Конспект урока обучения грамоте по теме Буква Аа.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
В этом разделе вы можете найти конспект урока обучения грамоте по теме Буква Аа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 2.56 МБ |
urok_obucheniya_gramote_bukvy_aa.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок «Чтение» (букварный период)
Класс: 1, по программе: «Школа России»
Тема: Гласный звук [а], буквы А, а.
Цель: .Познавательные УУД : познакомить учащихся с гласным звуком [а] и способом его обозначения на письме с помощью букв А,а ,совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах; кратко характеризовать качественные признаки звуков, проводить звуковой анализ и строить модели слов ;
Коммуникативные УУД
Формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД : формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные УУД : формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспитание культуры речи , воспитывать толерантность по отношению друг к другу
Прогнозируемые результаты: дети научатся выделять звук [а] в начале, середине и конце слова; познакомятся с заглавной и строчной буквами А, а;
научатся определять место звука [а] в слове, отображать этот звук в схемах; работать с книгой и иллюстрациями; усвоят знание о слогообразующей роли гласных звуков и обозначение звука квадратом красного цвета в схеме; научатся свободно высказывать свои мысли.
Оборудование: буквы, схемы звуков, слогов, портрет Толстого и картинка Буратино, приложение к учебнику.
Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [a], буквой Аа; развивать речь, логическое мышление.
Оборудование: учебник; картинка с изображением астры, электронное приложение.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Актуализация знаний.
1.Повторение о предложении, слогах, звуках.
А)- На предыдущих уроках мы познакомились со звуками русской речи. Умеем характеризовать звуки.
-Какой бывает речь? (устной и письменной)
- Что мы произносим, когда говорим? (звуки)
-Как мы обозначаем звуки при письме? (используем буквы – значки для записи звуков)
-На какие 2 группы делятся все звуки? (гласные и согласные)
Б). Работа по учебнику (стр.20)
-Составьте рассказ по иллюстрации.
-Озаглавьте его. («Лесная школа»)
-Что видите на иллюстрации? (Лесную школу)
-Почему вы решили, что это лесная школа?
-Что растёт на поляне?
-По каким признакам вы определили, что это школа?
-Кто пришёл учиться в школу?
-Где они сидят?
- Что у них вместо школьных столов и стульев?
-Кто их учит? (учитель – мудрая Сова)
-Какую букву показывает Сова?
-Почему в тетради у зверят чистые листы?
-Чем они будут писать?
-Покажите, чем пишите вы.
-У вас одинаковые ручки для письма?
(Анализ предложения «Звери учатся читать»)
-Сегодня мы познакомимся с первым звуком русского алфавита и его буквами, а какими узнаете позже.
III. Работа по теме.
1.Самоопределение к деятельности.
-Отгадайте загадку.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус!
И зовут его ---(арбуз) Слайд 1
-Произнесите первый звук в слове арбуз.
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.(мак) Слайд 2
-Произнесите второй звук в слове мак.
Кругла, а не солнце,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.(репа)Слайд 3
-Произнесите последний звук в слове репа.
- С каким звуком познакомимся на уроке?
- Где может находиться звук [ А] в слове?
-Так с каким звуком сегодня будем знакомиться?
IV. Формирование новых знаний, умений, навыков.
1.-Отгадайте загадку.
Тот, кому уже семь лет,
Скажет: "Школа, здравствуй!
У меня в руках букет -
Праздничные... (астры) - А одна?(астра)
-Что такое астра?
-Кто видел? Где? Слайд 4
– Составьте схему этого слова:
Проводится слого-звуковой анализ слова астра.
– Каким звуком начинается первый слог? ([a].)
– Давайте произнесем его все вместе.
– Какой это звук – гласный или согласный? (Гласный.)
– Почему? (При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград.)
- Как обозначим этот звук на схеме? (Квадратиком красного цвета.)
- Где слышится звук [а] в этом слове? (В начале слова и в конце.)
- Кто знает, какая буква обозначает этот звук? (А, а).
- Обратите внимание: звук [а] один, а для его обозначения есть две буквы А, а.
- Почему так?
- Кто может объяснить? (Есть буквы заглавные и маленькие. С заглавных букв начинаются предложения, пишутся имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран и другие названия.)
- Где в слове можно увидеть букву А? (В начале слова и в конце)
- Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой А а.
Учитель показывает карточку с изображением буквы А а.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
– На что похожа буква А а?
2. Показ печатания буквы а. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
3. Печатание буквы А а учащимися в тетрадях.
- Обратите внимание на правильное начертание букв Аи а в клеточках тетради. Большая буква занимает в ширину одну клетку, в высоту — две клетки. Строчная буква — в высоту одну клетку и пишется в правой стороне клетки.
Физкультминутка
4. Распознавание звука [a].
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
-Назовите по картинке цветок и определите есть ли в этом слове звук а и в какой части слова: вначале, в середине или в конце или нет этого звука. (Анютины глазки, роза, ландыш, мак, тюльпан, фиалка и ирис)
5.Игра «Найди на картинке 7 слов со звуком а.». ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
(работа в парах)
А) Работа по учебнику: с. 21
-Найдите на иллюстрации (с. 21) слова, которые начинаются со звука [а]. (Арбуз, астра.)
-Найдите слова, которые заканчиваются звуком [а]. (Клякса, астра.)
- Многие поэты очень хотели, чтобы дети хорошо запомнили место звука и буквы а в словах. Прослушайте стихотворение Н. Костарева.
Астра, азбука, айва начинаются на «а»
И кончаются на «а» астра, азбука, айва.
-Сколько раз нам встретилась заглавная буква А?
- Прочитайте эту букву в начале слова. Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Первая буква первого слова в предложении.)
- Прочитайте на первой строчке остальные буквы а. Сколько их?
- На второй строчке сколько их? На третьей? На четвёртой?
- Мудрые мысли называются пословицами.
- Кто может прочитать пословицы (с. 20)?
- Какая мудрая мысль заключена в них?
- Чему учат пословицы людей? (Мудрости, правильности поведения.)
- Выделите слоги-слияния с гласным звуком [а].
- Как произносится согласный звук в этом слоге-слиянии?
- Подтвердим вывод на с. 21.
Б) Работа по учебнику: с. 22
-Откройте «Азбуку» на странице 22.
-К какому произведению сделана эта иллюстрация? (К сказке «Айболит».)
- Кто написал это произведение? (Корней Чуковский.)
- С какого звука начинается название произведения? (Со звука [а].)
- Кто такой Айболит? ( Это очень добрый доктор. Он лечит всех зверей и птиц.)
- Расскажите отрывок из этого произведения наизусть.
-Я подскажу вам первые фразы: «Добрый доктор Айболит!»
-Составьте схему слова Айболит.
- Можно ли первый слог назвать слогом-слиянием? Если нет, то почему?
- Айболит просит зверей открыть рот и произнести новый звук.
Дети говорят по одному и хором: А-а-а-а!
-Прочитайте эту фразу с доски: А-а-а-а! ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
-Что значит прочитать предложение? (Надо произнести голосом звук, который обозначает эта буква.)
- Какую букву вы возьмёте, если я попросил бы вас записать слова: Ася, Айболит! (Заглавную букву. Это имена.)
- Рассмотрите вторую иллюстрацию на с. 22.
- Как называется эта сказка? О чём эта сказка? Составьте своё предложение к этой иллюстрации и начертите схему предложения в тетради для печатания.
Алёнушке жалко своего братца.
. .
Алёнушка плачет.
- Какое предложение вы составите к схеме в учебнике (с. 22)? (Алёнушка плачет. Алёнушка грустит.)
- Прочитайте, что написано под картинкой. Как надо прочитать это предложение? (А-а-а!)
- Посмотрите на знак в конце предложения. (Восклицательный знак. Надо читать с особым чувством! У девочки горе.)
- Рассмотрите иллюстрацию из книги. Обратите внимание на природу. Как она себя ведёт, глядя на братца и сестрицу? (Берёзки грустят, цветочки заглядывают в лицо Алёнушке и жалеют её и т.д.)
- Найдите и произнесите слова, в которых слышатся звуки [а].
- Кто найдёт предметы, в названии которых один звук [а] — поднимите одну букву а.
- Кто найдёт слово, в котором два звука [а] — вверх поднимите две буквы а.
- Кому посчастливится найти слово, в котором три звука [а]?
Слова для справок: берёза, ветка, листва, платок, сарафан, юбка, слеза, глаза, щека, коза, ромашка, трава...
— Какие времена года вы знаете?
-Назовите их по порядку. (Осень, зима, весна, лето.)
- Ещё раз назовите времена года по порядку, как они следуют одно за другим. Начнём с зимы... Теперь с весны. Составим схему времени года, в котором слышится звук [а]. (Зима, весна.)
- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.)
- Почитаем по схемам в низу с. 22, что за растения здесь изображены. Назовите их одним словом. (Цветы.)
- В какое время года мы любуемся ромашками в природе? (Летом.)
- Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август.)
- В названии какого месяца слышится звук [а]? (Август.)
- Назовите слог, в котором слышится звук [а].
- Какой цветок «лишний» в ряду цветов и почему? (Ландыш, он растёт в лесу.)
- Назовите в словах слог-слияние.
- В каком слоге слышится звук [а]? Назовите ударный слог. Какой звук ударный? Как слышится ударный звук? (Ясно, чётко.)
В) Работа по учебнику: с. 23
-Как называется эта сказка (с. 23)? («Волк и Лиса».)
-Рассмотрите иллюстрации к сказке и вспомните отрывок.
Каждая группа поочередно рассказывает свою часть сказки «Волк и Лиса».
-Какой в этой сказке показана лиса? - Каким показан волк?
-Составьте предложения про лису.
Дети составляют к каждой картинке предложения про лису.
-В названии каких героев слышится звук [а]? -В каком слоге слышим звук [а]?
-Ударный или безударный здесь звук [а]?
- Внизу на странице 23 даны клеточки. В них поселилась первая буква. - Какая?
- На клеточке какого цвета расположилась буква а? Почему? (Она гласная, и на схемах мы этот звук обозначаем красным цветом. Поэтому буква а поселилась в красном домике.)
- Это лента букв. В пустых клеточках будут располагаться и другие буквы, которые вы узнаете на последующих уроках.
V. Рефлексия учебной деятельности
- С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке? - Что мы узнали о буквах а, А?
-Когда мы пишем заглавную букву А? - Когда строчную?
- Как называются предложения, выражающие мудрые мысли?
- Какую книгу мы рассматривали на уроке? Кто её автор? Покажите смайлики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"
Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....
Конспект урока обучения грамоте по теме: Буква М, м .Звуки [ м ], [ м’] .
Конспект урока обучения грамоте по теме: Буква М, м .Звуки [ м ], [ м’] ....
Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква ь для обозначения мягкости согласного" 1 класс "ПНШ"
Тип урока: открытие нового знанияЦели деятельности учителя: познакомить детей с ь знаком и его особенностями; отрабатывать навык звукового анализа и чтения слов.Планируемые результаты:·...
Конспект урока (обучение грамоте) по теме "Буква Ь" 1 класс
Конспект урока по теме "Буква Ь" разработан для урока обучение грамоте 1 класс. Данный материал может пригодиться на этапе знакомства с буквой....
Конспект урока обучения грамоте по теме: "Буква мягкий знак-показатель мягкости"
Цели деятельности: Ознакомление с буквой мягкий знак; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиПланируемые результатыПредметные:Знать: характеристику буквы мягкий знак: печатную бу...
Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"
Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного; учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...
Конспект урока обучения грамоте по теме:"Буквы У, у, звук [у]".УМК "Школа России" 1 класс
Конспект урока по теме "Буквы У, у, звук [у]"разработан по предмету обучение грамоте для обучающихся 1 класса УМК "Школа России". Задачи:Познакомить учащихся с буквами У...