Эссе "Я - учитель"
материал на тему

Ноздрачева Жанна Васильевна

Размышления на тему: Я - учитель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya_-_uchitel.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

Воспитателем и учителем надо родиться;

 им руководит прирожденный такт.

Адольф Дистервег

Выбор профессии — один из ответственных моментов в жизни человека. При этом происходит, в определенном смысле, программирование его жизни, поскольку трудовая сфера, занимая большой объем времени, оказывает влияние на дальнейшее формирование личности в соответствующем направлении, а также на поведение человека и характер отношений к другим людям и самому себе.

В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрать. Часто это начинает закладываться еще в школьные годы, и к моменту окончания некоторые выпускники школ уже знают, кем они хотят быть. Нередко это  происходит задолго до окончания школы.

История моей профессии началась ещё в школе. Ещё с начальной школы  я мечтала стать учителем. Как и многие, в свое время, мы собирались поиграть в «школу», где мне предоставлялась роль учителя. Но уже в восьмом классе я поняла, что я точно  хочу быть учителем, после того, как побывала в его роли на настоящем уроке. Дело в том, что в нашу школу приехала новая учительница математики, она плохо говорила по-русски, мне и  моим одноклассникам трудно было понять излагаемый ею новый материал. Учительница старалась, но ей трудно было донести знания до нас, мне учителя было искренне жаль.  Я  всегда любила математику, и чтобы на уроке мне было всё понятно, я стала заранее изучать новую тему. Я получала удовольствие не только от полученного правильного результата, но и от самого процесса поиска решения. Учительница, видя, что я верно все решаю, стала вызывать меня к доске для объяснения нового материала. Мне  же хотелось объяснить новый материал  так, чтобы в следующий раз мои одноклассники смогли выполнить задание самостоятельно. Друзья часто обращались ко мне за помощью, и я готова была любому помочь. Наверное, поэтому я и выбрала профессию учителя.

Окончив в 1993 году  педагогическое училище, я попала в школу, где работаю и в настоящее время. Начинающим учителем, пришла в педагогический коллектив, где царила атмосфера взаимной помощи, требовательности, принципиальности, критики и самокритики, где с особым вниманием относились к творческим поискам коллег и искренне радовались их находкам, где чувствовалась заинтересованность в профессиональном росте начинающих, и мне хотелось стремиться соответствовать требованиям профессионального идеала. Мой коллектив был именно таким идеальным! Все свои нынешние возможности и способности я получила в начале своей карьеры. Мои коллеги помогали мне стать настоящим учителем.

Школа – это такое место, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждая секунда – это поиск нового, небывалого, безумно интересного, где нет места скуке, лени, ссорам и обидам. Мне все время надо быть интересной для окружающих и оставаться такой всегда, мне просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей и задумок. Мне надо торопиться, спешить… В школе уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие люди! Если ты не справляешься  – лучше всего уйти!

Учитель – творческая личность. Каждый день он должен постигать что-то новое, чем-то увлекаться и интересоваться. Он должен развивать себя и самосовершенствоваться.

Каждый сам выбирает свой путь, свое призвание. Моё призвание  – это школа. Для меня это то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама. Кто такой учитель для детей, которые только что переступили порог школы? Это наставник, помощник, а ещё вторая «мама», без которой ребёнок не может обойтись. Бывали такие  случаи когда на уроках первоклассник или первоклассница, но даже и второклассники, сами того не замечая называют тебя  и мамой, а иногда и бабушкой, то есть представляют себя с тем человеком, с которым ему дома хорошо и комфортно.

У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую он старается привить ребенку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, я стремлюсь  раскрыть его таланты и вызвать в нем желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Я нахожу общий язык с каждым учеником и стараюсь не подавлять в нем инициативу.

Я работаю учителем начальных классов, и для того, чтобы заинтересовать детей, каждый день ищу что-то новое, интересное. Когда дети увлечены на уроке, они не замечают, как проходит день, как наступает пора расставаться, и они с нетерпением ждут следующего дня и рано утром встречают тебя радостным взглядом. На уроках я не только улыбаюсь, но ещё бываю строгой и требовательной, заставляю думать каждого ученика, стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приемов разных педагогических технологий.

Настоящий учитель всегда честен со своими учениками, в любой ситуации находит с ними общий язык, может понять и решить  детские проблемы, с уважением относится к каждому ученику и способствует его духовному и нравственному развитию. Учитель – это тот, кто живет по принципу «помогай другим». Учитель - человек, для которого на первом месте стоят гуманность, человечность, самопожертвование.

Профессия учителя - одна из благороднейших. Кто, если не учитель, даст  необходимые знания, познакомит с увлекательным миром сказок, научит правильно действовать в критических ситуациях.

Мы живём в XXI веке. За окном новая эпоха развития. Меняется всё, в том числе и дети. Нынешнее поколение совершенно отличается от прошлого. Сегодня дети другие. А каким же должен быть современный учитель?

Надо идти в ногу со временем, поэтому я изучаю новые программы, использую в своей работе инновации, различные методики, использую информационные технологии на уроках математики, окружающего мира, русского языка и литературного чтения, а также ИЗО и технологии. На своих уроках  я использую  элементы технологии развивающего обучения, когда новое знание не вводится в готовом виде, а  создаётся ситуация поиска способа решения, где каждая высказанная учеником гипотеза (неважно, верная или нет) рассматривается как важный шаг на пути к результату, технологию проблемного обучения и т.д. Разнообразие педагогических технологий, умение выбрать наиболее подходящие приемы и техники на каждом этапе обучения и воспитания являются важной составляющей мастерства педагога.

В наше время трудно работать в школе, но в то же время интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. В школах, в том числе и нашей, в настоящее время используют технику, которая помогает учителю: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Мне повезло, потому что в феврале 2012 года в моем кабинете появилась вся эта техника. Использование информационных технологий – это один из важнейших аспектов деятельности современного педагога. ИКТ значительно повышают профессиональные возможности учителя, расширяют рамки его педагогической культуры, позволяют быть «на одной волне» со своими учениками. Я широко использую ресурсы Интернета, подбираю нужную для урока цифровую информацию: видео- или аудио- материалы, различные задания, а также презентации.

Когда я готовлюсь к урокам, я всегда стремлюсь  к положительному результату. Но в нашей работе бывает всякое. С некоторыми учениками приходится заниматься дополнительно во внеурочное время, чтобы помочь им усвоить материал, который изучался на уроке, во время их болезни и т.д.

Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется  основа  умения учиться. Поэтому я ставлю перед собой  задачу - организовать и создать условия для развития способностей ребёнка с учётом его интересов, для формирования и развития личности, способной к обучению на протяжении всей жизни, индивидуальных возможностей через разные виды деятельности: познавательную, творческую, трудовую, ценностно-ориентировочную, исследовательскую. Необходимо учить ребёнка  учиться, чтобы ученик не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей деятельности.

Важным  педагогическим средством для меня является Портфолио. Там  собираются факты и материалы, которые демонстрируют ученику его успехи за определенный период времени в разных сферах деятельности. Каждый раз, когда ученик добавляет в своё Портфолио грамоту или сертификат, все вместе обсуждают, насколько интересным было соревнование или конкурс, в котором они приняли участие, делятся своими впечатлениями.

Анализируя свою работу, я понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию.

Сейчас, проработав в школе 24 года, я понимаю, что школа требует самопожертвования  ради детей. Поэтому не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.

Каждый человек в жизни выполняет свою миссию. В словаре Ожегова слово «миссия» объясняется как ответственное задание, роль, поручение. В современном мире это слово приобрело иное смысловое значение: миссия – предназначение к чему-либо важному, ответственная роль кого-либо. Какую же миссию выполняет учитель сегодня?    Кто есть учитель?   Тот, кто учит или же тот, у кого учатся, и даже больше – хотят учиться? Рассуждений на эту тему довольно много, у каждого свое видение, имеющее право на жизнь.

Какова же миссия учителя в современном обществе? Современное общество очень быстро развивается, поэтому стратегическая задача образования – построить образовательно–воспитательную систему таким образом, чтобы ребенок был готовым активно действовать в быстро меняющихся условиях, необходимо у него развивать такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Для того чтобы создать новые технологии, изобрести новые механизмы, для того чтобы управлять современным производством, нужен человек, который обладает необходимой системой знаний, определенным складом ума, у которого развито мышление и умение принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации. Умение делать выбор, эффективно использовать полученные знания, и применять их на практике, анализировать и сопоставлять данные – это одни из  некоторых способностей, необходимых для успешной жизни в современном обществе.

Поэтому важной и самой главной  задачей учителя, я считаю, необходимо научить учеников учиться, самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Учителю следует  выявлять природные задатки каждого ребенка, развивать его способности, сохраняя индивидуальность. Сегодня это необходимо.

Мне хочется быть учителем, помогающим своим ученикам понять мир и принять себя в этом мире. Если я, как учитель, смогу помочь хотя бы одному ребенку  или буду добрым примером, то, можно сказать, что мой учительский долг выполнен.

Поразмышляв обо всем, с уверенностью могу сказать: «Я – счастливый человек! У меня замечательная семья, любимая профессия, отличный творческий коллектив. И, несмотря ни на что, завтра я опять иду в школу.... »

В данный момент хочется вспомнить стихотворение В. Шевченко «Как это здорово, что мы учителя!» 

Как это здорово, что мы учителя! 
Ведь каждый день нас возвращает снова в детство. 
И от судьбы нам никуда с тобой не деться. 
Как это здорово, что мы учителя! 
Ох, как непросто нам бывает иногда 
Нести сквозь будни своё трепетное пламя. 
Мы каждый день себя по капельке сжигаем. 
Как это здорово, что мы учителя! 

Как это здорово, что мы учителя! 
Ведь с каждым годом мы становимся мудрее. 
Душой своею мы ребячьи души греем. 
Как это здорово, что мы учителя! 
Главней всего, не тратить время зря, 
Вся наша жизнь полна любви и вдохновенья. 
И повторяем мы без всякого сомненья: 
Как это здорово, что мы учителя!
 

Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, всё-таки, специалистом высокооплачиваемой профессии. Ведь тот уровень  самоотдачи, который присущ людям данной специальности, рано или поздно должен быть заслуженно оценен обществом будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...