Программа внеурочной деятельности "Растем и учимся"
рабочая программа по теме
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Растем и учимся".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_rastem_i_uchimsya.doc | 423 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ
Программа внеурочной деятельности младших школьников
по общеинтеллектуальному направлению
«Растём и учимся»
Автор программы
учитель начальных классов 1 категории
Рахманова Фания Изаиловна
2015 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………..3
Содержание программы ………………………………….………………….…9
Учебно – тематический план ……………………………………………..……23
Учебно – методическое обеспечение ……………………………..…………...31
Использованная литература ….....……………………………………………...33
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), на основе примерных программ внеурочной деятельности В.А.Горского, А.А.Тимофеева, Д.В. Смирнова, Москва.
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.
Программа «Растём и учимся» является объединяющей знания и умения, входящие в предметные области окружающего мира, математики, литературного чтения, ОРКСЭ. Здесь ребята учатся добывать необходимые знания из разных источников (учебная литература, словари, энциклопедии, Интернет). Учатся оценивать реальную ситуацию и сопоставлять свои знания, умения и возможности для решения стоящих перед ними проблем. Программа содержит в себе темы 6 направлений. Они выбраны не случайно, в современном мире их изучение очень актуально и важно.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;
2. Принцип научной организации;
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования;
5. Принцип целостности;
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования;
7. Принцип личностно – деятельностного подхода;
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);
9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов;
10.Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации.
Виды деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- творческая работа;
- театрализация;
- проектирование;
- практическая работа.
Актуальность программы
Одним из проблемных вопросов системы школьного образования XX – начала XXI вв. являлось то, что при хорошем академическом уровне подготовки школьники затруднялись в практическом применении знаний, решении нестандартных задач. Программа «Растем и учимся» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно–ориен-тированный, деятельностный подходы.
Новизна данной программы в том, что здесь реализуется педагогическая идея формирования у младших школьников умения правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти оптимальный способ решения проблемы. Работая по данной программе, мы опираемся на следующие определения, которые раскрывают эффективную и развитую личность:
«человек-осознающий» – осознающий себя и свои жизненные цели и задачи в этом мире;
«человек-предприимчивый» - который уметь достигать поставленных перед собой целей, организовывать необходимые для этого ресурсы, соотносить с экономической состоятельностью;
«человек-социальный» - осознающий свою ответственность, умеющий видеть границы ответственности других; умеющий сотрудничать, учитывая свои интересы и интересы других;
«человек-сильный духом» - умеющий цивилизованно отстаивать и защищать свои права и интересы в обществе, способный противостоять манипуляциям и зависимостям; умеющий сохранять свою индивидуальность и быть верным своим принципам.
Цель программы: формирование умений учащихся грамотно подходить к решению различных проблем на основе практических навыков, личностных переживаний и научных знаний.
Задачи программы:
- Развивать личности младшего школьника;
- Воспитывать коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
- Учить внимательно слушать мнение собеседника, аргументировано высказывать свое мнение.
- Учить адекватно оценивать сложившуюся ситуацию.
- Учить принимать решения исходя из условий данной ситуации.
6 разных направлений, содержащих программу «Растем и учимся» имеют свои основные цели:
«Читаем книги» - анализируя героев литературных произведений происходит формирование духовности личности, выработка личностного отношения к общечеловеческим морально-этическим и эстетическим ценностям.
«Межличностные отношения» - учить этическим нормам поведения, уважать окружающих, помогать старшим, давать оценку своим поступкам и поступкам окружающих и т. д.
«Наше здоровье» - воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой, формировать навыки здорового образа жизни.
«Математические задачки», «Финансовые задачки» - учить логически мыслить, учить экономить (деньги, электричество, воду, бережное отношение к предметам обихода и т. д.)
«Геометрические расчеты» - формирование начальных элементов конструкторского мышления, воображения и пространственных представлений.
«Экологическая тропа» - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 -11 лет
Программа рассчитана на 135 часов: 1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Продолжительность занятий: в 1- ом классе в сентябре - декабре - по 35 минут, в январе - мае по 45 минут, 2 – 4 классах – по 45 минут.
Формы и методы проведения занятий
Ведущей формой организации занятий является - групповая. Беседа, обсуждение литературных произведений в группах, анализ поступков героев, поиск выхода из сложившейся ситуации. Использование ролевых игр при решении проблем межличностных отношений. Исследовательская работа.
Методы контроля: проектная работа, исследовательская работа, практическая работа.
Контроль знаний, умений и навыков будет проводиться:
1 класс - один раз – в конце учебного года;
2 – 4 классы - два раза в год – после первого полугодия и в конце учебного года.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
- ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки, школьник учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью.
- самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат.
- учится взаимодействовать в социуме, приобретает умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
Предметные результаты:
- Анализировать текст предложенного произведения.
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения проблемы.
- Оценивать предъявленное готовое решение.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Содержание программы
1 класс
Читаем книги | |||
1 | Чем мы будем заниматься? | Беседа. Игра «Найди друга» | |
2 | Как много разных вопросов вокруг. | Беседа. Игра «Ты мне, я тебе» | |
3 | Русская народная сказка «Репка» | Чтение сказки. Беседа. Театрализация сказки. | |
4 | В. Осеева «Печенье». Чтение, обсуждение. | Чтение рассказа по ролям. Обсуждение поступков героев в группах. | |
5 | В. Осеева «Печенье». Инсценирование. | Чтение рассказа по ролям. Обсуждение поступков героев в группах. Театрализация. | |
6 | Л. Толстой «3 друга». Чтение, обсуждение. | Чтение рассказа по ролям. Обсуждение поступков героев в группах. | |
7 | Л. Толстой «3 друга». Инсценирование. | Чтение рассказа по ролям. Обсуждение поступков героев в группах. Театрализация. | |
Межличностные отношения | |||
8 | Бабушка и дедушка – близкие мне люди. | Работа с пословицами. Чтение стихов. Рассказ детей о своих близких. Игра «Помоги». | |
9 | Школа – мой второй дом. | Загадки. Правила поведения. Игра «Закончи». | |
10 | Одноклассники – мои друзья. | Структура «Углы» сингапурской методики. | |
11 | Мама, милая, мама. | Работа с пословицами. Чтение стихов. Рассказ детей о своих мамах. Игра «Опиши маму». | |
12 | Доброта – что солнышко. | Беседа. Работа с пословицами. Коллективная поделка «Солнышко добра». | |
13 | Что такое дружба? | Кроссворд. Проигрывание ситуаций в группах. Обсуждение. | |
Наше здоровье | |||
14 | Что такое здоровье? | Беседа. Работа с толковым словарем. Игра «Что полезно, а что - нет» | |
15 | Почему надо быть здоровым? | Просмотр презентации. Структура «Модель Фрейер» | |
16 | Почему люди болеют? | Работа в группах. Составление правил ЗОЖ. | |
17 | Здоровые и больные. | Рисование. Сравнение рисунков. Обсуждение. | |
18 | Мы хотим быть здоровыми! | Кроссворд. Дыхательная гимнастика. | |
Математические задачки | |||
19 | Логические задачи «В магазине» | Решение логических задач «В магазине». Игра в группах «В магазине» | |
20 | Логические задачи «Папе, маме, мне» | Решение логических задач «Папе, маме, мне». Игра в группах. | |
21 | Логические задачи «Мы в лесу» | Решение логических задач «Мы в лесу». Игра в группах. | |
22 | Старинные задачки | Задачи «Ноги и головы». | |
23 | Ребусы и шарады | Разгадывание ребусов и шарад. | |
Геометрические расчеты | |||
24 | Что такое геометрия. | «Сказка про Гео». Игра «Узнай фигуру». | |
25 | «Геометрические» игры. | Игры «Какая фигура лишняя», «Фигуры и буквы». Работа в группах «Придумай задание для соседа» | |
26 | Сколько прямоугольников в классе? | Игра конкурс «Сколько прямоугольников в классе» | |
27 | Короткий и верный путь от школы домой. | Рисование пути от школы домой. Рассказ. | |
28 | Что в форме круга? | Игра на воображение «Что в форме круга». Рисование. | |
Экологическая тропа | |||
29 | Наша фауна. | Работа с толковым словарем. Кроссворд. Структура «Запиши мысли». | |
30 | Птицы – наши друзья. | Просмотр презентации. Загадки. Игра «Угадай птицу». Чтение стихов. | |
31 | Ночные хищники. | Просмотр презентации. Игра «Угадай по голосу» | |
32 | Природа – наш дом. | Экскурсия на природу. Наблюдение. | |
33 | Проектная работа «Зеленая планета» | Поиск ответов на поставленные вопросы. Оформление собранного материала. Презентация. |
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор поступка, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты: учиться высказывать свое мнение, учиться выстраивать логическую цепочку; правильно реагировать на высказывание других членов группы, овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.
Предметные результаты: знакомство с произведениями русских писателей, развитие речи (литературное чтение); учиться решать логические задачи (математика), учиться вежливости, тактичности, знакомство и изучение живой природы (окружающий мир).
2 класс
Читаем книги | |||
1 | В. Катаев «Цветик – семицветик» Чтение. | Чтение сказки с частичным просмотром видеозаписи. | |
2 | В. Катаев «Цветик – семицветик». Обсуждение. | Обсуждение. Проигрывание вариантов. | |
3 | Басни Л. Н. Толстого. | Чтение, обсуждение. Кроссворд. | |
4 | Басни Л. Н. Толстого. | Театрализация. Рассказ интересных ситуаций из своей жизни. | |
5 | Рассказы Н. Носова. | Чтение по ролям, обсуждение. | |
6 | Рассказы Н. Носова. | Театрализация. Рассказ интересных ситуаций из своей жизни. | |
7 | Вредные советы Г. Остера | Чтение вредных советов. Обсуждение. Предложение альтернативного варианта. | |
Межличностные отношения | |||
8 | Отношение к пожилым. | Чтение притчи. Чтение стихов. Работа с пословицами. Беседа. | |
9 | Дружить – дело серьезное. | Кроссворд. Обсуждение случаев из жизни детей. | |
10 | Если друг оказался вдруг… | Театрализация. Обсуждение. Поиск выхода из ситуации. | |
11 | Вся семья вместе, так и душа на месте. | Чтение стихов. Работа с пословицами. | |
12 | Братская любовь крепче каменных стен. | Чтение стихов. Беседа о взаимопомощи родных. | |
13 | Незнакомцы. | Правила поведения с незнакомцами. Просмотр видео. | |
Наше здоровье | |||
14 | Что мы едим? | Кроссворд. Просмотр видео. | |
15 | Фрукты и овощи. | Загадки. Поиск ответов на вопросы: Чем полезны овощи и фрукты? Что в них содержит? | |
16 | Полуфабрикаты и пищевые добавки. | Работа с Интернетом. Поиск и изучение информации о пищевых добавках. | |
17 | Проектная работа «Наша пища» | Обработка полученной ранее информации. Оформление. | |
18 | Защита проектной работы | Альбом. Презентация. Газета. | |
Финансовые задачки | |||
19 | Семейный бюджет. Что это такое? | Работа с толковым словарем. Беседа. | |
20 | Что такое экономия? | Работа с толковым словарем. Раскрыть понятие. | |
21 | Бережливость. | Работа с толковым словарем. Чтение стихов. Работа с пословицами. | |
22 | Бережное отношение к предметам. | Загадки. Работа в группах. Определение необходимости бережного отношения. Как быть бережливым. | |
23 | Бережное отношение к одежде. | Загадки. Работа в группах. Определение необходимости бережного отношения. Как беречь одежду. | |
Экологическая тропа | |||
24 | Браконьерство | Поиск информации. Работа с толковым словарем, Интернет. | |
25 | Исчезающие виды животных | Работа с Красной книгой. Редкие и исчезающие виды животных Татарстана. | |
26 | Исчезающие виды птиц. | Работа с Красной книгой. Редкие и исчезающие виды животных Татарстана. Рисование. | |
27 | Природный баланс | Примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных. | |
28 | Экскурсия в краеведческий музей | Наблюдение. Фото. | |
Геометрические расчеты | |||
29 | Геометрические задания | Графический диктант. Игра «Закономерности». | |
30 | Измеряем. Чертим. | Игра « Начерти фигуру». | |
31 | Нестандартные геометрические задания. | Игра «Танграмм». | |
32 | Геометрические задачи. | Игра «Сосчитай треугольники». Составление картинок из геометрических фигур. | |
33 | Проектная работа «Дом, в котором мы живем» | Групповая работа. Выполнение домашнего интерьера из коробок разного размера. | |
34 | Защита проектной работы | Презентация. Выставка. |
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов: учиться объяснять свои несогласия и пытаться договориться; учиться выражать свои мысли, аргументировать.
Метапредметные результаты: формировать умение оценивать свои действия, действия одноклассников; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя), развивать доброжелательность и отзывчивость, развивать способность вступать в общение с целью быть понятым, учиться предлагать свое решение проблемы, доступно объяснить его; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, одноклассников, и используя учебную литературу.
Предметные результаты: изучить произведения русских писателей, учиться продумывать вопросы и задавать их, строить причинно – следственные цепочки, делать умозаключения; учить обращать внимание на свое питание и уметь выбирать продукты питания; получить первоначальные знания необходимые для сохранения баланса в природе.
3 класс
Читаем книги | ||||
1 | Басни И. А. Крылова. | Чтение. Обсуждение. Составление примеров межличностных отношений, соответствующих к определенной басне. | ||
2 | Басни И. А. Крылова. | Театрализация вариации правильного поведения людей. | ||
3 | А.П. Чехов «Каштанка» | Чтение. Обсуждение. | ||
4 | А. Чехов «"Мальчики" | Беседа. Обсуждение. | ||
5 | Л. Воронкова «Девочка из города» | Беседа. Обсуждение. | ||
6 | «…И кот учёный свои мне сказки говорил» (А. С. Пушкин) | Презентация. КВН. | ||
7 | Наше творчество | Сочинение собственной сказки. | ||
Межличностные отношения | ||||
8 | В дружбе - сила. | Пословицы. Викторина. Обсуждение. Правила дружбы. | ||
9 | Правила поведения в общественных местах. | Просмотр видео. Обсуждение примеров поведения. Театрализация правильного поведения. | ||
10 | Правила поведения в школе. | Просмотр видео. Обсуждение примеров поведения. Театрализация правильного поведения. | ||
11 | Этикет. | Просмотр видео. Обсуждение примеров поведения. | ||
12 | Этикет за столом. | Практическое занятие. | ||
13 | Конференция « Что значит быть культурным человеком?» | Выступления обучающихся. | ||
Наше здоровье | Наше здоровье -5 ч. | |||
14 | Движение – это жизнь. | Беседа. Составление памятки «Личная гигиена». Просмотр презентации. | ||
15 | Виды спорта. | Работа в группах «Любимые виды спорта». Определение пользы отдельных видов спорта. | ||
16 | Занятие в спортзале. | Практическое занятие: прыжки со скакалками, игра с мячом. | ||
17 | Наш пульс | Учиться находить пульс. Считать в разных физических состояниях. | ||
18 | Прогулка в городской парк | Прогулка. Дыхательная гимнастика. | ||
Финансовые задачки | ||||
19 | Экономим воду. | Просмотр презентации. Информация о водных ресурсах России. Беседа: Почему надо экономить воду. Как экономить воду. | ||
20 | Экономим электричество. | Просмотр презентации. Почему надо экономить электроэнергию. Как ее экономить. Игра «Плохо-хорошо». Составление памятки по энергосбережению. | ||
21 | Бережем здоровье – экономим деньги. | Загадки. Просмотр видеоролика. Обсуждение ситуаций. | ||
22 | Зеленая аптека. | Загадки. Работа в группах. Поиск информации об определенных растениях. | ||
23 | Копейка рубль бережет. | Просмотр видео ролика. Примеры из жизни. Обсуждение. | ||
Экологическая тропа | Экологические проблемы – 5 ч. | |||
24 | Наша флора. | Работа с толковым словарем. Виды растений. Просмотр видеофильма. | ||
25 | Растения лесов и полей. | Просмотр презентации. Польза отдельных растений. Игра «Узнай растение по описанию». | ||
26 | Исчезающие виды растений. | Работа с Красной книгой. | ||
27 | Деревья - легкие планеты. | Просмотр презентации. Поиск информации о деревьях. | ||
28 | Проектная работа «Сажайте деревья!» | Оформление стенной газеты, используя информацию, полученную ранее. | ||
Геометрические расчеты | Геометрические расчеты – 6 ч. | |||
29 | Измеряем кабинет. Высота и длина стен. | Учимся пользоваться рулеткой, записывать измерения. | ||
30 | Площадь кабинета. | Учимся находить площадь стен, площадь кабинета. | ||
31 | Расчеты строителей. | Расчет необходимого количества рулонов обоев. | ||
32 | Проектная работа «Делаем сток воды с крыши» | Выполнение расчетов. Выполнение труб из бумаги. | ||
33 | Проектная работа «Делаем сток воды с крыши» | Выполнение расчетов. Прикрепление труб к крыше. | ||
34 | Защита проектной работы. | Презентация. |
В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов: развивать самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, получить установку на здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, одноклассников, и используя учебную литературу.
Предметные результаты: Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, представлять, анализировать и интерпретировать данные; изучение растений, усвоить их необходимость для своего здоровья; учиться экономии во всем.
- класс
Читаем книги | ||
1 | Рассказы Л. Н. Толстого. | Чтение рассказов в группах. Подготовка к драматизации. |
2 | Рассказы Л. Н. Толстого. | Драматизация рассказов. Обсуждение. |
3 | Наше творчество. | Составление рассказов с этической моралью. |
4 | Наше творчество. | Чтение собственных рассказов. |
5 | Н. Сладков «Приемыш» | Чтение. Обсуждение. Кроссворд. |
6 | «Мои герои – животные» (Э. Сетон-Томпсон) | Круглый стол |
Межличностные отношения | ||
7 | Папа, мама, я – дружная семья. | Беседа. Размышление в группе. Театрализация «Случай из жизни». |
8 | Мы идем в гости. | Практическое занятие. Обсуждение. |
9 | К нам приходят гости. | Практическое занятие. Обсуждение. |
10 | Спор между друзьями. | Рассмотрение ситуации. Поиск выхода из сложившейся проблемы. Рассказ о своей жизненной ситуации. |
11 | Мне человек не нравится. | Рассмотрение ситуации. Поиск выхода из сложившейся ситуации. |
Наше здоровье | ||
12 | Наше настроение. | Игра «Угадай мое настроение». От чего зависит наше настроение? |
13 | Стресс. Релаксация. | Работа с толковым словарем. Структура «Запиши мысли». |
14 | Психологический настрой. | Прослушивание музыки для релаксации. Высказывание комплиментов. |
15 | Исследовательская работа «Наше настроение» | Сбор информации, рисунков, фото. Что способствует хорошему настроению, чего нужно избегать. |
16 | Защита проектной работы | Презентация, плакат, газета. |
Геометрические расчеты | ||
17 | Геометрические задания | Игра «Треугольники, квадраты» |
18 | Задачи - головоломки | Игра «Лабиринт», игры с проволоками. |
19 | Задачи - шутки | Придумать задание соседу. Выполнение заданий от соседей. |
20 | Задачи из жизни | Задание «Протяни веревку». |
21 | Бумажный кубик. | Вырезание бумажного кубика. Выполнение задания. |
22 | Палочки-выручалочки. | Упражнения и головоломки с палочками. |
Экологическая тропа | ||
23 | Загрязнение водоемов. | Работа с СМИ. Просмотр видео. Выяснение причин загрязнения. Чем чреваты последствия? |
24 | Загрязнение лесов. | Работа с СМИ. Просмотр видео. Выяснение причин загрязнения. Чем чреваты последствия? |
25 | Лесные пожары. | Работа с СМИ. Просмотр видео. Выяснение причин. Чем чреваты последствия? |
26 | Улицы нашего города. | Беседа. Обсуждение в группах. |
27 | Наша помощь природе. | Поиск решения проблем и пути их решения в группах. |
28 | Мы – дети природы | Выпуск «Экологических газет». |
Финансовые задачки | ||
29 | Идем в магазин. | Игра «В магазине» |
30 | Цена – количество. | Игра «Цена – количество» |
31 | Цена – качество. | Учить определять срок годности продуктов, обращать внимание на состав продукции. Беседа: «Что важнее качество товара или его цена?» |
32 | Производственная работа | Просмотр видео о заводах и фабриках России. |
33 | Экскурсия на маслозавод | Наблюдение. Сбор информации о производстве кисломолочных продуктов. |
34 | Практическая работа | Молочный коктейль с фруктами. |
В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов: самостоятельность мышления; готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению; способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Метапредметные результаты: готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде; развивать доброжелательность и отзывчивость, развивать способность вступать в общение с целью быть понятым, учиться предлагать свое решение проблемы, доступно объяснить его; выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, беседа, обсуждение, театрализация и др.);
Предметные результаты: овладение основами логического и алгоритмического мышления; умение применять полученные знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира; учить выбирать качественные продукты, соотносить качество продукта с его ценой.
Учебно – тематический план
1 класс
№ | Тема | Кол – во часов | Теория | Практика |
Читаем книги – 7 ч. | ||||
1 | Чем мы будем заниматься? | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Как много разных вопросов вокруг. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Русская народная сказка «Репка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | В. Осеева «Печенье». Чтение, обсуждение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | В. Осеева «Печенье». Театрализация. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Л. Толстой «3 друга». Чтение, обсуждение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Л. Толстой «3 друга». Театрализация. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Межличностные отношения – 6 ч. | ||||
8 | Бабушка и дедушка – близкие мне люди. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Школа – мой второй дом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Одноклассники – мои друзья. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Мама, милая, мама. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Доброта – что солнышко. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Что такое дружба? | 1 | 0,5 | 0,5 |
Наше здоровье -5 ч. | ||||
14 | Что такое здоровье? | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Почему надо быть здоровым? | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Почему люди болеют? | 1 | 1 | |
17 | Здоровые и больные. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Мы хотим быть здоровыми! | 1 | 1 | |
Математические задачки – 5 ч. | ||||
19 | Логические задачи «В магазине» | 1 | 1 | |
20 | Логические задачи «Папе, маме, мне» | 1 | 1 | |
21 | Логические задачи «Мы в лесу» | 1 | 1 | |
22 | Старинные задачки | 1 | 1 | |
23 | Ребусы и шарады | 1 | 1 | |
Геометрические расчеты – 5 ч. | ||||
24 | Что такое геометрия. | 1 | 1 | |
25 | «Геометрические» игры. | 1 | 1 | |
26 | Сколько прямоугольников в классе? | 1 | 1 | |
27 | Короткий и верный путь от школы домой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Что в форме круга? | 1 | 0,5 | 0,5 |
Экологическая тропа – 5 ч. | ||||
29 | Наша фауна. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Птицы – наши друзья. | 1 | 1 | |
31 | Ночные хищники. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Природа – наш дом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Проектная работа «Зеленая планета» | 1 | 1 |
2 класс
№ | Тема | Кол – во часов | Теория | Практика |
Читаем книги– 7 ч. | ||||
1 | В. Катаев «Цветик – семицветик» Чтение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | В. Катаев «Цветик – семицветик». Обсуждение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Басни Л. Н. Толстого. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Басни Л. Н. Толстого. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Рассказы Н. Носова. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Рассказы Н. Носова. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Вредные советы Г. Остера | 1 | 0,5 | 0,5 |
Межличностные отношения – 6 ч. | ||||
8 | Отношение к пожилым. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Дружить – дело серьезное. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Если друг оказался вдруг… | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Вся семья вместе, так и душа на месте. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Братская любовь крепче каменных стен. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Незнакомцы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Наше здоровье -5 ч. | ||||
14 | Что мы едим? | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Фрукты и овощи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Полуфабрикаты и пищевые добавки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Проектная работа «Наша пища» | 1 | 0,5 | 1,5 |
18 | Защита проектной работы | 1 | 1 | |
Финансовые задачки – 5 ч. | ||||
19 | Семейный бюджет. Что это такое? | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Что такое экономия? | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Бережливость. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Бережное отношение к предметам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Бережное отношение к одежде. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Экологическая тропа – 5 ч. | ||||
24 | Браконьерство | 1 | 1 | |
25 | Исчезающие виды животных | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Исчезающие виды птиц. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Природный баланс | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | ||
Геометрические расчеты – 6 ч. | ||||
29 | Геометрические задания | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Измеряем. Чертим. | 1 | 1 | |
31 | Нестандартные геометрические задания. | 1 | 1 | |
32 | Геометрические задачи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Проектная работа «Дом, в котором мы живем» | 2 | 0,5 | 1,5 |
34 | Защита проектной работы | 1 | 1 |
3 класс
№ | Тема | Кол – во часов | Теория | Практика |
Читаем книги – 7 ч. | ||||
1 | Басни И. А. Крылова. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Басни И. А. Крылова. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | А.П. Чехов «Каштанка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | А. Чехов «"Мальчики" | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Л. Воронкова «Девочка из города» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «…И кот учёный свои мне сказки говорил» (А. С. Пушкин) | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Наше творчество | 1 | 0,5 | 0,5 |
Межличностные отношения – 6 ч. | ||||
8 | В дружбе сила. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Правила поведения в школе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Этикет. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Этикет за столом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Конференция « Что значит быть культурным человеком?» | 1 | 1 | |
Наше здоровье -5 ч. | ||||
14 | Движение – это жизнь. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Виды спорта. | 1 | 1 | |
16 | Занятие в спортзале. | 1 | 1 | |
17 | Наш пульс | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Прогулка в городской парк | 1 | ||
Финансовые задачки – 5 ч. | ||||
19 | Экономим воду. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Экономим электричество. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Бережем здоровье – экономим деньги. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Зеленая аптека. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Копейка рубль бережет. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Экологическая тропа – 5 ч. | ||||
24 | Наша флора. | 1 | 1 | |
25 | Растения лесов и полей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Исчезающие виды растений. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Деревья - легкие планеты. | 1 | 1 | |
28 | Проектная работа «Сажайте деревья!» | 1 | 1 | |
Геометрические расчеты – 6 ч. | ||||
29 | Измеряем кабинет. Высота и длина стен. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Площадь кабинета. | 1 | 1 | |
31 | Расчеты строителей. | 1 | 1 | |
32 | Проектная работа «Делаем сток воды с крыши» | 1 | 1 | |
33 | Проектная работа «Делаем сток воды с крыши» | 1 | 1 | |
34 | Защита проектной работы. | 1 | 1 |
- класс
№ | Тема | Кол – во часов | Теория | Практика |
Читаем книги – 6 ч. | ||||
1 | Рассказы Л. Н. Толстого. | 1 | 1 | |
2 | Рассказы Л. Н. Толстого. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Наше творчество. | 1 | 1 | |
4 | Наше творчество. | 1 | 1 | |
5 | Н. Сладков «Приемыш» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Э. Сетон-Томпсон «Мои герои – животные» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Межличностные отношения – 5 ч. | ||||
7 | Папа, мама, я – дружная семья. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Мы идем в гости. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | К нам приходят гости. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Спор между друзьями. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Мне человек не нравится. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Наше здоровье -5 ч. | ||||
12 | Наше настроение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Стресс. Релаксация. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Психологический настрой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Исследовательская работа «Наше настроение» | 1 | 1 | |
16 | Защита проектной работы | 1 | 1 | |
Геометрические расчеты – 6 ч. | ||||
17 | Геометрические задания | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Задачи - головоломки | 1 | 1 | |
19 | Задачи - шутки | 1 | 1 | |
20 | Задачи из жизни | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Бумажный кубик. | 1 | 1 | |
22 | Палочки-выручалочки. | 1 | 1 | |
Экологическая тропа – 6 ч. | ||||
23 | Загрязнение водоемов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Загрязнение лесов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Лесные пожары. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Улицы нашего города. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Наша помощь природе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Мы – дети природы | 1 | 0,5 | 0,5 |
Финансовые задачки – 6 ч. | ||||
29 | Идем в магазин. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Цена – количество. | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Цена – качество. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Производственная работа | 1 | 1 | |
33 | Экскурсия на маслозавод | 1 | ||
34 | Практическая работа | 1 | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
Технические средства обучения: проектор, ноутбук, аудио и видеозаписи.
Печатные пособия:
- Конспекты уроков по внеклассному чтению. 1-4 кл. : пособие для учителя/В.И. Горовая и др. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 207 с. — (Библиотека учителя начальной школы).
- Геометрия в начальной школе.: учебник – тетрадь/И. В. Шадрина – М.: АСТ, 2006._48с.
- Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов/И. Л. Никольская, Л. И. Тигранова. -3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «экзамен», 2008. – 239, [1] c.
Библиотечный фонд: Русская народная сказка «Репка», В. Осеева «Печенье», В. Катаев «Цветик – семицветик», басни и рассказы Л. Н. Толстого, рассказы Н. Носова, «Вредные советы» Г. Остера, басни И. А. Крылова, А. Гайдар «Тимур и его команда», А.П. Чехов «Каштанка», И. Тургенев «Му - му», Н. Сладков «Приемыш».
Материал для творческой работы: клей ПВА, ножницы, цветной картон, цветная бумага, линейка, бросовый материал.
Использованная литература:
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. — М. : Просвещение, 2010. — 111 с. - (Стандарты второго поколения)
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09- 020549-8. 2.
- Овладение учителем школьными технологиями (Харчевникова Е.Г.) - Начальная школа - 2003г. №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Учись учиться"
Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" составлениа для учащихся 1-2 классов. Нацелина на развитие произвольных форм внимания, памяти, мышления, способствует развитию навыков учебной деятель...
Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" для учащихся 1 класса
Программа направлена на развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции « умения учиться»....
Программа внеурочной деятельности "Грамоте учиться всегда пригодится"
Содержание программы: пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Вместе учимся, играем..."
Рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Учись учиться"
Рабочая программа по внеурочной деятельности с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Учимся создавать проект"
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Учимся создавать проект"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я учусь правильно говорить, читать и писать" для обучающихся 1 класса с ОВЗ (вариант 5.1) Коррекционно-развивающее направление
Рабочая программа внеурочной деятельности для первоклассников с тяжелыми нарушениями речи, прошедшими коррекционное обучение в детском саду. На изучение материала отводится 1 час в неделю....