Рабочая программа по курсу "Уроки милосердия"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Севостьянова Мария Ивановна

Материалы для проведения занятий по курсу "Уроки милосердия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_miloserdiya_novaya_rabrchka_vosstanovlen.doc479 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел  образования администрации Кирсановского района

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения    «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» в с. Соколово

 

Принята на заседании

методического совета

МБОУ «Уваровщинская сош»

протокол от                   года № 

Утверждаю:

 Директор МБОУ

«Уваровщинская сош»  __________Е.Н. Хохлова

Приказ от «   »             г. №

Рабочая  программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного  направления

«Уроки милосердия»

Возраст детей, на который рассчитана программа   6,5-10 лет

 Срок реализации: 4года

                           

                                                                 

                           

 

                                                              Составители:

Севостьянова Мария Ивановна,

 Федулова Галина Николаевна

Сячина Зинаида Васильевна,

педагоги дополнительного образования

                                            Кирсановский район, 2016 г.                      


                            Информационная карта программы

1. Учреждение

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения    «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»  в с. Соколово Кирсановского района

2. Полное название программы

Программа  внеурочной деятельности

 «Уроки милосердия»

3. Ф.И.О., должность  составителя

 Севостьянова Мария Ивановна,

 Федулова Галина Николаевна

Сячина Зинаида Васильевна,

учителя начальных классов

4.  Сведения о программе:

 Модифицированная

4.1. Нормативная база:

Закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в РФ»

Устав  МБОУ «Уваровщинская сош»

4.2. Направление

Духовно - нравственное

4.3. Тип программы

Модифицированная

4.4. Вид программы

Образовательная

4.5. Возраст обучающихся

6,5-10  лет

4.6. Продолжительность обучения

4 года

5.  Рецензенты и авторы отзывов

 Короткевич Наталья Ивановна, Фролкина Светлана Александровна

6.  Заключение методического совета

Протокол  заседания от

года № 

                 

                                  1. Пояснительная записка

Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 1-4 классах на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии.  Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей.

Духовно-нравственный компонент необходим для развития личности, воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические  условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.

Цель курса: формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному, историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.

Задачи курса:

  • Способствовать осознанию младшими школьниками понятий совести, душе, нравственности, благодарности, роде, семье, Родине, прощении; обогащению и наполнению реальным содержанием представлений о благе (добре), истине, красоте, служении людям и Отечеству, духовности.
  • Сформировать нравственное отношение к действительности, способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира.
  • Научить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций.
  • Сформировать потребность в построении собственной поведенческой модели в соответствии с законами духовности.
  • Содействовать развитию волевой сферы ребенка – осознанности поведения, самоконтроля.
  • Развивать интерес к чтению православной и художественной литературы.
  • Способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, творческих способностей учащихся.
  • Воспитывать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких, окружающий мир.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. Курс «Уроки милосердия» воздействует на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная художественная литература – богатый источник переживаний, позволяет детям, в процессе анализа ситуации, приобретать знания о нормах поведения православного человека, о вариантах решения нравственных задач, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя со святым или героем произведения.

Как правильно указывал А. Н. Толстой, положительный герой детской книги призван оказывать большое воспитывающее воздействие на детей: «поведение героя... должно возбуждать одобрение, восхищение, подражание». Сопоставление положительных и отрицательных образов, моральная оценка их поведения помогает глубже осмыслить раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усиливает их воспитательное воздействие на детей. Художественные образы заставляют одних ребят почувствовать отрицательные стороны своего поведения, других - укрепиться на своих правильных нравственных позициях. Важно связывать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь на аналогичные факты из литературного произведения.

В учебном пособии представлены следующие жанры художественной литературы: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей. В программе «Уроков милосердия» предусмотрено знакомство с главными православными праздниками на материале произведений Шмелёва, Салтыкова - Щедрина, Пушкина, Плещеева и других писателей и поэтов.

«Уроки милосердия» - это интегрированный курс, который включает в себя не только литературное, но и художественно-эстетическое творчество и музыкальное искусство. Поэтому виды деятельности на уроках самые разнообразные. Это: работа с произведением, репродукциями картин, прикладное творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков. Там, где целесообразно и вытекает из хода занятия - применяется проектная деятельность и коллективное творческое дело.

Очень важно при знакомстве детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, делать это в эмоционально привлекательной, понятной форме. Поэтому важную роль на занятиях играет её музыкальная часть. Во время выполнения ручного труда и рисования фрагменты музыкальных произведений могут служить музыкальным фоном.

При изучении курса «Уроки милосердия» очень важно помочь ребёнку ощутить глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры. В связи с чем, очевидно, что в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей на «Уроках милосердия» идёт от принятия детских работ в виде подарков до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях, активного участия в благотворительных акциях, концертах, оказании помощи детским домам, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 1-4 классах на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС « Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы -

6,5-10 лет.

  Сроки реализации: 4 года.

  Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут во 2-4 классах.  Предполагаемое количество детей, занимающихся в группе 9-16  человек. Объём программы: 1 класс- 33 часа в учебный год, 2 -4 классы – 34 часа в учебный год.

4. Описание ценностных ориентиров

содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного нравственного сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства  красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и

самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека,

выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Личностные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

1 класс

Планируемые результаты освоения программы «Уроков милосердия» обучающимися 1 класса представлены на двух уровнях – личностном и метапредметном.

В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у обучающихся, оканчивающих 1 год обучения, формируются учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера, выполнения проекта совместно с учителем;

в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

осваивать способы решения проблем творческого характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя материалы учебника (под руководством

учителя);

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

осознавать ценность семьи, человеческой жизни

анализировать и оценивать поведение и поступки людей

соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

2 класс

В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у обучающихся, оканчивающих 2 год обучения, формируются учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

 чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

 навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

 уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

 установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

 составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

 в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

 работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);

 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

 ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

 понимать информацию, представленную в виде текста,  рисунков;

 сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

 группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

 осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

 выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

 осознавать ценность семьи, человеческой жизни, основных норм религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой

 осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию

 анализировать и оценивать поведение и поступки людей

 соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

 осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов

3 класс

В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у обучающихся, оканчивающих 3 год обучения, формируются учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

 чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

 навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

 уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

 установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

 составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с

учителем;

 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

 в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

 работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);

 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

 ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

 понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

 сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

 группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

 осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

 выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

 осознавать ценность семьи, человеческой жизни,  основных норм религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой

 осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию

 анализировать и оценивать поведение и поступки людей

 соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

 осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

4 класс

В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у обучающихся, оканчивающих 4 год обучения, формируются учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

-Понимание своего Я в жизни общества, своей семьи, своих друзей и близких;

 чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

 навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

 уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

 установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

 составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с

учителем;

 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

 в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

 работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);

 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

 ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

 понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

 сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

 группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

 осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

 выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

 осознавать ценность семьи, человеческой жизни,  основных норм религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой

 осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию

 анализировать и оценивать поведение и поступки людей

 соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

 осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

6. Содержание учебного предмета, курса

Содержание программы.

1 класс

Тема 1. Введение в образовательную программу (1 ч).

Теория:

Знакомство  ребят с программой и особенностями курса духовно - нравственного воспитания и развития (добро и зло, честность и порядочность, духовный мир человека  и др. Отличительные особенности этих понятий)

Знакомство с режимом работы объединения «Милосердие» и правилами техники безопасности в классе.

Практика:

Начальная диагностика компонента нравственного развития младших школьников. (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения», Приложение 2)      

Блок 1. Милосердие в семье (17 ч)

Терия (11 ч)

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания. Жадность – причина разлада в семье. Лучше папы друга нет.  Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.  Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор.  Способы предотвращения ссор. Братская любовь крепче каменных стен. Утешение друга в болезни. Добрые и некрасивые слова.

Практика (6 ч). Разучивание наизусть стихотворений о маме, папе, дедушке, бабушке. Рисование портрета мамы, ёлочных игрушек, которые подарят близким. Раскрашивание пасхальных яиц. Посещение старых одиноких людей вместе с родителями. Проигрывание и анализ ситуаций.

Проекты. «Солнышко для мамы», «Коробочка для друга», «Рождественское чудо», «Пасхальная радость».

Блок 2. Милосердие к ближним (8 ч)

Теория (4 ч).

Рождество Христово. События праздника. Традиции праздника. Светлая Пасха. Традиции праздника. Милосердие к больным, сиротам.

Практика (4 ч).

Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, труженикам тыла, одиноким людям. Игра – упражнение «Подбери ласковые имена для друга». Проигрывание и анализ ситуаций.

Проекты. «Спешите делать добро»: изготовление поделок к праздникам Рождеству Христову и Светлой Пасхе, кукольное представление.

Блок 3. Доброе отношение к природе (7 ч)

Теория (4 ч)

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным. Бездомные животные.  Доброе отношение к птицам.

Практика (3 ч).

Изготовление кормушек. Проигрывание и анализ ситуаций.

Проекты. «Домик для моих питомцев», «Украшение гнезда», «Я люблю природу», «Сделаем всё, что можем».

2 класс

Блок 1. Милосердие в семье (17 ч)

Теория (11 ч) Семья – малая церковь.

Радоница. Родословие моей семьи. Связь поколений людей от первых

поселений до современности. Отличие «дня Именин» от дня рождения. Имя

и его символика. Духовная сущность имени: человек должен дорожить своим

именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.

Практика (6 ч). Разучивание наизусть стихотворений о папе, маме, дедушке, бабушке, рисование портрета мамы, рассказы о проведении в семье дня рождения и «дня Именин». Проигрывание и анализ ситуаций.

Проекты. «Ковёр для бабушки», «Тряпичная кукла», «Любящие ладошки», «Добрый лев», «Родной уголок», «День именин», «Правило отношения с друзьями.

        Блок 2. Милосердие к ближним (8 ч)

Теория (4 ч). Православные традиции праздника Рождество Христово. Духовное значение праздника в жизни народа. Святки. Православные традиции проведения Святок.

Духовное значение праздника Светлая Пасха в жизни народа. Православные традиции праздника. Милосердие к старым одиноким людям. Знакомство с

житиями особо почитаемыми на Руси православных святых.

Практика (4 ч). Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому.

Игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга»; составление

рассказа о своём имени; рассматривание икон святых, наиболее почитаемых

на Руси. Проигрывание и анализ ситуаций.

Проекты. «Спешите делать добро»: изготовление подарков-игрушек для детского дома, кукольное представление, изготовление поделок к праздникам Рождеству Христову и Светлой Пасхе».

Блок 3. Доброе отношение к природе (10ч)

Содержательная часть учебного материала (5 ч). Шестоднев – сотворение мира.  Обязанность  первых  людей  заботиться  о  рае.  Наша  обязанность заботиться

  обо  всём  окружающем,  ответственность  при  встрече  с  любой  жизнью   (растением,  животным).  Разумное  отношение  к  животным:  не ставить его  выше человека, держать в подобающем месте.

Практика (5 ч).  Уборка  территории  близ  лежащего  парка,  сквера, прибрежной полосы пруда. Проигрывание и анализ ситуаций.

Проекты. «На озере», «Украшение гнезда».

3 класс

Блок 1. Милосердие в семье (15 ч)

Теория (8 ч)

Семейные традиции.  Чти отца твоего и матерь твою.  Красота истинная и ложная. Жертвенная любовь.

Практика (7 ч) Экскурсия в исторический музей с целью знакомства с экспозициями «История возникновения села». Проигрывание и анализ ситуаций.

Проекты.  «Ковёр для бабушки», «Тряпичная кукла», «Любящие ладошки», «Добрый лев», «Родной уголок», «День именин», «Правило отношения с друзьями.

Блок 2. Милосердие к ближним (14 ч)

Теория (9 ч)

Дружба. Истинная и ложная дружба. Лучше ссоры избежать, чем её прекращать. Примеры святых по предотвращению конфликтов. Отношения к врагам святых людей. Православные традиции праздника Рождества Христова.  Православные традиции праздника Светлая Пасха.  Кто мой ближний? Золотые сердца.  «Не укради!». «Не лги».  Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих. Библейские законы войны.

Практика (5 ч)

Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому. Проигрывание и анализ ситуаций.

Проекты. Выпуск поздравительных газет, журнала «Вифлеемский звон», «Исполним восьмую заповедь Закона Божия: «Не укради!», «Исполним девятую заповедь Закона Божия: «Не лги!»

Блок 3. Доброе отношение к природе (6 ч)

Теория (3 ч)

Счастлив человек, который и животных милует. Как аукнется, так и откликнется.

Практика (3 ч).

Проигрывание и анализ ситуаций.

Проект. «Сделаем всё, что можем».

4 класс

Раздел «Я в мире эмоций и чувств» (9 часов)

Понятие «мировосприятие». Многообразие восприятия мира. Способы управления собственными эмоциями. Осознание возможности управлять собой в создавшейся  ситуации.

Описание своих внешних и внутренних качеств (психологический автопортрет). Свобода рассуждений об особенностях поведения, деятельности и внешности. Самооценка своих личностных качеств. Самокритичность.

Темперамент. Индивидуальные особенности человека как основа темперамента. Свойства темперамента. Воспроизведение и осмысление своих чувств, поступков, причин поведения.

Понятия «характер», «черты характера». Понятия «положительные» и «отрицательные» черты характера (гордость и гордыня). Осознание ребенком сильных и слабых сторон своего характера. Воспитание характера трудолюбием, проявлением силы воли, искоренением вредных привычек. Влияние черт характера на способы поведения.

Сопереживание. Способность поставить себя на место другого человека. Доброта, сопереживание, сочувствие в противовес ожесточенности, черствости и равнодушию.  Искренность чувств по отношению  к другому человеку. Радость сопереживания успехам товарищей, терпимость к недостаткам и достоинствам других людей.

Понятие «внутренний мир» человека. Чувства, переживания, привычки (полезные и вредные). Как победить отрицательные привычки? Воспитание желания и умения справляться с трудностями. Запись в личном дневнике на тему: «Мой внутренний мир».

Раздел «Какой Я?» (7 часов)

Мой любимый герой. Понятия «идеал», «мой идеал». Кого ты считаешь идеальным человеком? В чем бы тебе хотелось быть похожим на этого человека? Запись в личном дневнике на тему: «На кого я хочу быть похожим».

Вся жизнь протекает через сердце. Сердце – источник мудрости.  Как понять выражения: «Что подскажет сердце?», «чувствовать сердцем», «как велит сердце», «видеть сердцем»? Что обозначает пожелание: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»? Какие бывают сердца у людей («любящее сердце», «чистое сердце», «каменное сердце»). Как воспитывать свое сердце?

Как понять выражения «голос совести», «жить по совести», «свобода совести», «чистая совесть». Совесть подсказывает правильность выбора поступка или  поведения. Совесть как тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка человека. Жить в ладу со своей совестью. Почему надо хранить совесть.

Моя душа – маленькая планета. Осознание ребенком своего внутреннего мира. Пути к совершенствованию души на примере героев сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мини-сочинение на темы: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Зорко одно лишь сердце», «Если дашь волю баобабам – беды не миновать». Встреча маленького принца с самым главным – со своей душой. Благородство души.

Самопознание и самосовершенствование. Что обозначает выражение: «Душа обязана трудиться»? Механизм самовоспитания: выбор цели, стремление соответствовать идеалу, познание и обогащение своего внутреннего мира,  активное участие в общественной деятельности по улучшению окружающего мира. Желание узнать правду о себе; честность и мужество увидеть себя таким, какой ты есть на самом деле. Важность умения любить и  принимать себя таким, какой ты есть.  Составление программы самовоспитания.

Раздел «Я живу среди людей»  (10 часов)

Тепло домашнего очага. Ценность добрых семейных отношений: любовь, взаимоуважение и взаимопонимание. Ответственность каждого за семейное счастье. Способы выражения любви к родным. Умение быть сдержанным, доброжелательным и вежливым в общении с родственниками. Ответственность за выполнение домашних обязанностей. Выполнение совместно с родителями творческих проектов и презентаций, раскрывающих историю, традиции семьи.  

К миру с добром – мир добрее станет. Бескорыстность добрых дел. Добрые дела и поступки –  радость окружающим и нуждающимся людям. Воспитание потребности развивать в себе доброжелательность и милосердие.

Труд на благо Отечества – это честная, добросовестная работа. Уважительное и творческое отношение к труду. Сотрудничество со взрослыми в трудовой, общественно-полезной деятельности. Труд на пользу ближнего: помощь соседям, пожилым и больным людям.  Составление вместе с родителями презентации «Труд моих родных».

Талант. Выдающиеся врожденные качества человека. Осмысление ребенком своих способностей. Как можно развивать природные способности. Как талант помогает выбрать будущую профессию. Демонстрация детьми своих талантов.

Человек ответственен за свои поступки. Способность оценивать мотивы своих поступков и предвидеть их последствия.  Ответственность –  одно из главных качеств личности. Размышление над вопросом: «Обладаю я таким качеством, как ответственность?»

Обида и прощение. Бессмысленность обиды и обязательность прощения. Прощая других людей, мы освобождаем их  от чувства вины,  а себя – от раздражительности и агрессии. Умение простить обидчика и оказать ему помощь. Размышление над вопросом: «Умею ли я прощать?»

Понятие «добро и зло». Активное отношение к добру. Недопустимость и осуждение зла в обществе. Активное противостояние злу: к грубостям, хамству, сквернословию, курению, алкоголизму, пристрастию к вещам и другим порокам общества. Размышление над вопросом: «Как я могу противостоять злу в обществе?». Запись в личном дневнике: «Мое активное отношение к добру – это …»

Понятие «мудрость» - ум и жизненный опыт. Важность следования мудрым советам. Размышление над законами мудреца: «Ищи трудность, найдёшь мудрость», «Мудрый человек ничего не делает, не подумав». Развиваем в себе мудрость: совесть, честность, справедливость, радость и счастье жизни, искренность любви, доброе сердце, лад в душе, созидание прекрасного.

Понятия «жертва», «жертвенность». Размышление над вопросом: «Могу ли я пожертвовать чем-то ради  другого человека?» Самопожертвование.

Раздел «Я живу на Земле» (8 часов)

         Планета Земля. Человечество. Вселенная. Законы жизни на земле. Счастье мирной жизни. Взаимопонимание и сотрудничество между народами. Необходимость объединения усилий всех стран, всех людей планеты, чтобы сберечь нашу Землю.

          Множество национальностей, народов в мире. Разнообразие национальных культур,  их отличие и схожесть.  Различные религии  мира. К чему  призывают религии людей? Единство нравственных основ традиционных религий.

Мысли светлые и темные, добрые и злые, радостные и грустные. Важность обогащения мышления светлыми и добрыми мыслями. Ответственность человека за свои мысли.  Благородные мысли об улучшении  жизни на Земле.

В чем смысл жизни человека на Земле? Зачем и для кого рождается человек? Понятия «предназначение» человека,  «миссия»,  «своя миссия».  Служение людям, самосовершенствование и облагораживание жизни общества.

7.Система отслеживания и оценивания результатов

В ходе реализации данной программы используются различные виды контроля: игры – викторины на выявление теоретических знаний по программе; тестовый контроль, выставки, создание проектов, благотворительные концерты. Итоговой формой контроля является творческий отчёт учащихся.

        

8.Учебный  план

1 год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Введение в программу.

1

1

Начальная диагностика

2

Раздел 1. Милосердие в семье.

17

11

6

Промежуточная диагностика Краткий опрос

Изготовление поделок

3

Раздел 2. Милосердие к ближним.

8

4

4

Подготовка праздничной благотворительной программы

4

Раздел 3. Доброе отношение к природе.

7

4

3

 Создание проектов

Итого:

33

20

13

2 год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Раздел 1. Милосердие в семье.

17

11

6

Творческие работы

2

Раздел 2. Милосердие к ближним.

8

4

4

Праздничный концерт

3

Раздел 3. Доброе отношение к природе.

9

4

5

Демонстрация достижений

Итого:

34

19

15

3 год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Раздел 1. Милосердие в семье.

15

8

7

Творческие работы

2

Раздел 2. Милосердие к ближним.

14

9

5

Выпуск журнала

Создание проектов

3

Раздел 3. Доброе отношение к природе.

5

2

3

Демонстрация достижений

Итого:

34

19

15

4 год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Раздел 1«Я в мире эмоций и чувств»

9

2

7

Творческие работы

2

Раздел2«Какой Я?»

7

2

5

Выпуск журнала

Создание проектов

3

Раздел 3«Я живу среди людей

10

3

7

Демонстрация достижений

4

Раздел4 «Я живу на Земле»

9

2

6

Итого:

34

20

15

Методическое обеспечение программы.

Название раздела

Формы занятий

Методы и приёмы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

Блок 1. Милосердие в семье

Блок 2. Милосердие к ближним

Блок 3. Доброе отношение к природе

Блок4. 

«Я в мире эмоций и чувств»

индивидуально-групповые.

индивидуально-групповые.

индивидуально-групповые.

индивидуально-групповые.

 объяснительно - иллюстративные (беседа, рассказ, показ учебных презентаций);

экскурсии;

репродуктивные (изобразительное творчество)

объяснительно - иллюстративные (беседа, рассказ, показ учебных презентаций);

экскурсии  

объяснительно - иллюстративные (беседа, рассказ, показ учебных презентаций);

экскурсии;  

репродуктивные (изобразительное творчество)

(изобразительное творчество)

Дидактическое обеспечение:

Подборка информационной и справочной литературы;

Сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга воспитанников объединения;

Индивидуальные альбомы для рисования и краски.

Техническое обеспечение:

 Просторный учебный школьный класс с хорошим освещением, учебные столы.

Ноутбук и  мультимедийные средства изображения информации.

Учебный год завершается творческим отчётом, который может проходить в виде выставки, открытого занятия для родителей.

В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у обучающихся, оканчивающих 4 год обучения, формируются учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

 навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

 уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

 установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

 составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с

учителем;

 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

 работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);

 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

 ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

 сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

 группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

 осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

 выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

 осознавать ценность семьи, человеческой жизни,  основных норм религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой

 осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию

 анализировать и оценивать поведение и поступки людей

 соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

 осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Библиография

Литература для педагога

1.Алешина, М.В гости к батюшке Амвросию : притчи старца Амвросия

Оптинского  в  пересказе  для  детей  /  Марина  Алешина  ;  Православ.  приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; худ. : Юрий и Ирина Юрасовы.  –  М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2011. – 20 с.

2.Балашов,  Б.,  протоиерей.  Десять  заповедей.  Пособие  для  детей  и

взрослых по изучению основ православной веры; худ: В.А. Макаров. –  Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2010. – 144 с.

3.Безмездный  целитель  XX  века:  житие  свт.  Луки  Крым.  (Войно-Ясенецкого)  /  Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва;

пересказ  свящ.  Георгия  Ханова;  худ.  Михаил  Горняк.  –  М.,  2009  (Тип.  «Дет. кн.»). – 24 с. : ил.

4.Блаженны  милостивые,  ибо  они  помилованы  будут:  православ.

календарь,  2013  /  Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва; сост.:  Ольга  Шепелькова,  Вера  Каткова  ;  дизайн  Светланы  Дежиной. –  М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2012. – 25 с.: ил.

5.Быть  кому-то  нужным  /  Т.Д.  Жданова  [и  др.];  худ.  З.Н.  Ярина.  –

Рязань: Зёрна-Слово, 2010. – 48 с.

6.Воздвиженский,  П.Н.  Моя  первая  священная  книга.  –  М.:  Известия,

2009. – 112 с.: ил.

7.Ганаго,  Б.  Детям  о  молитве:  рассказы  для  детей  /  Борис  Ганаго;

Белорус. Православ. Церковь. – 5-е изд. – Минск, 2008 (ПРУП «Мин. фабрика  цв. печати»). – 71 с.: ил

8.Ганаго,  Б.  А.  Будем  как  дети:  семейн.  вечера  /  Ганаго  Борис

Александрович. – 4-е изд. – Минск: Изд-во Белорус. Экзархата, 2005. – 288 с.

9.Глазунова,  И.  Сказки  Ангела:  десять  заповедей  для  детей  /  Ирина

Глазунова; худ. Надежда Суркова. – Рязань: Зерна-Слово, 2012. – 39 с.: ил.

10.Дашкевич, Т. Голос Ангела / Татьяна Дашкевич, Елена Михаленко.  –

Минск: Изд-во Св.-Елисавет. Монастыря, 2005. – 46 с.: ил.

11.Добрые  чувства  животных  /  Т.Д.  Жданова  [и  др.].  –  М.:

Благословение; Техинвест 3, 2009. – 23 с.: ил.

12.Екимова, Е. Ангел по небу летел / Елена Екимова. – Изд-во Дмитрия

Харченко, 2008. – 17 с.: ил.

13.Зёрнышки:  добрые  истории  для  малых  ребят.  Вып.  7.  –  Рязань:

Зёрна-Слово, 2009. – 32 с.

  14.Г.Д.Зубова. Методические рекомендации по реализации образовательного курса «Уроки милосердия», Тамбов, 2015

15.Королева,  Е.А.  Божий  мир  :  кн.-помощница  /  Елена  Алексеевна

Королева. – М.: Смирение, 2009. –  16 с.: ил.

21.Лукашевич, К. Первое словечко / Клавдия Лукашевич.  –  М., 2006.  –

272 с.

Литература для детей

1.Волшебный карандаш [Изоматериал]: раскраска. – Н. Новгород: Газет.

мир, 2013. – № 2 : Дары природы. – 18 с.

2.Вохринцева, С. Окружающий мир. Осень [Изоматериал] : раскраска /

Светлана Вохринцева. – Екатеринбург: Страна Фантазий, 2000. – 16 с.

3. Дорофеев, В. Основы православной культуры, 4 кл. : рабочая тетрадь /

прот. Виктор Дорофеев, О. Л. Янушкявичене.  –  М.:  Про-Пресс, 2010.  –  36 с.: ил.

              4.  Г.Д. Зубова. Уроки милосердия. Учебное пособие для учащихся 1-х классов, Тамбов, 2015

5. Г.Д. Зубова. Уроки милосердия. Учебное пособие для учащихся 2-х классов, Тамбов, 2015

              6. Г.Д. Зубова. Уроки милосердия. Учебное пособие для учащихся 3-х классов, Тамбов. 2015

7. Искорки света : рассказы для детей / сост. Борис Ганаго.  –  2-е изд.  –

Минск, 2008 (ПРУП «Мин. фабрика цв. печати»). – 71 с. : ил.

8. Мистер  Самоделкин  :  газ.  для  детей  младшего  шк.  возраста.  –  Н.

Новгород, 2013. – № 3: Цветы для мамы. – 19 с.

9. Саша и Даша: православ. журнал для детей. – Н. Новгород, 2012. – № 3.

– 23 с.

10. Шевченко  Л.  Л.  Православная  культура.  Учебное  пособие  для

начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения.  Книга  первая.  5-е  издание.  –  М.:  Центр  поддержки культурно  – исторических традиций Отечества. 2010. 160 с.

Электронные ресурсы:

http://fcior.edu.ru/  -  федеральный  портал  школьных  цифровых

образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/  -  цифровые  образовательные

ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.eparhia-tmb.ru/ - сайт Тамбовской епархии

http://www.russkoe-slovo.ru/  -  сайт  издательства  «Русское  слово»:

методический раздел.

http://www.religion.historic.ru/ - история религии

http://www.foma.ru/- о православии в России. 

Приложение 1.

1. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника.

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я.)

Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

Метод «Беседа» 

Предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 7-9 лет.

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

 Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Что мы ценим в людях» 

(Предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

3. Диагностика поведенческого компонента компонента нравственного развития

Методика «Как поступать»

 (Предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика  «Незаконченные предложения, или моё отношение к людям».

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)

        


Приложение 2.

Начальная диагностика компонента нравственного развития младших школьников.

(Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)        

         Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложение несколькими словами.

Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…

Если кто-то надо мной смеется, то я…

Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

Когда меня постоянно перебивают, то я…

Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Когда в моем присутствии обижают человека, то…

Тамбовская область Кирсановский район

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» в с. Соколово

Принята на заседании

методического совета

от.                                       г.

 протокол №                                                       

Утверждаю:

 Директор МБОУ

«Уваровщинская сош»  __________Е.Н. Хохлова

Приказ от «          » 2016 г. №

Календарный учебный график

программы внеурочной деятельности

 «Уроки милосердия»

на 2015-2016 учебный год

Составители: Севостьянова Мария Ивановна,

 Федулова Галина Николаевна

Сячина Зинаида Васильевна,

учителя начальных классов

2016 год

1 класс

     

 №

Тема

Кол-во ч.

Дата

План

Факт.

1 четверть (9 ч.)

Милосердие в семье (17 ч)

1

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания.

1

2

Родители и дети. Семья-это остров доверия и помощи друг другу.

1

3

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

1

.

4

Родители и дети. Жадность – причина разлада в семье.

1

5

Родители и дети. Творческая работа: «Солнышко для мамы».

1

6

Родители и дети. Лучше папы друга нет. Проект: «Подарок для папы».

1

7

Дедушки, бабушки и внуки.

1

8

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

1

9

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

1

2 четверть (7 ч.)

10

Дедушки, бабушки и внуки. Проект: «Панно из ткани: «Дача для дедушки и бабушки».

1

11

Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения ссор.

1

12

Братья и сёстры. Друзья. Братская любовь крепче каменных стен.

1

13

Братья и сёстры. Друзья. Утешение друга в болезни.

1

14

Братья и сёстры. Друзья. Добрые и некрасивые слова.

1

15

Братья и сёстры. Друзья. Спортивные игры.

1

16

Братья и сёстры. Друзья. Весёлые игры.

1

3 четверть (9 ч.)

17

Братья и сёстры. Друзья. Проект: «Подарок другу».

1

Милосердие к ближним (9 ч.)

18

Рождество Христово. События праздника.

1

19

Рождество Христово. Традиции праздника.

1

20

Рождество Христово. Проект: «Рождественская мастерская»

1

21

Светлая Пасха. Традиции праздника.

Проект: «Пасхальная радость».

1

22

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро». Подготовка благотворительного концерта.

1

23

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро». Подготовка благотворительного концерта.

1

24  

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро». Подготовка благотворительного концерта.

1

25

Милосердие к больным, сиротам. Благотворительный концерт.

1

4 четверть (8 ч.)

Доброе отношение к природе ( 7ч)

26

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным.

1

27

Наши маленькие друзья. Бездомные животные

1

28

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для моих питомцев».

1

30

Наши маленькие друзья. Доброе отношение к птицам. Проект: «Кормушка».

1

31

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для птиц».

1

32

Наши маленькие друзья.

1

33

Наши маленькие друзья. Проект: «Я люблю природу».

1

2 класс

 №п/п

Тема

Кол-во ч.

Дата

План

Факт.

1 четверть (9 ч.)

Милосердие в семье (17 ч)

1

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания, доверия и помощи друг другу

1

2

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

1

3

Родители и дети. Проект: «Подарок родителям».

1

4

Родители и дети. Проект: «Подарок родителям».

1

5

Род. Предки. Потомки.

1

6

Род. Предки. Потомки. Родословное древо.

1

7

Именины.

1

8

Проект: «День Именин».

1

9

Забота о старших.

1

2 четверть (7 ч.)

10

Забота о старших. Проект: «Тряпичная кукла».

1

11

Групповой проект: «Ковёр для дедушки и бабушки».

1

12

Братья и сёстры. Умение слышать и слушать.

1

13

Друзья. Одноклассники. Добрые и некрасивые слова.

1

14

Друзья. Одноклассники. Гордость – причина разлада добрых отношений.

1

15

Друзья. Одноклассники. Настоящий друг.

1

16

Друзья. Одноклассники. Встреча новеньких в классе

1

3 четверть (10 ч.)

17

Друзья. Одноклассники. Проект: «Правило отношения с друзьями».

1

Милосердие к ближним (8 ч)

18

Рождество Христово. Православные традиции праздника.

1

19

Рождество Христово. Проект: «Рождественская мастерская».

1

20

Рождество Христово. Подготовка благотворительного концерта.

1

21

22

Светлая Пасха. Традиции праздника.

Светлая Пасха. Проект: «Пасхальная радость»

2

23

Светлая Пасха. Подготовка благотворительного концерта.

1

24

Милосердие к слабым, больным. Понятие «каменное сердце».

1

25  

Милосердие к слабым, больным.

1

Доброе отношение к природе ( 9ч)

26

Бережное отношение к растениям.

1

4 четверть (8 ч.)

27

Наши пернатые друзья. Проект: «Украсим гнездо»

1

28

Праздник Благовещение. Обычай выпускать птиц на волю в день Благовещения.

1

29

Счастлив человек, который и животных милует.

1

30

Счастлив человек, который и животных милует.

1

31

Групповой проект: «На озере».

1

32

Групповой проект: «На озере».

1

33

Групповой проект: «На озере».

1

34

Счастлив человек, который и животных милует.

1

35

Счастлив человек, который и животных милует.

1

 

3 класс

 №п/п

Тема

Кол-во ч.

Дата

План

Факт.

1 четверть (9 ч.)

Милосердие в семье (15 ч)

1

Семейные традиции.

1

2

Семейные традиции.

1

3

Чти отца твоего и матерь твою. Пятая заповедь Закона Божия.

1

4

Чти отца твоего и матерь твою. Пятая заповедь Закона Божия.

1

5

Проект: «Чти отца твоего и матерь твою».

1

6

Чти отца твоего и матерь твою. Пятая заповедь Закона Божия.

1

7

Праздник День семьи.

1

8

Красота истинная и ложная.

1

9

Жертвенная любовь.

1

2 четверть (7 ч.)

10

Жертвенная любовь.

1

11

Жертвенная любовь.

1

12

Дружба. Истинная и ложная дружба.

1

13

Лучше ссоры избежать, чем её прекращать. Примеры святых по предотвращению конфликтов.

1

14

Лучше ссоры избежать, чем её прекращать. Примеры святых по предотвращению конфликтов.

1

15

Лучше ссоры избежать, чем её прекращать. Примеры святых по предотвращению конфликтов.

1

Милосердие к ближним (14 ч.)

16

Православные традиции праздника Рождества Христова.

1

3 четверть (10 ч.)

17

Проект: «Выпуск журнала «Вифлеемский звон».

1

18

Православные традиции праздника Светлая Пасха.

1

19

Проект: «Выпуск журнала «Вифлеемский звон».

1

20

Кто мой ближний?

1

21

22

Золотые сердца.

2

23

«Не укради!». Восьмая заповедь Закона Божия.

1

24

Золотые сердца.

1

25  

«Не лги». Девятая заповедь Закона Божия

1

26

Проект: «Исполни заповедь «Не укради!»

1

4 четверть (8 ч.)

27

Нет больше той любви, если кто положит душу за друзей своих.

1

28

Проект: «Времён связующая нить…».

1

29

Библейские законы войны

1

Доброе отношение к природе ( 5ч)

30

Счастлив человек, которых и животных милует

1

31

Как аукнется, так и откликнется

1

32

Проект: «Сделаем всё, что можем»

1

33

Проект: «Сделаем всё, что можем»

1

34

Проект: «Сделаем всё, что можем»

1

35

Проект: «Сделаем всё, что можем»

1

   

4 класс

Раздел «Я в мире эмоций и чувств»

Тема занятия

Ко-во

часов

1.

Каким я вижу окружающий мир?

1

2.

Каким я вижу себя? Мой автопортрет.

1

3.

Мой темперамент.

2

4.

Мой характер.

2

5.

Радость сопереживания.

1

6.

Урок молчания и думания. Мой внутренний мир. Запись в личном  дневнике.

1

7.

Резерв.

1

Итого:

9

Раздел «Какой Я?»

1.

Урок молчания и думания.  Мой идеал.  Запись в личном дневнике.

1

2.   2.

Разум сердца.

1

3.

Стрелы моей совести.

1

4.

Моя душа – маленькая планета.

1

5.

Урок размышления. «Душа обязана трудиться».

2

6.

Резерв.

1

Итого:

7

Раздел «Я живу среди людей»

1.

Тепло домашнего очага.

1

2.

К миру с добром – мир добрее станет.

1

3.

Труд на благо Отечества и на пользу ближнего.

1

4.

Не зарывай свой талант.

1

5.

Человек ответственен за свои поступки.

1

6.

Обида и прощение.

1

7.

Урок размышления. Активное отношение к добру и злу в обществе.

1

8.

Следовать мудрым советам.

1

9.

Урок молчания и думания. Могу ли я пожертвовать чем-то ради другого человека? Запись в личном дневнике.

1

      10.

Резерв.

1

Итого:

10

Раздел «Я живу на Земле»

      1.

Планета Земля. Человечество. Вселенная.

2

2.

Разнообразие национальностей, культур, религий в мире.

4

3.

Добрые мысли о спасении Земли.

1

4.

Итоговое занятие с родителями  « В чем смысл жизни человека на Земле?»

1

Итого:

8



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Уроки милосердия" (1-3 классы)

Да           Данная рабочая программа составлена на основании авторской программы учителя начальных классов Новолядинской средней школы Тамбовской области  Зубовой Галины...

Рабочая программа По предмету внеурочной деятельности «Уроки милосердия»

Рабочая программа составлена на основании авторской программы учителя начальных классов Новолядинской средней школы Зубовой Галины Дмитриевны.Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 3 классе на н...

Рабочая программа По предмету внеурочной деятельности «Уроки милосердия»

Духовно-нравственный компонент необходим для развития личности, воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические  условия для формирования социальной адаптации: развития социаль...

Рабочая программа факультативного курса « Уроки милосердия» для 3 класса

Данная рабочая программа может стать неплохой  основой для разработчиков программ....

рабочая программа "Уроки милосердия"

Рабочая программа классного руководителя "Уроки милосердия"  (внеурочная деятельность)...

Рабочая программа " Уроки милосердия"-2 класс

Рабочая программа и тематическое планирование....

Рабочая программа по урокам милосердия для 1 класса

Рабочая программа по урокам милосердия для 1 класса...