Проектно-исследовательская деятельность "Здоровье за спиной"
проект по зож (3 класс) на тему
Проектно-исследовательская деятельнось учеников 3 класса о влиянии веса школьного ранца на здоровье школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская работа. | 651.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование городской округ Дзержинский
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4»
140090 Россия Московская обл. г. Дзержинский, ул. Лермонтова д. 1а,
т. 551-47-44, ф. 550-23-31
Исследовательская работа:
«Здоровье за спиной»
Работу выполнили :
Озерецковская Дарья,10 лет, 3 «Б» класс;
Комбарова Милена, 10 лет, 3 «Б» класс;
Гумбелева Надежда, 10 лет, 3 «Б» класс.
Руководитель:
Банникова Галина Анатольевна
Научный консультант:
Кузнецова Галина Ивановна
2013/ 2014 учебный год
Содержание
Введение……………………………………………………………3
- Значение осанки в жизни человека……………………………4
- Понятие осанки…………………………………………………4
- Нарушения осанки……………………………………………..5
- Причины нарушения осанки…………………………………..6
- Влияние ранца на формирование осанки…………………….7
- Ход работы………………………………………………………9
- Выводы…………………………………………………………16
- Список литературы……………………………………………18
- Приложения……………………………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Мы – ученики 3-го класса часто слышим от родителей, учителей, да и просто знакомых такие слова: «Выпрями спину, не кривись, а то осанку испортишь». Что значит «осанка» и «держать спину» мы уже знали по занятиям физкультуры, но хотелось поподробнее узнать, от чего зависит красивая осанка, и что может ей навредить.
Нарушение осанки – одна из проблем школьного возраста. Стройная фигура, летящая походка, гордая стать – это то, к чему стремится каждый человек. Прямая спина, красивый разворот плеч, свободное движение, открытый взгляд – это не только неотъемлемая часть внешнего вида любого человека, но и залог молодости, здоровья и хорошей учёбы.
Наш школьный врач Галина Семёновна однажды сказала, что сутулый человек с понурой головой выглядит неудачником и мямлей. Эти слова показались нам более убедительными, чем нотации про прямую спину и расправленные плечи. От неё мы узнали, что одной из причин нарушения осанки является тяжелый вес школьного портфеля. Вот это да! Такой любимый и родной, с затерянной между учебниками массой милых игрушек, может нанести вред нашему здоровью?! Мы решили спасти «репутацию» нашего портфеля.
Цель проектной работы: Исследовать причины большого веса школьного ранца.
Задачи:
1. Обратиться к научной литературе и нормам СанПиНа.
2. Взять интервью у школьного доктора.
3. Произвести взвешивание учеников класса, портфеля и учебников.
4. Произвести математические подсчеты.
5. Сделать выводы и рекомендации по сбору портфеля для одноклассников.
6. Выступить на родительском собрании с результатами нашего исследования.
ЗНАЧЕНИЕ ОСАНКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Одна из проблем школьного возраста – это нарушение осанки.
Как бы хорошо вы не выглядели, какой бы не подобрали наряд, любой образ может быть испорчен такой деталью как «ОСАНКА». Почему некоторые ходят с гордо поднятой головой как короли, а другие смотрят исключительно в пол? Причина в позвоночнике!
Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, нижних конечностей, включая стопы.
Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 лет и продолжается до 21 года. У детей 6-9 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет - самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.
Именно поэтому младшим школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры к тому, что бы сохранить здоровье позвоночника, а помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе, и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.
ПОНЯТИЕ ОСАНКИ
В словаре С.И. Ожегова, осанка – строй, склад живого тела, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.
Правильной осанкой считается привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего напряжения. Это наилучшее положение частей тела человека, при котором достигается сохранение равновесия и правильное функционирование всех органов и систем. Таким образом, хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при правильной осанке.
По сути же осанка — это рефлекс позы. Ведь она формируется в результате длительного пребывания тела в каком-то положении и в значительной степени зависит от изгибов позвоночника. Поэтому, если ребенок длительно находится в неудобной позе, неправильно лежит, сидит или ходит, может сформироваться и неправильный тип осанки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать у ребенка умение принимать позу правильной осанки и сохранять ее длительное время при сидении, стоянии, ходьбе.
НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ
Нарушение осанки — это отклонение от нормальной осанки. Еще эти нарушения могут называться дефектами. Хотя они и не являются заболеванием, тем не менее, это не просто безобидные косметические дефекты. Они служат своеобразным «первым звонком», сигналом о вероятности в будущем возникновения остеохондроза, патологических искривлений позвоночника, заболеваний внутренних органов. Нарушения осанки наносят значительный вред здоровью ребенка, поэтому они требуют к себе особого внимания. Ведь исправить уже сформировавшийся дефект всегда намного труднее, чем предупредить его развитие.
Развитие нарушений осанки в детском возрасте обусловлено в большинстве своем неправильной рабочей позой и слабым физическим развитием ребенка. А это напрямую связано с его образом жизни. Ни для кого не секрет, что современные дети двигаются значительно меньше, чем их родители, а тем более бабушки и дедушки в соответствующем возрасте. Телевизор, компьютер, игровые приставки, школы раннего интеллектуального развития вынуждают малыша долгие часы проводить в сидячем положении. Двигательная же активность и адекватные физические нагрузки отступают на задний план.
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ
Причина № 1 – травмы
Люди, перенесшие в детстве травмы позвоночника, в большей мере подвержены риску нарушения осанки.
Причина № 2 – плохое зрение
Человек, который плохо видит, будет сидеть в неправильной позе за столом и наклоняться все ниже. Чтобы этого избежать, нужно решать проблемы со зрением и строго контролировать, как ребенок соблюдает положенное расстояние от глаз до учебника – около 30 см.
Причина № 3 – неправильная поза во время сидения за столом
Одной из самых распространенных причин нарушения осанки является неправильная поза, в которую погружаются дети на уроках или во время выполнения уроков дома. Зачастую уставший школьник опирается поясницей о спинку стула, а верхнюю часть тела (грудь, плечи голову) подает вперед – горбится, одним словом. Вследствие такого вот неправильного, застывшего в одной позе пребывания и развивается сутулость. Если же человек привык опираться на руку, то в таком случае он провоцирует искривление осанки (сколиоз). По санитарным нормам и правилам расстояние от глаз до поверхности стола должно быть 25-35 см для учеников младших классов.
Причина № 4 – неравномерные нагрузки
Если постоянно носить тяжести в руках, даже меняя их, то создается давление на позвоночник. Это и приводит в результате к его искривлению. Вспомните, что рюкзак и ранец – это самые лучшие способы носить свои вещи. Нагрузка на плечи равномерно распределяется, что даже способствует их расправлению. Поэтому ортопедический рюкзак с широкими лямками поможет ребенку носить «багаж знаний» из дому в школу и, наоборот, без ущерба для здоровья.
Причина № 5 – неправильная мебель
Чтобы у ребенка в школе не появились нарушения осанки, причинами которого стали несоответствующие размеры парт и стульев, необходимо взрослым проследить за этим.
Причина № 6 – привычки
Привычка ходить и сидеть, сгорбившись, приводит к нарушениям осанки как у детей, так и у взрослых.
Причина № 7 – плохая физическая форма
У человека, ведущего сидячий образ жизни, малоподвижного, мышцы спины и пресса становятся слабыми. Поэтому держать правильную осанку и следить за положением своего тела становится все сложнее. Выход – дополнительные физические нагрузки. Благодаря спорту и танцам мышцы подтянутся, окрепнут и смогут обеспечивать правильное расположение тела.
Причина № 8 – недостаточное питание
Причиной нарушения осанки может стать и несбалансированное питание человека. Если в организм не будут поступать необходимые для его жизнедеятельности вещества, то это, ко всему прочему, может привести и к нарушению осанки. Недостаток кальция, к примеру, скажется на развитии костей и связок, а это станет причиной неправильного развития позвоночника.
Причина № 9 – неправильно организованный распорядок дня
Во время уроков дети должны заниматься разными видами деятельности по 7-10 минут. При этом важно проводить физкультминутки несколько раз за урок. После уроков детям нужно дать порезвиться, побегать, позаниматься спортом, а только после этого приступать к выполнению домашнего задания.
ВЛИЯНИЕ РАНЦА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Это связано с увеличением количества дисциплин.
Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику. У рюкзака мягкая спинка, этот вариант больше подходит старшеклассникам. Сумка на одной лямке может вызвать искривление позвоночника.
Специалисты не рекомендуют детям носить грузы, превышающие 10% от веса тела. Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, но они вызывают хронические боли в спине.
Неправильно подобранные ремни могут сдавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт. Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней для пояса или бедер. 50- 70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела.
Ранец должен отвечать следующим требованиям:
- он должен иметь жёсткую заднюю стенку;
- он не должен деформироваться при укладке школьных принадлежностей;
- ранец не должен быть шире плеч ребёнка;
- ранец должен иметь необходимое количество карманов, каждый из которых выполняет определённую функцию;
- ширина лямки 4 – 4,5 см;
- его материал должен быть прочным, лёгким, водонепроницаемым и удобным для чистки.
С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы (СанПиН), в которых указаны требования к весу учебных изданий, вес школьного ранца без учебников.
ХОД РАБОТЫ
Данная работа была выполнена группой учащихся 3 «Б» класса: Озерецковской Дарьей, Комбаровой Миленой, Гумбелевой Надеждой, Данилиным Андреем. После беседы с врачом нашей гимназии о правильной осанке мы решили провести исследовательскую работу в своём классе и узнать, а какие «тяжести» носят за спиной наши одноклассники и всё ли у них в порядке с осанкой.
Мы решили не брать интервью у школьного доктора о том, как важна правильная осанка для здоровья ребёнка, а пригласили его с этим выступлением на классный час, так как посчитали, что эта информация будет интересна не только нам, но и нашим одноклассникам.
После классного часа мы обратились к школьному врачу с просьбой обследовать ребят нашего класса на наличие тревожных «звонков» нарушения осанки. Оказалось, что в классе все дети здоровы, есть лишь некоторые моменты небольшого ослабления мышц спины: у тринадцати учеников небольшое увеличение правой мышцы спины, что часто бывает у правшей. Пока эти небольшие отклонения не опасны, но если дети не изменят свой образ жизни, то потом у них могут возникнуть проблемы со здоровьем. Школьный врач дал нам рекомендации что делать, для того, чтобы мышцы развивались равномерно (Приложение №1).
В нашей стране по нормам СанПиНа (Приложение №2) принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса школьника.
Мы решили узнать, а какие по весу ранцы носят на плечах наши одноклассники и соответствует ли их вес санитарным нормам. Для этого мы произвели:
- взвешивание учеников;
- взвешивание школьных ранцев со школьными принадлежностями;
- рассчитали правильный вес ранца для каждого ученика по следующей формуле: вес ученика в кг умножили на 10 и разделили на 100, получив вес, который может переносить школьник.
Полученные данные занесли в таблицу №1.
Таблица №1
Сводная таблица веса ученика 3 б класса, нормативной весовой нагрузки для него и реального веса ранца
| Ф И О ученика | Вес тела (кг) | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца (кг) | Перевес (кг) |
1 | Гричик Иван | 36 кг | 3кг600г | 3кг600г | Норма |
2 | Колчанов Костя | 38 кг | 3кг800г | 3кг800г | |
3 | Кузьмина Ан. | 54 кг | 5кг400г | 5кг200г | |
4 | Данилин Анд. | 34,6 кг | 3кг460г | 3кг600г | до 1 кг |
5 | Коровенков Ар. | 35,6 кг | 3кг560г | 3кг800г | |
6 | Остапенко Арт. | 42 кг | 4кг200г | 4кг600г | |
7 | Рожков Иван | 35,6 кг | 3кг550г | 4кг100г | |
8 | Александров М | 28 кг | 2кг800 г | 3кг600г | |
9 | Черкашин Ал. | 36,9 кг | 3кг690г | 4кг500г | |
10 | Рыбина Вера | 32 кг | 3кг200г | 4кг100г | |
11 | Комбарова М. | 42 кг | 4кг200г | 5кг100г | |
12 | Габриелян Н | 42,8 кг | 4кг280г | 5кг200г | |
13 | Соколов Иван | 41,5 кг | 4кг150г | 5кг100г | |
14 | Виноградов И | 35 кг | 3кг500г | 4кг600г | до 2 кг |
15 | Солдатенков Д. | 27 кг | 2кг700г | 3кг800г | |
16 | Озерецковская | 28,5 кг | 2кг850г | 4кг100г | |
17 | Шапошникова | 33,5 кг | 3кг350г | 4кг600г | |
18 | Гатилин Евг. | 37 кг | 3кг700г | 5кг200г | |
19 | Кривенко Елиз. | 28,5 кг | 2кг850г | 4кг600г | |
20 | Гумбелёва Надя | 31 кг | 3кг100г | 5кг100г | свыше 2 кг (до 2кг750г) |
21 | Загороднов Ан. | 29 кг | 2кг900г | 5кг100г | |
22 | Невоструева А. | 27,8 кг | 2кг780г | 5кг200г | |
23 | Джафарова М. | 23 кг | 2кг300г | 4кг800г | |
24 | Меринова Нина | 26 кг | 2кг600г | 5кг100г | |
25 | Силенко Дмит. | 25,5 кг | 2кг550г | 5кг100г | |
26 | Невоструева С. | 25 кг | 2кг500г | 5кг200г | |
27 | Братенков | 40,5 кг | 4кг050г | 6кг800г |
Из таблицы видно, что у большинства детей вес школьного ранца превышает санитарные нормы:
- у 8 учеников вес ранца превышает более чем на 2 кг;
- у 12 учеников вес ранца превышает от 500г до 1кг700г.
Поскольку вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу, мы решили исследовать причины такого несоответствия.
Возможно причина такого тяжёлого веса в учебных пособиях?
Для этого мы записали все учебные пособия и взвесили их. Данные занесли в таблицу №2.
Таблица №2
Таблица веса школьных учебников для учащегося 3 класса
НАЗВАНИЕ УЧЕБНИКА | ВЕС |
Русский язык | 250 г |
Математика | 250 г |
Английский язык (учебник) | 300 г |
Английский язык (тетрадь) | 200 г |
Литературное чтение (учебник) | 220 г |
Литературное чтение (тетрадь) | 150 г |
Окружающий мир (учебник) | 250 г |
Окружающий мир (тетрадь) | 150 г |
Технология (учебник) | 250 г |
Технология (тетрадь) | 150 г |
Обществознание | 300 г |
Риторика | 200 г |
Все книги и рабочие тетради соответствовали гигиеническим нормам (см. Приложение №2) – до 300 г для начальной школы. Учебников – «нарушителей» не выявлено. Откуда же берутся лишние килограммы?
Мы предположили, что может быть, причина излишней нагрузки в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Полученные результаты занесли в таблицу №3.
Таблица №3
Таблица веса школьного ранца учеников 3 класса
Ф И О ученика | Вес ранца (кг) | Выводы | |
1 | Александров М | 650 г | норма |
2 | Габриелян Н | 300 г | норма |
3 | Елькин Ар. | 700 | норма |
4 | Меринова Нина | 650 г | норма |
5 | Озерецковская | 500 г | норма |
6 | Солдатенков Д. | 700 г | норма |
7 | Черкашин Ал. | 700 г | норма |
8 | Гумбелёва Надя | 800 г | на 200г выше нормы |
9 | Невоструева А. | 800 г | на 200г выше нормы |
10 | Братенков | 800г | на 200г выше нормы |
11 | Кривенко Елиз. | 950 г | на 350г выше нормы |
12 | Загороднов Ан. | 800 г | на 400г выше нормы |
13 | Гричик Иван | 1 кг | на 400г выше нормы |
14 | Виноградов И | 1 кг | на 400г выше нормы |
15 | Невоструева С. | 1 кг | на 400г выше нормы |
16 | Силенко Дмит. | 1 кг 50 г | на 450г выше нормы |
17 | Шапошникова | 1 кг 100 г | на 500г выше нормы |
18 | Комбарова М. | 1 кг 150 г | на 550г выше нормы |
19 | Данилин Анд. | 1 кг 150 г | на 550г выше нормы |
20 | Колчанов Костя | 1 кг 200 г | на 600г выше нормы |
21 | Коровенков Ар. | 1 кг 200 г | на 600г выше нормы |
22 | Остапенко Арт. | 1 кг 200 г | на 600г выше нормы |
23 | Рожков Иван | 1 кг 200 г | на 600г выше нормы |
24 | Соколов Иван | 1 кг 200 г | на 600г выше нормы |
25 | Джафарова М. | 1кг250г | на 650г выше нормы |
26 | Кузьмина Ан. | 1 кг 300 г | на 700г выше нормы |
27 | Рыбина Вера | 1 кг 300 г | на 700г выше нормы |
28 | Гатилин Евг. | 1 кг 450 г | на 850г выше нормы |
Из таблицы видно, что почти у всех учеников вес ранца не соответствует норме (Приложение №2), т.е. превышает условный вес 700 г. Только у семи учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам. Следовательно, ранцы учеников, имея превышающий вес, влияют на конечный вес ранца с учебными принадлежностями.
Когда ребята освобождали портфели для взвешивания, мы обратили внимание на то, что у некоторых наших одноклассников тяжёлые, объёмные пеналы (у некоторых даже два), а также много лишних предметов, без которых можно обойтись в течение учебного дня.
Мы взвесили пеналы и всё «лишнее». Полученные данные занесли в таблицу №4.
Таблица №4
Таблица «лишних» предметов в школьном ранце
Ф И О ученика | Вес пенала (г) | Вес лишнего | |
1 | Александров М | 250г | 50г |
2 | Братенков | 800г | 2кг |
3 | Виноградов И | 300г | 750г |
4 | Габриелян Н | 1кг250г | 700г |
5 | Гатилин Евг. | 300г | 500г |
6 | Гричик Иван | 200г | 250г |
7 | Гумбелёва Надя | 150г | 600г |
8 | Данилин Анд. | 200г | 200г |
9 | Джафарова М. | 200г | 350г |
10 | Елькин Ар. | 300г | 400г |
11 | Загороднов Ан. | 350г | 1кг100г |
12 | Колчанов Костя | 500г | 800г |
13 | Комбарова М. | 200г | 350г |
14 | Коровенков Ар. | 300г | 600г |
15 | Кривенко Елиз. | 300г | 1кг500г |
16 | Кузьмина Ан. | 150г | 300г |
17 | Меринова Нина | 400г | 100г |
18 | Невоструева С. | 250г | 2кг |
19 | Невоструева А. | 200г | 1кг450г |
20 | Озерецковская | 150г | 200г |
21 | Остапенко Арт. | 100г | 200г |
22 | Рожков Иван | 150г | 250г |
23 | Рыбина Вера | 200г | ----- |
24 | Силенко Дмит. | 150г | 600г |
25 | Соколов Иван | 150г | 400г |
26 | Солдатенков Д. | 200г | 600г |
27 | Черкашин Ал. | 200г | 1кг500г |
28 | Шапошникова | 250г | 100г |
Из таблицы видно, что у некоторых учеников вес «лишнего» в портфеле доходит до 2кг.
Что же такое «лишнее» в наших ранцах? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели контрольную проверку содержимого ранца у детей, портфель которых особенно тяжёлый. Данные занесли в таблицу №5.
Таблица №5
Артём О. (Проверка 21/01/14); Лишнее (не по расписанию):
Итого: | Нелли Г. (Проверка 23/01/14); Лишнее (не по расписанию):
Итого: 750г |
Ваня В. (Проверка 23/01/14); Лишнее (не по расписанию):
Итого: 750г | Саша Ч. (Проверка 30/01/14); Лишнее (не по расписанию):
Итого: 1 кг 150г |
Лиза К. (Проверка 23/01/14); Лишнее (не по расписанию):
Итого: 1кг500г | Артём К. (Проверка 23/01/14); Лишнее (не по расписанию):
Итого: 600г |
Проанализировав таблицу, мы сделали следующий вывод, что лишний вес ранцам добавляет несерьёзный подход к сбору портфеля в школу, а именно:
- ученики забывают вынимать учебники не по расписанию учебного дня (могут носить их несколько дней);
- носят орфографический словарь, который можно оставлять в классе;
- не могут расстаться со старыми тетрадями, носят их в портфеле «как память»;
- для черновиков и словарей заводят тетради по 96 листов, игнорируя рекомендации учителя – не более 24 листов;
- носят принадлежности для труда (цветную бумагу, клей, ножницы) – хотя для этого в классе выделен шкафчик;
- некоторые дети носят по 2 пенала.
Из таблицы №4 видно, что пеналы у большинства детей не превышают вес 300г, но есть ученики, у которых их два и вес их катастрофический. Самый тяжёлый пенал у Нелли Г. (их даже два; вес обоих – 1 кг 250 г) и у Кости Б. (вес 800 г). А какой пенал больше подходит для младшего школьника? С этим вопросом мы обратились к классному руководителю Елене Николаевне.
Мы узнали, что младшему школьнику лучше приобрести твёрдый пенал, в котором ничего не сломается (или самый простой на молнии с одним отделением, чтобы не тратить время на укладывание в него предметов). Он должен быть прост в использовании и уходе. Все молнии или заклёпки должны легко открываться и закрываться. А самые необходимые предметы в пенале это:
- две синих и одна зелёная ручки;
- два простых карандаша;
- несколько цветных карандашей (не более 10);
- точилка, ластик, линейка.
В простой пенал на молнии с одним отделением мы сложили самые необходимые предметы и взвесили его. Вес оказался – 200 грамм.
Зная вес учебников, рабочих тетрадей, просто тетрадей, необходимых ученикам и дома и в школе (см. Приложение № 3), а также правильный вес дневника, пенала и портфеля (по нормам СанПиНа), мы посчитали, в какой день недели ранец будет самым тяжелым и самым легким в зависимости от учебного расписания. Вес некоторых учебников мы не учитывали, т.к. храним их в классе. Полученные данные занесли в таблицу №6.
Таблица №6
Таблица веса школьного ранца в учебную неделю
ДЕНЬ НЕДЕЛИ | ВЕС РАНЦА С УЧЕБНЫМИ ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМИ |
Понедельник | 3 кг 180 г |
Вторник | 2 кг 160 г |
Среда | 2 кг 810 г |
Четверг | 2 кг 510 г |
Пятница | 2 кг 730 г |
Из таблицы видно, что самый лёгкий вес ранца во вторник – 2 кг 160 г, такой вес подходит по нормам СанПиНа всем ученикам. Самый тяжёлый вес ранца в понедельник (вот уж правда тяжёлый день) – 3 кг 180 г. Ранец с таким весом не подходит по нормам СанПиНа двенадцати ученикам. Но перевес у восьми учеников очень маленький (от 80г – до 480г) и скорее всего не опасен для осанки детей. И только у четверых учеников перевес от 580г – до880г(это дети невысокого роста с небольшим весом). Мы подумали и решили, что родителям этих детей необходимо порекомендовать приобрести второй комплект учебников (хотя бы некоторых).
Это значит, что если родители купят нам правильные по весу ранцы, а мы не будем носить ничего лишнего, то вес нашего портфеля не будет опасен для осанки. Таким образом, мы реабилитировали наш портфель.
Мы учли все результаты нашего исследования и составили рекомендации для детей и родителей по сбору и выбору портфеля (см. Приложение№4)
ВЫВОДЫ
Изучая научную литературу по теме, мы поняли, что нарушение осанки – это не просто косметический дефект, а первый «звонок» вероятности в будущем возникновения различных заболеваний. Одной из причин этого может стать слишком тяжёлый вес школьного ранца.
В результате нашей исследовательской работы мы пришли к выводу, что вес ранца многих наших одноклассников (21ученик) превышает нормы СанПиНа. Мы тщательно изучили содержимое школьных ранцев учеников нашего класса и выяснили основные причины его большого веса.
Причина №1: у многих вес школьных ранцев превышает нормы СанПиНа.
Причина №2: ученики носят учебники и тетради не по расписанию.
Причина №3: носят с собой учебники, которые можно оставлять в классе (для них выделены специальные полки).
Причина №4: носят старые, закончившиеся тетради.
Причина №5: папки с принадлежностями для труда и рисования хранятся в классе, но некоторые их носят в портфеле.
Причина №6: тяжёлый вес пенала, так как много лишнего в нём.
Для того чтобы устранить эти причины были разработаны рекомендации для детей и родителей по сбору и выбору портфеля (см. Приложение№4).
Мы считаем, что для здоровой осанки необходимо не только правильно собрать ранец, но и важно укреплять спинные мышцы. Для этого надо: регулярно посещать занятия физической культуры, ходить на лыжах, кататься на коньках, бегать, плавать и тогда нам будет нестрашен перевес школьного рюкзака и мы сможем взять в школу свою любимую книгу или игру.
Мы сделали вывод, что при правильном и внимательном сборе школьного ранца вес портфеля соответствует нормам СанПина. Таким образом, мы защитили репутацию школьного ранца!
Каждому ранцу умного хозяина!
ЛИТЕРАТУРА
- Хамзин Х.Х. Правильная осанка. – М., 1972.
- Краковяк Г. М. Воспитание осанки. Гигиенические основы: пособие для учителей и родителей. – Л., 1959.
- Савко Л. М. правильная осанка. Как спасти ребёнка от сколиоза. – П., 2011.
- Кондакова-Варламова Л. П., Стромская Е. П. Правильная осанка. – М., 1967.
- Абрамова В. Как собрать ребёнка в школу. – www.mperspektiva.ru
- Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1986.
Приложение №1
Рекомендации врача Мышцы развиваются в ответ на нагрузки, поэтому, если человек правша и он постоянно использует больше правую руку, то мышцы правой руки будут немного лучше развиты. Обычно эти различия очень небольшие и на глаз незаметны. Что делать, если мышцы разного размера?
Желаю удачи! |
Приложение №2
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, где отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов.
В тоже время, ортопедические нормы ограничивают вес школьного рюкзака от 10 до 15 % от веса школьника. Т.е. если школьник весит 30 кг, то вес ранца с учебниками и сменной обувью не может превышать 4,5 килограмм. В 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4 кг.
Согласно Санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.4.7.1166-02 2.4.7. Гигиена детей и подростков "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" вес учебника не должен быть более:
- 300 г для 1 - 4 классов;
- 400 г для 5 - 6 классов;
- 500 г для 7 - 9 классов;
- 600 г для 10 - 11 классов.
Но допускается увеличение веса учебника до 10%.
Приложение № 3
Вес учебников и тетрадей, которые необходимы ученикам и дома
и на уроке
Школьный предмет | Учебники и тетради необходимые на каждый урок | Общий вес |
Русский язык | учебник (250 г); сборник упражнений (150 г); тетрадь открытий (160 г); тетрадь обычная (50 г). | 610 г |
Математика | учебник – 250 г; сборник упражнений – 150 г; тетрадь обычная – 50 г. | 450 г |
Английский язык | учебник – 300 г; рабочая тетрадь – 200 г; словарь – 50 г; тетрадь обычная – 50 г. | 600 г |
Литературное чтение | Учебник – 220 г; Рабочая тетрадь – 150 г; Тетрадь обычная – 50 г. | 420 г |
Окружающий мир | Учебник – 250 г; Рабочая тетрадь – 150 г. | 400 г |
Обществознание | Учебник – 300 г; Тетрадь обычная – 50 г. | 350 г |
Риторика | Учебник – 200 г. | 200 г |
Музыка | Тетрадь обычная – 50 г. | 50 г |
Труд | Всё необходимое оставляют в классе | |
ИЗО | Всё необходимое оставляют в классе | |
Приложение №4
Рекомендации по сбору и выбору ранца
Желаем удачи! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...