Программа кружка "Мир аппликации" 1 класс
статья (1 класс) на тему

Бышук Вера Владимировна

Программа кружка "Мир аппликации" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_applikatsii_1_klass.docx437.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «РЫБАЧЬЕВСКАЯ ШКОЛА» г. АЛУШТА

Рассмотрено на заседании

МО___________________

Протокол № ______

 «_____»_________2017г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

______________________

Кладогуб Н.С.

«_____»__________2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Рыбачьевская школа»

_________Сидунов А.И.

«_____»_________2017г.

Рабочая программа  по внеурочной деятельности

кружок

 «Мир

аппликации»

Направление работы: художественно-эстетическое

                                  http://ddu10.minsk.edu.by/be/sm.aspx?guid=7193

C:\Users\Vera\Desktop\8618512288b4fac77962f8b7a102c5c0097625c165_b.png

Составитель:

Бышук В.В.,учитель начальных классов МОУ «Рыбачьевская школа»

высшая категория

с. Рыбачье

2017 -2018 уч.год

Пояснительная записка

         Рабочая программа составлена на основе

  • федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
  • примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др.,
  • учебного плана МОУ «Рыбачьевская школа» на 2017-2018 уч.год.

 

   В.А.Сухомлинский писал, что «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает данная программа.

         

Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов

Цель пограммы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». 

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу –  и не забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Программа рассчитана на 66 часов; 2 часа в неделю.  Программа составлена для ведения кружка для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы.

         Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

         Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

         Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.    Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

В процессе работы из сложенных фигурок можно составлять предметные, сюжетные и орнаментные аппликации как индивидуальные, так и коллективные. Сначала обсуждается с детьми тема аппликации. На предварительно подготовленный фон ребята самостоятельно накладывают сложенные фигурки; изделия можно передвигать, сравнивать их друг с другом, накладывать одна на другую, выбирая оптимальное положение. Такая практика способствует быстрому усвоению правил композиции. Обычно работа над многофигурной коллективной аппликацией выполняется следующим образом:

  • Выбор сюжета.
  • Выбор фигурок и их размера.
  • Выбор размера и цвета фона.
  • Подбор бумаги для работы.
  • Вырезание деталей и складывание фигурок.
  • Расположение и наклеивание фигурок.
  •  Окантовка работы.

Планируемые результаты освоения учащимися программы

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметные:

к концу первого года обучения  ученик научится: 

  • работать  инструментами и приспособлениями для бумаги;
  • работать с шаблоном и геометрическим материалом;
  • подбирать бумагу нужного цвета;
  • основным приемам работы с бумагой: складыванию, сгибанию, вырезанию, гофрированию, склеиванию;
  • правильно засушивать листья, сортировать их по видам и размерам; самостоятельно изготавливать поделки.
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

Ученик получит возможность научиться: 

  • использовать фигуры для выполнения коллективной аппликации, различных творческих работ;
  • создавать сложные объемные аппликации из бумаги, выражая свою мысль с помощью объёмных форм;
  • создавать конструкции сложных работ из бумаги;
  • самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных работ (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).

Учебно-тематический план

Программа кружка рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю.

№п/п

Тема

К-во часов по программе

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

 Правила ТБ. Материалы и инструменты для аппликаций

2

1

1

2

Аппликация из листьев

6

1

5

3

Аппликация из семян

6

1

5

4

Поделки из жёлудей и каштанов

4

1

3

5

Аппликация из кругов

8

1

7

6

Аппликация из ладошек

4

-

4

7

Аппликация из бумажных комочков

4

-

4

8

Аппликация из сердечек

5

1

4

9

Картинки-гармошки

8

-

8

10

Торцевание

8

1

7

11

Квилинг

10

1

9

12

Итоговое занятие-выставка

1

1

-

ИТОГО

66

9

57

Содержание занятий

  1. Вводное занятие. Правила ТБ.

Теория  организационные вопросы. Содержание и характер обучения в новом учебном году. Знакомство с программой кружка.  Знакомство с инструментами, необходимыми для занятий, с техникой безопасности при работе с ножницами, клеем. Беседа о профессиях. Просмотр фильма.

Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов, материалов для занятий. Экскурсия в природу. Сбор листьев. Заготовка семян и плодов.

  1. Аппликация из листьев- 6 часов

Теория – Флористика. Правила сбора, засушивания и наклеивания листьев.

Практика – изготовление аппликаций:

 - зайчик

- рыбка

- коврик

  1. Аппликация из семян- 6  часов

Теория – первоначальные сведения о различных видах семян, способов их сочетания и наклеивания.

Практика коллективная композиция «Дары осени»

  1. Поделки из жёлудей и каштанов- 4  часа

Теория – первоначальные сведения о материалах природного происхождения, способов их соединения.

Практика – изготовление поделок из жёлудей и каштанов: улитка, сова и др.

  1. Аппликация из кругов- 8 часов

Теория – обобщение сведений о свойствах бумаги. Основные способы вырезания  кругов  из бумаги.

Практика – отработка технических приёмов вырезания  кругов  из бумаги. Деление кругов на доли. Изготовление композиций:

- рыбки

- крокодил

- корзинка с цветами

  1. Аппликация из ладошек- 4 часа

Практика – отработка технических приёмов обводки и вырезания ладошек. Составление композиций из ладошек. Выполнение аппликаций: солнышко, дерево, бабочка и др.

  1. Аппликация из бумажных комочков - 4 часа

Практика –нарезка салфеток на полоски, сжимание  её в шарик. Заготовка шариков нужного цвета, раскладывание их в разные емкости. Изготовление композиции - подарок маме «Гиацинты»

  1. Аппликация из сердечек- 5 часов

Теория – Симметричное вырезание. Способ вырезания сразу нескольких деталей.

Практика – отработка технических приёмов вырезания  симметричных деталей. Изготовление композиций:

- львёнок, лягушонок

- божья коровка

  1. Картинки-гармошки- 8 часов

Практика – отработка технических приёмов складывания бумаги гармошкой. Составление композиций. Выполнение аппликации

 - коллективное панно «Сказочное дерево»

- рыбки в аквариуме

  1. Торцевание - 8 часов

Теория – первоначальные сведения о гофрированной бумаге, её свойствах и работе с ней. Инструменты для торцевания. Способы наклейки.

Практика – Выбор композиций. Заготовка квадратиков нужного цвета. Изготовление картин  по выбору – цветы.

  1. Квилинг - 10 часов

Теория – знакомство с историей возникновения техники «квилинг» или бумагокручение. Просмотр презентации о материалах и приспособлениях для работы с полосками бумаги, видах их скручивания и соединения.

Практика – Заготовка разноцветных полосок двусторонней бумаги. Отработка изготовления основных элементов квиллинга: тугая и свободная спираль; завиток; капля и изогнутая капля; полукруг; глаз; стрелка; лист; сердечко; треугольник; полумесяц; квадрат; лапка;рожки. Изготовление картин  по выбору

  1. Итоговое занятие-выставка – 1 час

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Сроки проведения

Тема занятия

К-во часов

Дата

Факт

1.

Вводное занятие. Содержание и характер обучения в новом учебном году. Знакомство с программой кружка.  

1

2

Знакомство с инструментами, необходимыми для занятий, с техникой безопасности при работе с ножницами, клеем. Беседа о профессиях. Просмотр фильма.

1

Раздел «Аппликация из листьев»-6 часов.

(Теория - 1 часа. Практика – 5 час.)

3

Флористика. Правила сбора, засушивания и наклеивания листьев Теория-1 ч.

1

4

Экскурсия в природу. Сбор листьев разной формы и цвета.

1

5-6

Выбор композиции. Подбор фона для аппликации.

Изготовление аппликаций: зайчик, рыбка, коврик и   др. (по выбору)

2

7-8

Изготовление аппликаций: зайчик, рыбка, коврик и   др. (продолжение). Оформление картин.

2

Раздел «Аппликация из семян»-6 часов.

(Теория - 1 часа. Практика – 5 час.)

9

Беседа о различных видах семян, способов их сочетания и наклеивания. Просмотр презентации о картинах из семян. Теория-1 ч.

1

10

Подготовка фона для аппликации. Заготовка шаблонов фруктов, ягод и вазы.

1

11-12

Заполнение шаблонов семенами.

2

13-14

Сборка коллективной композиции «Дары осени». Оформление картины.

2

Раздел «Поделки из жёлудей и каштанов»-4 часа.

(Теория - 1 часа. Практика – 3 часа.)

15

Первоначальные сведения о материалах природного происхождения, способов их соединения. Теория-1 ч.

1

16-18

  Изготовление поделок из жёлудей и каштанов: улитка, сова и др.

3

Раздел «Аппликация из кругов»-8 часов.

(Теория - 1 часа. Практика – 7 часов.)

19

Обобщение сведений о свойствах бумаги. Основные способы вырезания  кругов  из бумаги. Презентация «Картины из бумажных кругов» Теория-1 ч.

1

20

отработка технических приёмов вырезания  кругов  из бумаги

1

21

Деление кругов на доли. Выбор композиций.

1

22

Заготовка деталей для композиций.

1

23-24

Изготовление композиций: рыбки, крокодил и др.

2

25-26

Изготовление композиции «Корзина с цветами». Выставка работ.

2

Раздел «Аппликация из ладошек»-4 часа.

(Практика – 4 часа.)

27

Отработка технических приёмов обводки и вырезания ладошек.

1

28

Составление композиций из ладошек.

1

29-30

Выполнение аппликаций: солнышко, дерево, бабочка и др. Выставка работ.

2

Раздел «Аппликация из бумажных комочков»-4 часа.

(Практика – 4 часа.)

31

Нарезка салфеток на полоски, сжимание  её в шарик.

1

32

Заготовка шариков нужного цвета, раскладывание их в разные емкости.

1

33-34

Изготовление композиции - подарок маме «Гиацинты»

2

Раздел «Аппликация из сердечек»-5 часов.

(Теория - 1 часа. Практика – 4 часа.)

35

Симметричное вырезание. Способы  вырезания сразу нескольких деталей. Теория-1 ч.

1

36

Отработка технических приёмов вырезания  симметричных деталей.

1

37-39

Заготовка деталей. Изготовление композиций:

львёнок, лягушонок, божья коровка и др.

3

Раздел «Картинки-гармошки»-8 часов.

(Практика – 8 часов.)

40-41

Отработка технических приёмов складывания бумаги гармошкой.

2

42

Составление композиций.

1

46-44

Выполнение аппликации

Коллективное панно «Сказочное дерево»

2

45-46

Выполнение аппликации «Рыбки в аквариуме».

2

47

Оформление картин. Выставка работ

1

Раздел «Торцевание»-8 часов.

(Теория - 1 часа. Практика – 7 часов.)

48

Первоначальные сведения о гофрированной бумаге, её свойствах и работе с ней. Инструменты для торцевания. Способы наклейки.

1

49-50

Выбор композиций. Заготовка квадратиков нужного цвета.

2

51-54

Изготовление картин  по выбору ( цветы)

.

4

55

Оформление картин. Выставка работ

1

Раздел «Квилинг»-10 часов.

(Теория - 1 часа. Практика – 9 часов.)

56

Знакомство с историей возникновения техники «квилинг» или бумагокручение. Просмотр презентации .

1

57

Заготовка разноцветных полосок двусторонней бумаги. 

1

58

Отработка изготовления основных элементов квиллинга: тугая и свободная спираль; завиток.

1

59

Отработка изготовления основных элементов квиллинга: капля и изогнутая капля.

1

60

Отработка изготовления основных элементов квиллинга: полукруг; глаз; стрелка; лист;

1

61

Отработка изготовления основных элементов квиллинга: сердечко; треугольник; полумесяц; квадрат; лапка;рожки

1

62-65

 Изготовление картин  по выбору

4

66

Итоговое занятие-выставка

1

Лист самоконтроля за технологической последовательностью изготовления изделия

1 год обучения

Расставь в правильной последовательности этапы выполнения коллективной аппликации:

 - Складывание фигурок.

 - Выбор размера и цвета фона.

 - Выбор сюжета.

 - Подбор бумаги для работы.

 - Выбор фигурок и их размера.

 - Окантовка работы.

 - Расположение и наклеивание фигурок.

Диагностическая карта

I. Знание основных геометрических понятий и
базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, 
- Низкий уровень –
не может сделать.


II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь
инструкционными картами и схемами

• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

- Высокий уровень – делает самостоятельно, 
- Средний уровень –
делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень
– не может сделать.


III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.


IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике торцевания, квилинг; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.


V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

   Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...