Из опыта работы учителя-дефектолога в организации помощи детям с РАС в условиях психолого-педагогического центра
консультация на тему
Дети с РАС относятся к сложной категории детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Как им помочь максимально, ничего не упустив?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_autizm.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя-дефектолога в организации помощи детям с РАС в условиях психолого-педагогического центра
М. Н. Барабанова,
учитель-дефектолог
ГБУ ГППЦ ДОгМ ТО «Северное»
Реальностью сегодняшнего дня является существенный рост гетерогенных нарушений психоречевого и эмоционально-поведенческой сферы у детей различного происхождения. Всех этих детей объединяет наличие нарушений в коммуникативно-социальных функциях: часто отсутствие речи, своеобразное поведение и интересы, стереотипии, зацикленности, двигательное возбуждение, импульсивность, нарушения внимания.. По данным медицинских обследований у таких детей выявляются различные этиологические причины нарушения в развитии: синдром Мартина-Белла, синдром Ангельмана, синдром Ретта, изменения в височно-лобных долях в виде субатрофии, снижение скорости проведения импульса по двигательным волокнам с задержкой миелинизации, неравномерное снижение фонематического слуха в рамках нейросенсорной тугоухости, нарушение частотного диапазона слухового восприятия.
Полиморфизм и полисиндромальность этих состояний часто не позволяют определить нозологическую форму и объем коррекции необходимый для своевременной медицинской помощи таким детям, что является большой проблемой в совместной работе медиков и педагогов. В группе детей с диагнозом - расстройство аутистического спектра, могут быть дети с умственной отсталостью, органическим поражением мозга различного генеза, невротическими расстройстваими, шизофренией, задержкой психического развития и дети с тяжёлой патологией речи (с сенсерно-моторной, моторной алалией, апраксией) - дети со сложной структурой дефекта.
Данная ситуация часто усугубляется высокой тревожностью или депрессивным состоянием матерей таких детей. Они часто не принимают возникшую проблему, отрицают её, негативно относятся к медицинской помощи, ограничиваются применением безглютеновой и бегказеиновой диеты к своему ребёнку. А помощь, несомненно, должна быть комплексной – психолого-медико-педагогической:
- проведение всестороннего грамотного медицинского обследования (ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» г. Москва, клиника Мельниковой Е.А. г. Москва);
-консультация генетика, сурдолога, логопеда, дефектолога;
- использование прикладного анализа поведения (АБА- терапия);
-использование метода Томатиса (для улучшения естественного прослушивания за счет тренировки мышц уха);
-сеансы микрополяризации;
-использование медикаментозной терапии (сосудистых, метаболических препаратов);
-использование дельфинотерапии, канистерапии;
-использование методики формирования языковой сиситемы у неговорящих детей Новиковой-Иванцовой;
-коррекционно-развивающие занятия с дефектологом, направленные на развитие всех высших психических функций, начиная с устойчивости и концентрации внимания с частичным применением метода холдинг-терапии.
К большому сожалению, лечебно-коррекционная работа редко начинается до 3-х летнего возраста, что приводит к потере времени и уменьшает шансы выравнивания ребёнка. Практика показывает, что при комплексном воздействии на развитие ребёнка значительно улучшаются нейрофизиологические показатели. Снимаются или изменяются в лучшую сторону диагнозы, поставленные ранее детям.
Таким образом, можно отметить, что только использование комплексного медицинского и педагогического воздействия на ребёнка с РАС позволяет добиться положительной динамики в развитии практически у всех детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
«Формирование позитивного отношения к миру и успешной социализации детей со сложными дефектами в процессе использования технологии пестования в работе учителя-дефектолог»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В. Сухомлинский...
Проведение диагностической работы учителя-дефектолога в реабилитационном центре
В статье представлены виды тестов для диагностической работы с детьми, имеющими нарушеня в развитии...
Особенности коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для детей 1 класса с детьми, имеющих сенсорные нарушения
Особенности речевых расстройств и их устранения у слепых и слабовидящих детей, глухих и слабослышащих детей....
Дидактические игры в коррекционной работе учителя-дефектолога по исправлению нарушений в эмоциональной и поведенческой сферах у детей с задержкой психического развития
Использование дидактических игр в коррекционной работе по исправлению нарушений в эмоциональной и поведенческой сферах у детей с задержкой психического развития является важнейшей предпосылкой при ста...
Этапы обучения детей с ЗПР в начальной школе на основе первоначальной диагностики развития в работе учителя – дефектолога
Методические рекомендации организации обучения детей с задержкой психического развития....