Оценки: поощрение или наказание в современной системе образования
консультация (2 класс) на тему
Оценки: поощрение или наказание в современной системе образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenki.zip | 373.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценки: поощрение или наказание в современной системе образования.
Принятая в школе система оценки индивидуальных результатов обучения позволяет учитывать степень усвоения программного материала каждым учащимся. Однако оценка (и выставляемая на ее основании отметка) выступает для ученика не только как показатель уровня его достижений в учебе, но и как поощрение или наказание за его действия.
Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные.
Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребёнок, но не его личность. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, н6о не сам субъект.
Персональные педагогические оценки, напротив относятся к субъекту деятельности, а не к её атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т.п. В случае предметных оценок ребёнок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных - через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.
Материальные педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей.
Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали..
Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось, в конечном счете, а нетто, каким образом это было достигнуто.
Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.
Количественные педагогические оценки соотносятся с объектом выполненной работы, например, с числом решённых задач, сделанных упражнений и т.п.
Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей её совершенства. Традиционные школьные оценки выступают как один из этих способов, причем далеко не достаточный для того, чтобы обеспечить полноценную мотивацию учения и воспитания детей. Понятие «педагогическая оценка» по своему объему и содержанию гораздо шире просто «оценки» или «отметки», поэтому на практике нельзя ограничиваться только двумя последними способами стимулирования. (2)
Чтобы разобраться в том, каким образом оценка успеваемости в условиях вспомогательной школы поощряет успешные действия учащихся, необходимо остановиться на ее содержании. Главный смысл оценки заключен не в баллах, а в ее кратком комментировании (разъяснении учителем) т. е. в его оценочном суждении. При любой форме оценочного суждения в нем отражаются два момента:
1. Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практически действий (анализ работы).
2. Характеристика прилежания ученика во время работы и общие выводы по выполнению задания (могу быть отмечены также перспективы роста умений в дальнейшей работе).
Оценивая качество работы школьника, учитель (и привлекаемые к этому другие учащиеся) объективно подходит к выявлению недостатков или положительных характеристик изделия и трудовых действий. Низкая способность школьника к труду не может служить основанием для того, чтобы не выявлять допущенные ошибки. Однако при оценке прилежания учащихся и в общих выводах по работе подход должен быть индивидуальным. Так, например, неточно подогнанные столярные соединения учитель оценивает как плохую, требующую переделки работу, если знает, что ученик допустил брак из-за невнимательности и способен сделать лучше. Но такие же по величине отклонения от заданной формы и размеров могут оцениваться положительна если учащийся работал с большим желанием и затратил максимум усилий, но в данный период обучения сделать лучше не в состоянии. Недостатки в изделии в обоих случаях выявлялись одинаково, но оценки прилежания и выводы по работе (а значит, и отметка) были, естественно, разными.
Расхождение между результатами анализа работы и общей ее оценкой, безусловно, требует от учителя разъяснения, обращенного к группе, в котором на доступном для учащихся уровне дается обоснование выставленной отметки. Обычно, когда речь идет об оценке работы школьника, слабо успевающего в силу объективных причин, такое обоснование остальные учащиеся группы принимают как должное.
Следует отметить, что расхождение между качеством работы и полученной отметкой допускается с целью формирования положительных мотивов деятельности. Оно не остается постоянным в процессе обучения. По мере развития трудовых способностей ученика такое расхождение сокращается. В старших классах его допускают в отношении очень немногих учащихся вспомогательной школы. На уроках труда учащимся выставляют отметки за теоретические знания и практическую работу. Причем отметку за практическую работу ставят на основании оценки качества результатов труда, правильности рабочих действий и прилежания школьника. (1)
В принципе, оценка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования оценки как стимулирующего средства, и потому нужно стремиться делать это наилучшим образом. Педагогически эффективной считается та оценка, которая создает у ребёнка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.
Литература.
- Воспитательная роль оценки успеваемости, поощрения и наказания. https://helpiks.org/
- Педагогическая оценка. https://studbooks.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная среда современной системы образования – комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования.Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для ...
Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.
Российская современная школа, находясь в начале 21 столетия, переживает новый этап своего развития. Нарастающий объём...
Презентация "Гуманная педагогика - основа современной системы образования"
Презентация "Гуманная педагогика - основа современной системы образования"...
Меры поощрения и наказания в современных семьях. Родительское собрание.
Цель родительского собрания определение значения поощерения и наказания в семейном воспитании. Задачи: 1.Структуировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка. 2. ...
Аутичный ребёнок в современной системе образования
Аутичный ребёнок в современной системе образования...
Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...
Сочинение - рассуждение на тему "Сочинение - рассуждение на тему: «Современная система образования построена преимущественно на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы»
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня труднос...