Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
статья (3 класс) на тему
Тема:
«Применение ИКТ на уроках в начальной школе
как одно из условий сознательного и активного освоения
материала учащимися».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 54.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Васильевская ООШ»
Самоанализ педагогической деятельности
учителя начальных классов
Чистовой Р.Н.
по теме:
«Применение ИКТ на уроках в начальной школе
как одно из условий сознательного и активного освоения
материала учащимися».
2014 год
Я, Чистова Римма Николаевна, 16.12.1964 года рождения, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, образование высшее, окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева в 1991 году по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация по диплому: учитель начальных классов, общий стаж работы 29 лет, педагогический – 29 лет. Обучаю 3 класс (1-3 класс по ФГОС). Веду кружки «Твое здоровье», «Всезнайка», «Искусство общения», «Умники и Умницы» в 1-4 классах в рамках реализации требований ФГОС начального общего образования. В этом году являюсь классным руководителем 3 класса. Учебная нагрузка в 2013-2014 году – 26 часов.
Я работаю по программе «Школа России». В своей практической деятельности руководствуюсь следующими нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законом «Об образовании», Концепцией модернизации образования. Преподавание осуществляю в соответствии с программами стандартов первого поколения на базовом уровне. Рабочие программы составлены на основе стандарта и в соответствии с примерными программами Министерства образования начального общего образования для образовательных учреждений.
УМК:
- Канакина В.П. и др. Русский язык (1-4)
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение (1-4)
- Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика (1-4)
- Плешаков А.А. Окружающий мир (1-4)
- Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка (1-4)
- Технология (1-4)
Преподавание веду в кабинете начальных классов, оснащённом учебной и методической литературой, наглядными пособиями, справочниками, словарями, учебниками и дополнительной литературой, энциклопедиями, CD и DVD дисками. Класс оборудован телевизором, компьютером, имеется выход в Интернет. На уроках и во внеурочное время обучающиеся используют разнообразные источники информации.
Моё педагогическое кредо: «Учить и самому учиться!!!»
Для современного человека главное – не готовые знания, а умение учиться самостоятельно открывать новое. В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Поэтому мной была выбрана тема самообразования: «Применение ИКТ на уроках в начальной школе как одно из условий сознательного и активного освоения материала обучающимися».
Главной целью моей работы является активизация познавательной активности обучающихся через применение ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности; - индивидуализировать процесс обучения; - развивать самостоятельность школьников;
- повысить уровень наглядности на уроке.
Владею современными технологиями:
- Личностно-ориентированное обучение, применяя ее для создания ситуации выбора и успеха, организации учебного сотрудничества обучающихся, актуализации субъектного опыта обучающихся. Использую рефлексивные методы и приёмы.
- Проектные методы обучения, использую для проектных форм работы, включения детей и родителей в проектную деятельность.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
Все эти технологии мне необходимы для создания условий сознательного и активного освоения материала обучающимися, и я их применяю в различных направлениях деятельности:
Основные направления деятельности | ||||||||
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная работа | Работа с родителями | Самообразование
| ||||
Личностно-ориентированное обучение | Проектная Деятельность | Воспитательная Система класса | Родительский всеобуч | Повышение квалификации | ||||
Инновационные технологии | Исследовательская деятельность | Портфолио ученика | Родительские собрания | Обобщение и представление опыта | ||||
Информатизация образовательного пространства | Участие в конкурсах и олимпиадах | Участие в конкурсах и олимпиадах | Дни открытых Дверей, проведение совместных мероприятий, праздников и т.д. | Портфолио учителя | ||||
Интеллектуальные конкурсы | Предметный кружок «Всезнайка» | Дневник.ру | Участие в конкурсах профессионального мастерства |
Отсюда и тема самообразования: «Применение ИКТ на уроках в начальной школе как одно из условий сознательного и активного освоения материала обучающимися». Эта тема актуальна, потому что современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Я всегда придерживаюсь одной древней мудрости:
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - и я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
- Обеспечивает наглядность.
- Привлекает большое количество дидактического материала.
- Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.
- Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
- Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
- Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
- Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования обучающегося.
Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы делю на три группы, в зависимости от выполняемой функции:
1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);
2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).
По способу разработки они принадлежат к одному из следующих видов:
1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).
2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).
3. Универсальные (Word, Excel, PowerPoint и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).
Для углубления знаний, развития интереса к школьным предметам обучающимся предлагаю творческие задания:
- составление кроссворда, ребуса по теме;
- изготовление учебного пособия;
- подготовка различных творческих сообщений;
- изготовление презентаций и др.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, учу его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Компьютер стал частью жизни современного ребёнка. Доказательством этого может служить анализ опроса учащихся моего класса.
Результаты опроса «Компьютер в моей жизни»
- 100% - обучающихся любимым средством получения информации назвали компьютер.
- 84 % - обучающихся запомнились уроки с применением ИКТ как более яркие, понятные, интересные.
- 70% - обучающихся сказали, что в их книжках такого нет.
- 70% - обучающихся хотели, чтобы такие уроки проводились чаще.
- 56% - обучающихся сообщили, что родители купили им интересные игры, которые помогают учиться после беседы учителя с родителями о компьютерных играх.
Мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся.
Уровень и качество вычислительных навыков
Учебный год | класс | Ниже нормы | Норма | Выше нормы |
2013-2014 | 3 | - | 29% | 71% |
Уровень и качество скорости письма
Учебный год | класс | Ниже нормы | Норма | Выше нормы |
2013-2014 | 3 | - | 43% | 57% |
Уровень и качество техники чтения
Учебный год | класс | Ниже нормы | Норма | Выше нормы |
2013-2014 | 3 | 0% | 36% | 64% |
Результаты контрольных работ по русскому языку
Учебный год | класс | Успеваемость | Качество |
2013-2014 | 3 | 100% | 78% |
Результаты контрольных работ по математике
Учебный год | класс | Успеваемость | Качество |
2013-2014 | 3 | 100% | 72% |
Качество обучения по предметам
Учеб-ный год | Класс | Рус-ский язык | Лит. Чте-ние | Матем. | Музыка | Изо | Англ. | Тех-но ло-гия | Окр. Мир | Физ-куль-тура |
2013-2014 | 3 | 71% | 85% | 71% | 100% | 100% | 71% | 100% | 78% | 100% |
В воспитательной работе я придерживаюсь такого правила: «Не две – три звезды на фоне серой массы, а активная и творческая жизнь каждого ребёнка».
Результаты участия обучающихся в школьных и муниципальных конкурсах, соревнованиях:
Мероприятия | Класс | Уровень | Место |
Открытка ко Дню учителя | 3 | муниципальный | участник |
Конкурс «Ёлочная игрушка» | 3 | муниципальный | грамота |
Конкурс «Пожарная безопасность» | 3 | муниципальный | участник |
Викторина по сказкам | 3 | школьный | победитель |
«Марш парков» (рисунок, фотография) | 3 | муниципальный | благодарственное письмо |
Пасхальный подарок | 3 | школьный | участник |
Конкурс чтецов, посвящённый русским поэтам «О зиме» | 3 | школьный | грамота |
Портфолио ученика начальной школы | 3 | муниципальный | призер |
Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх
№ п/п | Класс | Дата участия | Предмет | Уровень | Занятое место, участие | Баллы | Подпись педагога |
1 | 1 | 21.10. 2011 | Русский язык и литература | Школьный | 3 | ||
2 | 14.11. 2012 | «Русский медвежонок-языкознание для всех». | Межрегиональный | участие | 42 | ||
2 | 21.11. 2012 | «КИТ- компьютеры, информатика, технологии». | Всероссийский | 3 | 42 | ||
2 | 11.12. 2012 | «Зимние интеллектульные игры» | Межрегиональный | участие | 33,0 | ||
2 | 27.02. 2013 | Полиатлон-мониторинг | Всероссийский | ||||
Математика | 1 | 178,4 | |||||
Русский язык | участие | 138,0 | |||||
Окружающий мир | 2 | 164.6 | |||||
Литературное чтение | 3 | 151,1 | |||||
3 | 14.11. 2013 | «Русский медвежонок-языкознание для всех». | Межрегиональный | сертификат | 88 | ||
3 | 20.11. 2013 | «КИТ- компьютеры, информатика, технологии». | Всероссийский | 2 | 55 | ||
29.11. 2013 | Русский язык | Школьный | 3 | ||||
3 | 17.12. 2013 | Английский язык Игровой конкурс «Британский Бульдог» | Международный | 1 | 23 | ||
3 | 22.02. 2013 | Интеллектуальный марафон среди младшего школьного возраста | Региональный | 4 | 34 | ||
3 | 21.03. 2013 | Математика Конкурс-игра «Кенгуру». | Межрегиональный | 3 | 47 | ||
3 | Конкурс «Кириллица». | Всероссийский | По району-80, по России-87 | 13 |
Вывод: Обучающиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
Работая над проблемой применения ИКТ на уроках в начальной школе как одном из условий сознательного и активного освоения материала обучающимися, систематически делюсь опытом с коллегами, провожу открытые уроки и занятия, обобщаю опыт на методическом объединении учителей начальных классов, семинарах, педагогических советах, участвую в конкурсах профессионального мастерства, являюсь членом школьных творческих групп по реализации ФГОС в начальной школе и применение ИКТ на уроках. Третий год руковожу школьным МО учителей начальных классов. Создала авторские разработки (презентации и конспекты уроков, кружков, классных часов, внеклассных мероприятий). Реализовала учебные проекты: «Чудо или в моих руках маленькая жизнь» «Прощание с азбукой»», «В мире загадок». Участвую в информационной системе « Дневник. ru» . Создала личный сайт учителя начальных классов.
На достигнутом останавливаться не собираюсь, для повышения качества образования планирую
- Совершенствовать технологии исследовательской и проектной деятельности.
- Продолжать работу над развитием персонального сайта.
- Повышать эффективность использования ИКТ.
- Внедрять новые подходы в обучении при работе по стандартам второго поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Самоанализ работы учителя начальных классов...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МОУ СОШ №2 г. Талдома с 1980 года. Закончила в 1980 году Истринское педагогическое училище по специальност...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.
Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способносте...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Довбня Светланы Александровны
Я, Довбня Светлана Александровна, 25.12.1968 года рождения, в 1993 году окончила Бийский государственный педагогический институт по специальности...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески....
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов. МКОУ «Медвежьегорская СОШ №3» Пакуть Е.А.
В данном документе содержится анализ работы за 1,5 года работы в школе....
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.
ЧОУ « Экономический лицей города Гуково» ...