Доклад на тему:ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (3 класс) на тему

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Колотеева Н.П.

учитель начальных классов МБОУ ООШ №9

с. Адербиевка, г. Геленджик  Краснодарского края

Психологи отмечают  интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Математика является одним из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) ребенка имеют решающее значение для его усвоения. За  успешностью (или неуспешностью) учебной деятельности, часто скрываются природные особенности. Нередко они порождают и различия в знаниях - их глубине, прочности. По этим качествам знаний обычно судят об одаренности детей. Индивидуальность и одаренность - вещи взаимосвязанные. Все исследователи, отмечают прежде всего специфические особенности психики математически способного ребенка , в частности гибкость мышления, т.е. нешаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.  Очевидно, что эти особенности мышления напрямую зависят от особой организованности памяти, воображения и восприятия. Опытные учителя хорошо знают, что математические способности - это «товар штучный», и если не заниматься с таким ребенком индивидуально (не в рамках кружка или факультатива), то способности могут и не развиться дальше. Именно поэтому мы часто наблюдаем, как выделяющийся своими способностями и возможностями первоклассник к четвёртому  классу «выравнивается», а в пятом и вовсе перестает отличаться от других детей. Что это? Способности были не особенно «выдающимися»? Исследования психологов показывают, что могут быть разные типы возрастного умственного развития:

а) «Ранний подъем» (в дошкольном или младшем школьном возрасте) - он обусловлен наличием ярких природных способностей и задатков соответствующего типа.

.б) «Замедленный и растянутый подъем», т.е. постепенное накопление интеллекта. Таким возможным подъемом» является возраст 16-17 лет.

Для нас, учителей начальных классов, наиболее актуальной является проблема «раннего подъема», приходящаяся на возраст 6-9 лет. Не секрет, что один такой ярко-способный ребенок в классе, обладающий к тому же сильным типом нервной системы, способен, в буквальном смысле слова, никому из детей и рта не дать открыть на уроке. И в результате вместо того, чтобы максимально стимулировать и развивать маленького «вундеркинда», мы вынуждены начинать с того, что учим его молчать (!) и «держать свои гениальные мысли при себе, пока тебя не спросят». Ведь в классе 25 других, не таких сообразительных детей! Такое «притормаживание», если оно идет систематически, как раз и может привести к тому, что через 3-4 года ребенок «выравнивается» со сверстниками. А поскольку математические способности относятся к группе «ранних способностей», то, возможно, именно математически способных детей мы теряем в процессе этого «притормаживания» и «выравнивания». Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение. по выражению Ш.А.Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям   школьников».   Одним   из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения- разделение учащихся на группы по каким-либо признакам. Так при дифференциации обучения осуществляются учет индивидуальных особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах. Вот некоторые  способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке  математики на этапе закрепления изученного материала

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям, относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости — творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

К примеру, в дифференцированной работе с использованием типов продуктивных заданий :

Пример. «В вазе лежало 6 желтых яблок и 3 зеленых яблока.   2 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Задание для 1-й группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

Задание для 2-й группы. Решите задачу двумя способами.

Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить

тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

—        усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2й групп используется  деление на однозначные числа, а для 3-й группы — на двузначные;

Например:

Найдите значения выражения.

1-я группа.                                      2-я группа.                                         3-я группа.

8:4+ 15                          48: 6- (50+4) :9                                     24 : 12 -36:13+45:15

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

  1. Дифференциация заданий но объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

/ этап. Учащиеся знакомятся с текстом задачи. После этого часть детей приступает к ее самостоятельному решению. Им может быть дано дополнительное задание, например, придумать аналогичную задачу.

IIэтап. Анализ текста задачи под руководством учителя: выделение данных, искомого, установление связей между ними, выполнение наглядной интерпретации, например, краткой записи или схемы. После этого еще часть детей приступает к самостоятельной работе.

III этап. Поиск решения под руководством учителя. Составление плана решения задачи. После этого часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи, а остальные делают это под руководством учителя.

IVэтап. Проверка решения задачи организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.

  1. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются:

а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений ;

б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске.

Таким образом, в формировании и развитии математических способностей младшего школьника большую роль играет индивидуальный и дифференцированный подход.

                                           Использованная литература:

1.Белошистая А.В.Индивидуальный подход в формировании и развитии математических способностей младшего школьника// Начальная школа плюс до и после .2001,№7,С.3-10.

 2.Тихомирова Л.Ф.Упражнения на каждый день.- Ярославль,1998, С 8-12.

3.Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе

усвоения знаний младшими школьниками // Начальная школа.2004,№5,С.69-74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время

- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА"

На современном этапе общества наиболее остро ощущается потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Создание условий для проявления и...

Личностно-ориентированный подход и развитие творческих способностей младших школьников при реализации УМК «Планета знаний

Личностно-ориентированный подход  и  развитие  творческих  способностей  младших  школьников ...

Выступление по теме :" Системно-деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время"

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

Психолого-педагогические подходы к развитию творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей - одна из важнейших научных проблем, которая исследуется на философском, культурологическом, педагогическом, социально- психологическом уровнях....

«Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике».

В статье идёт речь о проблеме развития математических способностей младшего школьника в процессе обучения математике, перечисляются требования к методическим материалам....

Проектная деятельность как средство формирования и развития творческих способностей младших школьников

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в...