Курс комплексного развития младшего школьника
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Рабочаят программа внеурочной деятельности "Курс комплексного развития младшего школьника" 1-4 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_2017-2018.docx | 107.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №3»
города Оренбурга
Принята педагогическим Утверждена
советом школы приказом директора школы
протокол № 1 от «28» августа 2016 г № 01-07-74 от «30» августа 2016 г
Рабочая программа внеурочной деятельности
Курс комплексного развития младшего школьника
Параллель, классы: 1-4
Фамилии, имена, отчества разработчиков программы, должность, квалификационные категории, стаж:
Мелешко Галина Григорьевна, воспитатель, 1 категория, 35 лет;
Сибирина Галина Владимировна, воспитатель, 1 категория, 33 года;
Токарева Ольга Николаевна, воспитатель, 1 категория, 33 года;
Андреева Нина Андреевна, воспитатель, 1 год.
2016 г.
Пояснительная записка
Данная программа адресована учащимся 1-4 классов общеобразовательной школы.
Нормативная база программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Курс комплексного развития младшего школьника» составлена на основе:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643, от 31.12.2015 № 1576, от 18.05.2015 № 507);
3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Концепция программы
Назначение данного курса состоит в том, чтобы изучение психологии осуществлялось как научная дисциплина и развивающая личность учащегося средствами практической психологии.
Актуальность программы
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Программа имеет практическую направленность. Особенности занятий в том, что задания выполняются в игровой форме, что весьма привлекательно для младших школьников. Задания и упражнения, предлагаемые на занятиях по данной программе, позволяют учащимся сразу же использовать полученные знания и умения в учебной работе.
На занятиях используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения, игры, психологические тренинги.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Общие цели курса:
Основной целью психологических занятий является повышение психологической культуры школьников и развитие ключевых учебных компетенций, помощь учащимся в познании других людей, самопознании, в саморазвитии, знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей; создание социально - психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.
Основные задачи реализации содержания:
1. Познакомить детей с особенностями процессов внимания, восприятия, памяти, мышления, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.
2. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
3. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
4. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
6. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Данная программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МОБУ «ООШ №3», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивает качественное психологическое обеспечение образовательного процесса, развитие психологической грамотности младших школьников, что является хорошим ресурсом для развития у них личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Программа представляет четырехлетний курс развития личности младших школьников, предлагая технологию работы с учащимися через обращение к разным сферам психики - логическому мышлению, вниманию, памяти, воображению, быстроте реакций, саморегуляции, позволяя формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные действия с учетом возрастных особенностей детей. Каждый модуль курса может использоваться как отдельная программа на определенном учебном этапе, так как занятия выстроены последовательно и предлагаемые темы учитывают возрастные особенности учащихся (актуальный уровень развития познавательных процессов).
Сроки реализации программы: 2016-2020 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют школьники к концу начального этапа образования.
Ожидаемые, планируемые результаты.
Личностные результаты.
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
у выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина России, россиянина, оренбуржца,
любящего свою малую родину, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России и своей родины – Оренбургской области; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- установка на здоровый образ жизни.
у выпускника могут быть сформированы:
- понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация, устойчивый познавательный интерес;
- способность выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами;
- стремление соблюдать безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе;
- патриотические чувства к своему Отечеству, народу, его культуре; интерес к особенностям других стран, народов, к их традициям;
- осознанное принятие правил здорового образа жизни, понимание ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушением здоровья;
- личностная и социальная активность в различной природоохранной, созидательной, творческой деятельности, направленной на поддержание чистоты и красоты окружающей среды.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- уметь справляться со страхами, обидами, гневом.
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;
- действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
- адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины, в сотрудничестве с учителем намечать действия для преодоления затруднений, восполнять пробелы в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
- учиться исследовать свои качества и свои особенности;
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
- учиться наблюдать;
- моделировать ситуацию с помощью учителя;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Выпускник научится:
- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;
- осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;
- различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);
- различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);
- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;
- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.
- владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;
- проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;
- осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;
- под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;
- использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;
- преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;
- кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;
- декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);
- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; устанавливать аналогии с целью более простого и быстрого её решения;
- проводить синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;
- выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования;
- анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах (словесной, наглядной).
- создавать собственные простые модели;
- участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- учиться работать в паре и в группе;
- выполнять различные роли;
- слушать и понимать речь других ребят;
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
- уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников.
Выпускник научится:
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
- под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, адекватно использовать в них разнообразные средства языка;
- оперировать в речи языком предметной области (филологии, математики, естествознания, технологии), правильно (адекватно) использовать соответствующие понятия (лингвистические, математические, естественнонаучные и др.);
- стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха.
Чтение. Работа с текстом.
Выпускник начальных классов научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации.
С точки зрения поиска, освоения и использования информации выпускник научится:
- находить конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, в том числе ориентируясь на заголовки, подзаголовки и другие средства;
- вычленять основные сведения, устанавливать их последовательность, словесно выраженные причинно-следственные связи, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами;
- сравнивать между собой объекты, выделяя один-три существенных признака;
- составлять на основе данных небольшое монологическое высказывание в соответствии с конкретным вопросом, заданием;
- высказывать оценочные суждения.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать информацию в неявном виде (выделять общий признак, характеризовать явление по его описанию, находить примеры, подтверждающие приведённое утверждение);
- сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
- осмысливать и сопоставлять различные точки зрения;
Формирование ИКТ-компетентности.
В результате изучения на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются наглядно-графические изображения, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т.д.).
Предметные результаты.
Предметными результатами изучения программы в 1-м классе являются формирование следующих умений:
- Освоить практические способы человеческого общения и вежливого обращения.
- Применять методы и упражнения для развития образного и абстрактного мышления.
- Использовать приемы восприятия материала.
Во 2-ом классе:
- Применять приемы и упражнения, способствующие формированию разных свойств внимания (концентрация, переключение, распределение, отключение).
- Применять различные способы запоминания сложного образа через анализ, синтез, сравнение; запоминания цифр и чисел, иностранных слов через ассоциации.
- Использовать методы и приемы для развития пространственных и временных представлений.
- Применять приемы запоминания материала.
В 3-ем классе:
- Использовать приемы творческого воображения.
- Использовать приемы создания нового образа путем оживления, с помощью анализа и синтеза, акцентирования, преувеличения и преуменьшения.
- Выявлять и распознавать существенные и несущественные признаки.
- Пользоваться способами составления определений.
- Использовать приемы и упражнения для развития абстрактного мышления.
- Использовать приемы нахождения и построения закономерностей, аналогий.
- Использовать приемы построения умозаключений.
В 4-ом классе:
- Применять приемы и упражнения, способствующие формированию разных свойств внимания (концентрация, переключение, распределение, отключение).
- Понимать свое настроение, состояние, а также управлять собой.
- Использовать методики для преодоления утомления, способы саморегуляции.
- Использовать приемы и упражнения для развития абстрактного мышления.
- Использовать эффективные приемы восприятия окружающего мира.
Содержание учебного курса
Предлагаемая программа курса психологии имеет развивающий характер: осваивая знания по психологии, школьники приобретают умения логически мыслить, управлять своим вниманием и памятью. Задания и упражнения, предлагаемые на занятиях, позволяют школьникам сразу же использовать полученные знания и умения в учебной работе. В увлекательной форме дети познают свои способности и развивают их, закрепляют и углубляют приобретенные умения и навыки запоминания, решения мыслительных задач, концентрации внимания. Программа содержит интересные сюжетные упражнения, игры, практические задания. Использование большого количества игровых заданий, и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.
1-й класс
Раздел 1. Что изучает психология.
Что изучает психология. Психология как наука о внутреннем мире человека
Раздел 2. Уроки общения.
Способы человеческого общения. Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям. Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника. Эмоции. Виды эмоций и их проявление в поведении человека. Удивление, страх, отвращение, радость, горе, гнев. Настроение моё и окружающих. Цветопись настроения. Поступки мои и окружающих. Индивидуальные особенности человека. Темперамент. Характер. Волшебные слова», вежливое отношение к людям. Кто я в мире взрослых. Обязанности мои и окружающих меня людей. Умеем ли мы общаться.
Раздел 3. Мышление.
Что такое мышление. Образ. Образное мышление. Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами. Абстрактное мышление.
Раздел 4. Восприятие.
Что такое восприятие. Как мы воспринимаем окружающий мир. Отличие восприятия от ощущений. Восприятие величины, формы, цвета. Восприятие пространства: размер, направление, расстояние. Восприятие движения. Восприятие времени. Игры на развитие ощущений и восприятия. Иллюзии восприятия. Правила восприятия материала. Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности.
Раздел 5. Память.
Что такое память. Роль памяти в жизни человека и в учебе. Зрительная память. Оживление картины как приём запоминания. Слуховая память. Слуховые представления при запоминании. Сравнение предмета с чем- либо знакомым как приём запоминания. Двигательная память. Ощущения движения при запоминании. Осязательная память. Тактильные представления при запоминании Обонятельная и вкусовая память. Обонятельные и вкусовые представления при запоминании.
2-й класс
Раздел 1. Что изучает психология.
Что изучает психология. Применяли ли вы на практике знания психологии? Повторить и закрепить понятие «психология».
Раздел 2. Внимание.
Восприятие и внимание. Что такое внимание. Виды внимания: внешнее и внутреннее. Виды внимания: непроизвольное и произвольное. Свойства внимания. Колебание внимания. Причины рассеивания внимания. Отвлечение внимания, его отличие от переключения. Правила самоорганизации внимания.
Раздел 3. Память – запоминание сложных образов.
Память. Виды памяти. Что такое образ? Что такое ассоциация. Сюжетные ассоциации при запоминании. Использование образов для запоминания цифр и чисел. Использование образов для запоминания иностранных слов. Восприятие физического облика человека. Восприятие и запоминание лица. Сложный образ. Запоминание сложных образов. Запоминание сложных зрительных образов. Сравнение, анализ и синтез при запоминании сложных образов.
Раздел 4. Пространственные представления.
Что такое пространство. Что такое пространственное представление. Свойства пространства. Размерность в пространстве. Двухмерное пространство. Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости. Направления трёхмерного пространства. Объём. Схема тела человека и пространства. Пространство в жизни человека (обобщающее занятие). Мышление в трёхмерном пространстве. Временное представление. Признаки длительности времени. Единицы измерения длительности. Признаки темпа времени. Относительность темпа. Наполненность времени событиями как признак темпа. Признак ритмичности и повторяемости времени. Пространственные представления.
3-й класс
Раздел 1. Что изучает психология.
Что изучает психология.
Раздел 2. Воображение.
Что такое воображение, или фантазия. Создание нового образа с помощью анализа и синтеза. Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования. Создания нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения. Создание нового образа путем оживления. Роль воображения в жизни человека.
Раздел 3. Абстрактное мышление.
Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное. Логическое мышление. Игры на развитие логического мышления. Творческое мышление. Игра на развитие творческого мышления. Что такое понятие. Его взаимосвязь с другими понятиями. Понятие общее- частное. Обобщение и ограничение понятий. Составление определений. Существенные и несущественные признаки. Родовидовые отношения. Отношения между понятиями «часть- целое». Отношения рядоположенности. Отношения противоположности. Причинно – следственные отношения. Отношения последовательности. Функциональные отношения. Понятия. Понятия конкретные и абстрактные. Отношения между понятиями. Что такое суждение. Что такое умозаключение. Игры – задания на построение умозаключений. Что такое умозаключение. Игры на нахождение и построение умозаключений. Абстрактное мышление. Что такое аналогия. Что такое аналогия. Игры на распознавания и построение аналогий. Что такое закономерность. Игры на нахождение и построение закономерностей. Абстрактное мышление.
4-й класс
Раздел 1. Что изучает психология.
Что изучает психология.
Раздел 2. Внимание.
Что такое внимание. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение.
Раздел 3. Память.
Роль памяти в жизни человека. Роль памяти в учебе. Виды памяти.
Раздел 4. Пространственные представления.
Пространственное представление. Временное представление. Пространство в жизни человека.
Пространственные и временные представления.
Раздел 5. Воображение.
Воображение в жизни человека. Приемы создания нового образа.
Раздел 6. Мышление.
Мышление образное и абстрактное. Игры на развитие логического мышления. Игры на развитие творческого мышления.
Раздел 7. Общение.
Что такое общение. Язык общения, его секреты. Сочувствие, внимание, взаимоуважение. Настроение. Саморегуляция состояния: релаксация Культура общения. Правила вежливости. Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы. Фантазия характеров: умение владеть собой Саморегуляция состояния: детский аутотренинг.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1-й класс
№ п/п | Название занятия | Кол-во часов | Творческие работы | Практические работы | Диагностика | ||
Раздел 1. Что изучает психология (1 час). | |||||||
1 | Что изучает психология. Психология как наука о внутреннем мире человека | 1 | Входная диагностика | ||||
Раздел 2. Уроки общения (10 часов) | |||||||
2 | Способы человеческого общения | 1 | Нарисовать подарок другу. | ||||
3 | Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям | 1 | |||||
4 | Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника | 1 | |||||
5 | Эмоции. Виды эмоций и их проявление в поведении человека. Удивление, страх, отвращение, радость, горе, гнев | 1 | |||||
6 | Настроение моё и окружающих. Цветопись настроения | 1 | |||||
7 | Поступки мои и окружающих | 1 | |||||
8 | Индивидуальные особенности человека. Темперамент. Характер. Способности | 1 | |||||
9 | «Волшебные слова», вежливое отношение к людям | 1 | |||||
10 | Кто я в мире взрослых. Обязанности мои и окружающих меня людей | 1 | |||||
11 | Обобщающее занятие по теме «Уроки общения» | 1 | |||||
Раздел 3. Мышление (4 часа) | |||||||
12 | Что такое мышление | 1 | |||||
13 | Образ. Образное мышление | 1 | |||||
14 | Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами | 1 | |||||
15 | Абстрактное мышление | 1 | Составить портрет подружки Крошки Енота из предложенных частей. | ||||
Раздел 4. Восприятие (10 часов) | |||||||
16 | Что такое восприятие. Как мы воспринимаем окружающий мир. Отличие восприятия от ощущений | 1 | |||||
17 | Восприятие величины, формы, цвета | 1 | |||||
18 | Восприятие пространства: размер, направление, расстояние | 1 | |||||
19 | Восприятие движения | 1 | |||||
20 | Восприятие времени | 1 | |||||
21 | Игры на развитие ощущений и восприятия | 1 | |||||
22 | Иллюзии восприятия | 1 | |||||
23 | Правила восприятия материала | 1 | |||||
24 | Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности | 1 | В тексте найти спрятавшиеся имена. | ||||
25 | Обобщающее занятие по теме «Восприятие» | 1 | |||||
Раздел 5. Память (9 часов) | |||||||
26 | Что такое память. Роль памяти в жизни человека и в учебе | 1 | |||||
27 | Зрительная память | 1 | |||||
28 | Оживление картины как приём запоминания | 1 | |||||
29 | Слуховая память. Слуховые представления при запоминании | 1 | |||||
30 | Сравнение предмета с чем- либо знакомым как приём запоминания | 1 | |||||
31 | Двигательная память. Ощущения движения при запоминании | 1 | Нарисовать щенка из предложенных фигур. | ||||
32 | Осязательная память. Тактильные представления при запоминании | 1 | |||||
33 | Обонятельная и вкусовая память. Обонятельные и вкусовые представления при запоминании | 1 | Промежуточная диагностика | ||||
Итого: 33 | |||||||
2-й класс
№ п/п | Название занятия | Кол-во часов | Творческие работы | Практические работы | Диагностика |
Раздел 1. Что изучает психология. | 1 | 1 | |||
1 1 | Что изучает психология. Применяли ли вы на практике знания психологии? | 1 | 1 Входная
| ||
Раздел 2. Внимание. | 8 | 8 | |||
2 | Восприятие и внимание. | 1 | 1 | ||
3 | Что такое внимание. Виды внимания: внешнее и внутреннее. | 1 | 1 | ||
4 | Виды внимания: непроизвольное и произвольное. | 1 | Рисование крокодила и придумать про него историю | 1 | |
5 | Свойства внимания. | 1 | 1 | ||
6 | Колебание внимания. Причины рассеивания внимания. | 1 | Дорисовать зайца и придумать про него историю | 1 | |
7 | Отвлечение внимания, его отличие от переключения. | 1 | 1 | ||
8 | Правила самоорганизации и внимания. | 1 | Эксперимент на концентрацию внимания | 1 | |
9 | Обобщающее занятие по теме «Внимание». | 1 | 1 | ||
Раздел 3. Память – запоминание сложных образов. | 11 |
| |||
10 | Память. Виды памяти. | 1 | Рисование белочки. Придумать рассказ про лесное животное | 1 | |
11 | Что такое образ. | 1 | 1 | ||
12 | Что такое ассоциация. Использование ассоциаций при запоминании образов. | 1 | 1 | ||
13 | Сюжетные ассоциации при запоминании. | 1 | Танграм составление елочки, домика, башенки. | 1 | |
14 | Что такое ассоциация. Использование образов для запоминания цифр и чисел. | 1 | 1 | ||
15 | Использование образов для запоминания иностранных слов. | 1 | Общение мимикой и жестами. | 1 | |
16 | Восприятие физического облика человека. | 1 | 1 | ||
17 | Восприятие и запоминание лица. | 1 | 1 | ||
18 | Сложный образ. | 1 | Рисование лягушки по клеточкам. | 1 | |
19 | Запоминание сложных образов. | 1 | 1 | ||
20 | Запоминание зрительных сложных образов. Сравнение, анализ и синтез при запоминании сложных образов. | 1 | 1 | ||
Раздел 4. Пространственные представления. | 14 |
| |||
21 | Что такое пространство. | 1 | Нахождение расстояния в пространстве | 1 | |
22 | Что такое пространственное представление. | 1 | 1 | ||
23 | Свойства пространства. | 1 | 1 | ||
2 24 | Размерность в пространстве. | 1 | 1 | ||
2 25 | Двухмерное пространство. Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости. | 1 | Определи по тени кто это? | 1 | |
2 26 | Направления трёхмерного пространства. Объём. | 1 | 1 | ||
2 27 | Схема тела человека и пространства. | 1 | 1 | ||
2 28 | Обобщающее занятие по теме: «Пространство в жизни человека». | 1 | 1 | ||
2 29 | Мышление в трёхмерном пространстве. Задания с установлением блоков в определённых соотношениях. | 1 | Строим конструкции из спичечных коробков. | 1 | |
3 30 | Временное представление. Установление признаков временной последовательности. | 1 | Дорисуй лес. | 1 | |
3 31 | Признаки длительности времени. Единицы измерения длительности. | 1 | 1 | ||
32 | Признаки темпа времени. Относительность темпа. Наполненность времени событиями как признак темпа. | 1 | Новые звездные образы. | 1 | |
3 33 | Признак ритмичности и повторяемости времени. | 1 | 1 | ||
3 34 | Обобщающее занятие по теме: «Пространственные представления» | 1 | Промежуточная | ||
Итого: 34 | 3 |
3-й класс
№ п/п | Название занятия | Кол-во часов | Творческие работы | Практические работы | Диагностика |
Раздел 1. Что изучает психология. 1 | |||||
1 | Что изучает психология (вводное занятие). | 1 | Входная | ||
Раздел 2. Воображение. 6 |
| ||||
2 | Что такое воображение или фантазия. | 1 | |||
3 | Создание нового образа с помощью анализа и синтеза. | 1 | |||
4 | Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования. | 1 | |||
5 | Создание нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения. | 1 | |||
6 | Создание нового образа путем оживления. | 1 | |||
7 | Роль воображения в жизни человека. | 1 | Придумать сказку про… Нарисуй необыкновенный образ | ||
Раздел 3. Абстрактное 27 мышление |
| ||||
8 | Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное. | 1 | |||
9 | Логическое мышление. | 1 | |||
10 | Игры на развитие логического мышления. | 1 | |||
11 | Творческое мышление. | 1 | |||
12 | Игры на развитие творческого мышления. | 1 | |||
13 | Что такое понятие. Его взаимосвязь с другими понятиями. | 1 | |||
14 | Понятие общее - частное. | 1 | |||
15 | Обобщение и ограничение понятий. | 1 | |||
16 | Составление определений. | 1 |
| Изготовление аппликации «пчелка» | |
17 | Существенные и несущественные признаки. | 1 | |||
18 | Родовидовые отношения. | 1 | |||
19 | Отношения между понятиями «часть - целое». | 1 | |||
20 | Отношение рядоположенности. | 1 | |||
21 | Отношение противоположности. | 1 | |||
22 | Причинно - следственные отношения. | 1 | |||
23 | Отношения последовательности. | 1 | |||
24 | Функциональные отношения. | 1 | |||
25 | Понятия. Понятия конкретные и абстрактные | 1 | |||
26 | Отношения между понятиями. | 1 | |||
27 | Что такое суждение. | 1 | Придумать и записать понятия «часть – целое» | ||
28 | Что такое умозаключение. Игры-задания на построение умозаключений. | 1 | |||
29 | Что такое умозаключение. Игры на нахождение и построение умозаключений. | 1 | |||
30 | Абстрактное мышление. Что такое аналогия. | 1 | |||
31 | Что такое аналогия. Игры на распознавание и построение аналогий. | 1 | |||
32 | Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей. | 1 | |||
33 | Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей. | 1 |
| Придумай и нарисуй ребусы по сказке «Волшебник Изумрудного города» | |
34 | Абстрактное мышление. | 1 | Промежуточная | ||
Итого: | 34 |
4-й класс
№ п/п | Название занятия | Кол-во часов | Творческие работы | Практические работы | Диагностика |
Раздел 1. Что изучает психология 1 |
| Входная | |||
1 | Что изучает психология | 1 |
| ||
Раздел 2. Внимание 9 |
| ||||
2 | Что такое внимание. | 1 |
| ||
3 | Что такое внимание. | 1 |
| ||
4 | Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. | 1 |
| ||
5 | Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное | 1 |
| ||
6 | Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное | 1 |
| ||
7 | Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение. | 1 | Написать сочинение «Что нужно сделать, чтобы быть добрым» | ||
8 | Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение. | 1 |
| ||
9 | Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение. | 1 |
| ||
10 | Обобщающее занятие по теме «Внимание» | 1 |
| ||
Раздел 3. Память 6 |
| ||||
11 | Роль памяти в жизни человека. | 1 | Сочини песню, используя рифмы: простой - злой; помогу - могу! | ||
12 | Роль памяти в учебе. | 1 | |||
13 | Виды памяти. | 1 | |||
14 | Виды памяти. | 1 | |||
15 | Обобщающее занятие по теме «Память». | 1 | |||
16 | Обобщающее занятие по теме «Память». | 1 | |||
Раздел 4. Пространственные представления 4 |
| ||||
17 | Пространственное представление. | 1 |
| ||
18 | Временное представление. | 1 |
| ||
19 | Пространство в жизни человека. | 1 | Сочини сказку | ||
20 | Обобщающее занятие по теме: «Пространственные и временные представления». | 1 |
| ||
Раздел 5. Воображение 3 |
| ||||
21 | Воображение в жизни человека. | 1 |
| Дорисовать образ шара до какого- либо образа. | |
22 | Приемы создания нового образа. | 1 |
| ||
23 | Обобщающее занятие по теме: «Воображение». | 1 |
| ||
Раздел 6. Мышление 3 |
| ||||
24 | Мышление образное и абстрактное. | 1 |
| ||
25 | Игры на развитие логического мышления. | 1 |
| ||
26 | Игры на развитие творческого мышления. | 1 |
| Нарисовать подарок другу. | |
Раздел 7. Общение 8 |
| ||||
27 | Что такое общение. Язык общения, его секреты. | 1 |
| ||
28 | Сочувствие, внимание, взаимоуважение. | 1 |
| ||
29 | Настроение. | 1 | Выполнить рисунок не - существующего существа «то ли птица, то ли зверь» | ||
30 | Саморегуляция состояния: релаксация. | 1 |
| ||
31 | Культура общения. Правила вежливости. | 1 |
| ||
32 | Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы. | 1 |
| Написать письмо любимой игрушке | |
33 | Фантазия характеров: умение владеть собой. Саморегуляция состояния: детский аутотренинг. | 1 |
| ||
34 | Обобщающее занятие по теме: «Общение». | 1 |
| ||
Итого: 34 |
| ||||
Итого по курсу:135 |
|
Оценочные материалы
Диагностическое направление.
Материалы для диагностики сформированных УУД (диагностический пакет методик).
Требования к методикам:
1. Методики должны измерять универсальные учебные действия.
2. Полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей педагога и в причинах возможной несформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.
Курс не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Отметка не используется, поскольку задача усвоения определённых знаний и умений не ставится. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся.
Мониторинг сформированности УУД по ФГОС.
1-й класс
№ п/п | Название методик | УУД | Диагностика |
1 | Карта наблюдений Методика Э.Ф. Замбацявичене | Коммуникативные Познавательные | Входная |
2 | Карта наблюдений Методика Э.Ф. Замбацявичене | Коммуникативные Познавательные | Промежуточная |
Методика «Карта наблюдений».
Данная методика предназначена для анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогом.
Оценка сформированности коммуникативных УУД:
1 – низкий уровень;
2 – средний уровень;
3 – высокий уровень.
1 | 2 | 3 | ||
1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | |||
2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации | Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации | |||
3. Плохо идёт на контакт с учителями | С удовольствием сотрудничает с учителями | |||
4. Плохо идет на контакт со сверстниками | С удовольствием сотрудничает с одноклассниками | |||
5. Плохая дисциплина | Дисциплинированный | |||
6.Частые конфликты | Отсутствие конфликтов | |||
7. Высокая двигательная активность, неусидчивость | Усидчивый |
Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления»
Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 2 субтеста по 10 проб в каждом.
1-й субтест. Осведомленность
Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.
Инструкция: Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем, так и детьми про себя. Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.
Обработка результатов.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Баллы суммируются. Уровень опредяляется в зависимости от суммы баллов.
Высокий уровень 8-10 баллов
Средний уровень 4-7 баллов
Низкий уровень 0-3 балла
Стимульный материал:
1-й субтест
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
- У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
- В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
- В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
- Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
- В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
- Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
- Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
- Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
- У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
- Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
Ключ к методике
№ | 1 субтест | № | 1 субтест |
1 | подошва | 6 | всегда |
2 | верблюд | 7 | день |
3 | 12 | 8 | жидкая |
4 | февраль | 9 | корень |
5 | страус | 10 | Москва |
2-й класс
№ п/п | Название методик | УУД | Диагностика |
1 | Методика Э.Ф.Замбацявичене Карта наблюдений | Познавательные Коммуникативные | Входная |
2 | Методика Э.Ф.Замбацявичене Карта наблюдений | Познавательные Коммуникативные | Промежуточная |
Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления»
Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 2 субтеста по 10 проб в каждом (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).
1-й субтест
Осведомленность
Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.
2-й субтест
Классификация
Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.
Инструкция:
Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.
Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем (психологом), так и детьми про себя в электронном варианте (методика Р. Амтхауэра). Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.
Обработка результатов.
При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
18 - 20 баллов – высокий уровень;
10 – 17 баллов – средний уровень;
0 –9 – низкий уровень.
Стимульный материал:
1-й субтест
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
- У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
- В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
- В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
- Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
- В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
- Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
- Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
- Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
- У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
- Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
2-й субтест
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.
- Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
- Река, озеро, море, мост, болото.
- Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
- Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
- Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
- Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
- Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
- Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
- Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
- Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Ключ к методике
№ | 1 субтест | 2 субтест | № | 1 субтест | 2 субтест |
1 | подошва | фасоль | 6 | всегда | указка |
2 | верблюд | мост | 7 | день | Нестеров |
3 | 12 | песок | 8 | жидкая | лебедь |
4 | февраль | Москва | 9 | корень | число |
5 | страус | каштан | 10 | Москва | вкусный |
Методика «Карта наблюдений».
Данная методика предназначена для анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогом.
Оценка сформированности коммуникативных УУД:
1 – низкий уровень;
2 – средний уровень;
3 – высокий уровень.
1 | 2 | 3 | ||
1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | |||
2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации | Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации | |||
3. Плохо идёт на контакт с учителями | С удовольствием сотрудничает с учителями | |||
4. Плохо идет на контакт со сверстниками | С удовольствием сотрудничает с одноклассниками | |||
5. Плохая дисциплина | Дисциплинированный | |||
6.Частые конфликты | Отсутствие конфликтов | |||
7. Высокая двигательная активность, неусидчивость | Усидчивый |
3-й класс
№ п/п | Название методик | УУД | Диагностика |
1 | Методика Э.Ф.Замбацявичене Карта наблюдений | Познавательные Коммуникативные | Входная |
2 | Методика Э.Ф.Замбацявичене Карта наблюдений | Познавательные Коммуникативные | Промежуточная |
Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления»
Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 3 субтеста по 10 проб в каждом.
1-й субтест
Осведомленность
Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.
2-й субтест
Классификация
Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.
Инструкция:
Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.
Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем (психологом), так и детьми про себя в электронном варианте (методика Р. Амтхауэра). Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.
Обработка результатов.
При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом.
18 - 20 баллов – высокий уровень;
10 – 17 баллов – средний уровень;
0 –9 – низкий уровень.
Ключ к методике
№ | 1 субтест | 2 субтест | № | 1 субтест | 2 субтест |
1 | подошва | фасоль | 6 | всегда | указка |
2 | верблюд | мост | 7 | день | Нестеров |
3 | 12 | песок | 8 | жидкая | лебедь |
4 | февраль | Москва | 9 | корень | число |
5 | страус | каштан | 10 | Москва | вкусный |
Стимульный материал:
1-й субтест
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
- У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
- В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
- В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
- Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
- В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
- Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
- Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
- Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
- У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
- Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
2-й субтест
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.
- Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
- Река, озеро, море, мост, болото.
- Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
- Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
- Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
- Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
- Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
- Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
- Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
- Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
3-й субтест. Умозаключение по аналогии
«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». (первое задание разбирается вместе)
- Огурец - Овощ
Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля)
- Огород - Морковь
Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)
- Учитель - Ученик
Врач - ? ( Очки, больница, палата, больной, лекарство)
- Цветок - Ваза
Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)
- Перчатка - Рука
Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка)
- Темный - Светлый
Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)
- Часы - Время
Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач)
- Машина - Мотор
Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег)
- Стол- Скатерть
Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди)
10. Стул - Деревянный
Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная)
Методика «Карта наблюдений».
Данная методика предназначена для анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогом.
Оценка сформированности коммуникативных УУД:
1 – низкий уровень;
2 – средний уровень;
3 – высокий уровень.
1 | 2 | 3 | ||
1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | |||
2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации | Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации | |||
3. Плохо идёт на контакт с учителями | С удовольствием сотрудничает с учителями | |||
4. Плохо идет на контакт со сверстниками | С удовольствием сотрудничает с одноклассниками | |||
5. Плохая дисциплина | Дисциплинированный | |||
6.Частые конфликты | Отсутствие конфликтов | |||
7. Высокая двигательная активность, неусидчивость | Усидчивый |
4-й класс
№ п/п | Название методик | УУД | Диагностика |
1 | Методика Э.Ф.Замбацявичене Карта наблюдений | Познавательные Коммуникативные | Входная |
2 | Методика Э.Ф.Замбацявичене Карта наблюдений | Познавательные Коммуникативные | Промежуточная |
Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления»
Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Форма проведения: письменный опрос.
Возраст: младшие школьники
1-й субтест направлен на выявление осведомленности.
Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности.
Задания 1-го субтеста
«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? » (первое задание разбирается вместе)
1.У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы)
Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок? Объясните свой ответ». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.
- В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин)
- В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.)
- Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
- В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец)
- Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда)
- Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник)
- У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень)
- Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы)
10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)
2-й субтест. Классификация, способность к обобщению
«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. (первое задание разбирается вместе)
- Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка Река, озеро, море, мост, пруд
- Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла
- Стол, ковер, кресло, кровать, табурет
- Тополь, береза, орешник, липа, осина
- Курица, петух, орел, гусь, индюк
- Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат
- Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля
- Число, деление, сложение, вычитание, умножение
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный
3-й субтест. Умозаключение по аналогии
«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». (первое задание разбирается вместе)
- Огурец - Овощ
Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля)
- Огород - Морковь
Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)
- Учитель - Ученик
Врач - ? ( Очки, больница, палата, больной, лекарство)
- Цветок - Ваза
Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)
- Перчатка - Рука
Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка)
- Темный - Светлый
Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)
- Часы - Время
Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач)
- Машина - Мотор
Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег)
- Стол- Скатерть
Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди)
10. Стул - Деревянный
Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная)
4-й субтест. Обобщение
«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» (первое задание разбирается вместе)
- Окунь, карась...
- Метла, лопата...
- Лето, зима...
- Огурец, помидор ...
5. Сирень, орешник ...
- Шкаф, диван ...
- Июнь, июль ...
- День, ночь...
- Слон, муравей ...
10. Дерево, цветок ...
Обработка результатов
Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности).
Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).
Средний — 3-й уровень — 31 —26 баллов (79— 65%).
Низкий — 2-й уровень — 25 —20 баллов (64,9-50%).
Патология — 1-й уровень — 19 и ниже (49,9% и ниже).
Среди нормально развивающихся детей не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущенностью.
Методика «Карта наблюдений».
Данная методика предназначена для анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогом.
Оценка сформированности коммуникативных УУД:
1 – низкий уровень;
2 – средний уровень;
3 – высокий уровень.
1 | 2 | 3 | ||
1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | |||
2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации | Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации | |||
3. Плохо идёт на контакт с учителями | С удовольствием сотрудничает с учителями | |||
4. Плохо идет на контакт со сверстниками | С удовольствием сотрудничает с одноклассниками | |||
5. Плохая дисциплина | Дисциплинированный | |||
6.Частые конфликты | Отсутствие конфликтов | |||
7. Высокая двигательная активность, неусидчивость | Усидчивый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"
Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...
Факультативный курс "Речевое развитие младших школьников" для 2 класса
Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Речевое развитие младших школьников" для 2 класса...
Концепция "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
1. Почему я уделила место этому вопросу? Интеллект - это достояние,мощь,будущее каждоц нации. На протяжении ряда лет я наблюдаю, что на современном этапе развития среди ряда...
Комплексное интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка
Комплексное интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка...
Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на втором году обучения. Методика проведения взаимного диктанта.
Методика проведения взаимного диктанта....
Адаптированная образовательная рабочая программа по коррекционному курсу «Психологическое развитие младших школьников»
Адаптированная образовательная рабочая программапо коррекционному курсу «Психологическое развитие младших школьников»...
Программа комплексного развития младшего школьника "Растишка" как условие успешной инклюзии в образовательном учреждении
В нашем образовательном учреждении выполняется ряд условий, способствующих успешному получению образовательного и социального опыта детей с задержкой психического развити...