Проблемы преемственности начального звена и второй ступени образования
статья (4 класс) на тему
Рассматриваются проблемы преемственности при переходе учеников из начального звена в среднее звено. Поиск путей решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемы и пути их решения при переходе об-ся из нач. звена в среднее | 29.5 КБ |
Презентация по преемственности | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность
Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.
Конечно большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.
Многое, пожалуй, всё зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников.
Преемственность – это единая система требований к организации деятельности детей и ее оценке.
Сухомлинский писал:
«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».
Главный аспект отсутствия преемственности между начальным звеном и средней школой – снижение успеваемости обучающихся.
Причины снижения успеваемости
1. Увеличение объёма учебной нагрузки
2.Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география, биология.
4.Отсутствие единства требований
5.Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет
6. Ослабление внешнего контроля
7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы
9. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам
обучения
Предлагаю рассмотреть алгоритм организации преемственности, а также ее актуальность и трудности организации данного процесса
1. Образование временного метод.объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)
2. Договоренность об общих целях (портрет выпускника).
3. Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.
4. Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы.
5. Диагностика предметных и метапредметных результатов учеников на выходе из 4-го кл.
6. Открытые уроки в 5-м кл. для метод.объединения
7. Определение эффективности – диагностика, анализ
Вывод:
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует умение учиться, которое необходимо для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В основе ФГОС лежит принцип: Единство преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
1. Требования к результатам Что такое преемственность Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Преемственность в образовании . Требования к результатам – это система связей , обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
1. Требования к результатам Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться .
ОТСУТСТВИЕ преемственности Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!! Учитель начальной школы Учитель основной школы Содержание Цели Технологии
Построение единой образовательной среды Процесс обучения Что и как оценивается? Отношения: Учителя –дети -родители Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач Совместно полученный ОБРА ЗОВА ТЕЛЬ НЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Требования к педагогам и детям
1 шаг . Методическое объединение начальной и основной школы Актуальность Установление тесного взаимодействия учителей основной и начальной школы со II полугодия 4 класса. Общая заинтересованность в ожидаемых результатах. Трудности Отсутствие стратегического кадрового планирования.
2 шаг. Согласование целей, содержания и технологий Актуальность Детально вырисовывается портрет выпускника начальной школы Преемственность в содержании, технологиях Трудности Не все педагоги понимают и принимают технологии
3 шаг. Посещение и анализ уроков в 4-м классе Актуальность Выявление уровня сформированности УУД Более глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, требований, предъявляемых к ним. Трудности Увеличение нагрузки на учителей начальных классов В организации посещений уроков Разные подходы к анализу урока (для кого-то важнее технологичность, деятельность, а для кого-то – детали содержания)
4 шаг. Совместные уроки в 4-м классе Актуальность Знакомство с будущим учителем- предметником в более комфортных условиях Снижение уровня тревожности учащихся. Сближение позиций учителей в формировании УУД. Трудности Сотрудничество и взаимопонимание учителей начальной и основной школы не устанавливается. Проблемы недопонимания учителя и учеников по ходу урока. Восприятие отдельными учащимися урока как не учебную ситуацию.
5 шаг. Диагностика предметных и метапредметных результатов учащихся на выходе из 4 класса Актуальность Выявление истинной картины психологического состояния, уровня сформированности УУД учащихся. Организация работы по их корректировке. Объективная информация для работы с учащимися и родителями. Трудности Недоверие учителей основной школы к результатам диагностики. Отсутствие психолога в ОУ.
6 шаг. Посещение первых уроков в 5-м классе Актуальность Обсуждение проблем адаптации Реализация на практике предыдущих совместных договоренностей ( о преемственных технологиях). Трудности Неготовность учителей следовать совместным договоренностям в рамках преемственных технологий
7 шаг. Определение эффективности организации преемственности Актуальность Сокращение сроков адаптации Чувство удовлетворенности и уверенности всех участников образовательного процесса. Новый стимул к продолжению работы. Трудности Некоторые учителя формально относятся к формированию УУД учащихся, по-прежнему большее внимание уделяется ЗУН (знаниям, умениям, навыкам) учащихся Отсутствие единой образовательной программы для начального и основного звена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...
Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена
Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...
Преемственность начального звена со средним звеном
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО...
Преемственность начальной школы и средней ступени обучения
Переходный период из начальной школы в основную школу влияет на всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов). Часто это влияние бывает отрицательным, что обусловлено преж...
Проблема преемственности начального и среднего звена в условиях ФГОС. Модель выпускника 4 класса
Доклад...
Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...
Проблема преемственности в обучении на разных ступенях образования
Статья предназначена воспитателям ДОУ, учителям начальной и средней школы....