Управление подготовкой к аттестации, как формой развития профессиональной компетентности педагога.
статья на тему

Шиповалова Галина Александровна

            Материалы, раскрывающие суть аттестации педагогических работников, этапы, форм аттестации.  Особенности аттестации на первую и высшую квалификационные категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_podgotovkoy_k_attestatsii_._pedagoga.docx69.55 КБ

Предварительный просмотр:

Управление подготовкой к аттестации

как формой развития профессиональной компетентности педагога

Выполнила

учитель начальных классов

         Шиповалова Г.А.

Барнаул  2017

Содержание:

Введение………………………………………………………………………… 3 - 4

1. Теоретические и правовые  основы аттестации педагогических работников…………………………………………………………………..…..  5-11

2. Виды и формы аттестации педагогических работников................................ 12

2.1.  Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях подтверждения соответствия занимаемой должности………………………………………………………. 12 - 14

2.2.  Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационных категорий (первой / высшей)…………………………. 15 - 18

2.3. Особая форма аттестации………………………………………………. 19 - 22  

Заключение…………………..………………………………………………. 23 - 25

Оценка проекта ……………………………………………………………..

Список используемой  литературы……………………………………….  26

 


Введение

          Социально-экономические и политические преобразования в стране привели к обновлению системы образования. Модернизация образования влечет за собой необходимость поиска эффективных методов управления образовательным учреждением, и педагогическим персоналом,  повышение требований к уровню профессионализма педагогов,  необходимость в подготовке специалистов, способных оценивать и совершенствовать реализуемые образовательные услуги на основе их диагностики и комплексного анализа.

        Творческая ценность каждого работника учреждения, его профессионализм можно объективно определить с помощью аттестации педагогических работников. Новый порядок аттестации педагогических работников предусматривает всестороннюю оценку деятельности педагога. Высокий уровень сформированности профессиональной компетентности педагога определяет ту или иную квалификационную категорию.  

        Основная задача образовательной организации является помощь педагогам в подготовке к аттестации и достижении высокого уровня профессиональной деятельности. На сегодняшний день во многих ОО отсутствует согласованность в действиях администрации, психологической службы учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и  личностного роста аттестуемых. Недостаточно четко формулируются цели, задачи и методы работы с педагогами: кто и за что несет ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога. Таким образом, аттестация является актуальной проблемой современной школы.        

Цель дипломного исследования: разработать рекомендации по совершенствованию процесса аттестации педагогических работников в ОО.

       Объект исследования: аттестации педагогических работников.          

       Предмет исследования: совершенствование процесса  аттестации педагогических работников в образовательном учреждении.

       Исходя из поставленной цели, в ходе исследования решались следующие    

       задачи:

- изучить теоретические аспекты аттестации;

- рассмотреть сущность аттестации в системе управления;

- исследовать классификацию целей, виды, формы аттестации;

- изучить нормативно - правовые документы, определяющие процедуру аттестации педагогических работников образовательного учреждения;

- изучить механизмы проведения аттестации работников в образовательном учреждении;

- проанализировать процесс и результаты аттестации педагогических работников МКОУ Парфёновской СОШ;

- разработать рекомендации по совершенствованию процесса аттестации.

Гипотеза исследования: аттестация педагогических работников   будет способствовать повышению уровня профессионализма и достижению высокого уровня квалификации если:

-   будут достаточно ясно определены критерии и показатели различных уровней квалификации;  

-       будет грамотно построено управление процессом подготовки  к аттестации;

-    будет согласованность в действиях администрации учреждения, различных объединений и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемых.

Методы, использование в процессе исследования: анализ нормативно-правовой документации, методологической литературы по проблеме исследования; наблюдение, сравнение, беседы, изучение баз данных обобщение.

База исследования:  МКОУ  Парфёновская СОШ.  

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается том, что:

 - теоретически обоснованы и раскрыты понятия  «аттестация педагогических работников», «квалификационная категория»,   необходимые для исследования проблемы;

- определены требования к различным квалификационным категориям педагогических работников;

- определены формы   взаимодействия администрации, психологических служб, учебно - методических объединений педагогов и самих педагогов в меж аттестационный и аттестационный периоды.

- раскрыто содержание процесса аттестации педагогических работников,   что может использоваться в работе образовательной организации.

1. Теоретические основы аттестации педагогических работников

  Одна из важнейших задач современной системы образования является повышение качества кадрового потенциала образовательных организаций. Решение этой задачи связано с развитием процессов государственно-общественного управления в образовании – привлечении общественных структур к оценке качества кадрового ресурса и разработки на основе этой оценки стратегии его развития.

Реально действующим механизмом оценки качества кадров системы образования является аттестация.

Термин "аттестация" происходит от латинского attestatio. Словарь по трудовому праву определяет аттестацию как проверку деловой квалификации работника в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности или выполняемой работе.

Аттестация по Трудовому кодексу - это систематическое определение, установление соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности или должности, на которую он претендует, проводимое в порядке, установленном соответствующим нормативным актом .

Большой энциклопедический словарь определяет слово «аттестация» как определение квалификации работника, качества продукции, рабочих мест, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика.

В Большой советской энциклопедии «аттестация» - это определение квалификации, уровня знаний работника, отзыв о его способностях, деловых или иных качествах. В ряде ведомств и организаций аттестация требуется при присвоении лицу определенного разряда, звания, ранга и т.п.  

Энциклопедия рынка дает следующее понятие «аттестации»: «аттестация» - это:

1) определение квалификации, уровня знаний работника;

2) отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах какого-либо лица, его поведении и т. п.; деловая характеристика.

Универсальный бизнес-словарь: «аттестация» - это: оценка соответствия на основе общепринятых процедур продукции, производства, уровня знаний и квалификации работников установленным критериям.

В словаре «Профессиональное образование»: «аттестация» - это:

1) определение, установление компетентным органом соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности, месту, на которое он претендует; установление категории оплаты работника в соответствии с его квалификацией;

2) заключение, отзыв о деловых качествах и знаниях работника.

Сопоставляя определения, данные в словарях и в энциклопедиях, остановимся на том, что аттестация – важная процедура в оценке профессионализма и качества работы педагога.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  Согласно п 2  ст. 49  проведение аттестации педагогических работников «в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность». Согласно п. 3 этой же статьи аттестация «в целях установления квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.  В Алтайском крае эти функции выполняет аттестационная комиссия Министерства образования и науки Алтайского края.

    Применение данной нормы регулируется приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».  Данный порядок определяет  правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.

        Основными задачами проведения аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организации;
  • обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учётом установленной квалификационной категории и объёма их преподавательской (педагогической) работы.

Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

      В Алтайском крае реализуется региональная модель аттестации педагогических работников, базирующаяся на компетентностном подходе. Суть этого подхода заключается в том, что решается задача использования компетенций в качестве критериев оценки качества профессиональной деятельности педагогических кадров.

       Анализ научной литературы  показывает, что ученые, изучающие проблему компетентности педагога, в своих исследованиях используют то термин «профессиональная компетентность», то термин «педагогическая компетентность», то оба термина, а иногда объединяют данные термины по аналогии  с профессионально-педагогической деятельностью: «профессионально - педагогическая компетентность».

В настоящее время в науке нет единого подхода к определению этого понятия. Так, по мнению  В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко и                  Е.Н. Шиянова, профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом основу структуры  компетентности педагога составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность.

Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического  общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют:  мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности), интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность  - как творческий  потенциал).

     Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но  отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылками интеллектуальных и практических умений и навыков.

     Педагогическое умение - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

Одно из важнейших качеств, которое характеризует компетентность – инициатива. Это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком – либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого  лицом. Инициатива характеризуется тем, что человек  берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм.

Еще одним немаловажным составляющим компонентом компетентности является  сотрудничество. Это гуманистическая идея совместной развивающей  деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением  в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.

Таким образом, компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально – профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Виды        профессиональной компетентности    

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности:

  • Специальная  компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать  свое дальнейшее профессиональное развитие.
  • Социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда.
  • Личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности.
  • Индивидуальная компетентность- владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой  труд без перегрузок времени и сил.

В настоящее время в профессиональном образовании под компетенцией понимается взаимозависимость, сплав знаний, действий и отношений, личностных характеристик человека, личная способность специалиста решать определённый класс профессиональных задач, как способность человека следовать определённым стандартам поведения. Компетенции можно разделить на профессиональные и личностные.

Профессиональная компетенция – совокупность знаний, умений, способов деятельности, непосредственно характеризующие специалиста в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность  представляет собой, с одной стороны, интегральный критерий качества профессиональной подготовленности и деятельности, а с другой – свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностной коммуникации, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, готовность и умение принимать решения, адаптироваться в новых условиях деятельности.

Личностные компетенции – это качества, характеризующие специалиста  как личность (моральные, деловые и психологические качества, необходимые для занитий определённым видом деятельности, характеристики здоровья и физической подготовки, культурного развития). Компетенции связаны с осуществлением действия. Они могут быть восприняты как уровень возможностей или характеристика, необходимая для осуществления действия. Компетентность же рассматривается как совокупность компетенций.

 Следовательно, компетентность является критерием того, что должно быть выполнено. Компетенция выступает в качестве критерия того, как должна быть выполнена работа, деятельность.

Модель компетенций – это их полный набор, характеризующий эффективное поведение человека, выполняющего профессиональную деятельность и индикаторы их проявления. Компетенции измеримы, причём некоторые из них могут быть измеримы объективно, а некоторые – лишь субъективно.

Под компетентностью, как уже отмечалось, понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

 Система требований к компетентности педагога определяет в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и успешности её выполнения.

Требования к профессиональной педагогической деятельности определяют описание квалификации педагога как совокупности шести основных компетентностей:

1. Компетентность в области личностных качеств.

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

5. Компетентность в обеспечении информационной основой педагогической деятельности.

6. Компетентность в организации педагогической деятельности.

   Аттестация педагогических работников, как известно, проводится в целях определения уровня его профессиональной компетентности, стимулирования профессионализма, развития творческой инициативы и продуктивности труда. Данную процедуру можно считать периодической комплексной проверкой уровня компетентности, деловых, личностных качеств аттестуемых.

      Необходимо добиться того, чтобы аттестация реально стимулировала педагогов к освоению продуктивных образовательных технологий, способствовала формированию соответствующих компетенций у педагогов образовательных учреждений. Качество образования, адекватное потребностям личности, социума и рынка труда, должно стать одним из важнейших показателей профессионализма и квалификации педагогического работника.

      Аттестация должна обеспечивать баланс интересов различных субъектов как внутри образования, так и в широком социальном пространстве. Аттестация призвана  приводить к объективной оценке процесса и результатов образовательной и управленческой деятельности работников и их реальной дифференциации в оплате труда на этой основе, а также выступать для оцениваемых работников как сервис, услуга, в получении которой они жизненно заинтересованы.

         В логическом отношении аттестация является следствием непрерывного повышения квалификации. Учет этого обстоятельства обязывает к созданию условий для систематического повышения учителем своей квалификации, развивающего педагогическое мышление, профессиональное видение педагогической действительности.

       В мотивационном отношении аттестация выступает стимулом для непрерывного и последовательного наращивания образовательного потенциала. Мотивы аттестации содержат духовные и материальные аспекты; первые из них традиционно развиты у нашего учителя. Полноценный мотивационный механизм аттестации требует гармонизации этих аспектов.

         В отношении самооценки педагога аттестация предстает как рефлексивная процедура, под влиянием которой осуществляется выбор содержания и уровня последующего педагогического образования. В практическом плане это ведет к необходимости всемерно стимулировать учителя к рефлексии, помогать формированию умений и привычек рефлексивного характера через задания и рекомендации в организованном образовательном процессе, в самообразовании и в процессе практической работы с учащимися.

        Системы оценки подходит не только для отдельного сотрудника и его руководителя, но и отвечает интересам организации в целом. Соколова Т.Т., Хижнякова А.В. полагают, что аттестация – один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Аттестация позволяет:

  • определить внутри организации стандарты деятельности и критерии оценки (на подготовительном этапе) – без этого аттестация не имеет смысла;
  • провести диагностику персонала;
  • выявить «болевые точки»;
  • определить ценность сотрудников не только для подразделения/группы, но и для организации;
  • обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации и процессом внедрения изменений.

   Проведение оценки профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом. Поскольку успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью педагога, то именно компетентность является важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации.

2. Виды и формы аттестации педагогических работников

2.1.  Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,                                               в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

     Прохождение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к их обязанностям (пункт 8 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

       Данный вид аттестации  проводится чаще всего по инициативе работодателя один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности педагогических работников аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями. Работодатель готовит распорядительный акт установленного образца об аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, которым утверждает:

-  Порядок проведения аттестации,

- состав и регламент работы аттестационной комиссии,

- списки педагогических работников ОУ, подлежащих аттестации,

- график проведения аттестации.

    Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, графиком проведения аттестации под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

    На каждого педагогического работника работодатель готовит         представление и не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации знакомит педагогического работника с представлением под роспись.  

      Представление работодателя основывается на результатах объективной оценки профессиональной деятельности педагогического работника, представленных в виде одного из предложенных вариантов:

- результатов квалификационного испытания, проведенного краевым государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»;

- результатов краевого конкурса профессионального мастерства «Учитель года», «Преподаватель года», «Воспитатель года», «Вожатый года», «Сердце отдаю детям», «Лучший мастер по профессии»;

- результатов иных процедур, разработанных на уровне организации и закреплённых локальным актом организации.

     При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

     Оформленные представления передаются в Комиссию для проведения аттестации.

     Педагогический работник по желанию может представить в Комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации-с даты поступления на работу).

         Персональный состав Комиссии ежегодно утверждается приказом руководителя организации в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии. Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемое Комиссией решение.   Комиссия формируется из числа работников организации, в которой работает педагогический работник, представителей коллегиальных органов управления организации, первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). В состав Комиссии могут входить представители Министерства образования и науки Алтайского края, краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования».

    Основными задачами Комиссии являются:

- организация и проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности;

- принятие решения о соответствии (несоответствии) педагогических работников занимаемым им должностям.

       Аттестация проводится на заседании Комиссии с участием педагогического работника. В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании Комиссии по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

      При неявке педагогического работника на заседание Комиссии без уважительной причины Комиссия проводит аттестацию в его отсутствие.

     По результатам аттестации педагогическим работникам, подтвердивших соответствие занимаемой должности, устанавливаются повышающие коэффициенты. Надо заметить, что при таком виде аттестации у аттестующихся по результатам аттестации, могут быть не одинаковые повышающие коэффициенты. Так  учителям начальных классов МКОУ Парфёновской СОШ по результатам квалификационного испытания были установлены повышающие коэффициенты: Шубиной Ю.Г. -1,03 и Головиновой Н.И. -1,04.

     Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании Комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

     На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем Комиссии составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания Комиссии, результатах голосования, о принятом Комиссией решении.

    Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

       Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников  занимаемым ими  должностям педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации. По достижении определённых результатов работы, работник, аттестовавшийся на соответствие занимаемой должности, может до истечения срока аттестации подать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории.

      Определённые категории педагогических работников, предусмотренных пунктом 22 Порядка аттестации, освобождаются от аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.  

        Так как аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности является обязанностью работника, а в соответствии со статьей 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, следовательно, педагогические работники не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка в соответствии со статьей 192 ТК РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

2.2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационных категорий (первой / высшей)

В соответствии Моделью государственно-общественного управления образованием,  реализуемой в процессе аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий в Алтайском крае, аттестация педагогических работников проводится на основе осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности.

  Всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников осуществляется представителями профессионально-общественных объединений педагогических работников,  родительской общественности и обучающихся.

В связи с наличием большого количества сельских малокомплектных ОО, удалённых от краевого центра, что определяет большую затратность                           (временную, финансовую) выезда специалистов аттестационной комиссии  для оценки результатов профессиональной деятельности каждого аттестующегося педагога, в регионе действует двухуровневая система оценки профессиональной деятельности аттестующихся педагогических работников с привлечением профессионально – общественных объединений педагогов.    

Первый уровень – муниципальный. Для проведения всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогов специалисты муниципального органа управления образования (МОУО) собирают и анализируют информацию о профессиональной деятельности аттестующихся педагогов. Источником такой информации служит  беседа с родителями, обучающимися, членами учебно – методического объединения, самим педагогом, директором, заместителем, уроки, учебная документация.

Второй уровень оценки профессиональной деятельности педагогического работника- региональный. Собранная и обработанная информация на муниципальном уровне фиксируется в оценочном листе и передаётся в аттестационную комиссию Министерства образования и науки Алтайского края. Аттестационный лист специалиста аттестационной комиссии на региональном уровне  с результатами оценки и анализа результатов профессиональной деятельности аттестующегося является основой для принятия решения аттестационной комиссии: установить / не установить заявленную квалификационную категорию.

    Аттестация с целью установления квалификационной категории (первой или высшей) проводится по желанию педагога, на основании их заявлений, подаваемых  непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

         Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

        Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

    Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

       По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Аттестация проводится аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно нормативным документам первая квалификационная категория устанавливается на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей професииональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Согласно нормативным документам высшая квалификационная категория устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

     По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

- установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

- отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

   При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

     Проанализировав  аттестационные материалы педагогических работников МКОУ Парфёновской СОШ, мы видим распределение учителей предметников по категориям и образованию ( таблица 1).

                                                                                          Таблица 1  

Характеристика учителей-предметников МКОУ Парфёновской СОШ                                                   по категориям и образованию

(по состоянию на 1 сентября 2016 года) количество единиц

Численность

Высшая категория

1 категория

СЗД

Без категории

Высшее образование

Среднее проф.

Начальная школа

4

2

-

2

-

4

-

Русский язык и литература

3

2

-

-

1

2

1

История, обществознание

1

-

-

-

1

1

-

Математика

2

1

1

-

-

2

-

Физика, информатика

2

-

1

-

1

1

-

Химия, география

1

1

-

-

-

1

-

Биология

1

-

1

-

-

1

-

Английский язык

1

-

1

-

-

1

-

ИЗО

1

-

1

-

-

-

1

Музыка, искусство

1

-

-

-

1

1

-

Физическая культура

2

-

1

-

1

1

1

Педагоги-психологи

1

-

1

-

-

1

-

Таким образом,   в МКОУ Парфёновской СОШ педагогических работников – 20  человек, из них имеют высшую квалификационную категорию – 6 человек (30%), 1 категорию – 7 человек (35%), соответствуют занимаемой должности - 2 человека ( 10 %), не имеют категории – 5 педагогов (25%).

       

2.3. Особая форма аттестации

 

    Региональная модель аттестации педагогических работников предполагает наличие так называемой «особой формы» аттестации, которая определяет сокращённую процедуру аттестации для педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих высокий уровень практической профессиональной деятельности и имеющих государственные и ведомственные награды.  Процедура аттестации по «особой форме» регламентируется Региональным отраслевым соглашением по организациям Алтайского края, осуществляющим образовательную деятельность, на 2016 – 2018 годы. Квалификационная категория устанавливается при прохождении аттестации на имеющуюся квалификационную категорию по прежней должности без проведения самоанализа педагогической деятельности и заполнения оценочного листа, осуществляющими анализ профессиональной деятельности учителя.

    С целью обеспечения объективного анализа уровня профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся по особой (льготной) форме, и подготовки  листа оценки профессиональной деятельности педагогического работника в процедуре аттестации предусмотрено посещение специалистами у аттестуемого работника открытого урока с последующим анализом, изучение портфолио, школьной документации, результатов проверок контролно-надзорных органов и внутриучрежденческого контроля, собеседование с педагогом и администрацией образовательной организации.

В соответствии с п. 31 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года), истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию Министерства образования и науки  с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

В соответствии с действующим законодательством, высшая квалификационная категория может быть установлена по особой (льготной) процедуре педагогическим работникам, поименованным в п 8.2.5. Регионального отраслевого соглашения по организациям Алтайского края, осуществляющим образовательную деятельность, на 2016 – 2018 годы, только при аттестации на имеющуюся квалификационную категорию, т.е. до окончания срока её действия.

Таким образом. Педагогические работники, у которых истёк срок действия высшей квалификационной категории, аттестуются на общих основаниях.

      Рассматривать заявления педагогических работников о прохождении аттестации по особой (льготной) форме и устанавливать квалификационную категорию без проведения самоанализа педагогической деятельности и экспертизы аттестационных материалов педагогическим работникам имеющим:

- государственные награды: ордена (Орден Почета, Орден Дружбы); медали (медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II cтепени, медаль «Ветеран труда»); почетные звания «Народный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации»;

- ведомственные награды Министерства образования и науки Российской Федерации: медаль К.Д. Ушинского, почетные звания («Почетный работник общего образования Российской Федерации», «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации», «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации», «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»; значок «Отличник народного просвещения Российской Федерации»; Почетную грамоту Министерства образования и науки Российской Федерации, Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации;

- звание «Ветеран труда Алтайского края» и награды других ведомств по профилю педагогической деятельности.

         Педагогический работник имеет право представить заявление о прохождении аттестации по особой (льготной) форме на ту же квалификационную категорию при работе в той же должности.

         Особой (льготной) формой аттестации, указанной в п.8.2.5. Соглашения, педагогический работник может воспользоваться только один раз. Данное ограничение вступило в силу с 1 января 2013 года и не имеет обратной силы.    

         Устанавливать высшую квалификационную категорию сроком на 5 лет при работе в той же должности на основании личного заявления, представления руководителя образовательной организации, приказов Минобрнауки России или Главного управления об итогах профессиональных конкурсов, но не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории:

- победителям конкурсного отбора лучших учителей в рамках

  приоритетного национального проекта «Образование»;

- победителям и лауреатам краевых конкурсов «Учитель года»,

«Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Вожатый года»,

«Преподаватель года»; «Мастер производственного обучения»;

- педагогическим работникам, подготовившим победителей и призеров

олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований федерального и

международного уровней, проводимых Министерством образования

и науки Российской Федерации.

        Особой (льготной) формой проведения аттестации при наличии достижений, указанных в п. 8.2.6. Соглашения педагогический работник может воспользоваться один раз.

        Педагогический работник, имеющий различные достижения в разные меж аттестационные периоды, согласно данным  пункта, может аттестоваться по особой (льготной) формой не один раз.

       Руководствуясь  п 8.2.4. Регионального отраслевого соглашения по организациям Алтайского края, осуществляющим образовательную деятельность, на 2016 – 2018 годы регулируются вопросы оплаты труда с учётом имеющейся квалификационной категории, но не более чем на один год со дня выхода на работу, педагогическим работникам, у которых истек срок действия квалификационной категории в период:

-временной нетрудоспособности, длящейся свыше 4 месяцев;

-нахождения в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;

-возобновления педагогической работы после ее прекращения в связи с

ликвидацией образовательной организации или ухода на пенсию;

-нахождения в длительном отпуске до одного года, предоставляемом

после 10 лет преподавательской работы в соответствии с ст. 335 Трудового

кодекса Российской Федерации;

-исполнения ими на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа.

        Основанием для сохранения оплаты труда в указанный период является заявление педагогического работника, поданное в течение одного месяца со дня выхода на работу, ходатайство руководителя муниципального органа управления образованием или руководителя краевой образовательной

организации, копия аттестационного листа или выписка из приказа о результатах аттестации, иные документы, подтверждающие данные основания.    

        Оплата труда устанавливается со дня выхода на работу.

        В случае окончания срока действия квалификационной категории

после выхода на работу оплата труда устанавливается со дня истечения срока

ее действия.

       В случае истечения у педагогического работника срока действия квалификационной категории за один год до наступления права для назначения трудовой пенсии по старости (по возрасту) сохранять на этот период оплату труда с учетом имеющейся квалификационной категории.

     Заявление о сохранении оплаты труда от лиц пред пенсионного возраста подается в период действия квалификационной категории.

           

Заключение

      Большинство педагогических работников испытывают трудности при подготовке и во время самой процедуры аттестации. Причинами являются психологические трудности, недостаток знаний и опыта, поиск необходимой литературы. Тем не менее, многие педагоги считают аттестацию важной и значимой процедурой и для себя, и для учреждения в целом. При этом важными для них являются грамотная методическая помощь, моральная поддержка и психологическая атмосфера, создаваемая администрацией учреждения.

      К сожалению, на наш взгляд, педагоги в образовательной организации рассматривают аттестацию как процедуру, унижающую их достоинство, ведущую к стрессам и перегрузке. Для многих педагогов сложившаяся система аттестации считается трудным, сложным процессом из-за недостаточного знания правовых основ процесса аттестации. Анализируя материалы аттестации педагогических работников школы  видим, что не всегда выполняются условия Регионального соглашения.

      Так, например, в январе 2013 года согласно п 6.2.3 дополнений к региональному соглашению по учреждениям образования Алтайского края по труду и занятости населения от 13 октября 2011 года  был продлён срок действия первой квалификационной категории Бондаренко Владимиру Ивановичу по должности «учитель» из-за нахождения в длительном отпуске сроком до одного года.

        В то время как учителю начальных классов, за один год до наступления права для назначения трудовой пенсии по старости (по возрасту) не была сохранена  на этот период оплата труда с учетом имеющейся квалификационной категории.

       Из проведенного анкетирования можно выделить следующие проблемы:

- трудности при подготовке к аттестации;

                   - отсутствие со стороны руководства моральной поддержки и психологической атмосферы.

        Принципиальное отличие деятельности современной методической службы, по нашему мнению, заключается в ее направленности на сопровождение педагога, под которым мы понимаем комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий по оказанию всесторонней помощи педагогу в подготовке к предстоящей аттестации. Выделив процесс сопровождения как центрообразующий, мы не противоречим уже сложившейся системе аттестации, но расширяем ее, систематизируем и одновременно делаем максимально субъектноориентированной. Нам видится, что основной причиной, снижающей эффективность работы современных методических служб, является именно слабая направленность на конкретного педагога, если так можно выразиться, массово ориентированность.

         В условиях нового порядка аттестации становятся актуальными готовность и способность методической службы увидеть и оценить личностный и профессиональный потенциал аттестуемого педагога, создать условия для его максимально полной реализации, оказать реальную помощь в организации планомерной и непрерывной работы педагога над собой в межаттестационный период

            Цель подготовительного этапа – самоопределение педагога, т. е. формирование у аттестующегося представлений о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня собственной педагогической деятельности. На данном этапе важно обеспечить некоторые важные условия, реализация которых способствует эффективной организации аттестационного процесса:

  1. Четкое определение целей всех участников процесса.

 Для администрации учреждения – управленческое и организационное  обеспечение профессионального роста педагога;

для методиста – методическая поддержка в решении профессиональных проблем;

 психолог – повышение профессиональной компетентности;

эксперта – оценка профессионального соответствия педагога определенным критериям.

2. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, что необходимо для установления доверительных отношений с педагогом.

3. Составление плана психологической и методической учебы педагогов, которые готовятся к аттестации, с учетом «проблемных зон», выявленных на основе карты самоанализа и анкетирования.

4. Комплектование банка нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей.

5. Оформление документов, необходимых для участия в аттестации.

На этом этапе педагог изучает требования квалификационных характеристик и уточняет их относительно заявленной категории, анализирует свою деятельность за определенный период (но не более 5 лет).

         Положительными моментами аттестации можно считать:

в процессе подготовки к аттестации педагог проводит самоанализ своей работы, выявляет тему, которая вызывает в работе затруднение, формулирует тему по самообразованию, нарабатывает материал, внедряет в практику, обобщает опыт своей  работы; проходит курсы повышения квалификации, изучает научную и учебно-методическую литературу; разрабатывает мероприятия по улучшению работы.

         

Список используемой  литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Нормативка, 2014. -128 с.

2. Письмо Министерства  образования и науки Алтайского края от 09.02.2017 № 21-05/05/125 «О проведении аттестации на соответствие занимаемой должности»

3. Региональное отраслевое соглашение по организациям Алтайского края, осуществляемым образовательную деятельность, на 2016-2018 годы. – Барнаул, 2016. – 68 с.

4. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Алтайского края: Методические рекомендации. – Барнаул: ИП Колмогоров, 2012. – 134 с.

5. Организация и проведение аттестации педагогических работников на квалификационную категорию с участием общественности: Учебно – методическое пособие. – Барнаул: КГБОУ АКИПКРО, 2014. – 107 с.

6. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационных категорий (первой / высшей): Методические рекомендации. – Барнаул: КГБОУ АКИПКРО, 2016.

7. Справочник директора / Под ред. Лапусты М.Г. М.: ИНФРА– М, 2000.–784 с.

8. Аттестация как определение творческой ценности сотрудника, Хижнякова А.В. // Справочник кадровика. - 2002. - № 7.

9. Аттестационные материалы педагогических работников МКОУ Парфёновской средней общеобразовательной школы.

10. http://ww.akipkro.ru/  Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС

Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 покол...

«Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога в условиях здоровьесберегающего пространства школы».

О целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий....

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и обучение в рамках постояннодействующих и проблемно-целевых семинаров, является необходимым условием помощи и поддержки педа...

"ИКТ как ресурс развития профессиональной компетентности педагогов"

Материал позволяет подумать над вопросом "Какой должна быть школа, образование, учитель?"...

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

       Образование в России переживает сложный период, характеризующийся резким ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями основополагающих подходов и принци...

Аттестация как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования

Профессиональный стандарт педагога как основа в определении критериев оценки портфолио педагогического работника при прохождении аттестации...