Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
| -Здравствуйте ребята, Улыбнитесь друг другу. Подарите вашу улыбку друг другу и мне . Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радость.
- Каким вы хотите видеть наш урок? От чего это зависит? -Это будет зависеть от того, как мы будем работать, друг другу помогать. | - Приветствуют учителя - Улыбаются друг другу, настраиваются на позитивную работу -Отвечают на вопросы :Интересным, веселым, познавательным. От того как мы будем работать. | Проявление положительного отношения к предстоящей деятельности, формирование мотивации к ознакомлению нового материала. (Личностные УУД) |
II. Актуализация опорных знаний | - Вводная беседа о дружбе в классе. Разгадать кроссворд. Нужно вписать в клеточки первые буквы слов-названий, составить слово (ответ - Дружба) Дерево радуга улитка жук бабочка арбуз |
-Кто может сказать, а что такое дружба? -Дополните предложение «Дружба – это..» -Как мы называем человека, с которым дружим? (друг) -Прочтите слова на доске: друг, приятель, товарищ. Чем отличаются эти слова? -Поднимите руки, кто имеет друга или подругу? Объясните, почему вы дружите. - А у кого есть друг, который отличается от вас состоянием здоровья? Помогаете ли вы ему? | - разгадывают кроссворд, составляют слово ДРУЖБА -высказывают свое понимание , что такое дружба, основываясь на собственный жизненный опыт детей -анализируют и обобщают слова, делают выводы -рассказывают о своих друзьях | Использование имеющихся знаний и опыта (Регулятивные УУД) |
III.Постановка учебной задачи
| А теперь я хочу предложить вам тренинг. Я назвала его «А я смог бы?..». Кто желает попробовать? Задания: 1. Нарисовать на листе (формат А4) красивую картинку на тему «Лето» левой рукой, не помогая себе правой. 2. Вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится сзади. 3. С завязанными глазами дойти до книжного шкафа и взять со второй полки орфографический словарь. 4.Надеть наушники и попытаться понять, о чем просят тебя одноклассники.
- Почему вы не смогли выполнить такие простые задания? | -ребята выполняют предложенные действия
-высказывают свое мнение по поводу получившегося результата (было трудно выполнить задание, потому что…)
|
Использовать имеющиеся знания и опыт (регулятивные УУД)
Распознавать и называть действие (Познавательные УУД) Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
| - Кто может сказать, а каким людям нужна помощь в выполнении таких заданий (а некоторым в повседневной жизни)? -Какими качествами мы, здоровые люди, должны обладать, чтобы помогать и поддерживать таких детей? Игра «Чем я особенен?» «Чем особенен одноклассник?» Наш класс – это единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные, обладаем разными умениями, знаниями, интересами. Нам интересно вместе или каждый живёт в классе обособленной жизнью? Ученикам раздаются листы бумаги и ручка. Задаётся вопросы: «Чем вы интересны одноклассникам? Чем тебе интересен твой одноклассник? Нам интересно вместе или каждый живёт в классе обособленной жизнью?» Даётся время на размышления. Затем зачитывается без называния фамилий, а класс пытается угадать, о ком идёт речь. | - Выполнять такие действия трудно людям, потерявшие зрение, слух и движение. Эти люди нуждаются в нашей помощи. -Милосердие, доброжелательность, дружелюбность т.д.
-дети выполняют задание на листочках бумаги - по зачитанным характеристикам угадать о ком идет речь | Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме. Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний: Находить закономерности (Познавательные УУД) Самооценивание (Регулятивные УУД)
|
V. Первичное закрепление знаний | -Послушайте историю и подумайте, о чем хотел нам рассказать автор истории? Какую главную мысль донести до нас. «Когда-то у меня был класс, в котором учились два мальчика. От других учеников их отличала крепкая дружба. Они жили рядом, вместе ходили в детский сад, затем пришли в школу и стали учиться в одном классе. Они постоянно были друг с другом: вместе гуляли, играли и делали уроки. Расходились они только на ночь. И вот, однажды, один из них заболел. Болезнь была очень тяжелой, долгой и опасной для жизни. Но мальчик, к счастью, выжил. Однако перенесенная болезнь серьёзно повредила его здоровье – у мальчика отказали ноги и он не мог ходить. На улицу его вывозили в инвалидной коляске. Он выглядел болезненным, сильно похудел, лицо было печальным. Его друг с момента болезни перестал заходить к нему, не вспоминал о нем и завел себе новых друзей. И даже, когда встречал его на улице, сидящим в инвалидной коляске, проходил мимо, делая вид, что не узнает своего старого друга. Он стал стесняться своей прежней дружбы. Шло время. Больной мальчик долго и упорно лечился, стал выглядеть лучше, но ходить еще не мог. К нему приходила учительница домой и занималась с ним. Иногда вместе с ней приходила и ее дочка – девочка такого же возраста, что и больной мальчик. Они подружились, девочка помогала ему в занятиях, вывозила его на улицу в коляски и вместе с ним гуляла. Мальчик повеселел, стал чаще улыбаться. Болезнь отступила – мальчик начал понемногу ходить». - Обсуждение поставленных вопросов. - Вспомните, какие произведения мы с вами читали на уроках о похожей ситуации. - Какова основная мысль рассказа? Послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте над его содержанием. - Как вы поняли смысл данного стихотворения | - дети слушают - высказывают свое мнение по прослушанному - дружбой нужно дорожить, не бросать в беде, помогать и поддерживать и т.д. -В.Катаев «Цветик – семицветик» Г. Паустовский «Стальное колечко» А. Седугин «Речные камешки»
- Ученик читает стихотворение:
Забудь свои заботы, Падения и взлёты Не хнычь, когда судьба Себя ведёт, не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда Иди дорогою добра.
- дети высказывают свои суждения по основной мысли стихотворения |
Определение внутренней позиции школьника (Личностные УУД)
Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме.
Определение внутренней позиции школьника (Личностные УУД)
Сравнивать свои переживания с переживаниями героя произведения (Предметные УУД) |
VI. Физминутка | - Молодцы ребята, а сейчас давайте немного отдохнем и наберемся сил для дальнейшей работы. - Проводится под музыку. У нас музыкальная физминутка, и она пройдет веселее, если все поучаствуют в ней, и покажут, как умеют выполнять танцевальные движения. Повторяйте движения за героями физминутки, у кого получится точнее. | Ребята выполняют упражнения |
|
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение: творческая работа | - Сейчас будем работать в группах. Ваша задача – создать проект плаката: «Мы вместе». Сегодня на уроке доброты мы говорим о детях, которые имеют некоторые отклонения в здоровье, но они так же, как и вы хотят учиться вместе со всеми. Как нам, здоровым людям, нужно относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья? Что такое толерантность? Какого человека можно назвать толерантным? Я уверена, что в нашем классе учатся толерантные дети. Класс делится на 3 группы, которые выполняют работу. Затем каждая группа представляет свою работу для обсуждения одноклассников. «Добрым быть совсем – совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета» | -Дети отвечают на вопросы, называют черты толерантного человека. -Презентация работы каждой группы -отвечают на вопросы, поясняют содержание своего плаката | Определение внутренней позиции (Личностные УУД) Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний: (Познавательные УУД) Распределять обязанности при выполнении творческой работы, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.(Коммуникативные УУД) |
VIII. Рефлексия | - Мы все разные, с разными возможностями. Но каждый из нас достоин иметь верного друга.. Сейчас мы вырастим красивое дерево «Дерево дружбы» .Ствол дерева есть, есть ветки, но нет листочков. (Листочки лежат вперемешку) Какие качества характера должны быть у друга? Выберите листочки с этими качествами - Какие слова вы не выбрали для нашего доброго дерева? Почему? Милосердие Обидные прозвища Доброта Ссоры Честность Обман Отзывчивость Драки Внимание к людям Равнодушие Поддержка Зависть |
- В конце нашего урока Добра хочу вам зачитать замечательные слова известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили: - Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его – Твори добро.
- Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его – Твори добро
- Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его – Твори добро
- Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом – Твори добро
- Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
- Ибо никто не властен над твоим Добром.
(Памятку со словами Ш.А.Амонашвили получает каждый ученик)
- Спасибо, ребята, за работу. Хочется узнать, какие чувства вызвал у вас урок? -Что нового для себя вы узнали на нашем уроке, чему научились? Поняли ли вы, что могут ощущать дети с ограниченными возможностями здоровья? Они могут быть уверенными в том, что вы неосторожным словом или взглядом не обидите их? Считаете ли вы себя толерантными людьми? В заключение послушайте стихотворение, подумайте над его смыслом.
| -выбирают листочки и оформляют «Дерево дружбы»
- быть другом – это не так легко, нужно выполнять ряд правил, если ты хочешь, чтобы у тебя был друг -есть дети, которые испытывают трудности по здоровью, инвалиды и мы должны проявлять к ним милосердие, сочувствие и помощь и т.д.
.
обсуждают памятку со словами Ш.А.Амонашвили
дети делятся впечатлениями от урока,
Ученица читает стихотворение:
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если когда-то кому-то Поможет твоя доброта, Улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря.
дети определяют основную идею стихотворения. |
Определение внутренней позиции (Личностные УУД)
Определение внутренней позиции (Личностные УУД
Самооценивание (Регулятивные УУД) Определение внутренней позиции (Личностные УУД) Сравнивать свои переживания с чувствами лирического героя (Предметные УУД)
|