой ложки в другую емкость.

Цель дидактического пособия – формирование количественных представлений (много, мало, пусто, один), улучшение координации движений глаз — рука, развитие мелкой моторики рук.

«Пальчиковый бассейн»

Описание и характеристика – пособие представляет собой коробку с делениями и различными наполнителями (пуговицы, крупы орехи, каштаны, бобы и т.п.

Цель дидактического пособия – формирование количественных представлений (много, мало, пусто, один), улучшение координации движений глаз — рука, развитие мелкой моторики рук.

Целью данной игры является обучению учащихся раскладыванию плодов по емкостям. 

В заключение, хочется сказать - практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приемов работы, сочетающая умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Список литературы

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  4. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
  5. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». М., Просвещение, 1998 – 144 с.
  6. Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей СПб. Институт специальной педагогики и психологии, 1998 – 50 с.
  7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии». СПб. Издательство «Речь», - 2002. -224  с.
  8. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг». СПб. Издательство «Речь», - 2003. -152  с.
  9. Баряева Л.Б. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».   СПб. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 – 296 с.
  10. Татарникова Л.Г. «Валеология в педагогическом пространстве».   СПб.  Крисмас +;2002 г. – 200 с.
  11.         Татарникова Л.Г. «Валеологическое воспитание традиции и новации».   СПб.  СПбАППО; 2007 г – 252 с.
  12. Татарникова Л.Г. «Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии».   СПб.  СПбАППО, 2009 г –184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации дефектологу по работе с детьми, имеющими нарушения слуха и интеллекта.

В данном материале изложены рекомендации учителю-дефектологу коррекционной школы, которые помогут ему взаимодейтсвовать с ребенком,имеющим нарушение слуха и интеллекта. Эти рекомендации помогут педаго...

Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта

Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта...

Коррекционно-развивающие игры в работе с детьми младшего школьного возраста.

Известно, что у детей младшего школьного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преиму...

Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта»

laquo;Анализ учебника по чтению для 3 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Авторы: В. В. Воронкова, З.Д. Будаева»...

Значение зрительной гимнастики в коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта.

Гимнастику для глаз с детьми нужно делать регулярно, только в этом случае она будет по-настоящему эффективной. Если ребенок на протяжении нескольких лет занимается такой гимнастикой, ему проще будет п...

Подвижные игры в работе с детьми с нарушениями речи.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку,...