"Инновационные подходы к формированию и развитию у учащихся с ОВЗ самостоятельности в познавательной деятельности на уроках".
презентация к уроку по теме
Инновационные подходы к формированию и развитию у учащихся с ОВЗ самостоятельности в
познавательной деятельности на уроках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы: 1. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности. 2. Управление самостоятельной деятельностью ш кольника. 3. Дидактические принципы организации с амостоятельной работы. 4. Самостоятельная работа как орудие, влияющее н а глубину и прочность знаний.
Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности.
Самостоятельная работа - средство борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средство формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей .
Главная функция самостоятельной работы – формирование высококультурной личности, т.к . только в самостоятельной, интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Самостоятельная работа – это средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Направления в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении: Первое направление берет начало ещё в древности ( Аристосен , Сократ, Платон, Аристотель). Второе направление берёт своё начало в трудах Я.А. Коменского. Третье направление берёт своё начало в в трудах К.Д. Ушинского.
«Развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способностей - путем самопознания ». Сократ
Первая группа: 1) содержательный компонент : знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях; 2) оперативный компонент : разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане; 3) результативный компонент : новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.
Вторая группа: 1) содержательный компонент : выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности; 2) процессуальный компонент : подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов; 3) мотивационный компонент : потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.
Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады : мотив – план (действие) – результат .
«Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий ». П.И . Пидкасистый
« Самостоятельная работа – это работа целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности ». И.А.Зимняя
Состав понятия «самостоятельная деятельность»: самостоятельность самоорганизация саморегуляция самоконтроль
Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности , самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры.
Управление самостоятельной деятельностью школьников.
Компоненты педагогической системы: цель субъект деятельность отношения
Управление самостоятельной работой в ключает: целеполагание, планирование, о рганизацию, корректировку и оценку деятельности учащихся, диагностику её результатов.
Педагогическое руководство – это управление самостоятельной деятельностью учащегося на этапе её непосредственного осуществления: п редъявление учебной задачи, инструктаж по е ё выполнению, мотивация её разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий, оценивание результатов.
Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, с тимулирующих познавательную а ктивность, обеспечение условий эффективности.
Принципы управления: дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий; 2) планомерное возрастание интеллектуальных н агрузок и последовательный переход к более н еточным и неполным указаниям по в ыполнению самостоятельной работы; 3) постепенное отдаление учителя и занятие им п озиции пассивного наблюдателя; 4) переход от контроля учителя к самоконтролю.
Дидактические принципы о рганизации самостоятельной работы учащихся.
С истема самостоятельных работ –совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.
Требования : 1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач.
2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики.
3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию.
4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекает из предыдущих и готовит почву для выполнения последующих.
Принципы: - доступности и систематичности; - связь теории с практикой; - принцип постепенности в нарастании трудностей; - принцип творческой активности; - принцип дифференцированного подхода.
Классификация видов самостоятельных работ: - приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; - закрепление и уточнение знаний; - выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; - формирование умений и навыков практического характера; - формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации .
Основные этапы: - вводно-мотивационный этап; - операционно-познавательный этап; - рефлексивно-оценочный этап .
Самостоятельная работа как орудие , влияющее на глубину и п рочность знаний.
1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний .
2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления .
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. При систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и развитие у учащихся навыка самоуправления своей деятельностью как средство повышения эффективности обучения в начальной школе»
Авторская работа...
Доклад на тему:ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся»
Из опыта работы по программе «Разговор правильном питании»...
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...
Компетентностный подход в формировании универсальных учебных действий учащихся начальной школы.
Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании совреме...
Социальные и инновационные проекты по формированию гражданской позиции у учащихся начальной школы с использованием элементов патриотического воспитания.
Предоставленный в статье материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающе...
Пособие с методическими рекомендациями по изучению инновационных подходов к формированию вычислительных умений и навыков у младших школьников на уроках математики./Авт.- сост. Калашникова О. Г., Пазлиева Н.Р. (Стенникова Н.Р.)
Пособие содержит методические рекомендации по изучению инновационных подходов к формированию вычислительных умений и навыков у младших школьников на уроках математики.Данное пособие может быть рекомен...