Аутичный ребёнок в современной системе образования
статья на тему
Предварительный просмотр:
Аутичный ребёнок в современной системе образования
Заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями, доктор психологических наук, Никольская Ольга Сергеевна в книге «Аутичный ребёнок. Пути помощи» отмечает, что детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми.
Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательство и даже отторжение, получают тяжелые душевные травмы.
При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть таких детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время, в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми. Нередко успешной социализации способствует особая одаренность ребенка в какой-либо сфере: это может быть, например, «врожденная» грамотность, способность к музыке, рисованию, техническому конструированию.
В настоящее время детский аутизм рассматривается, прежде всего, как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
Степень нарушения психического развития при аутизме может очень значительно различаться. Ребенок с аутизмом может быть и безразличным к происходящему, и иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, пользоваться простыми речевыми штампами, но также и иметь богатый словарь и развернутую, не по возрасту сложную фразовую речь. У многих таких детей на основе тестирования диагностируется выраженная и глубокая умственная отсталость, вместе с тем существуют и типично аутичные дети, интеллектуальное развитие которых оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одаренность, это может быть особая музыкальность, абсолютная грамотность, математические способности и др.
Психическое развитие при аутизме определяется не просто как задержанное или нарушенное, а как искаженное. Искаженное, поскольку психические функции такого ребенка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а как средство аутостимуляции, даже имеющиеся у них способности не реализуются в жизни.
Так же как все другие дети с ОВЗ дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.
В настоящее время формируется опыт интеграции ребенка с аутизмом в общую и специальную образовательную среду. Вместе с тем он до сих пор не получает массового распространения, поскольку не сформулированы принципы и не утверждены формы специальной психолого-педагогической поддержки такой интеграции, не обеспечены гарантии оказания ее каждому нуждающемуся в ней ребенку. И сейчас такому ребенку чрезвычайно трудно вписаться в современную систему образования.
Систематическая психолого-педагогическая поддержка ребёнка с аутизмом предполагает:
• Индивидуальную подготовку ребенка к обучению, направленную на формирование адекватного учебного поведения;
• индивидуально дозированное введение в ситуацию обучения в группе детей;
• установление эмоционального контакта с ребенком;
• поддержание сенсорно и эмоционально комфортной обстановки в классе;
• четкая организация среды класса, структуры урока, упорядоченность процесса обучения и жизни ребенка в школе в целом;
• учет специфики усвоения информации при аутизме при организации и подаче учебного материала;
• поиск и использование в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей;
• поддержка ребенка в осмыслении жизни в школе и оснащение его необходимыми навыками коммуникации и социального взаимодействия;
• помощь в развитии социально бытовых навыков, навыков самообслуживания;
• помощь ребенку в развитии самосознания, осмыслении собственного жизненного опыта и выстраивании жизненных планов;
• развитие внимания к проявлениям близких и понимания, происходящего с другими людьми, их взаимоотношений;
• помощь в развитии адекватных отношений ребенка с одноклассниками;
• помощь в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения;
Никольская О.С. утверждает, что наиболее перспективной формой школьного обучения аутичного ребенка представляется постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в группу или класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации, возможности которых на данном этапе оцениваются как сопоставимые с его собственной способностью к обучению. Это может быть как класс общеобразовательной школы, так и классы для детей с ЗПР, и УО.
Для поступления в школу ребёнку-аутисту необходима специальная подготовка, которая ставит перед собой целью не только и не столько овладение навыками счета, письма и чтения, а в первую очередь уделяет внимание развитию произвольности восприятия и памяти, коммуникативных навыков, усидчивости, умению подчиняться требованиям учителя и т.п. Формирование учебного поведения аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, по развитию его способности к контакту, освоению им навыков социального взаимодействия. Ребенок с аутистическим расстройством не сможет сам по себе приобрести эти важные для учебной деятельности и общения со сверстниками навыки, поступив в школу, как это часто происходит с обычными детьми.
Готовить к пребыванию в детском коллективе обычной образовательной школы необходимо не только ребёнка с особенностями, но и педагога, одноклассников, родителей этих детей.
Даже принятым в образовательные учреждения детям с аутизмом, как правило, уже на ранних этапах обучения отказывают в продолжении образования. При этом специалисты как общеобразовательных, так и специальных школ сталкиваются с однотипными трудностями, определенными характером нарушения психического развития при аутизме. Основными из них в начале обучения являются проблемы поведения и трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения и самого аутичного ребенка и его соучеников. Позже более явной проблемой становится недостаточное понимание специалистами специфики усвоения учебного материала и освоения социальных навыков при аутизме.
Пребывание в образовательной среде специально приспособленной для аутичных детей и исключительно среди аутичных детей может оказать отрицательное влияние на социальное развитие такого ребенка. Однородность состава учеников, безусловно, облегчает создание комфортных условий пребывания, приспособление среды и адаптацию методов обучения к возможностям детей. Вместе с тем, объединение детей с выраженными проблемами коммуникации не может способствовать их социальному развитию. Ребенок с аутизмом должен иметь возможность следовать образцам адекватного социального поведения других детей.
Часть аутичных детей с выявленной задержкой психического развития может получить образование при интеграции в специальную школу или класс для детей с ЗПР, где обучение может быть в большей степени индивидуализировано, а сроки его пролонгированы.
Возможен также вариант начального образования ребенка с аутизмом среди детей с ДЦП, обучающихся по общей программе или по программе для детей с ЗПР. В этом случае ребенок может быть полезен своим соученикам и эта ситуация каждодневной заинтересованности в нем других детей может быть полезна для его социального развития.
Оба варианта интеграции могут быть плодотворными лишь при условии, что способности к обучению аутичного ребенка и его соучеников находятся на сопоставимом уровне и при отсутствии выраженных проблем поведения и нарушений коммуникации у его одноклассников.
Широко практикуемое в настоящее время индивидуальное обучение на дому не отвечает потребностям детей с аутизмом, более того, дефицит социальных впечатлений, ограничение контактов привычной домашней обстановкой способствует их вторичной аутизации. Даже в случаях наиболее выраженного аутизма такой ребенок к школьному возрасту для своего развития нуждается в дозированных, но регулярных выходах из дома в более сложно организованную социальную среду.
Задача любого педагога - выявить ребенка с аутическими расстройствами, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. Лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать, знание особенностей развития детей при аутизме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная среда современной системы образования – комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования.Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для ...
Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.
Российская современная школа, находясь в начале 21 столетия, переживает новый этап своего развития. Нарастающий объём...
Презентация "Гуманная педагогика - основа современной системы образования"
Презентация "Гуманная педагогика - основа современной системы образования"...
Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...
Оценки: поощрение или наказание в современной системе образования
Оценки: поощрение или наказание в современной системе образования...
Сочинение - рассуждение на тему "Сочинение - рассуждение на тему: «Современная система образования построена преимущественно на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы»
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня труднос...
«Гуманная педагогика - основа современной системы образования»
Человек рождается на свет,Чтоб творить, дерзать – и не иначе.Чтоб оставить в жизни добрый следИ решить все трудные задачи.Человек рождается на свет.Для чего? Ищите свой ответ....