Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
статья (3 класс) на тему

Чистова Римма Николаевна

 

Тема:

«Применение ИКТ на уроках в начальной школе

как одно из условий сознательного и активного освоения

 материала учащимися».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx54.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Васильевская ООШ»

Самоанализ педагогической деятельности

учителя начальных классов

Чистовой Р.Н.

по теме:

«Применение ИКТ на уроках в начальной школе

как одно из условий сознательного и активного освоения

 материала учащимися».

2014 год

Я, Чистова Римма Николаевна, 16.12.1964 года рождения, учитель начальных классов  высшей  квалификационной категории,  образование высшее, окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева в 1991 году по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация по диплому: учитель начальных классов, общий стаж работы 29 лет, педагогический – 29 лет. Обучаю  3  класс  (1-3 класс по ФГОС).  Веду кружки  «Твое здоровье», «Всезнайка», «Искусство общения», «Умники и Умницы»  в 1-4 классах в рамках реализации требований ФГОС начального общего образования. В этом году являюсь классным руководителем 3 класса. Учебная нагрузка в 2013-2014 году – 26 часов.

Я работаю по программе «Школа России».  В своей практической деятельности руководствуюсь следующими нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законом «Об образовании», Концепцией модернизации образования.  Преподавание осуществляю в соответствии с программами стандартов первого поколения на базовом уровне. Рабочие программы составлены на основе стандарта и  в соответствии с примерными программами Министерства образования начального общего образования для образовательных учреждений.

 УМК:

  1. Канакина В.П. и др. Русский язык (1-4)
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение (1-4)
  3. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика (1-4)
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир (1-4)
  5. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство
  6. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка (1-4)
  7. Технология (1-4)

Преподавание веду в кабинете начальных классов, оснащённом учебной и методической литературой, наглядными пособиями, справочниками, словарями,  учебниками и дополнительной литературой, энциклопедиями, CD и DVD дисками. Класс оборудован телевизором, компьютером, имеется выход в Интернет. На уроках и во внеурочное время обучающиеся используют разнообразные источники информации.

Моё педагогическое кредо: «Учить и  самому учиться!!!»

Для современного человека главное – не готовые знания, а умение учиться самостоятельно открывать новое.  В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.  Поэтому  мной была выбрана  тема самообразования: «Применение ИКТ на уроках в начальной школе  как одно из условий сознательного и активного освоения  материала обучающимися».

Главной целью моей работы является  активизация  познавательной  активности обучающихся   через применение ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:                                                                              - развитие интереса учащихся к учебной деятельности;                                                                                                    - индивидуализировать процесс обучения;                                                                                                                        - развивать самостоятельность школьников;
- повысить уровень наглядности на уроке.

Владею  современными технологиями:

  • Личностно-ориентированное обучение,  применяя ее  для создания ситуации выбора и успеха, организации учебного сотрудничества  обучающихся, актуализации субъектного опыта обучающихся.   Использую рефлексивные методы и приёмы.
  • Проектные методы обучения, использую для проектных форм работы, включения детей и родителей в проектную деятельность.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.

 Все эти технологии мне необходимы для создания  условий сознательного и активного освоения  материала обучающимися, и я их применяю в различных  направлениях деятельности:

Основные направления деятельности

Учебная

деятельность

Внеурочная

деятельность

Внеклассная

работа

Работа с

родителями

Самообразование

        

Личностно-ориентированное

обучение

Проектная

Деятельность

Воспитательная

Система

класса

Родительский

всеобуч

Повышение

квалификации

Инновационные

технологии

Исследовательская

деятельность

Портфолио

ученика

Родительские

собрания

Обобщение и представление

опыта

Информатизация образовательного пространства

Участие в конкурсах и

олимпиадах

Участие в конкурсах и

олимпиадах

Дни открытых

Дверей, проведение совместных мероприятий, праздников и т.д.

Портфолио учителя

Интеллектуальные конкурсы

Предметный кружок

«Всезнайка»

Дневник.ру

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Отсюда и  тема самообразования: «Применение ИКТ на уроках в начальной школе  как одно из условий сознательного и активного освоения  материала обучающимися».  Эта тема актуальна,  потому  что современный ребёнок  живёт в мире электронной культуры. Я  всегда придерживаюсь  одной древней мудрости:

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - и  я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".        

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
  • Обеспечивает наглядность.
  • Привлекает большое количество дидактического материала.
  • Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.
  • Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
  • Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
  • Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
  • Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем  не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования обучающегося.

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы делю на три группы, в зависимости от выполняемой функции:

1.  Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);

2.  Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

3.  Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).

По способу разработки они принадлежат к одному из следующих видов:

1.  Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).

2.  Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).

3.  Универсальные (Word, Excel, PowerPoint и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

Для углубления  знаний, развития интереса к школьным предметам обучающимся предлагаю творческие задания:

- составление кроссворда, ребуса по теме;

- изготовление учебного пособия;

- подготовка различных творческих сообщений;

- изготовление презентаций и др.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю  особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал  обучающихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики,  учу  его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают  работу по составлению кроссвордов или сообщений. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Компьютер стал частью жизни современного ребёнка. Доказательством этого может служить анализ опроса  учащихся моего класса.

Результаты опроса «Компьютер в моей жизни»

  1. 100% - обучающихся любимым средством получения информации назвали компьютер.
  2. 84 % - обучающихся запомнились уроки с применением ИКТ  как более яркие, понятные, интересные.
  3. 70% - обучающихся сказали, что в их книжках такого нет.
  4. 70% - обучающихся хотели,  чтобы такие уроки проводились чаще.
  5. 56% - обучающихся сообщили, что родители купили им интересные игры, которые помогают учиться после беседы учителя с родителями о компьютерных играх.

Мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся.

Уровень и качество вычислительных навыков

Учебный год

класс

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

2013-2014

3

-

29%

71%

Уровень и качество скорости письма

        Учебный год

класс

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

2013-2014

3

-

43%

57%

Уровень и качество техники чтения

        Учебный год

класс

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

2013-2014

3

0%

36%

64%

Результаты контрольных работ по русскому языку

Учебный год

класс

Успеваемость

Качество

2013-2014

3

100%

78%

Результаты контрольных работ по математике

Учебный год

класс

Успеваемость

Качество

2013-2014

3

100%

72%

Качество обучения по предметам

Учеб-ный год

Класс

Рус-ский

язык

Лит.

Чте-ние

Матем.

Музыка

Изо

Англ.

Тех-но

ло-гия

Окр.

Мир

Физ-куль-тура

2013-2014

3

71%

85%

71%

100%

100%

71%

100%

78%

100%

        В воспитательной работе я придерживаюсь такого правила: «Не две – три звезды на фоне серой массы, а активная и творческая жизнь каждого ребёнка».

Результаты участия обучающихся в школьных и муниципальных конкурсах, соревнованиях:

Мероприятия

Класс

Уровень

Место

Открытка ко Дню учителя

3

муниципальный

участник

Конкурс «Ёлочная игрушка»

3

муниципальный

грамота

Конкурс «Пожарная безопасность»

3

муниципальный

участник

Викторина по сказкам

3

школьный

победитель

«Марш парков»

(рисунок, фотография)

3

муниципальный

благодарственное письмо

Пасхальный подарок

3

школьный

участник

Конкурс чтецов,   посвящённый  русским поэтам   «О зиме»

3

школьный

грамота

Портфолио ученика начальной

школы

3

муниципальный

призер

Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх

п/п

Класс

Дата

участия

Предмет

Уровень

Занятое место,

участие

Баллы

Подпись

педагога

1

1

21.10.

2011

Русский язык и литература

Школьный

3

2

14.11.

2012

«Русский медвежонок-языкознание для всех».

Межрегиональный

участие

42

2

21.11.

2012

«КИТ- компьютеры, информатика, технологии».

Всероссийский

3

42

2

11.12.

2012

«Зимние интеллектульные игры»

Межрегиональный

участие

33,0

2

27.02.

2013

Полиатлон-мониторинг

Всероссийский

Математика

1

178,4

Русский язык

участие

138,0

Окружающий мир

2

164.6

Литературное чтение

3

151,1

3

14.11.

2013

«Русский медвежонок-языкознание для всех».

Межрегиональный

сертификат

88

3

20.11.

2013

«КИТ- компьютеры, информатика, технологии».

Всероссийский

2

55

29.11.

2013

Русский язык

Школьный

3

3

17.12.

2013

Английский язык

Игровой конкурс «Британский Бульдог»

Международный

1

23

3

22.02.

2013

Интеллектуальный марафон среди младшего школьного возраста

Региональный

4

34

3

21.03.

2013

Математика

Конкурс-игра «Кенгуру».

Межрегиональный

3

47

3

Конкурс «Кириллица».

Всероссийский

По району-80,

по России-87

13

Вывод: Обучающиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

Работая над проблемой применения  ИКТ на уроках в начальной школе как одном  из условий сознательного и активного освоения  материала обучающимися,  систематически делюсь опытом с коллегами, провожу открытые уроки и занятия, обобщаю  опыт на  методическом объединении учителей начальных классов,  семинарах, педагогических советах, участвую в конкурсах профессионального мастерства, являюсь членом школьных  творческих  групп по реализации  ФГОС  в начальной школе и применение ИКТ на уроках. Третий год руковожу  школьным МО учителей начальных классов. Создала авторские  разработки  (презентации и  конспекты уроков, кружков, классных часов, внеклассных  мероприятий). Реализовала  учебные  проекты: «Чудо или в моих руках маленькая жизнь» «Прощание с азбукой»», «В мире загадок». Участвую в информационной системе « Дневник. ru» . Создала личный сайт учителя начальных классов.

        На достигнутом останавливаться не собираюсь, для повышения качества образования  планирую

  • Совершенствовать технологии исследовательской  и проектной деятельности.
  • Продолжать работу над  развитием  персонального сайта.
  • Повышать эффективность использования ИКТ.
  • Внедрять новые подходы в обучении при работе по стандартам второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МОУ СОШ №2 г. Талдома с 1980 года. Закончила в 1980 году Истринское педагогическое училище по специальност...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.

Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способносте...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Довбня Светланы Александровны

Я, Довбня Светлана  Александровна, 25.12.1968 года  рождения,  в 1993 году окончила  Бийский  государственный  педагогический  институт по  специальности...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески....

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.

ЧОУ « Экономический лицей города Гуково»      ...