Программа кружка "Мир аппликации" 1 класс
статья (1 класс) на тему
Программа кружка "Мир аппликации" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_applikatsii_1_klass.docx | 437.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫБАЧЬЕВСКАЯ ШКОЛА» г. АЛУШТА
Рассмотрено на заседании МО___________________ Протокол № ______ «_____»_________2017г. | СОГЛАСОВАНО Зам. Директора по УВР ______________________ Кладогуб Н.С. «_____»__________2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Рыбачьевская школа» _________Сидунов А.И. «_____»_________2017г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
кружок
«Мир
аппликации»
Направление работы: художественно-эстетическое
Составитель: Бышук В.В.,учитель начальных классов МОУ «Рыбачьевская школа» высшая категория |
с. Рыбачье
2017 -2018 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
- примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др.,
- учебного плана МОУ «Рыбачьевская школа» на 2017-2018 уч.год.
В.А.Сухомлинский писал, что «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает данная программа.
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов
Цель пограммы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и не забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
Программа рассчитана на 66 часов; 2 часа в неделю. Программа составлена для ведения кружка для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
В процессе работы из сложенных фигурок можно составлять предметные, сюжетные и орнаментные аппликации как индивидуальные, так и коллективные. Сначала обсуждается с детьми тема аппликации. На предварительно подготовленный фон ребята самостоятельно накладывают сложенные фигурки; изделия можно передвигать, сравнивать их друг с другом, накладывать одна на другую, выбирая оптимальное положение. Такая практика способствует быстрому усвоению правил композиции. Обычно работа над многофигурной коллективной аппликацией выполняется следующим образом:
- Выбор сюжета.
- Выбор фигурок и их размера.
- Выбор размера и цвета фона.
- Подбор бумаги для работы.
- Вырезание деталей и складывание фигурок.
- Расположение и наклеивание фигурок.
- Окантовка работы.
Планируемые результаты освоения учащимися программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные:
к концу первого года обучения ученик научится:
- работать инструментами и приспособлениями для бумаги;
- работать с шаблоном и геометрическим материалом;
- подбирать бумагу нужного цвета;
- основным приемам работы с бумагой: складыванию, сгибанию, вырезанию, гофрированию, склеиванию;
- правильно засушивать листья, сортировать их по видам и размерам; самостоятельно изготавливать поделки.
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
Ученик получит возможность научиться:
- использовать фигуры для выполнения коллективной аппликации, различных творческих работ;
- создавать сложные объемные аппликации из бумаги, выражая свою мысль с помощью объёмных форм;
- создавать конструкции сложных работ из бумаги;
- самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных работ (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).
Учебно-тематический план
Программа кружка рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю.
№п/п | Тема | К-во часов по программе | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. Материалы и инструменты для аппликаций | 2 | 1 | 1 |
2 | Аппликация из листьев | 6 | 1 | 5 |
3 | Аппликация из семян | 6 | 1 | 5 |
4 | Поделки из жёлудей и каштанов | 4 | 1 | 3 |
5 | Аппликация из кругов | 8 | 1 | 7 |
6 | Аппликация из ладошек | 4 | - | 4 |
7 | Аппликация из бумажных комочков | 4 | - | 4 |
8 | Аппликация из сердечек | 5 | 1 | 4 |
9 | Картинки-гармошки | 8 | - | 8 |
10 | Торцевание | 8 | 1 | 7 |
11 | Квилинг | 10 | 1 | 9 |
12 | Итоговое занятие-выставка | 1 | 1 | - |
ИТОГО | 66 | 9 | 57 |
Содержание занятий
- Вводное занятие. Правила ТБ.
Теория – организационные вопросы. Содержание и характер обучения в новом учебном году. Знакомство с программой кружка. Знакомство с инструментами, необходимыми для занятий, с техникой безопасности при работе с ножницами, клеем. Беседа о профессиях. Просмотр фильма.
Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов, материалов для занятий. Экскурсия в природу. Сбор листьев. Заготовка семян и плодов.
- Аппликация из листьев- 6 часов
Теория – Флористика. Правила сбора, засушивания и наклеивания листьев.
Практика – изготовление аппликаций:
- зайчик
- рыбка
- коврик
- Аппликация из семян- 6 часов
Теория – первоначальные сведения о различных видах семян, способов их сочетания и наклеивания.
Практика – коллективная композиция «Дары осени»
- Поделки из жёлудей и каштанов- 4 часа
Теория – первоначальные сведения о материалах природного происхождения, способов их соединения.
Практика – изготовление поделок из жёлудей и каштанов: улитка, сова и др.
- Аппликация из кругов- 8 часов
Теория – обобщение сведений о свойствах бумаги. Основные способы вырезания кругов из бумаги.
Практика – отработка технических приёмов вырезания кругов из бумаги. Деление кругов на доли. Изготовление композиций:
- рыбки
- крокодил
- корзинка с цветами
- Аппликация из ладошек- 4 часа
Практика – отработка технических приёмов обводки и вырезания ладошек. Составление композиций из ладошек. Выполнение аппликаций: солнышко, дерево, бабочка и др.
- Аппликация из бумажных комочков - 4 часа
Практика –нарезка салфеток на полоски, сжимание её в шарик. Заготовка шариков нужного цвета, раскладывание их в разные емкости. Изготовление композиции - подарок маме «Гиацинты»
- Аппликация из сердечек- 5 часов
Теория – Симметричное вырезание. Способ вырезания сразу нескольких деталей.
Практика – отработка технических приёмов вырезания симметричных деталей. Изготовление композиций:
- львёнок, лягушонок
- божья коровка
- Картинки-гармошки- 8 часов
Практика – отработка технических приёмов складывания бумаги гармошкой. Составление композиций. Выполнение аппликации
- коллективное панно «Сказочное дерево»
- рыбки в аквариуме
- Торцевание - 8 часов
Теория – первоначальные сведения о гофрированной бумаге, её свойствах и работе с ней. Инструменты для торцевания. Способы наклейки.
Практика – Выбор композиций. Заготовка квадратиков нужного цвета. Изготовление картин по выбору – цветы.
- Квилинг - 10 часов
Теория – знакомство с историей возникновения техники «квилинг» или бумагокручение. Просмотр презентации о материалах и приспособлениях для работы с полосками бумаги, видах их скручивания и соединения.
Практика – Заготовка разноцветных полосок двусторонней бумаги. Отработка изготовления основных элементов квиллинга: тугая и свободная спираль; завиток; капля и изогнутая капля; полукруг; глаз; стрелка; лист; сердечко; треугольник; полумесяц; квадрат; лапка;рожки. Изготовление картин по выбору
- Итоговое занятие-выставка – 1 час
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки проведения | Тема занятия | К-во часов | |
Дата | Факт | |||
1. | Вводное занятие. Содержание и характер обучения в новом учебном году. Знакомство с программой кружка. | 1 | ||
2 | Знакомство с инструментами, необходимыми для занятий, с техникой безопасности при работе с ножницами, клеем. Беседа о профессиях. Просмотр фильма. | 1 | ||
Раздел «Аппликация из листьев»-6 часов. (Теория - 1 часа. Практика – 5 час.) | ||||
3 | Флористика. Правила сбора, засушивания и наклеивания листьев Теория-1 ч. | 1 | ||
4 | Экскурсия в природу. Сбор листьев разной формы и цвета. | 1 | ||
5-6 | Выбор композиции. Подбор фона для аппликации. Изготовление аппликаций: зайчик, рыбка, коврик и др. (по выбору) | 2 | ||
7-8 | Изготовление аппликаций: зайчик, рыбка, коврик и др. (продолжение). Оформление картин. | 2 | ||
Раздел «Аппликация из семян»-6 часов. (Теория - 1 часа. Практика – 5 час.) | ||||
9 | Беседа о различных видах семян, способов их сочетания и наклеивания. Просмотр презентации о картинах из семян. Теория-1 ч. | 1 | ||
10 | Подготовка фона для аппликации. Заготовка шаблонов фруктов, ягод и вазы. | 1 | ||
11-12 | Заполнение шаблонов семенами. | 2 | ||
13-14 | Сборка коллективной композиции «Дары осени». Оформление картины. | 2 | ||
Раздел «Поделки из жёлудей и каштанов»-4 часа. (Теория - 1 часа. Практика – 3 часа.) | ||||
15 | Первоначальные сведения о материалах природного происхождения, способов их соединения. Теория-1 ч. | 1 | ||
16-18 | Изготовление поделок из жёлудей и каштанов: улитка, сова и др. | 3 | ||
Раздел «Аппликация из кругов»-8 часов. (Теория - 1 часа. Практика – 7 часов.) | ||||
19 | Обобщение сведений о свойствах бумаги. Основные способы вырезания кругов из бумаги. Презентация «Картины из бумажных кругов» Теория-1 ч. | 1 | ||
20 | отработка технических приёмов вырезания кругов из бумаги | 1 | ||
21 | Деление кругов на доли. Выбор композиций. | 1 | ||
22 | Заготовка деталей для композиций. | 1 | ||
23-24 | Изготовление композиций: рыбки, крокодил и др. | 2 | ||
25-26 | Изготовление композиции «Корзина с цветами». Выставка работ. | 2 | ||
Раздел «Аппликация из ладошек»-4 часа. (Практика – 4 часа.) | ||||
27 | Отработка технических приёмов обводки и вырезания ладошек. | 1 | ||
28 | Составление композиций из ладошек. | 1 | ||
29-30 | Выполнение аппликаций: солнышко, дерево, бабочка и др. Выставка работ. | 2 | ||
Раздел «Аппликация из бумажных комочков»-4 часа. (Практика – 4 часа.) | ||||
31 | Нарезка салфеток на полоски, сжимание её в шарик. | 1 | ||
32 | Заготовка шариков нужного цвета, раскладывание их в разные емкости. | 1 | ||
33-34 | Изготовление композиции - подарок маме «Гиацинты» | 2 | ||
Раздел «Аппликация из сердечек»-5 часов. (Теория - 1 часа. Практика – 4 часа.) | ||||
35 | Симметричное вырезание. Способы вырезания сразу нескольких деталей. Теория-1 ч. | 1 | ||
36 | Отработка технических приёмов вырезания симметричных деталей. | 1 | ||
37-39 | Заготовка деталей. Изготовление композиций: львёнок, лягушонок, божья коровка и др. | 3 | ||
Раздел «Картинки-гармошки»-8 часов. (Практика – 8 часов.) | ||||
40-41 | Отработка технических приёмов складывания бумаги гармошкой. | 2 | ||
42 | Составление композиций. | 1 | ||
46-44 | Выполнение аппликации Коллективное панно «Сказочное дерево» | 2 | ||
45-46 | Выполнение аппликации «Рыбки в аквариуме». | 2 | ||
47 | Оформление картин. Выставка работ | 1 | ||
Раздел «Торцевание»-8 часов. (Теория - 1 часа. Практика – 7 часов.) | ||||
48 | Первоначальные сведения о гофрированной бумаге, её свойствах и работе с ней. Инструменты для торцевания. Способы наклейки. | 1 | ||
49-50 | Выбор композиций. Заготовка квадратиков нужного цвета. | 2 | ||
51-54 | Изготовление картин по выбору ( цветы) . | 4 | ||
55 | Оформление картин. Выставка работ | 1 | ||
Раздел «Квилинг»-10 часов. (Теория - 1 часа. Практика – 9 часов.) | ||||
56 | Знакомство с историей возникновения техники «квилинг» или бумагокручение. Просмотр презентации . | 1 | ||
57 | Заготовка разноцветных полосок двусторонней бумаги. | 1 | ||
58 | Отработка изготовления основных элементов квиллинга: тугая и свободная спираль; завиток. | 1 | ||
59 | Отработка изготовления основных элементов квиллинга: капля и изогнутая капля. | 1 | ||
60 | Отработка изготовления основных элементов квиллинга: полукруг; глаз; стрелка; лист; | 1 | ||
61 | Отработка изготовления основных элементов квиллинга: сердечко; треугольник; полумесяц; квадрат; лапка;рожки | 1 | ||
62-65 | Изготовление картин по выбору | 4 | ||
66 | Итоговое занятие-выставка | 1 |
Лист самоконтроля за технологической последовательностью изготовления изделия
1 год обучения
Расставь в правильной последовательности этапы выполнения коллективной аппликации:
- Складывание фигурок.
- Выбор размера и цвета фона.
- Выбор сюжета.
- Подбор бумаги для работы.
- Выбор фигурок и их размера.
- Окантовка работы.
- Расположение и наклеивание фигурок.
Диагностическая карта
I. Знание основных геометрических понятий и
базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь
инструкционными картами и схемами
• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике торцевания, квилинг; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...