Конспект урока обучения грамоте по теме Буква Аа.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кобец Алёна Владимировна

В этом разделе вы можете найти конспект урока обучения грамоте по теме Буква Аа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx2.56 МБ
Файл urok_obucheniya_gramote_bukvy_aa.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок «Чтение» (букварный период)

Класс: 1, по программе: «Школа России»

Тема: Гласный звук [а], буквы А, а.

Цель: .Познавательные УУД : познакомить учащихся с гласным звуком [а] и способом его обозначения на письме с помощью букв А,а ,совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах; кратко характеризовать качественные признаки звуков,  проводить звуковой анализ и строить модели слов ;

Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД : формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные УУД : формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспитание культуры речи ,  воспитывать толерантность по отношению друг к другу

Прогнозируемые результаты: дети научатся выделять звук [а] в начале, середине и конце слова; познакомятся с заглавной и строчной буквами А, а;

научатся определять место звука [а] в слове, отображать этот звук в схемах; работать с книгой и иллюстрациями; усвоят знание о слогообразующей роли гласных звуков и обозначение звука квадратом красного цвета в схеме; научатся свободно высказывать свои мысли.

Оборудование: буквы, схемы звуков, слогов, портрет Толстого и картинка Буратино, приложение к учебнику.

Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [a], буквой Аа; развивать речь, логическое мышление.

Оборудование: учебник; картинка с изображением астры, электронное приложение.

Ход урока

I. Организация класса.

II.        Актуализация знаний.

1.Повторение о предложении, слогах, звуках.

А)- На предыдущих  уроках мы познакомились со звуками русской речи. Умеем характеризовать звуки.

-Какой  бывает  речь?  (устной  и  письменной)

- Что  мы  произносим,  когда  говорим?  (звуки)

-Как  мы  обозначаем  звуки  при  письме? (используем  буквы – значки  для  записи  звуков)

-На  какие 2 группы  делятся  все  звуки? (гласные  и  согласные)

  Б). Работа  по  учебнику  (стр.20)

-Составьте  рассказ  по  иллюстрации.  

-Озаглавьте  его.  («Лесная  школа»)

-Что  видите  на  иллюстрации?  (Лесную  школу)

-Почему  вы  решили,  что  это  лесная  школа?

-Что  растёт  на  поляне?

-По  каким  признакам  вы  определили,  что  это  школа?

-Кто  пришёл  учиться  в  школу?

-Где  они  сидят?

- Что  у  них  вместо  школьных  столов  и  стульев?

-Кто  их  учит? (учитель – мудрая  Сова)

-Какую  букву  показывает  Сова?

-Почему  в  тетради  у  зверят  чистые  листы?

-Чем  они  будут  писать?

-Покажите,  чем пишите  вы.  

-У  вас  одинаковые  ручки  для  письма?

(Анализ  предложения  «Звери  учатся  читать»)

-Сегодня мы познакомимся с первым звуком русского алфавита и его буквами, а какими узнаете позже.

III. Работа по теме.

1.Самоопределение к деятельности.

-Отгадайте загадку.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Так приятен он на вкус!

И зовут его ---(арбуз) Слайд 1

-Произнесите первый звук в слове арбуз.

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку.(мак) Слайд 2

-Произнесите второй звук в слове мак.

Кругла, а не солнце,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь.(репа)Слайд 3

-Произнесите последний звук в слове репа.

- С каким звуком познакомимся на уроке?

- Где может находиться звук [ А] в слове?

-Так с каким звуком сегодня будем знакомиться?

IV. Формирование новых знаний, умений, навыков.

1.-Отгадайте загадку.

Тот, кому уже семь лет,

Скажет: "Школа, здравствуй!

У меня в руках букет -

Праздничные... (астры) - А одна?(астра)

-Что такое астра?

-Кто видел? Где? Слайд 4

– Составьте схему этого слова:

Проводится слого-звуковой анализ слова астра.

– Каким звуком начинается первый слог? ([a].)

– Давайте произнесем его все вместе.

– Какой это звук – гласный или согласный? (Гласный.)

– Почему? (При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград.)

- Как обозначим этот звук на схеме? (Квадратиком красного цвета.)

- Где слышится звук [а] в этом слове? (В начале слова и в конце.)

- Кто знает, какая буква обозначает этот звук? (А, а).

- Обратите внимание: звук [а] один, а для его обозначения есть две буквы А, а.

- Почему так?

- Кто может объяснить? (Есть буквы заглавные и маленькие. С заглавных букв начинаются предложения, пишутся имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран и другие названия.)

- Где в слове можно увидеть букву А? (В начале слова и в конце)

- Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой А а.

Учитель показывает карточку с изображением буквы  А а.

        Вот два столба наискосок,

        А между ними – поясок.

        Ты эту букву знаешь? А?

        Перед тобою буква А.

– На что похожа буква А а?

2. Показ печатания буквы а.  ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

3. Печатание буквы А а учащимися в тетрадях.

- Обратите внимание на правильное начертание букв Аи а в клеточках тетради. Большая буква занимает в ширину одну клетку, в высоту — две клетки. Строчная буква — в высоту одну клетку и пишется в правой стороне клетки.

Физкультминутка

4. Распознавание звука [a].

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

-Назовите по картинке цветок и определите есть ли в этом слове звук а и в какой части слова: вначале, в середине или в конце или нет этого звука. (Анютины глазки, роза, ландыш, мак, тюльпан, фиалка и ирис)

5.Игра «Найди на картинке 7 слов со звуком а.». ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

(работа в парах)

А) Работа по учебнику: с. 21

-Найдите на иллюстрации (с. 21) слова, которые начинаются со звука [а]. (Арбуз, астра.)

-Найдите слова, которые заканчиваются звуком [а]. (Клякса, астра.)

- Многие поэты очень хотели, чтобы дети хорошо запомнили место звука и буквы а в словах. Прослушайте стихотворение Н. Костарева.

Астра, азбука, айва  начинаются на «а»

И кончаются на «а»  астра, азбука, айва.

-Сколько раз нам встретилась заглавная буква А?

- Прочитайте эту букву в начале слова. Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Первая буква первого слова в предложении.)

- Прочитайте на первой строчке остальные буквы а. Сколько их?

- На второй строчке сколько их? На третьей? На четвёртой?

- Мудрые мысли называются пословицами.

- Кто может прочитать пословицы (с. 20)?

 - Какая мудрая мысль заключена в них?

- Чему учат пословицы людей? (Мудрости, правильности поведения.)

- Выделите слоги-слияния с гласным звуком [а].

- Как произносится согласный звук в этом слоге-слиянии?

- Подтвердим вывод на с. 21.

Б) Работа по учебнику: с. 22

-Откройте «Азбуку» на странице 22.

-К какому произведению сделана эта иллюстрация? (К сказке «Айболит».)

- Кто написал это произведение? (Корней Чуковский.)

-  С какого звука начинается название произведения? (Со звука [а].)

- Кто такой Айболит? ( Это очень добрый доктор. Он лечит всех зверей и птиц.)

- Расскажите отрывок из этого произведения наизусть.

-Я подскажу вам первые фразы: «Добрый доктор Айболит!»

-Составьте схему слова Айболит.

- Можно ли первый слог назвать слогом-слиянием? Если нет, то почему?

- Айболит просит зверей открыть рот и произнести новый звук.

Дети говорят по одному и хором: А-а-а-а!

-Прочитайте эту фразу с доски: А-а-а-а! ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

-Что значит прочитать предложение? (Надо произнести голосом звук, который обозначает эта буква.)

- Какую букву вы возьмёте, если я попросил бы вас записать слова: Ася, Айболит! (Заглавную букву. Это имена.)

- Рассмотрите вторую иллюстрацию на с. 22.

- Как называется эта сказка? О чём эта сказка? Составьте своё предложение к этой иллюстрации и начертите схему предложения в тетради для печатания.

Алёнушке жалко своего братца.

                                          .                                                         .

Алёнушка плачет.

- Какое предложение вы составите к схеме в учебнике (с. 22)? (Алёнушка  плачет. Алёнушка  грустит.)

- Прочитайте, что написано под картинкой. Как надо прочитать это предложение? (А-а-а!)

- Посмотрите на знак в конце предложения. (Восклицательный знак. Надо читать с особым чувством! У девочки горе.)

- Рассмотрите иллюстрацию из книги. Обратите внимание на природу. Как она себя ведёт, глядя на братца и сестрицу? (Берёзки грустят, цветочки заглядывают в лицо Алёнушке и жалеют её и т.д.)

- Найдите и произнесите слова, в которых слышатся звуки [а].

- Кто найдёт предметы, в названии которых один звук [а] — поднимите одну букву а.

- Кто найдёт слово, в котором два звука [а] — вверх поднимите две буквы а.

-  Кому посчастливится найти слово, в котором три звука [а]?

Слова для справок: берёза, ветка, листва, платок, сарафан, юбка, слеза, глаза, щека, коза, ромашка, трава...

— Какие времена года вы знаете?

-Назовите их по порядку. (Осень, зима, весна, лето.)

- Ещё раз назовите времена года по порядку, как они следуют одно за другим. Начнём с зимы... Теперь с весны. Составим схему времени года, в котором слышится звук [а]. (Зима, весна.)

- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.)

- Почитаем по схемам в низу с. 22, что за растения здесь изображены. Назовите их одним словом. (Цветы.)

- В какое время года мы любуемся ромашками в природе? (Летом.)

-  Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август.)

- В названии какого месяца слышится звук [а]? (Август.)

- Назовите слог, в котором слышится звук [а].

- Какой цветок «лишний» в ряду цветов и почему? (Ландыш, он растёт в лесу.)

- Назовите в словах слог-слияние.

- В каком слоге слышится звук [а]? Назовите ударный слог. Какой звук ударный? Как слышится ударный звук? (Ясно, чётко.)

В) Работа по учебнику: с. 23

-Как называется эта сказка (с. 23)? («Волк и Лиса».)

-Рассмотрите иллюстрации к сказке и вспомните отрывок.

Каждая группа поочередно рассказывает свою часть сказки «Волк и Лиса».

-Какой в этой сказке показана лиса?  - Каким показан волк?

-Составьте предложения про лису.

Дети составляют к каждой картинке предложения про лису.

-В названии каких героев слышится звук [а]?  -В каком слоге слышим звук [а]?

-Ударный или безударный здесь звук [а]?

- Внизу на странице 23 даны клеточки. В них поселилась первая буква. - Какая?

- На клеточке какого цвета расположилась буква а? Почему? (Она гласная, и на схемах мы этот звук обозначаем красным цветом. Поэтому буква а поселилась в красном домике.)

- Это лента букв. В пустых клеточках будут располагаться и другие буквы, которые вы узнаете на последующих уроках.

V. Рефлексия учебной деятельности

- С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке?  - Что мы узнали о буквах а, А?

-Когда мы пишем заглавную букву А? - Когда строчную?

- Как называются предложения, выражающие мудрые мысли?

- Какую книгу мы рассматривали на уроке? Кто её автор?  Покажите смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"

Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....

Конспект урока обучения грамоте по теме: Буква М, м .Звуки [ м ], [ м’] .

Конспект урока  обучения грамоте по теме: Буква М, м .Звуки [ м ], [ м’] ....

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква ь для обозначения мягкости согласного" 1 класс "ПНШ"

Тип урока: открытие нового знанияЦели деятельности учителя: познакомить детей с ь знаком и его особенностями; отрабатывать навык звукового анализа и чтения слов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока (обучение грамоте) по теме "Буква Ь" 1 класс

Конспект урока по теме "Буква Ь" разработан для урока обучение грамоте 1 класс. Данный материал может пригодиться на этапе знакомства с буквой....

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Буква мягкий знак-показатель мягкости"

Цели деятельности: Ознакомление с буквой мягкий знак; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиПланируемые результатыПредметные:Знать: характеристику буквы мягкий знак: печатную бу...

Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного;  учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...

Конспект урока обучения грамоте по теме:"Буквы У, у, звук [у]".УМК "Школа России" 1 класс

Конспект урока по теме "Буквы У, у, звук [у]"разработан по предмету обучение грамоте для обучающихся 1 класса УМК "Школа России".  Задачи:Познакомить учащихся с буквами У...