Проектно-исследовательская деятельность "Здоровье за спиной"
проект по зож (3 класс) на тему

Банникова Галина Анатольевна

Проектно-исследовательская деятельнось учеников 3 класса о влиянии веса школьного ранца на здоровье школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование городской округ Дзержинский

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4»

140090 Россия Московская обл. г. Дзержинский, ул. Лермонтова д. 1а,

т. 551-47-44, ф. 550-23-31

Исследовательская работа:

«Здоровье за спиной» 

C:\Users\Галина\Pictures\CIMG2532.JPG

                                                                                 Работу выполнили :

                                                              Озерецковская Дарья,10 лет, 3 «Б» класс;

                                                               Комбарова Милена, 10 лет, 3 «Б» класс;

                                                               Гумбелева Надежда, 10 лет, 3 «Б» класс.

                                                                                 Руководитель:                                                                                                                                           

                                                               Банникова Галина Анатольевна

                                                                                 Научный консультант:

                                                               Кузнецова Галина Ивановна

2013/ 2014 учебный год

                                           Содержание

          Введение……………………………………………………………3  

  1. Значение осанки в жизни человека……………………………4
  2. Понятие осанки…………………………………………………4
  3. Нарушения осанки……………………………………………..5
  4. Причины нарушения осанки…………………………………..6
  5. Влияние ранца на формирование осанки…………………….7
  6. Ход работы………………………………………………………9
  7. Выводы…………………………………………………………16
  8. Список литературы……………………………………………18
  9.  Приложения……………………………………………………19

        

                                      ВВЕДЕНИЕ

 Мы – ученики 3-го класса часто слышим от родителей, учителей, да и просто знакомых такие слова: «Выпрями спину, не кривись, а то осанку испортишь». Что значит «осанка» и «держать спину»  мы уже знали по занятиям физкультуры, но хотелось поподробнее узнать, от чего зависит красивая осанка, и что может ей навредить.

Нарушение осанки – одна из проблем школьного возраста. Стройная фигура, летящая походка, гордая стать – это то, к чему стремится каждый человек. Прямая спина, красивый разворот плеч, свободное движение, открытый взгляд – это не только неотъемлемая часть внешнего вида любого человека, но и залог молодости, здоровья и хорошей учёбы.

Наш школьный врач  Галина Семёновна  однажды сказала, что сутулый человек с понурой головой выглядит неудачником и мямлей. Эти слова показались нам более убедительными, чем нотации про прямую спину и расправленные плечи. От неё мы узнали, что одной из причин нарушения осанки является тяжелый вес  школьного  портфеля. Вот это да! Такой любимый и родной, с затерянной между учебниками массой милых игрушек,  может нанести вред нашему здоровью?! Мы решили спасти «репутацию» нашего портфеля.

Цель проектной работы: Исследовать  причины  большого  веса школьного ранца.

Задачи:

1. Обратиться к научной литературе и нормам СанПиНа.

2. Взять интервью у школьного доктора.

3. Произвести взвешивание учеников класса, портфеля и  учебников.

4. Произвести математические подсчеты.

5. Сделать выводы и рекомендации по сбору портфеля для одноклассников.

6. Выступить на родительском собрании с результатами нашего исследования.

                 ЗНАЧЕНИЕ ОСАНКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Одна из проблем школьного возраста – это нарушение осанки.

Как бы хорошо вы не выглядели, какой бы не подобрали наряд, любой образ может быть испорчен такой деталью как «ОСАНКА». Почему некоторые ходят с гордо поднятой головой как короли, а другие смотрят исключительно в пол? Причина в позвоночнике!

 Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, нижних конечностей, включая стопы.

Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 лет и продолжается до 21 года. У детей 6-9 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет - самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.
Именно поэтому младшим школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры к тому, что бы сохранить здоровье позвоночника, а помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе, и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.

                               ПОНЯТИЕ ОСАНКИ

В словаре С.И. Ожегова, осанка – строй, склад живого тела, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.

Правильной осанкой считается привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего напряжения. Это наилучшее положение частей тела человека, при котором достигается сохранение равновесия и правильное функционирование всех органов и систем. Таким образом, хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при правильной осанке.

По сути же осанка — это рефлекс позы. Ведь она формируется в результате длительного пребывания тела в каком-то положении и в значительной степени зависит от изгибов позвоночника. Поэтому, если ребенок длительно находится в неудобной позе, неправильно лежит, сидит или ходит, может сформироваться и неправильный тип осанки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать у ребенка умение принимать позу правильной осанки и сохранять ее длительное время при сидении, стоянии, ходьбе.

                           НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

Нарушение осанки — это отклонение от нормальной осанки. Еще эти нарушения могут называться дефектами. Хотя они и не являются заболеванием, тем не менее, это не просто безобидные косметические дефекты. Они служат своеобразным «первым звонком», сигналом о вероятности в будущем возникновения остеохондроза, патологических искривлений позвоночника, заболеваний внутренних органов. Нарушения осанки наносят значительный вред здоровью ребенка, поэтому они требуют к себе особого внимания. Ведь исправить уже сформировавшийся дефект всегда намного труднее, чем предупредить его развитие.

Развитие нарушений осанки в детском возрасте обусловлено в большинстве своем неправильной рабочей позой и слабым физическим развитием ребенка. А это напрямую связано с его образом жизни. Ни для кого не секрет, что современные дети двигаются значительно меньше, чем их родители, а тем более бабушки и дедушки в соответствующем возрасте. Телевизор, компьютер, игровые приставки, школы раннего интеллектуального развития вынуждают малыша долгие часы проводить в сидячем положении. Двигательная же активность и адекватные физические нагрузки отступают на задний план.

 

                 

             ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

Причина № 1 – травмы

Люди, перенесшие в детстве травмы позвоночника, в большей мере подвержены риску нарушения осанки.

Причина № 2 – плохое зрение

Человек, который плохо видит, будет сидеть в неправильной позе за столом и наклоняться все ниже. Чтобы этого избежать, нужно решать проблемы со зрением и строго контролировать, как ребенок соблюдает положенное расстояние от глаз до учебника – около 30 см.

Причина № 3 – неправильная поза во время сидения за столом

Одной из самых распространенных причин нарушения осанки является неправильная поза, в которую погружаются дети на уроках или во время выполнения уроков дома. Зачастую уставший школьник опирается поясницей о спинку стула, а верхнюю часть тела (грудь, плечи голову) подает вперед – горбится, одним словом. Вследствие такого вот неправильного, застывшего в одной позе пребывания и развивается сутулость. Если же человек привык опираться на руку, то в таком случае он провоцирует искривление осанки (сколиоз). По санитарным нормам и правилам расстояние от глаз до поверхности стола должно быть 25-35 см для учеников младших классов.

Причина № 4 – неравномерные нагрузки

Если постоянно носить тяжести в руках, даже меняя их, то создается давление на позвоночник. Это и приводит в результате к его искривлению. Вспомните, что рюкзак и ранец – это самые лучшие способы носить свои вещи. Нагрузка на плечи равномерно распределяется, что даже способствует их расправлению. Поэтому ортопедический рюкзак с широкими лямками поможет ребенку носить «багаж знаний» из дому в школу и, наоборот, без ущерба для здоровья.

Причина № 5 – неправильная мебель

Чтобы у ребенка в школе не появились нарушения осанки, причинами которого стали несоответствующие размеры парт и стульев, необходимо взрослым проследить за этим.

Причина № 6 – привычки

Привычка ходить и сидеть, сгорбившись, приводит к  нарушениям осанки как у детей, так и у взрослых.

Причина № 7 – плохая физическая форма

У человека, ведущего сидячий образ жизни, малоподвижного, мышцы спины и пресса  становятся слабыми. Поэтому держать правильную осанку и следить за положением своего тела становится все сложнее. Выход – дополнительные физические нагрузки. Благодаря спорту и танцам мышцы подтянутся, окрепнут и смогут обеспечивать правильное расположение тела.

Причина № 8 – недостаточное питание

Причиной нарушения осанки может стать и несбалансированное питание человека. Если в организм не будут поступать необходимые для его жизнедеятельности вещества, то это, ко всему прочему, может привести и к нарушению осанки. Недостаток кальция, к примеру, скажется на развитии костей и связок, а это станет причиной неправильного развития позвоночника.
Причина № 9 – неправильно организованный распорядок дня

Во время уроков дети должны заниматься разными видами деятельности по 7-10 минут. При этом важно проводить физкультминутки несколько раз за урок. После уроков детям нужно дать порезвиться, побегать, позаниматься спортом, а только после этого приступать к выполнению домашнего задания.

            ВЛИЯНИЕ РАНЦА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Это связано с увеличением количества дисциплин.

Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику. У рюкзака мягкая спинка, этот вариант больше подходит старшеклассникам. Сумка на одной лямке может вызвать искривление позвоночника. 

Специалисты  не рекомендуют детям носить грузы, превышающие 10% от веса тела. Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, но они вызывают хронические боли в спине.

Неправильно подобранные ремни могут сдавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт. Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней для пояса или бедер. 50- 70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела.

Ранец должен отвечать следующим требованиям:

  • он должен иметь жёсткую заднюю стенку;
  • он не должен деформироваться при укладке школьных принадлежностей;
  • ранец не должен быть шире плеч ребёнка;
  • ранец должен иметь необходимое количество карманов, каждый из которых выполняет определённую функцию;
  • ширина лямки 4 – 4,5 см;
  • его материал должен быть прочным, лёгким, водонепроницаемым и удобным для чистки.

 С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы (СанПиН), в которых указаны требования к весу учебных изданий, вес школьного ранца без учебников.

                                   ХОД РАБОТЫ  

Данная работа была выполнена группой учащихся 3 «Б» класса: Озерецковской Дарьей, Комбаровой Миленой, Гумбелевой Надеждой, Данилиным Андреем.  После беседы с врачом нашей гимназии о правильной осанке мы решили провести исследовательскую  работу в своём классе и узнать, а какие «тяжести» носят за спиной наши одноклассники и всё ли у них в порядке с осанкой.

Мы решили не брать интервью у школьного доктора о том, как важна правильная осанка для здоровья ребёнка, а пригласили его с этим выступлением на классный час, так как посчитали, что эта информация будет интересна не только нам, но и нашим одноклассникам.

    G:\DCIM\101CASIO\CIMG2307.JPGG:\DCIM\101CASIO\CIMG2323.JPG

После классного часа мы обратились к школьному врачу с просьбой обследовать ребят нашего класса на наличие тревожных «звонков» нарушения осанки. Оказалось, что в классе все дети здоровы, есть лишь некоторые моменты небольшого ослабления мышц спины: у тринадцати учеников небольшое увеличение  правой мышцы спины, что часто бывает у правшей. Пока эти небольшие отклонения не опасны, но если  дети не изменят свой образ жизни, то потом у них могут возникнуть проблемы со здоровьем. Школьный врач дал нам рекомендации что делать, для того, чтобы мышцы развивались равномерно (Приложение №1).     F:\Банникова\IMG_7576.JPG

В нашей стране по нормам СанПиНа (Приложение №2) принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса школьника.

Мы решили узнать, а  какие по весу ранцы носят на плечах наши одноклассники и соответствует ли их вес санитарным нормам. Для этого мы произвели:

  • взвешивание учеников;
  • взвешивание школьных ранцев со школьными принадлежностями;
  • рассчитали правильный вес ранца для каждого ученика по следующей формуле: вес ученика в кг умножили на 10 и разделили на 100, получив вес, который может переносить школьник.F:\Банникова\IMG_7311.JPG

 

F:\Банникова\IMG_7293.JPG

F:\Банникова\IMG_7329.JPG

Полученные данные занесли в таблицу №1.

                                                                                          Таблица №1

Сводная таблица веса ученика 3 б класса, нормативной  весовой  нагрузки      для него  и реального веса ранца

                                                                                          

     

Ф И О ученика

Вес тела (кг)

Правильный

вес ранца (кг)

Реальный      вес ранца (кг)

Перевес

(кг)

1

Гричик Иван

36 кг

3кг600г

3кг600г

Норма

2

Колчанов Костя

38 кг

3кг800г

3кг800г

3

Кузьмина Ан.

54 кг

5кг400г

5кг200г

4

Данилин Анд.

34,6 кг

3кг460г

3кг600г

 до 1 кг

5

Коровенков Ар.

35,6 кг

3кг560г

3кг800г

6

Остапенко Арт.

42 кг

4кг200г

4кг600г

7

Рожков Иван

35,6 кг

3кг550г

4кг100г

8

Александров М

28 кг

2кг800 г

3кг600г

9

Черкашин Ал.

36,9 кг

3кг690г

4кг500г

10

Рыбина Вера

32 кг

3кг200г

4кг100г

11

Комбарова М.

42 кг

4кг200г

5кг100г

12

Габриелян Н

42,8 кг

4кг280г

5кг200г

13

Соколов Иван

41,5 кг

4кг150г

5кг100г

14

Виноградов И

35 кг

3кг500г

4кг600г

 до 2 кг

15

Солдатенков Д.

27 кг

2кг700г

3кг800г

16

Озерецковская

28,5 кг

2кг850г

4кг100г

17

Шапошникова

33,5 кг

3кг350г

4кг600г

18

Гатилин Евг.

37 кг

3кг700г

5кг200г

19

Кривенко Елиз.

28,5 кг

2кг850г

4кг600г

20

Гумбелёва Надя

31 кг

3кг100г

5кг100г

свыше

 2 кг

(до 2кг750г)

21

Загороднов Ан.

29 кг

2кг900г

5кг100г

22

Невоструева А.

27,8 кг

2кг780г

5кг200г

23

Джафарова М.

23 кг

2кг300г

4кг800г

24

Меринова Нина

26 кг

2кг600г

5кг100г

25

Силенко Дмит.

25,5 кг

2кг550г

5кг100г

26

Невоструева С.

25 кг

2кг500г

5кг200г

27

Братенков

40,5 кг

4кг050г

6кг800г

Из таблицы видно, что у большинства детей вес школьного ранца превышает санитарные нормы:

  • у 8 учеников вес ранца превышает более чем на 2 кг;
  • у 12 учеников вес ранца превышает от 500г до 1кг700г.

 Поскольку вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу, мы решили исследовать причины такого несоответствия.

Возможно причина такого тяжёлого веса  в учебных пособиях?

Для этого мы записали все учебные пособия и взвесили их. Данные занесли в таблицу №2. F:\Банникова\IMG_7337.JPG

                                                                     

                           Таблица №2

Таблица веса школьных учебников для учащегося 3 класса

НАЗВАНИЕ УЧЕБНИКА

ВЕС

Русский язык

250 г

Математика

250 г

Английский язык (учебник)

300 г

Английский язык (тетрадь)

200 г

Литературное чтение (учебник)

220 г

Литературное чтение (тетрадь)

150 г

Окружающий мир (учебник)

250 г

Окружающий мир (тетрадь)

150 г

Технология (учебник)

250 г

Технология (тетрадь)

150 г

Обществознание

300 г

Риторика

200 г

Все книги и рабочие тетради соответствовали гигиеническим нормам (см. Приложение №2) – до 300 г для начальной школы. Учебников – «нарушителей» не выявлено. Откуда же берутся лишние килограммы?

Мы предположили, что может быть, причина излишней нагрузки в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Полученные результаты занесли в таблицу №3.

                                                                                 

                                                                                              Таблица №3

                  Таблица веса школьного ранца учеников 3 класса                                                                                      

    Ф И О ученика

      Вес ранца (кг)

Выводы

1

Александров М

650 г

норма

2

Габриелян Н

300 г

норма

3

Елькин Ар.

700

норма

4

Меринова Нина

650 г

норма

5

Озерецковская

500 г

норма

6

Солдатенков Д.

700 г

норма

7

Черкашин Ал.

700 г

норма

8

Гумбелёва Надя

800 г

на 200г выше нормы

9

Невоструева А.

800 г

на 200г выше нормы

10

Братенков

800г

на 200г выше нормы

11

Кривенко Елиз.

950 г

на 350г выше нормы

12

Загороднов Ан.

800 г

на 400г выше нормы

13

Гричик Иван

1 кг

на 400г выше нормы

14

Виноградов И

1 кг

на 400г выше нормы

15

Невоструева С.

1 кг

на 400г выше нормы

16

Силенко Дмит.

1 кг 50 г

на 450г выше нормы

17

Шапошникова

1 кг 100 г

на 500г выше нормы

18

Комбарова М.

1 кг 150 г

на 550г выше нормы

19

Данилин Анд.

1 кг 150 г

на 550г выше нормы

20

Колчанов Костя

1 кг 200 г

на 600г выше нормы

21

Коровенков Ар.

1 кг 200 г

на 600г выше нормы

22

Остапенко Арт.

1 кг 200 г

на 600г выше нормы

23

Рожков Иван

1 кг 200 г

на 600г выше нормы

24

Соколов Иван

1 кг 200 г

на 600г выше нормы

25

Джафарова М.

1кг250г

на 650г выше нормы

26

Кузьмина Ан.

1 кг 300 г

на 700г выше нормы

27

Рыбина Вера

1 кг 300 г

на 700г выше нормы

28

Гатилин Евг.

1 кг 450 г

на 850г выше нормы

Из таблицы видно, что почти у всех учеников вес ранца не соответствует норме (Приложение №2), т.е. превышает условный вес 700 г. Только у семи учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам. Следовательно, ранцы учеников, имея превышающий вес, влияют на конечный вес ранца с учебными принадлежностями.

Когда ребята освобождали портфели для взвешивания, мы обратили внимание на то, что у некоторых наших одноклассников тяжёлые, объёмные  пеналы (у некоторых даже два), а также много лишних предметов, без которых можно обойтись в течение учебного дня.

Мы взвесили пеналы и всё «лишнее». Полученные данные занесли в таблицу №4. 

                                                                                 Таблица №4

Таблица «лишних» предметов в школьном  ранце                                                                                        

    Ф И О ученика

      Вес пенала (г)

      Вес лишнего

1

Александров М

250г

50г

2

Братенков

800г

2кг

3

Виноградов И

300г

750г

4

Габриелян Н

1кг250г

700г

5

Гатилин Евг.

300г

500г

6

Гричик Иван

200г

250г

7

Гумбелёва Надя

150г

600г

8

Данилин Анд.

200г

200г

9

Джафарова М.

200г

350г

10

Елькин Ар.

300г

400г

11

Загороднов Ан.

350г

1кг100г

12

Колчанов Костя

500г

800г

13

Комбарова М.

200г

350г

14

Коровенков Ар.

300г

600г

15

Кривенко Елиз.

300г

1кг500г

16

Кузьмина Ан.

150г

300г

17

Меринова Нина

400г

100г

18

Невоструева С.

250г

2кг

19

Невоструева А.

200г

1кг450г

20

Озерецковская

150г

200г

21

Остапенко Арт.

100г

200г

22

Рожков Иван

150г

250г

23

Рыбина Вера

200г

-----

24

Силенко Дмит.

150г

600г

25

Соколов Иван

150г

400г

26

Солдатенков Д.

200г

600г

27

Черкашин Ал.

200г

1кг500г

28

Шапошникова

250г

100г

Из таблицы видно, что у некоторых учеников вес «лишнего» в портфеле доходит до 2кг.

Что же такое «лишнее» в наших ранцах? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели контрольную проверку содержимого ранца у детей, портфель которых особенно тяжёлый. Данные занесли в таблицу №5.

                                                                                        Таблица №5

Артём О.  (Проверка 21/01/14);

 Лишнее (не по расписанию):

  • учебник «Окружающий мир»;
  • Рабочая тетрадь «Умники и умницы»;
  • Тетрадь по музыке;
  • Четыре старые тетради;
  • Тетрадь словарных слов (вместо 24 листов – 96)

Итого:

Нелли Г. (Проверка 23/01/14);

Лишнее (не по расписанию):

  • Орфографический сл. (200г);
  • 2 пенала (один лишний - 450г);
  • Черновик (вместо 12 листов – 96)-100г;

Итого: 750г

Ваня В. (Проверка 23/01/14);

Лишнее (не по расписанию):

  • Орфографический сл. (200г);
  • Тетрадь по русскому яз. – 50г;
  • Тетрадь по списыванию – 50г;
  • Старые тетради (6 штук) – 300г;
  • 2 пенала (один лишний) - 150г.

Итого: 750г

Саша Ч. (Проверка 30/01/14);

Лишнее (не по расписанию):

  • Орфографический сл. (200г);
  • Рабочая тетрадь по русскому яз. – 150г;
  • Тетрадь по списыванию – 50г;
  • Старые тетради (3 штук) – 150г;
  • Учебник «Окружающий мир» - 300г;
  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир»- 150г;
  • Тетрадь по музыке – 50г;
  • Тетрадь по народной культуре – 50г;
  • Тетрадь по английскому языку – 50г.

Итого: 1 кг 150г

Лиза К.  (Проверка 23/01/14);

Лишнее (не по расписанию):

  • учебник «Технология» - 150г;
  • Рабочая тетрадь по русскому языку – 150г;
  • Цветная бумага – 500г;
  • Учебник «Литературное чтение» + тетрадь – 250г;
  • Орфографический словарь – 200г;
  • Ножницы + клей – 100г;
  • Цветные карандаши (2 пачки: 36 шт. (150г) и 12 шт (50г)

Итого: 1кг500г

Артём К.  (Проверка 23/01/14);

Лишнее (не по расписанию):

  • Орфографический словарь – 200г;
  • Рабочая тетрадь по русскому языку – 150г;
  • Тетрадь по музыке – 50г;
  • Тетрадь по списыванию – 50г;
  • Тетрадь по нар. куль. – 50г;
  • Тетрадь по литер. чтению – 50г;
  • Словарь по англ. яз. – 50г.

Итого: 600г

Проанализировав таблицу, мы сделали следующий вывод, что лишний вес ранцам добавляет несерьёзный подход к сбору портфеля в школу, а именно:

  • ученики забывают вынимать  учебники не по расписанию учебного дня (могут носить их несколько дней);
  • носят орфографический словарь, который можно оставлять в классе;
  • не могут расстаться со старыми тетрадями, носят их в портфеле «как память»;
  • для черновиков и словарей заводят тетради по 96 листов, игнорируя рекомендации учителя – не более 24 листов;
  • носят принадлежности для труда (цветную бумагу, клей, ножницы) – хотя для этого в классе выделен шкафчик;
  • некоторые дети носят по 2 пенала.

Из таблицы №4 видно, что пеналы у большинства детей не превышают вес 300г, но есть ученики, у которых их два и вес их катастрофический. Самый тяжёлый пенал у Нелли Г. (их даже два; вес обоих – 1 кг 250 г) и у Кости Б. (вес 800 г). А какой пенал больше подходит для младшего школьника? С этим вопросом мы обратились к классному руководителю Елене Николаевне.

Мы узнали, что младшему школьнику лучше приобрести твёрдый пенал, в котором ничего не сломается (или самый простой на молнии с одним отделением, чтобы не тратить время на укладывание в него предметов). Он должен быть прост в использовании и уходе. Все молнии или заклёпки должны легко открываться и закрываться. А самые необходимые предметы в пенале это:

  • две синих и одна зелёная ручки;
  • два простых карандаша;
  • несколько цветных карандашей (не более 10);
  • точилка, ластик, линейка.

В простой пенал на молнии с одним отделением мы сложили самые необходимые предметы и взвесили его. Вес оказался – 200 грамм.

Зная вес учебников, рабочих тетрадей, просто тетрадей, необходимых ученикам и дома и в школе (см. Приложение № 3), а также правильный вес  дневника, пенала и портфеля (по нормам СанПиНа), мы посчитали, в какой день недели ранец будет самым тяжелым и самым легким в зависимости от учебного расписания. Вес некоторых учебников мы не учитывали, т.к. храним их в классе. Полученные данные занесли в таблицу №6.

                                                                         Таблица №6

Таблица веса школьного ранца в учебную неделю 

ДЕНЬ НЕДЕЛИ

ВЕС РАНЦА С УЧЕБНЫМИ ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМИ

Понедельник

3 кг 180 г

Вторник

2 кг 160 г

Среда

2 кг 810 г

Четверг

2 кг 510 г

Пятница

2 кг 730 г

Из таблицы видно, что самый лёгкий вес ранца во вторник – 2 кг 160 г,  такой вес  подходит по нормам СанПиНа всем ученикам. Самый  тяжёлый вес ранца в понедельник (вот уж правда тяжёлый день) – 3 кг 180 г. Ранец с таким весом не подходит по нормам СанПиНа двенадцати ученикам. Но перевес у восьми учеников очень маленький (от 80г – до 480г) и скорее всего не опасен для осанки детей. И только у четверых учеников перевес от 580г – до880г(это дети невысокого роста с небольшим весом). Мы подумали и решили, что родителям этих детей необходимо порекомендовать приобрести второй комплект учебников (хотя бы некоторых).

 Это значит, что если родители купят нам правильные по весу ранцы, а мы не будем носить ничего лишнего, то вес нашего портфеля не будет опасен для осанки. Таким образом, мы реабилитировали наш портфель.

 Мы учли все результаты нашего исследования и составили рекомендации для детей и родителей по сбору и выбору портфеля (см. Приложение№4)

                                               ВЫВОДЫ

Изучая научную литературу по теме, мы поняли, что нарушение осанки – это не просто косметический дефект, а первый «звонок» вероятности в будущем возникновения различных заболеваний. Одной из причин этого может стать слишком тяжёлый вес школьного ранца.

В результате нашей исследовательской работы мы пришли к выводу, что вес ранца многих наших одноклассников (21ученик) превышает нормы  СанПиНа. Мы тщательно изучили содержимое школьных ранцев учеников нашего класса и выяснили основные причины его большого веса.

Причина №1: у многих вес школьных ранцев превышает нормы СанПиНа.

Причина №2: ученики носят учебники и тетради не по расписанию.

Причина №3: носят с собой учебники, которые можно оставлять в классе (для них выделены специальные полки).

Причина №4: носят старые, закончившиеся тетради.

Причина №5: папки с принадлежностями для труда и рисования хранятся в классе, но некоторые их носят  в портфеле.

Причина №6: тяжёлый вес пенала, так как много лишнего в нём.

Для того чтобы устранить эти причины были разработаны рекомендации для детей и родителей по сбору и выбору портфеля (см. Приложение№4).

Мы считаем, что для здоровой осанки необходимо не только правильно собрать ранец, но и важно укреплять  спинные мышцы. Для этого надо: регулярно посещать занятия физической культуры, ходить на лыжах, кататься на коньках, бегать, плавать и тогда нам будет нестрашен перевес школьного рюкзака и мы сможем взять в школу свою любимую  книгу  или игру.

Мы сделали вывод, что при правильном и внимательном  сборе  школьного ранца вес портфеля соответствует нормам  СанПина.  Таким образом, мы защитили репутацию школьного ранца!

 Каждому ранцу умного хозяина!

                              ЛИТЕРАТУРА

  1. Хамзин Х.Х. Правильная осанка. – М., 1972.
  2. Краковяк Г. М. Воспитание осанки. Гигиенические основы: пособие для учителей и родителей. – Л., 1959.
  3. Савко Л. М. правильная осанка. Как спасти ребёнка от сколиоза. – П., 2011.
  4. Кондакова-Варламова Л. П., Стромская Е. П. Правильная осанка. – М., 1967.
  5. Абрамова В. Как собрать ребёнка в школу. –  www.mperspektiva.ru
  6. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1986.

                                                                                                      Приложение №1

                   Рекомендации врача

Мышцы развиваются в ответ на нагрузки, поэтому, если человек правша и он постоянно использует больше правую руку, то мышцы правой руки будут немного лучше развиты. Обычно эти различия очень небольшие и на глаз незаметны.

                     Что делать, если мышцы разного размера?

  • Организм строит мышцы в ответ на нагрузки, если нагружать мышцы одинаково, то они будут развиваться равномерно. На тренировках нужно выполнять упражнения так, чтобы нагрузка на левую и правую стороны была одинаковая.
  • Регулярно занимайтесь спортом, тогда вы сможете выровнять мышцы.
    Для развития мышц нужно время, так что наберитесь терпения, и вы заметите, что мышцы начнут развиваться гармонично и пропорционально.
    Если же вы занимаетесь спортом всего раз в неделю или часто бросаете тренировки, то откуда ждать хороших результатов?
  • Тяжёлую сумку нельзя долго нести в одной руке. Необходимо чаще её перекладывать из одной руки в другую.

                             Желаю удачи! 

                                                                               

                                                                                           Приложение №2

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, где отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов.

В тоже время, ортопедические нормы ограничивают вес школьного рюкзака от 10 до 15 % от веса школьника. Т.е. если школьник весит 30 кг, то вес ранца с учебниками и сменной обувью не может превышать 4,5 килограмм. В 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4 кг.

Согласно Санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.4.7.1166-02 2.4.7. Гигиена детей и подростков "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" вес учебника не должен быть более:

  • 300 г для 1 - 4 классов;
  • 400 г для 5 - 6 классов;
  • 500 г для 7 - 9 классов;
  • 600 г для 10 - 11 классов.

Но допускается увеличение веса учебника до 10%.

                                                                                                Приложение № 3                                                                                                                                                                        

Вес учебников и тетрадей, которые необходимы ученикам и дома

 и на уроке    

Школьный предмет

Учебники и тетради необходимые

 на каждый урок

Общий вес

Русский язык

учебник (250 г);

сборник упражнений (150 г); тетрадь открытий (160 г);

тетрадь обычная (50 г).

610 г

Математика

учебник – 250 г;

сборник упражнений – 150 г;

тетрадь обычная – 50 г.

450 г

Английский язык

учебник – 300 г;

рабочая тетрадь – 200 г;

словарь – 50 г;

тетрадь обычная – 50 г.

600 г

Литературное чтение

Учебник – 220 г;

Рабочая тетрадь – 150 г;

Тетрадь обычная – 50 г.

420 г

Окружающий мир

Учебник – 250 г;

Рабочая тетрадь – 150 г.

400 г

Обществознание

Учебник – 300 г;

Тетрадь обычная – 50 г.

350 г

Риторика

Учебник – 200 г.

200 г

Музыка

Тетрадь обычная – 50 г.

50 г

Труд

Всё необходимое  оставляют в классе

ИЗО

Всё необходимое  оставляют в классе

                                                                                                       Приложение №4

  Рекомендации по сбору и выбору ранца

  1. Самоконтроль по сбору портфеля. Класть только те учебники, которые необходимы по расписанию уроков. Лишнее из портфеля вынуть. С лёгкостью расставаться со старыми тетрадями. Не перегружать пенал лишними канцелярскими принадлежностями.
  2. Правильный ранец. При покупке портфеля обратить внимание не только на цвет и форму, но и на ширину лямок (4 – 4,5 см), жёсткость задней стенки, на размер (он не должен быть шире плеч ребёнка) и, конечно же, на вес (рекомендуемый для учеников 1-4х классов – 600г).
  3. Позвоночник – «дерево жизни». У тех, кто ежедневно занимается хотя бы элементарной гимнастикой, проблем с позвоночником обычно не возникает. Поэтому, чтобы иметь правильную осанку, нужно обязательно включить в своё расписание занятия спортом.
  4. Физиологические особенности ребёнка. Для ребёнка с недостаточно развитой мускулатурой, невысокого роста, малым весом лучше всего приобрести два комплекта учебников (для дома и для школы), чтобы максимально облегчить вес портфеля.
  5. Пенал. Младшему школьнику лучше приобрести твёрдый пенал, в котором ничего не сломается. Он должен быть прост в использовании и уходе. Все молнии или заклёпки должны легко открываться и закрываться. Не увлекайтесь канцелярскими принадлежностями. Положите в пенал только самое необходимое: две синие и одну зелёную ручки, два простых карандаша, несколько цветных карандашей (достаточно 6), ластик, точилку, линейку. 

                             Желаем удачи! 

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...