Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
статья на тему
К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_ped.deyat_.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности
учителя начальных классов
Митупова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов
Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МОУ «Цаган-Челутайская средняя общеобразовательная школа им.Ц-Б.Бадмаева». Закончила в 2000 году Забайкальский государственный педагогический университет им.Н.Г.Чернышевского по специальности педагогика и методики начального образования , образование - высшее. Стаж работы в школе – 21 год. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. За весь период работы накопила немалый опыт обучения и воспитания учащихся.
Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребенка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.
Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.
Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:
- Как заинтересовать ребенка учебным предметом?
- Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?
- Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?
Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой работы и исследовательской деятельности. Я всегда работаю под девизом: «Учение с увлечением!», потому что понимаю, что через сказку, игру – дорога к сердцу ребенка.
Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.
Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости.
В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания.
Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариантных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А еще они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку и ребенку! Искренней любовью я завоевываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.
Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения.
Результаты качества и успеваемости обучающихся.
Класс | Учебный год | Качество % | Обученность % |
4 | 2009-2010 | 67% | 100% |
1 | 2010-2011 | безотметочное обучение | безотметочное обучение |
2 | 2011-2012 | 60% | 100% |
3 | 2012-2013 | 80% | 100% |
4 | 2013-2014 | 80% | 100% |
Результаты административных контрольных работ
Русский язык
2011-2012 2 класс | 2012-2013 3 класс | 2013-2014 4 класс | |||||||||
1полугодие | 2полугодие | 1полугодие | 2полугодие | 1полугодие | 2полугодие | ||||||
кач-во | обуч. | кач-во | обуч. | кач-во | обуч. | кач-во | обуч. | кач-во | обуч. | кач-во | обуч. |
60% | 100% | 80% | 100% | 80% | 100% | 80% | 100% | 80% | 100% | 80% | 100% |
Математика
2011-2012 2 класс | 2012-2013 3 класс | 2013-2014 4 класс | |||||||||
1полугодие | 2полугодие | 1полугодие | 2полугодие | 1полугодие | 2полугодие | ||||||
кач-во | обуч. | кач-во | обуч. | кач-во | обуч. | кач-во | обуч. | кач-во | обуч. | кач-во | обуч. |
60% | 100% | 80% | 100% | 80% | 100% | 80% | 100% | 80% | 100% | 80% | 100% |
Из таблиц видно, что качество знаний учащихся высок и стабилен. У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
- дети моего класса с желанием идут в школу;
- сформирован устойчивый учебно – познавательный интерес;
- они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
- понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
- умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
- активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
- а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Подтверждением сказанного являются:
- Успеваемость и качество знаний моих выпускников высокие (% качества-80, успеваемость-100%) в 5-м классе.
- Все мои выпускные классы хорошо учатся, успеваемость и качество знаний стабильно высокие.
- Отзывы коллег об уровне обученности и воспитанности учащихся класса на методическом совете по преемственности.
- Отзывы родителей детей о моей работе.
Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или ному предмету. Применительно к начальной школе важным методом является игровой, особенно в первые два года обучения. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.
Как учитель работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, формирование любознательности». Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий.
Цель работы над проблемой: научить добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях.
Задачи:
- сделать процесс познания привлекательным;
- создавать ситуацию успеха на уроках;
- развивать желание и умение учиться;
-формировать у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
- создать условия для проявления таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты.
Я считаю, что учитель без новаций – это всегда учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя. Для достижения цели своей работы стараюсь использовать современные технологии обучения.
Представляю это в виде таблицы:
Название | Особенности | Ведущий метод | Формы работы |
Игровые технологии | Направленность на жизненно важную ситуацию и поиск путей решения. | Игра | Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, деловая игра, урок –путешествие, викторины, загадки. Внеурочная деятельность. |
Личностно-ориентированные технологии | Гуманистическая и психотерапевтическая направленность. Цель: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. | Метод диалога, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации выбора и успеха. | Урок-творчество, урок-игра, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. |
Исследовательские технологии | Обучение через «открытие»
| Проблемное обучение, метод проектов | Экологические задачи, проекты, творческие задания наблюдения, практические занятия, опыт, исследование, экскурсии на природу, предприятия и организации. |
Информационно – коммуникативные технологии | Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий.
| Контроль | Тесты, тестовые упражнения, игровые, творческие и логические задания. Внеурочная деятельность. |
Здоровьесберегающие технологии | Направленность на потребность здорового образа жизни. | Укрепление здоровья | Динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д.Физкультурно -оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия, походы. |
Основной организационной формой в развивающем обучении остается урок. Эффективность таких уроков оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов системы общего развития или типических свойств методической системы. Свое воплощение эти свойства находят в трех компонентах урока: в его содержании, в построении процесса учения, в характере отношений. Для повышения эффективности урока использую нестандартные формы обучения. При проведении таких уроков применяю ИКТ. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на уроках выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к изучаемым предметам и поддерживать его в дальнейшем. Я стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся.
Изучение курса начального звена – процесс раскрытия содержания ведущих понятий по изучаемым предметам на разных этапах их осмысления, понимания и применения через постановку и решение на уроках учебных задач. Главный акцент в проектировании учебной деятельности ориентирован на самостоятельный поиск новых знаний, на основе наблюдения, сравнения, классификации, установления взаимосвязей, взаимозависимостей, обобщения; в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.
Мои учащиеся – «маленькие почемучки», им интересно все! С 1 класса проводятся внеурочные занятия. Занятия проходят каждый день. Устное и письменное анкетирование позволяет мне выявить интересы моих учеников. Обработав результаты, выстраиваю последовательность работы занятий. Если в первом классе занятия носят больше пассивный характер (я сама рассказываю детям о том, почему светит солнце, идет дождь и многое другое), то со второго класса главным принципом построения занятий является не передача знаний от учителя ученику, а поиск – исследование, поиск индивидуальный и коллективный. В результате формируется личность с новым менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним как к равным – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.
Я – классный руководитель. Большое внимание уделяю воспитательной работе в классе. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.
Дети моего класса активно участвуют во всех школьных и районных мероприятиях. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники, конкурсы). Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать, как специфическое средство для формирования творческих способностей личности. Стараюсь строить музыкально – воспитательную работу на материале народной песни, игр, танцев.
Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплоченнее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми.
В ноябре 2014 года приняла участие в окружном педагогическом марафоне классных руководителей «Классный руководитель – воспитатель патриота и гражданина будущей России», где провела открытый классный час «Что значит быть патриотом сегодня».
В целях профессионального развития прошла курсы:
1.«Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: содержание и механизмы реализации», ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы», 120 ч., 27.05- 08.06.2013г.
2. «Основная образовательная программа начального и основного общего образования: вопросы проектирования и экспертизы», ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы», февраль 2011г.
3. «Государственно-общественное управление введение ФГОС. Ключевые вопросы и проблемы образовательного процесса в условиях введения ФГОС основного и среднего общего образования», ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы», 20-22 ноября 2014 года.
Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание
1.Почетная грамота администрации МР « Могойтуйский район» за добросовестный труд и личный вклад в социально-экономическое развитие муниципального района «Могойтуйский район» 08.06.2010г.
2.Почетная грамота министерства образования и науки Российской Федерации за успехи в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников, разработку учебно-методической литературы и многолетний труд. 16.06.2011г.
3.Грамота АИПК работников социальной сферы за обобщение опыта работы по теме: «Приемы работы с чертежами по программе начального технического моделирования» в рамках окружного семинара «Современные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования»21.10.2014г.
4. Грамота АИПК работников социальной сферы за проведение открытого классного часа «Что значит быть патриотом» в рамках окружного педагогического марафона классных руководителей « Классный руководитель- воспитатель патриота и гражданина будущей России»26.11.2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Самоанализ работы учителя начальных классов...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МОУ СОШ №2 г. Талдома с 1980 года. Закончила в 1980 году Истринское педагогическое училище по специальност...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.
Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способносте...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Довбня Светланы Александровны
Я, Довбня Светлана Александровна, 25.12.1968 года рождения, в 1993 году окончила Бийский государственный педагогический институт по специальности...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов. МКОУ «Медвежьегорская СОШ №3» Пакуть Е.А.
В данном документе содержится анализ работы за 1,5 года работы в школе....
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Тема:«Применение ИКТ на уроках в начальной школекак одно из условий сознательного и активного освоения материала учащимися»....
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.
ЧОУ « Экономический лицей города Гуково» ...