Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.
материал на тему
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов за 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti_egorova_l.p.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности
учителя начальных классов
МБОУ Ново – Павловской СОШ
Егоровой Любови Петровны
Х.Костино – Быстрянский
Морозовского района
Ростовской области
«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.
Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество».
Данные постулаты известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.
Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.
Целью своего аналитического отчета считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности, определение круга проблем для дальнейшей работы.
Целью моей деятельности являлось обновление и совершенствование образовательного процесса через применение педагогических технологий, в том числе и ИКТ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности;
- формирование у учащихся ключевых компетенций;
- овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
- создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий.
- создание комфортных условий для учащихся, исходя из их интересов и способностей, через использование методов, безопасных для психологического здоровья младших школьников.
В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому мне, как учителю начальных классов, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе
системно- деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
-ИКТ-технологию;
- проблемно-диалогическую технологию;
- игровую технологию;
- технологию организации проектной деятельности;
- здоровьесберегающую технологию,
- АМО-технологию.
В качестве стратегических задач образования Российской Федерации Национальная инициатива «Наша новая школа» определяет модернизацию и инновационное развитие. Основанием инновационных процессов в образовании являются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ).
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе.
Чтобы соответствовать требованиям квалификации, учитель должен владеть современными образовательными технологиями, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Самостоятельно я изучила назначение и возможности программ: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, литературу по созданию сайтов.
Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому. В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.
Современный урок литературного чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературного чтения , развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры («Техника чтения»), с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.
Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС, современной образовательной парадигме.
Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет.
Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.
Сегодня вновь ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Я работаю по учебно – методическому комплекту «Школа 2100». В учебно-методическом комплекте на первом месте стоит не накопление у обучающихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а деятельностный подход в обучении при котором идёт становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику по технологии В. Ф. Базарного, гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».
Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках включена проектная деятельность. Поэтому в межаттестационный период я начала изучение педагогической технологии – метод проектов.
Таким образом, разнообразные приемы помогают мне не только активизировать
познавательный интерес обучаемых, но и способствуют эффективному использованию времени
на уроке.
У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог; а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Использование данных технологий и приемов обучения позволило мне достигнуть хороших результатов обучения.
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией* | |||||
Показатели | 2011/2012 Учебный год | 2012/2013 Учебный год | 2013/2014 Учебный год | 2014/2015 Учебный год | 2015/2016 Учебный год |
Уровень обученности | 100% | 100% | - | 100% | 100% |
Качество обученности | 66,7% | 66,7% | - | 66, 8 | 66,9 |
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"* | |||||
Показатели | 2009/2010 Учебный год | 2010/2011 Учебный год | 2011/2012 Учебный год | 2012/2013 Учебный год | 2013/2014 Учебный год |
ЕГЭ | |||||
ГИА | |||||
Срезы ДГТУ | |||||
Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личностных качеств учителя: от его навыков, от эрудиции, от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски урока.
Результаты по выявлению и развитию способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности* | ||||||
Показатели | 2011/2012 Учебный год | 2012/2013 Учебный год | 2013/2014 Учебный год | 2014/2015 Учебный год | 2015/2016 Учебный год | 2016/2017 Учебный год |
выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) деятельности. Школьный тур олимпиад. | Создание среды для проявления и развития способностей (индивидуальные задания). Школьный тур олимпиад. | Создание среды для проявления и развития способностей (индивидуальные задания). Школьный тур олимпиад. | Создание среды для проявления и развития способностей. Участие в школьном туре олимпиад. | Создание среды для проявления и развития способностей. Участие в школьном туре олимпиад, систематическое отслеживание динамики развития способностей (составление карты успешности ) | Систематическое отслеживание динамики развития способностей (составление карты успешности); Вовлечение обучающихся в научно-исследовательские проекты; Наличие высоких достижений обучающихся: Призёр регионального конкурса «Если бы губернатором выбрали меня…» в номинации «Я гражданин бльшой страны». Сочинение. Асямова А. Призёр муниципальной олимпиады по математике. Приходько Н. Призёр дистанционного всероссийского конкурса «Мир вокруг нас. Птицы». Колесникова В. Победитель всероссийской дистанционной олимпиады «Один дома». Трухачёв М. Победитель всероссийской дистанционной олимпиады по математике на сайте «Видеоуроки» Приходько Н. Призёры всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку на сайте «Видеоуроки». Асямова А., Пинкина К. Призёр дистанционной всероссийской олимпиады «Спасибо деду за победу!». Яровой А. | Систематическое отслеживание динамики развития способностей (составление карты успешности); Вовлечение обучающихся в научно-исследовательские проекты; Наличие высоких достижений обучающихся: |
выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой деятельности | Выявление и развитие творческих способностей у обучающихся.
| Выявление и развитие творческих способностей у обучающихся. | .Победитель муниципального конкурса декоративно-прикладного искусства «Народы Дона: культура и традиции». | Призёр Всероссийского дистанционного конкурса «Талантоха».Работа «Подставка для зонтов». Яровой А. Призёр всероссийского дистанционного конкурса «Золотая рыбка». Работа «Клоун Клёпа». Соловьёва Е. | Победитель школьного конкурса стихов «Нет милее и краше Родины нашей». Филатов Д. Победитель всероссийского дистанционного конкурса «Лира». Работа «Букет для мамы».Пинкина К. Призёр всероссийского дистанционного конкурса «Ты гений» Работа «Письмо солдату» в 1941 год». Соловьёва Е. Призёр всероссийского дистанционного конкурса «Золотая рыбка» Работа стихотворение «Весна идёт! Яровой А. | Победитель конкурса рисунков в ДДТ «Мы живём на Дону» Яровой А. Призёр конкурса рисунков в ДДТ «Мы живём на Дону» Соловьёва Е. |
выявление и развитие у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности | Участие в проекте «День здоровья» | Участие в проекте «Моя семья издоровый образ жизни». | Участие в конкурсе рисунков «Мы любим спорт». | Участие в флещмобе «Минутки здоровья». | Участие. Открытое предметное мероприятие по литературному чтению «Широкая масленица». Спортивные состязания . | Призёр школьного соревнования «Прыжки на скакалке» Адамов С. |
Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство со стороны взрослых.
Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, навыков работы с компьютерной техникой. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами.
Мною были пройдены курсы повышения квалификации по следующим темам:
2012г . Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по программе: «Основы религиозных культур и светской этики», 72 ч.
25.04.2014 г. Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по программе: «Управление качеством начального образования в условиях реализации ФГОС НОО», 72 ч.
18.12.2016г. Автономная некомерческая организация дополнительного профессионального образования «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой унивеситет» «Разработка урока по технологииАМО в начальной школе в условиях внедрения ФГОС». 108ч.
Повышая своё педагогическое мастерство, я смогла внести личный вклад в повышение качества образования.
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогического работника организации* | |||||
Показатели | 2011/2012 Учебный год | 2012/2013 Учебный год | 2013/2014 Учебный год | 2014/2015 Учебный год | 2015/2016 Учебный год |
1.совершенствование методов обучения и воспитания | Применение и совершенство- вание информационно-коммуникатив- ной технологии | Применение и совершенствование здоровосберегающей технологии.Применение и совершенство- вание информационнокоммуникатив-ной технологии | Применение и совершенствова-ние проблемного и интерактивного методов обучения Применение и информационно-коммуникатив- ной технологии и совершенство- вание проблемно-поисковой технологии | Применение и совершенствование активных методов обучения. Совершенство- вание технологии – метод проектов. Призёр всероссийского дистанционного конкурса «Талантоха». Егорова Л.П.- Открытое внеклассное предметное мероприятие «70-летию победы посвящается…» | Применение и Совершенствование активных методов обучения. Совершенство- вание технологии – метод – проектов. |
2.транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности | Открытый уроки по технологии «Кукла – колокольчик». | Открытый урок по основам светской этики «Честь и достоинство». | Открытый урок по окружающему миру «Ты и твои друзья»- Внеклассное предметное мероприятие по обучению грамоте «Путешествие по стране сказок, чудес и волшебства» Размещение материала на сайте: «про школу.ру»,
| Открытый урок по математике «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик». Открытое занятие по внеурочной деятельности в рамках кружка «Азбука здоровья» «Поход по стране Здоровья». Лауреат всероссийского дистанционного конкурса «Рассударики» Занятие по внеурочной деятельности «Поход по стране Здоровья».- Внеклассные мероприятия Призёр всероссийского дистанционного конкурса «Талантоха». Егорова Л.П.- Открытое внеклассное предметное мероприятие «70-летию победы посвящается…» Размещение материала на сайте: «про школу.ру» , «мультиурок»; nsportal.ru» Наличие банка видео уроков, презентаций. | Открытый урок по литературному чтению «Такая разная осень».- размещение материала на сайте: «про школу.ру»; «мультиурок», «nsportal.ru» Открытое предметное мероприятие по литературному чтению «Широкая масленица». Наличие банка видео уроков, презентаций. |
3.активное участие в работе методических объединений педагогического работника организации | Работа руководителем МО учителей начальных классов. | Работа руководителем МО учителей начальных классов. | Выступление на методическом объединении учителей начальных классов школьного уровня: «Педагогический стандарт педагога» «Место ИКТ в образовательном процессе» «Портфолио ученика начальной школы» «Отчёт о работе Мо учителей начальной школы». | Презентация работы Мо учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год. | Выступление на ШМО учителей начальных классов по воросам: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС». «Преемственность обучения при переходе в 5 класс». Презентация работы Мо учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год. |
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Самоанализ работы учителя начальных классов...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МОУ СОШ №2 г. Талдома с 1980 года. Закончила в 1980 году Истринское педагогическое училище по специальност...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.
Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способносте...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Довбня Светланы Александровны
Я, Довбня Светлана Александровна, 25.12.1968 года рождения, в 1993 году окончила Бийский государственный педагогический институт по специальности...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески....
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов. МКОУ «Медвежьегорская СОШ №3» Пакуть Е.А.
В данном документе содержится анализ работы за 1,5 года работы в школе....
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Тема:«Применение ИКТ на уроках в начальной школекак одно из условий сознательного и активного освоения материала учащимися»....