Адаптированная программа
рабочая программа на тему
Адаптированная образовательная программа МБОУ СОШ с Войсковая Казинка Долгоруковского района
Липецкой области для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatyana.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательная программа МБОУ СОШ с Войсковая Казинка Долгоруковского района
Липецкой области для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Раздел 1
I. Паспорт программы.
2. Нормативно-правовая база программы.
3. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.
4. Цель программы.
5. Задачи программы
6. Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы.
Раздел 2.
1. Пояснительная записка
2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе.
3. Этапы реализации Программы
4. Условия реализации программы
5. Психолого-педагогическое сопровождение школьников с ДЦП
6.Ожидаемые результаты реализации Программы.
Раздел 3.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания
Анализ социально-педагогической ситуации развития и воспитания
Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Раздел 4.
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому.
Раздел 5.
Работа с родителями
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй обучающегося
Дополнительный раздел.
Краткая презентация программы
В соответствии с ФГОС НОО, МБОУ СОШ с Войсковая Казинка Долгоруковского района Липецкой области имеющая государственную аккредитацию, разработала адаптированную образовательную программу основного образования.
Раздел 1
I. Паспорт программы.
Наименование программы
Адаптивная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основания для разработки программы
- Закон РФ «Об образовании в РФ»;
Заказчик программы
Учредитель, родители
Разработчик программы
Директор, администрация, педагогический коллектив
Основные исполнители программы
Директор, администрация, педагогический коллектив обучающиеся, технические сотрудники, родители
Сроки реализации программы
2017 – 2020 годы
Конечная цель
Создание в школе гуманной адаптированной среды для детей с задержкой психического развития обучающихся с целью социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно - нравственном пространстве.
2. Нормативно-правовая база программы.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013
г. № 273-ФЗ;
3. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. №212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 г. №
1060);
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 26.11.2010 г. 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»;
3. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:
социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;
создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию углубленного трудового обучения,
реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
дополнительное образование;
углубленная трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.
4. Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной лечебно - педагогической среды с целью социально - персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально - экономическом и культурно - нравственном пространстве.
5. Задачи программы:
1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности, в том числе учащихся с ОВЗ.
2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
3. Развивать коммуникативные качества личности школьника, в том числе учащихся с ОВЗ.
4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся, в том числе учащихся с ОВЗ.
5. Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды, в том числе специальных условий обучения для детей с ОВЗ.
6. Вводить в педагогический процесс для детей с ОВЗ разные виды детского творчества (самодеятельные игры, экспериментирование, словесное творчество, проектную деятельность и др).
6. Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы обусловлены составом участников образовательного процесса.
Основные принципы построения программы:
основные принципы дидактики; гуманизация и к ультуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности
Специфика контингента обучающихся определяется тем, что дети с нарушением функций ОДА имеют сниженный уровень сформированности УУД к началу обучения в школе: пониженную мотивацию учебной деятельности; слабо развитые предпосылки успешного овладения чтением и письмом; имеют пониженную произвольную регуляциюиспользовать эталоны обобщённых способов действий.
Специфика кадров школы определяется достаточно высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии креативных способностей. Большинство педагогов прошли курсовую подготовку разной направленности и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения учебных программ, умеют осуществлять мониторинг образовательной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. Педагоги школы стараются сохранить преемственность программ, методов и форм организации дошкольного , начального , среднего общего образования за счёт максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обеспечивает их гармоничное развитие.
Адаптированная образовательная программа направлена на удовлетворение потребностей:
учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, истории, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;
родителей – как основных социальных заказчиков
Общая характеристика адаптированной образовательной программы .
Образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС содержит
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Раздел 2.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а также с учетом опыта по данной проблематике.
Одной из важнейших задач в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детский церебральный паралич, заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. При детском церебральном параличе (ДЦП) поражение двигательных и ряда других центров головного мозга отражается на активности мышц конечностей, головы, шеи или туловища..
По локализации симптоматики выделяют четыре формы ДЦП:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в другие образовательные учреждения (классы, группы).
Принцип взаимодействия с социальными партнерами.
Принцип создания ситуации успеха.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Задачи
5-6 класс
Формирование базы основных знаний, умений и навыков. Расширение знаний об
окружающем мире, развитие устной речи; развитие умения делать выводы и
обобщения, правильно выражать свою мысль, развитие измерительных и
вычислительных операций в сочетании с трудовым обучением. Закрепление навыков правильного письма. Сообщение профессиональных умений, практических навыков.
7-9 класс
Формирование общей культуры личности обучающихся, воспитанников на основе
усвоения образовательного минимума общеобразовательных программ. Создание
основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ. Развитие коммуникативных возможностей с опорой
на реальные и проектируемые учителем ситуации трудового взаимодействия.
Особенности процесса обучения
5-6 класс
Особую важность имеет межпредметная связь. Учет психофизических особенностей подросткового возраста. Развитие интереса к процессу обучения на основе индивидуальных возможностей учащихся в усвоении программного материала. Воспитание в учебной деятельности правильных межличностных отношений.
7-9 класс.
Организация образовательного процесса с целью достижения обучающимися:
- сформированности ОУУН;
- реализации и использования ЗУН;
- воспитанности.
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Экспертная работа
Профилактическая работа.
3. Этапы реализации Программы.
.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (котрольно-диагностическая деятельности).
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
4. Условия реализации программы.
.Психолого-педагогическое обеспечение
обеспечение дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
обеспечение психолого-педагогических условий;
обеспечение специализированных условий;
обеспечение здоровьесберегающих условий;
обеспечение участия всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Кадровое обеспечение
Педагоги проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам инклюзивного образования детей с ДЦП. Педагогические работники имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ДЦП, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса
Материально-техническое обеспечение
пандус к зданию ОО;
туалетные комнаты, соответствующие специальным требованиям;
кабинет для индивидуальных занятий;
спортивные и игровые площадки;
спортивное оборудование;
библиотека;
компьютерный класс.
Механизмы реализации программы
взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ДЦП;
социальное партнёрство;
психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ДЦП.
Взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ДЦП
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов психолого-социальной службы ОО, обеспечивающее системное сопровождение детей с ДЦП специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Социальное партнёрство
Социальное партнёрство, предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому.
Решение об индивидуальном обучении на дому обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья принимается его родителями (законными представителями), на основании заключения психолого-педагогической комиссии для определения необходимых мер комплексной поддержки ребенка и на основании заключения врачебной комиссии. Обучение детей на дому ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических возможностей обучающихся, в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями
Обучение детей на дому осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами по образовательным, специальным (коррекционным) программам, предусматривающим полный объем содержания общего общеобразовательного учреждения.
Обучение детей со стандартными особенностями развития, с задержкой психического развития предполагает как классическое построение учебных занятий (проверка степени усвоения предыдущего материала, введение, основная часть, заключение, повторение пройденного), так и применение нетрадиционных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся (проектирование, мозговой штурм и иное).
конкретного ребенка. По желанию родителей и учащихся допускается посещение занятий по отдельным предметам совместно с общеобразовательным классом( при наличии медицинских противопоказаний). Предметы, не включенные в учебный план детей, обучающихся на дому, не финансируются, поэтому изучение этих предметов возможно реферативно, в виде выполнения практических заданий, творческих, проектных работ и иных видов __
ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
5. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с ДЦП
В школе создан психолого-педагогический консилиум, в задачи которого входит:
1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии.
2. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов.
3. Выявление резервных возможностей развития.
4. Определения характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в школе возможностей.
6. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния уровень школьной успешности.
Согласно плана работы психолого-педагогического консилиума ведётся работа по нескольким направлениям:
мониторинг адаптивности учащихся 1, 5-х классов. Выявление детей «группы риска»;
взаимодействие с классными руководителями по выявлению учащихся «группы риска»;
осуществление психологической диагностики детей с девиантным поведением и школьной неуспеваемостью;
разработка коррекционно-развивающего плана сопровождения данных детей, определение образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, определение ведущего специалиста;
работа с семьями учащихся 1 класса, имеющих устойчивую дезадаптацию; перспективы взаимодействия семьи и школы по вопросам преодоления трудностей в развитии и обучении ребёнка.
7.Ожидаемые результаты реализации Программы
уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ДЦП и другой патологией опорно-двигательного аппарата;
включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями;
повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ДЦП и другой патологией опорно-двигательного аппарат
Раздел 3.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания
Концептуальные основы программы. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования рассматривает пять направлений, каждое из которых, будучи тесно связанным с другим, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни,
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и о ценностях (эстетическое воспитание).
Для достижения развивающего эффекта национальные ценности должны быть понимаемы ребёнком. Поэтому учащиеся младших классов нашей школы вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию:
- образовательных дисциплин;
- произведений искусства и кино;
- религиозной культуры;
- периодической литературы, телепередач, отражающих современную жизнь;
- духовной культуры и фольклора народов России;
- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края;
- истории своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей и прародителей;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности .
Цель и задачи развития, воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы. Сегодня при определении современного воспитательного идеала учитываются:
- преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
- духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Анализ социально-педагогической ситуации развития и воспитания.
Воспитательная тема, над которой работают учителя начальных классов МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка, - «Развитие личности ребёнка в школе».
Цели воспитательной системы. Цель воспитательной системы начальной школы – формирование личности ребёнка на основе общечеловеческих ценностей, формирование духовного становления личности, нравственно-этического сознания. Программа воспитания направлена на формирование у младшего школьника определённого отношения к окружающему миру и к самому себе, ценностное отношение к Родине, отношение к природе и к прекрасному, нравственное отношение к людям.
Задачи воспитательной системы:
- Изучение личности ребёнка и оказание ему всесторонней поддержки.
- Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
- Приобщение ребёнка к здоровому образу жизни.
- Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения детей.
- Воспитание у детей патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
- Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
- Взаимодействие с семьёй.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся.
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются как уже говорилось выше, не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации. Повышение педагогической культуры родителей Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания.
Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни составлена на основе Примерной программы (руководители проекта: член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина).
Программа представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В МОУ СОШ с.Войсковая Казинка в эту работу включены директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, педагоги , классные руководители, воспитатели ГПД.
Состояние здоровья во многом зависит от того, с каким настроением ученик приходит в школу, комфортно ли он себя чувствует в течение учебного процесса.
В школе проводятся мероприятия, способствующие формированию здорового образа жизни: спортивные мероприятия, туристические дни здоровья, контроль за здоровьесберегающими технологиями и многое другое. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.
К гигиеническим рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье.
Содержание проблемы.
Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья
Основополагающие приоритеты для оздоровления следующие:
- Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.
- Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
- Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель программы- обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.
= Обучение приёмам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Данная программа является подпрограммой общешкольной программы «Школа здоровья», что следует из целей и задач, поставленных в программе.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. В обществе - эта личность действует в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за полноценное развитие цивилизации.
Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и обществом.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Программа формирования экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения ( в общеобразовательном учреждении ведется мониторинг здоровья обучающихся).
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Направления реализации программы
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время и во время работы ГПД.
В школе работает оснащенный спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учитель физкультуры, фельдшер, психолог.
.
Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности | Задачи | Содержание |
Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни | 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни. 2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности. 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни | – Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности |
Профилактическая деятельность | 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья. 2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья. 3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу. 4. Профилактика травматизма | – Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещения; пропаганда культуры питания в семье. – Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований. – Система мер по предупреждению травматизма: Оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми. – Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха. |
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа | 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. 2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. | – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; спартакиады, дни здоровья, – Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми родителей. |
Преодоление ДЦП проводится, прежде всего, путем тренировки физических и психических функций, позволяющей снизить выраженность неврологического дефекта. Логопедическая помощь и дефектологическая помощь способствуют развитию речи больного, его познавательной активности и развитию интеллекта. Фиксаторы и другие ортопедические приспособления облегчают ходьбу и поддержание равновесия. Долговременная коррекция и реабилитация включает образование по специальным программам (специалистов), психологическое консультирование, развитие навыков общения, гибкую систему предпрофильного и профессионального обучения, организацию отдыха и развития. Ребенок с ДЦП нуждается во всесторонней помощи. Следует поддерживать его стремление максимально реализовать себя в жизни.
Раздел 4.
Все это послужило обоснованием для выбора цели программы коррекционной работы: создание системы поддержки обучающегося с ограниченными возможностями.
На данный момент в МБОУ СОШ с В Казинка учится один ребёнок –инвалид Лабутин Павел, обучающийся в 6 классе. Ребенок не имеет видимых нарушений и отклонений в развитии, у него сохранена интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет ему воспитываться и обучаться по общеобразовательной программе
Обучение детей на дому осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами по образовательным, специальным (коррекционным) программам, предусматривающим полный объем содержания общего общеобразовательного учреждения.
Обучение детей со стандартными особенностями развития, с задержкой психического развития предполагает как классическое построение учебных занятий (проверка степени усвоения предыдущего материала, введение, основная часть, заключение, повторение пройденного), так и применение нетрадиционных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся (проектирование, мозговой штурм и иное).
конкретного ребенка. По желанию родителей и учащихся допускается посещение занятий по отдельным предметам совместно с общеобразовательным классом( при наличии медицинских противопоказаний). Предметы, не включенные в учебный план детей, обучающихся на дому, не финансируются, поэтому изучение этих предметов возможно реферативно, в виде выполнения практических заданий, творческих, проектных работ и иных видов __
ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому.
Решение об индивидуальном обучении на дому обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья принимается его родителями (законными представителями), на основании заключения психолого-педагогической комиссии для определения необходимых мер комплексной поддержки ребенка и на основании заключения врачебной комиссии. Обучение детей на дому ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических возможностей обучающихся, в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями
Характеристика особенностей развития детей школьного возраста
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущей в школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Ребенок 12-13 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем переходит к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.
К характерным особенностям младшего школьного возраста можно отнести: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, совей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. Они очень доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, интонациях. Если на уроке дано задание, то дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своей работы. Такие психологические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения и воспитания.
У младшего школьника сильна потребность в движении. Он не может долго сидеть на уроке неподвижно. Особенно ярко такая подвижность проявляется на переменах. Именно поэтому необходимо предоставлять детям возможность больше двигаться.
Постепенно у ребенка появляется и потребность в самооценке: он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и собственной.
Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
Характер школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретение знаний, связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.
В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: производительность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельност
Характеристика обучающегося.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Составлен в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказами Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/18 учебный год», приказом Управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 года № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования на 2013-2014 учебный год» и от 23.04.2014 г. № 385 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования на 2017-2018 учебный год»,
Учебный план традиционен в рамках базового компонента. Он скорректирован для учащихся, занимающихся по индивидуальной программе.
Недельная нагрузка не превышает предельно допустимой.
.
Учебный план отражает основные подходы к содержательному наполнению образовательной программе:
Учебный план обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта.
Учебный план составлен в соответствии с приказом директора школы по обучению на дому, в соответствии с заявлением родительницы Тесарчук Галины Анатольевны и рассматривался на педагогическом совете школы (Протокол №1 от 25.08.2017 года)
Работа с родителями. Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи.
Тематика родительских собраний
«Здоровье ребенка – основа успешности в обучении»
Работа с родителями. Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи.
Тематика родительских собраний
«Здоровье ребенка – основа успешности в обучении»
«Режим дня в жизни школьника». «Путь к здоровью»
«Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников».
Основные формы работы:
- Экскурсии; - Беседы, доклады, сообщения; - Выпуски стенгазет,
-Экологические игры; - Праздники; - Исследовательские и творческие проекты.
Воспитательная работа
Дата | Внеклассная работа | Ответственный | Результат |
Сентябрь | Организовать участие в линейке, посвящённой Дню Знаний. «Ты, читатель!» - экскурсия в сельскую библиотеку. | Учитель Библиотекарь | |
Октябрь | Организовать участие в областном конкурсе «Накормили» газеты «Золотой ключик» Привлечь к проведению праздника «Здравствуй, осень!» Открытый урок по математике. | Учитель Родители Учитель | |
Ноябрь | Организовать участие в конкурсе по ПДД ( изготовление поделки). Организовать поездку в музей с.Стрелец. | Родители Классный руковод. | |
Декабрь | Организовать участие в неделе начальных классов. Организовать участие в конкурсе «Вместо ёлки – новогодний букет» Новогодний праздник | Учитель Родители Родители | |
Январь | Организовать участие в конкурсе по пожарной безопасности. Праздник «Весёлые игры» Посещение детского оздоровительного лагеря «Единство» | Учитель Учитель Родители | |
Февраль | Организовать участие в конкурсе чтецов. Организовать участие в форуме исследовательских и творческих проектов. | Учитель Родители | |
Март | Организовать участие в постановке сказки « Теремок». | Учитель | |
Апрель | Организовать участие в конкурсе рисунков « Мы за мир на Земле!» | Учитель | |
Май | 70-летие Победы. Митинг у обелиска.Организовать участие в творческой работе « Мой дядя – герой» | Учитель | |
Июнь | Организовать участие в занятиях в детском оздоровительном лагере «Единство» | Нач. оздор. лагеря | |
Июль | Встреча с друзьями. Поход на реку. | уч-ся 6 кл. | |
Август | Праздник « Ура! День рождение! » | Учитель |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй обучающегося
Родители – основные участники реабилитации.
Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, помочь в приготовлении домашних заданий, а в перспективе – успешное завершение начального обучения.
Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития ребёнка, специфике воспитания и обучения, методах коррекционной работы.
Консультации об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, детского врача, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
Информационное просвещение:
- знакомство с возрастными особенностями становления ребёнка
Обучающее просвещение:
- привлечение родителей к активному участию в делах ребёнка
- обучение родителей приемам работы с ребенком-инвалидом
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
Родительские собрания.
Тестирование и анкетирование
Домашние игротеки
Дни открытых дверей
Родительские пятиминутки.
Информационная корзина «Шкатулка вопросов»
Консультации - практикумы.
Праздники и развлечения.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в школьном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
Дата | Мероприятие | |
Сентябрь | Тестирование и анкетирование( ожидание от нового учебного года ребёнка и родителей ) Организовать участие в линейке, посвящённой Дню Знаний. | |
Октябрь | День открытых дверей. Проведение открытого урока. Организовать участие в областном конкурсе «Накормили» газеты «Золотой ключик» и привлечь родителей к проведению праздника «Здравствуй, осень!» Информационная корзина «Шкатулка вопросов» | |
Ноябрь | Родительское собрание .Организовать участие в конкурсе по ПДД ( изготовление поделки привлечь родителей). Организовать поездку в музей с.Стрелец. | |
Декабрь | Организовать участие в неделе начальных классов. Организовать участие в конкурсе «Вместо ёлки – новогодний букет» Новогодний праздник | |
Январь | Организовать участие в конкурсе по пожарной безопасности. Посещение детского оздоровительного лагеря «Единство» | |
Февраль | День открытых дверей Организовать участие в конкурсе чтецов. Организовать участие в форуме исследовательских и творческих проектов.(изготовление поделки) | |
Март | Организовать участие в постановке сказки « Теремок». | |
Апрель | День открытых дверей Организовать участие в конкурсе рисунков « Мы за мир на Земле!» | |
Май | Информационная корзина «Шкатулка вопросов» 70-летие Победы. Митинг у обелиска. Организовать участие в творческой работе « Мой дядя – герой» | |
Июнь | Организовать участие в занятиях в детском оздоровительном лагере «Единство | |
Июль | Встреча с друзьями. Поход на реку. | |
Август | Праздник « Ура! День рождение | |
Дополнительный раздел.
Краткая презентация программы.
Адаптированная программа реализующей программу начального школьного образования в МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка для ребёнка-инвалида, определяет содержание и организацию образовательной деятельности .
Программа обеспечивает развитие личности ребёнка школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Адаптированная программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Адаптированная программа для ребёнка- инвалида МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка, разрабатывает и утверждает самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.
Учебный план традиционен в рамках базового компонента. Он скорректирован для учащихся, занимающихся по индивидуальной программе. Недельная нагрузка не превышает предельно допустимой. При составлении расписания учитывались пожелания родителей, рекомендации медицинских работников.
При индивидуальном обучении учитель индивидуально подходит к проведению урока с учеником в зависимости от обученности, степени подготовленности к восприятию материала с учётом учебных возможностей ученика.
Содержание адаптированной программы школьного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности
Учащийся привлекается к коллективным мероприятиям, экскурсиям (если позволяет состояние здоровья).
Адаптированная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда
Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...
рабочие программы 9 класс по адаптированной программе
рабочие программы для домашнего обучения....
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной программы
Выпускная квалификационная работа по теме "Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы"....