Подвижные игры в работе с детьми с нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс)
Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия, в качестве физкультминутки, на больших переменах, в вечерние часы, на прогулке, в свободное от занятий время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_v_rabote_s_detmi_s_narusheniyami_rechi.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры в работе с детьми
с нарушениями речи.
Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия, в качестве физкультминутки, на больших переменах, в вечерние часы, на прогулке, в свободное от занятий время.
Подвижные логопедические игры можно условно разделить на т р и категории:
- способствующие развитию фонематического восприятия,
- направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи,
- для активизации словарного запаса.
Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому,
чтобы дети достигали игровую цель. это возможно только при усвоении программного материала на логопедических занятиях и уроках. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель которой развитие фонематического восприятия, педагог сможет решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости.
Именно во время игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале.
Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнездышках» педагог закрепляет умение детей делить слова на слоги.
Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр – заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы педагога.
Игры, способствующие развитию
фонематического восприятия.
«Волшебный колокольчик».
Ц е л и : развивать фонематическое восприятие, умение различать громкие и тихие звуки; воспитывать самостоятельность.
О б о р у д о в а н и е : колокольчик.
Педагог предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко. Дети идут по кругу. Когда колокольчик звенит т и х о - дети приседают, когда г р о м к о - бегут по кругу.
«Ушки на макушке»
Ц е л и : развивать слуховое внимание, умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик; воспитывать быстроту реакции.
О б о р у д о в а н и е : музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик.
Дети идут по кругу друг за другом, услышав звучание определенного предмета, они выполняют движения, заранее названное педагогом: звучание бубна - попрыгать на месте, погремушки - покружиться, колокольчика - поднять руки вверх.
«Цветы и пчелки».
Ц е л и : развивать фонематическое восприятие, умение различать на слух твердые и мягкие звуки; воспитывать честность, выдержку.
О б о р у д о в а н и е : вырезанные из синего и черного картона цветы и квадраты.
На полу разложены синие и черные цветы. На некоторых цветах лежат квадраты черного и синего цветов. Педагог называет слова с твердыми и мягкими согласными звуками: бант, береза, бочка, бинт, белка.
Услышав слово с твердым звуком Б, дети подбегают к черному цветку, берут черный квадрат и переносят его на свободный черный цветок. Услышав слово с мягким звуком Б, дети подбегают к синему цвету, берут синий квадрат и кладут его на свободный синий цветок.
«Живая стрелка».
Ц е л и : закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.
О б о р у д о в а н и е : картинки с твердыми и мягкими звуками в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.
В центре круга ученик со стрелкой. Рядом с ним – сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет по ней первый звук и дает ему характеристику.
«Умный мячик».
Ц е л и : упражнять детей дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер и ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.
О б о р у д о в а н и е : синий и зеленый мячи.
Дети встают в круг. Педагог бросает ребенку синий мяч. Ребенок называет слово, в котором первый звук мягкий (лента), если педагог бросает зеленый мяч – ребенок называет слово с первым твердым звуком (палка).
«Ловишка».
Ц е л и : развивать фонематический слух; формировать быстроту и ловкость движений; воспитывать целеустремленность.
О б о р у д о в а н и е : фанты (игрушки) у каждого ребенка.
Дети стоят в кругу. В центре – ведущий – ловишка. Играющие идут по кругу со словами:
Вместе дружно мы играем,
От ловишки убегаем.
Поскорей за мной беги,
Раз, два, три - лови!
На последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по классу, а ловишка догоняет их. Поймав трех игроков, ведущий забирает у них фанты и отдает их педагогу, который каждому фанту дает задание, например:
- повторить цепочку слогов СА-СА-ЗА, ЗО-СО-ЗО...
- из трех слов назвать только слово со звуком З: ЗОНТ. САНКИ, КОЗА,
- назвать первый звук в следующих словах: ЗИМА, СОМ. ЗАМОК, СИТО.
«Найди себе пару».
Ц е л и : упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух, быстроту реакции.
О б о р у д о в а н и е : парные картинки с изображением предметов, название которых отличаются в произношении одним звуком (мишка – миска, почка – бочка, коса – коза, крыша – крыса…).
Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. В руках у них картинки. По сигналу взрослого дети начинают двигаться навстречу друг другу. Каждый ребенок по картинке, сходной по звучанию, находит себе пару и называет слова парами, определяет звук, которым названия этих картинок отличаются.
«Один, два, три».
Ц е л и : закреплять умение определять количество слогов в слове;
упражнять в построении и перестроении; развивать произвольность внимания.
О б о р у д о в а н и е : магнитная доска, предметные картинки.
Дети расходятся по классу (по группе). По сигналу взрослого «Внимание!» они смотрят на выставленную на доску картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками – в зависимости от количества слогов в слове.
«Найди свой домик».
Ц е л и : закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать самостоятельность.
О б о р у д о в а н и е : три домика с одним, двумя и тремя окнами; предметные картинки, сундучок.
В разных местах помещения расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя – с двумя слогами, с тремя окнами – с тремя слогами.
Дети по очереди берут из сундука картинки. По первому сигналу взрослого дети разбегаются по помещению, а по следующему сигналу находят домики, где будут «жить» их картинки.
Игры, направленные на формирование
лексико-грамматической стороны речи.
«Прятки».
Ц е л и: закреплять умение употреблять в речи предлоги НА, ПОД, В; развивать пространственные представления.
О б о р у д о в а н и е: игрушки.
Педагог закрывает глаза и произносит следующие слова:
Разбегайтесь-ка, ребятки,
Начинаем играть в прятки.
Спрячьте игрушку далеко,
Не найдет ее никто!
Дети берут игрушки со стола, разбегаются и прячут их в разных местах.
Педагог открывает глаза и делает вид, что не может найти игрушки, просит детей помочь ему в поиске. Ребенок отвечает: «Я спрятал свою игрушку ПОД шкаф. Я спрятала куклу В стол.» И т. д.
«Собери предложение».
Ц е л и : закреплять умение составлять предложение и отдельные слова с предлогом, развивать умение прыгать на двух ногах; воспитывать самостоятельность; развивать быстроту реакции.
О б о р у д о в а н и е : 8 обручей, флажки, картинки, схемы предлогов, глаголов.
Игроки выстраиваются в две колонки. Перед каждой колонной лежат 4 обруча. По сигналу взрослого один ребенок из каждой колонны прагает из обруча в обруч, занимая их по очереди и забирая из них картинки и схемы. Например, в первом обруче находилась картинка с изображением воробья, во втором – схема предлога НА, в третьем – картинка с изображением дерева, в четвертом – картинка с изображением молоточка (обозначающего глагол).
Взрослый называет слова для первой команды: ВОРОБЕЙ, НА, ДЕРЕВО, СИДИТ, затем слова для второй команды: ПОД, СТОЛ, ЛЕЖИТ, КОТ. Педагог предлагает командам составить из этих слов предложение и для каждого слова занять нужный обруч.
После выполнения задания команда, допустившая наименьшее количество ошибок, получает флажок.
На втором этапе игры раскладываются новые картинки и схемы.
Игры для активизации словаря детей.
«Найди свою маму».
Ц е л и : закреплять в словаре детей названия домашних животных и их детенышей;. Учить по сигналу изменять направление движения; развивать быстроту реакции.
О б о р у д о в а н и е : маски домашних животных и их детенышей.
Дети разбиваются на пары: «корова» с «теленком», «коза» с «козленком», «кошка» с «котенком» и т.д. дети представляются: «Я котенок, а я кошка» и т.д.
Взрослый произносит слова: Вышли мамы погулять,
Своих деток показать.
Дружно ноги поднимают,
Головой своей кивают.
Побежали по дорожке,
Не устанут наши ножки.
Дети выполняют движения, перемещаясь по классу.
Налетела тучка темная,
Загремел весенний гром.
Наши детки испугались,
По лужайке разбежались.
Дети-детеныши разбегаются по классу и прячутся в разных местах.
Снова солнышко сияет
И гулять всех приглашает.
Стали мамы деток звать,
Малышей своих искать.
Педагог предлагает по очереди детям-мамам позвать своих детенышей.
«Корова»: «Му-у-у». «Теленок» выходит к «маме», подражая мычанию. «Свинья»: «Хрю-хрю-хрю». «Поросенок» ей отвечает. Ребенок должен назвать пары верно: «Корова – теленок», «Свинья – поросенок» и т.д.
«Накроем стол».
Ц е л и : активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда»; закреплять умение различать кухонную, столовую, чайную посуду; развивать выдержку, умение начинать движеие по сигналу взрослого.
О б о р у д о в а н и е : игрушечные посуда, газовая плита, два стола.
Играющие выстраиваются в три колонны. Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая – для обеда, третья ставит на плиту кухонную посуду.
На большом столе вперемешку стоят отдельные предметы трех видов посуды. Воспитатель объясняет задание. По сигналу один ребенок от каждой команды подбегает к столу и выбирает нужную посуду.
Выигрывает команда, игроки которой безошибочно и быстрее всех выберут нужную посуду.
«Во саду ли, в огороде.»
Ц е л и : закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах; упражнять в беге по кругу, в выполнении движения по сигналу взрослого; воспитывать самостоятельность.
О б о р у д о в а н и е : муляжи (можно картинки) овощей, фруктов, ягод; три обруча, корзинки.
Дети делятся на три группы и каждая группа встает вокруг своего обруча, в которых разложены «овощи, фрукты, ягоды».
Педагог произносить слова, после которых дети начинают бег друг за другом вокруг обручей:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай.
Стоп! В мою корзину
Любой овощ полезай!
С последним словом – дети берут любой «овощ» из своего обруча. Педагог подходит к некоторым ребятам и задает вопрос: «Что ты сделала, Лена?» - «Я выкопала картошку» «Ваня, что ты положил в корзину?» - «Я положил в корзину капусту». «Света, какого цвета твой помидор?» - «Мой помидор красного цвета» и т.д.
Дети снова встают вокруг своего обруча и начинают прыгать вокруг него на двух ногах:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай.
Стой на месте!
Быстро, быстро ягодку срывай!
Педагог спрашивает детей, какие ягоды они «сорвали».
В третий раз дети идут на носочках вокруг своего обруча:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай,
Стой! С любого дерева
Фрукты собирай!
Педагог задает детям вопросы: «Какой формы яблоко? Какого цвета груша? Какой по вкусу лимон?» и т.д.
В конце игры педагог предлагает одной группе детей положить в обруч из корзинок только овощи, другой – только фрукты, третьей – ягоды. В процессе выполнения задания ребята проговаривают названия овощей, фруктов, ягод, которые они выложили из корзинки в обруч.
Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием и допустила минимальное количество ошибок.
Л и т е р а т у р а:
1. Л.А.Венгер. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию.
М., Просвещение, 1973.
2. А.И.Максимова, Г.А.Тумакова. Учите, играя.
М., Просвещение, 1983.
3. В.И.Селиверстов. Игры в логопедической работе с детьми.
М., Просвещение, 1981.
4. Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи.
М., Просвещение, 1988.
5. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. Дидактические игры и
упражнения.
М., Просвещение, 1991.