Отклоняющееся развитие ребенка
презентация к уроку на тему
Презентации о видах отклонений в развитии ребенка, о причинах их возникновения и их анализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психология отклоняющегося развития | 96.13 КБ |
Модель анализа и общая характеристика групп отклоняющегося развития | 108.84 КБ |
Задержанное развитие | 313.7 КБ |
Поврежденное развитие | 61.47 КБ |
Задержка психического развития | 85.04 КБ |
Индивидуальная программа по сопровождению ребенка | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Официально используемое определение
Нормативное и отклоняющееся развитие
Дизонтогенез – это нарушение развития организма на каком-либо этапе Диз (от греч.) – расстройство, отклонение от нормы Онтогенез – индивидуальное развитие Термин используется в психиатрии
Факторы дизонтогенеза Биологические факторы : 1. Генетические (наследственные болезни обмена, хромосомные отклонения, генные мутации, эндогенные заболевания и т.д.); 2.Внутриутробные нарушения (токсикозы беременности, конфликты в системе крови, внутриутробные инфекции, интоксикации и др.); 3. Патология родов; 4. Ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС (дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, дегенеративные заболевания, опухоли мозга, энцефалиты, шизофрения, эпилепсия и др.).
Факторы дизонтогенеза С оциальные факторы : 1. Различные виды эмоциональной и социальной депривации (состояние, возникающее в результате длительного лишения основных психических потребностей); 2. Социальные ( н-р , изменение общей социокультурной ситуации в стране) и психологические стрессы. 3. Информационная и содержательная перенасыщенность программ дошкольного и школьного образования
Виды дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому) 1.Психическое недоразвитие , типичной моделью которого является умственная отсталость. 2. Задержанное развитие — полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма (незрелость в развитии), нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т. д. В отличие от умственной отсталости характеризуется частичным замедлением развития и разными степенями обратимости. 3. Поврежденное психическое развитие – это развитие, при котором ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, ЦНС) или травмами.
Виды дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому) 4.Дифицитарное развитие - варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. 5. Искаженное развитие — сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящих к качественно новым патологическим образованиям, не присущих каждому нарушению в отдельности. Наблюдается при текущих расстройствах, раннем детском аутизме и т. п. 6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности. Типичная модель данного вида - различные формы психопатий (неадекватное развитие эмоциональной сферы).
Статистическая норма тот уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и т.п.
Нормативное развитие ИДЕАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ) + СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ (СПН)
Программа развития Развитие «идеального» ребенка в «идеальных» условиях: своевременное поступательное формирование взаимосвязанных в соответствии с принципом гетерохронии функций и их систем в условиях воздействия «идеальных» внутренних (генетических) и внешних факторов, включающих «идеальное» присвоение ребенком человеческого опыта Гетерохрония - нормативно разновременное формирование различных функций
Социально-психологический норматив (СПН) - система требований общества к психическому и личностному развитию каждого его члена соответствие требованиям общества – залог успешного функционирования в нем СПН рассматривается в системе образовательно-возрастных границ, определяющих качественно-количественные показатели каждого СПН
Условно нормативное развитие Какие-либо изменения (девиации) «программы развития» (одной или одновременно нескольких функций или всей системы высших психических функций (ВПФ)) в рамках параметров СПН
Отклоняющееся развитие любое изменение (девиация) той же психической функции, группы функций или всей системы высших психических функций (ВПФ) от «программы развития» вне зависимости от знака изменения «+» или «-» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы СПН (М.М.Семаго, Н.Я.Семаго) отклонение хода и результатов развития от существующих в данной культуре типологических (среднестатистических) и социо-культурных норм ( В.И.Слободчиков , Е.И.Исаев)
Высшие психические функции (ВПФ) специфически человеческие психические процессы. высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием ( Л.С.Выготский ). К ВПФ относятся: логическая и произвольная память, логическое и произвольное внимание, восприятие, мышление , речь, чувства. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные компоненты базовой структурной организации психического развития Аффективная организация Регуляторное обеспечение психической активности Ментальные структуры
Когниция – процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием Когнитивные психические процессы - высшие психические процессы, которые человек использует, чтобы узнать и объяснить мир Пространственно-временные представления Ментальные структуры ( Ментальность - лат. ум,интеллект )
Аффективная организация Основа аффективной сферы ( аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. В широком смысле – обозначение эмоциональной сферы человека в противопоставлении интеллекту. Под аффективными нарушениями понимается не просто склонность к аффектам, а широкий спектр нарушений в эмоциональной сфере ) Выражается в эмоционально-поведенческих проявлениях ( эмоциональном настрое, общем психическом тонусе, аффективных реакциях )
Регуляторное обеспечение психической активности Является основой регуляторной сферы Дает возможность произвольно регулировать свою психическую деятельность: двигательную активность, мелкую моторику рук, мимические движения лица, психические процессы и функции, произвольность эмоций и поведения в целом
Критерии выделения различных групп отклоняющегося развития Состояние всех соматических систем организма Социальная ситуация развития Латерализация (функциональная асимметрия двух полушарий головного мозга) Сформированность регуляторной, когнитивной и аффективной сферы Особенности раннего развития (от рождения до 3-х лет) Обучаемость Критичность (в первую очередь, к результатам своей деятельности) Адекватность поведения
Основные группы отклоняющегося развития ( Н.Я.Семаго, М.М.Семаго) Недостаточное развитие Асинхронное развитие Поврежденное развитие Дефицитарное развитие
Недостаточное развитие Недостаточность (по отношению к соответствующему СПН) базовых компонентов, определяющих сформированность познавательной деятельности – ментальных структур и регуляторного обеспечения психической активности
НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ Задержанное развитие Замедление темпа формирования Регулятивной и когнитивной сферы Тотальное недоразвитие Грубо недостаточно сформированы регулятивная и когнитивная сферы Парциальная несформированность ВПФ Недостаточная сформированность либо регулятивного, либо когнитивного компонента
АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ нарушение принципа гетерохронии: неравномерность темпа развития систем, органов, их функции с опережением одних и отставанием других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности Дисгармоническое развитие Дисфункциональное формирование аффективной организации при сохранности ее общей структуры и взаимосвязей Искаженное развитие Искажение в формировании аффективной организации , приводящее к искажению пропорций и последовательности развития когнитивной, регуляторной и аффективно-эмоциональной сфер
ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ Возникает в результате повреждающего влияния на ЦНС того или иного фактора, затрагивающего первично органические основы развития, вторично воздействующего на всю структуру психического развития Локально поврежденный тип развития (Локальный – местный) Специфика формирования когнитивной сферы определяется локализацией поражения Диффузно поврежденный тип развития (диффузия – распад) Выраженные повреждения регуляторной функции как на познавательном, так и аффективном уровне Психологическая травма
ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ Тяжелые нарушения сенсорных и опорно-двигательных систем Раннее дифицитарное развитие Позднее дефицитарное развитие Сложные (множественные) нарушения развития Сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих
Сенсорные системы – часть нервной системы, отвечающая за непосредственное восприятие определенных сигналов из окружающей или из внутренней среды
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм) Уровень сформированности когнитивной сферы значительно выше уровня развития регуляции психической активности и аффективной организации Темпово задержанный тип развития (гармонический инфантилизм) Гармоничный, но замедленный характер развития всех базовых составляющих психического развития Задержанное развитие Замедление темпа формирования всех базовых предпосылок, при последовательном прохождении всех уровней развития
Внешний вид - выглядит младше паспортного возраста, живой непосредственный. Часты признаки инфантильного типа телосложения Формирование базовых составляющих психического развития соответствует ходу нормального онтогенеза, но происходит медленнее. Они находятся на более ранней ступени развития , что затрудняет социальную адаптацию. При этом уровни их развития гармонично соотносятся друг с другом В поведении преобладают эмоциональные реакции, игровые интересы, внушаемость, недостаточная самостоятельность Темпово задержанный тип развития (гармонический инфантилизм)
В школьном возрасте неутомимы в игре, имеют низкую работоспособность , быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, в силу чего не в состоянии следовать установленным правилам поведения Показатели интеллектуального развития, как правило, соответствуют уровню актуального психофизического возраста Левосторонние латеральные предпочтения встречаются не чаще, чем в среднем по популяции. Истинное левшество не осложняет ход развития Развивающая работа должна соответствовать тому психическому возрасту, который демонстрирует ребенок. Необходимо формирование функций программирования, контроля и регуляции собственной деятельности через игровой компонент с учетом ведущего типа мотивации Темпово задержанный тип развития
Наблюдение врача-педиатра (нуждается в общеукрепляющей поддержке), при необходимости подключение логопеда Прогноз развития и адаптации хороший при условии регулярного обучения не в соответствии с паспортным возрастом, а по факту готовности – созревания всех сфер познавательной деятельности. В противном случае могут сформироваться дисгармонические черты личности, нарушение поведения и школьной дезадаптации в целом Диагнозы других специалистов: «инфантилизм», «конституциональная задержка психического развития», диагноз логопеда: «функциональная дислалия », «неярко выраженное общее недоразвитие речи» Темпово задержанный тип развития
Внешний вид – выглядит младше паспортного возраста, отмечаются соматические заболевания, высокая истощаемость, астеничность (соматическая ослабленность ), нарушения зрения Левосторонняя и неустоявшаяся латерализация встречается чаще, чем в среднем по популяции и является осложняющим фактором развития в целом Соматические проблемы снижают работоспособность, делают ребенка эмоционально лабильным (неустойчивым), часто демонстративным, капризным, упрямым В целом адекватность и критичность соответствуют актуальному уровню развития, самооценка может быть завышенной или заниженной Неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм)
Обучаемость новым видам деятельности высокая, соответствует фактическому возрасту Возрастное условно нормативное развитие пространственных представлений сочетается с задержанным развитием произвольности психической активности и аффективной регуляции К/р. работа : программы по гармонизации уровневой системы аффективной регуляции (по О.С.Никольской), программа по формированию произвольной регуляции, моторная коррекция, основанная на нейропсихологическом подходе. В ряде случаев показана родительско-детская психокоррекция (инд. и/или гр.). В случае соматических заболеваний – наблюдение у профильного врача. Неравномерно задержанный тип развития
Прогноз развития и адаптации неоднозначен : с точки зрения формирования когнитивного звена благополучен, с точки зрения мотивационно-волевого , эмоционального и личностного велика вероятность девиации в сторону дисгармонического развития личности, при наличии выраженных соматических проблем – интрапунитивного дисгармонического развития Диагнозы других специалистов : «ММД» (минимальные мозговые дисфункции), «ЗПР соматогенного или конституционального генеза», «аффективная неустойчивость», «дети группы риска по нарушению формирования школьных навыков», диагноз логопеда – «функциональная дислалия » Неравномерно задержанный тип развития
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поврежденное развитие Основной классификационный признак – фактор повреждения Это отклоняющееся развитие, возникшее при патологическом повреждающем воздействии (после возраста 2-3 лет), когда большая часть функциональных систем уже была сформирована и развитие имело период условно нормативного, а также можно выделить собственно повреждающий фактор При этом психологические функции и процессы, имеющие достаточно длительный период развития , при более раннем повреждении окажутся в ситуации стойкого недоразвития. Феноменологические проявления детей с ранним повреждением ЦНС схожи с группой тотального недоразвития Относительно рано формирующиеся функции, имеющие «короткий» период развития (в т.ч. функции подкорковых структур, н-р , двигательных, сенсорных), чаще подвергаются повреждению (порой, даже с элементами распада), что сближает проявления поврежденного развития с некоторыми вариантами тотального недоразвития или грубыми вариантами парциального недоразвития смешанного типа
Поврежденное развитие Ведущими признаками являются фактор времени ( возраста при котором возникло поражение) и объема повреждения (локальное или диффузное повреждение) . Чем длиннее период формирования, тем меньше повреждающее воздействие, чем короче, тем вероятнее повреждение системы. Чем больше объем поражения, тем тяжелее общее состояние ребенка, его продуктивная деятельность, целенаправленность, темп и работоспособность Специфика поврежденного развития будет определяться: Локализацией повреждения Периодом, прошедшим после повреждающего воздействия ( стажем заболевания) Наличием или отсутствием, в связи с этим, общемозговых проявлений Особенностями психического и физического развития, предшествующими повреждению
Локально поврежденное развитие Показатели критичности, адекватности и обучаемости не являются специфичными в том случае, если это не локальное повреждение лобных структур мозга Характерной особенностью является «мозаичность» феноменологической картины познавательной деятельности . Специфика формирования когнитивной сферы определяется не только локализацией поражения, но и ресурсными, компенсаторными возможностями ребенка в целом. В эмоционально-личностном плане наблюдаются варианты от условно-нормативного развития до брутальных форм личностных изменений
Локально поврежденное развитие К/р. работа начинается после снятия остроты состояния при обязательном согласовании с неврологом: основанное на нейропсихологическом подходе формирование произвольной регуляции деятельности с опорой на актуальный уровень ее развития. При необходимости работа учителя-дефектолога, логопеда, общеукрепляющие мероприятия, психотерапевтическая работа с семьей. Прогноз развития и адаптации : при адекватном лечении благоприятный. При неблагоприятных условиях (неадекватное лечение, несвоевременная развивающая помощь, неадекватный тип образовательного учреждения, социальных условиях) – неблагоприятный Диагноз выставляется неврологический , отражающий характер поражения нервной системы и/или органов чувств. Ведущий специалист – невролог, психиатр, врач восстановительного лечения. Далее подключается учитель-дефектолог соответствующего профиля
Диффузно поврежденное развитие Типичными являются изменения операционально-технических характеристик психической деятельности разной степени выраженности, находящихся в прямой зависимости от повреждающих факторов Общее снижение, неравномерность работоспособности вплоть до невозможности организации продуктивной деятельности Резкое снижение и неравномерность темпа психической деятельности Неравномерность психического тонуса Выраженное повреждение регуляторных функций : от трудности регуляции собственной психической активности, как на познавательном, так и на аффективном уровне до трудностей программирования и контроля деятельности в целом
Диффузно поврежденное развитие Критичность, адекватность, обучаемость в выраженных случаях, мало компенсированных повреждений будут значительно снижены С точки зрения развития познавательных процессов наблюдается не только грубое изменение операциональных характеристик деятельности, но и, в тяжелых случаях, распад отдельных уже сформированных функциональных систем и процессов вплоть до органической деменции , в сочетании с грубым недоразвитием еще не сформировавшихся. При более мягких вариантах отмечается снижение темпа формирования ВПФ, часто сопровождающееся инертностью психической деятельности в целом
Диффузно поврежденное развитие Деменция – приобретенное слабоумие, распад хорошо развитого прежде интеллекта, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. Проявляется нарушением ряда высших функций, включая в первую очередь память и мышление, а также внимание, ориентировку, понимание, счет, суждение, речь, способность к обучению. Наблюдается ослабление эмоционального контроля, социальной адаптации. Сознание не изменено, однако, если деменция тотальная, осознание болезни отсутствует. Диагноз считается достоверным, если вышеупомянутые расстройства наблюдаются не менее 6 месяцев.
Диффузно поврежденное развитие Особенности эмоционально-личностного и мотивационно-волевого развития : с одной стороны – значительная эмоциональная инертность, вязкость, с другой – эмоциональная нестойкость аффекта, наличие значительных колебаний настроения и аффективного тонуса в целом. На этом фоне в подростковом возрасте могут сформироваться дисгармонические черты личности, и при неблагоприятных условиях девиация в сторону стойкой дисгармонии Условия : необходима адекватная система лечебных, режимных и восстановительных мероприятий К/р. работа : формирование произвольной регуляции, программирующих и контрольных функций. В легких случаях бывает достаточно выполнение режимных мероприятий: снижение объемов учебных и прочих нагрузок, учет особенностей работоспособности и возможного темпа деятельности, адекватного отношения к эмоциональным перепадам
Диффузно поврежденное развитие: Ведущий специалист : медицинский работник (профильный специалист) и педагог-дефектолог. Вспомогательный специалист - психолог, способствующий адаптации ребенка и семьи в целом. Диагноз неврологический Прогноз развития и адаптации : в большинстве случаев в целом менее благоприятен, чем при локально поврежденном развитии. Прогноз, в первую очередь, будет определяться как интенсивностью повреждающего воздействия, его длительностью, адекватностью лечебных мероприятий, так и собственными ресурсными и компенсаторными возможностями ребенка. Поэтому возможна как практически полная компенсация повреждения, так и «выход» в органическую деменцию в наиболее тяжелых случаях. Одним из определяющих факторов компенсации являются социальные условия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные причины ЗПР слабовыраженные органические повреждения мозга врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка; недоношенность, близнецовость , инфекционные и длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве; длительная социально-культурная депривация ; церебрастенические состояния, а также осложненный (т.е. с признаками органической недостаточности) психофизический и психический инфантилизм; вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма; влияние стрессовых психотравмирующих факторов.
Характерные особенности ЗПР Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Качественное отличие от детей с умственной отсталостью : при ЗПР отсутствует инертность психических процессов - дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.
Характерные особенности при ЗПР низкая познавательная активность , недостаточность произвольной регуляции , восприятия, внимания, памяти . в связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании нестандартных изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый образ. Эти специфические нарушения восприятия у детей с ЗПР определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире. отставание в формировании пространственных представлений , недостаточная ориентировка в собственном теле. в дошкольном и младшем школьном возрасте у них нередко наблюдается перекрестная или невыраженная латеральность .
Характерные особенности при ЗПР Характерным признаком является также недостаточность развития мелкой моторики рук. часто наблюдается отставание в развитии речи , стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции. выраженное нарушение активного внимания . Рассеянность, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости . Одной из особенностей нарушений внимания является недостаточность концентрации на существенных признаках, что может привести к недостаточности мыслительных операций .
Характерные особенности при ЗПР Нарушения внимания могут сочетаться с двигательной расторможенностью , повышенной аффективной возбудимостью , входя в структуру гиперактивного поведения . В этих случаях особенно выражены трудности обучения, у многих детей недостаточны или искажены навыки чтения, письма ( дислексия , дисграфия ). При нарушениях внимания особенно четко проявляется одна из характерных для ЗПР особенностей восприятия — затрудненность выделения фигуры из фона. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, малой ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. Дети с ЗПР отличаются эмоциональной неустойчивостью . С трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
инфантилизм (от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту. Причинами И. могут быть инфекционные заболевания (туберкулёз, сифилис, малярия, различные повторные инфекции), интоксикации, болезни мозга, сердечно-сосудистой системы, почек, длительные кишечные расстройства, а также неполноценное питание, авитаминозы и плохие гигиенические условия жизни.
Классификации ЗПР М.С.Певзнер и Т. А. Власовой 1. Неосложненный психофизический и психический инфантилизм. Возникает за счет замедления созревания эмоционально-волевой сферы. Прогноз расценивался как более благоприятный, не требующий специальных методов обучения. 2. «Вторичная» ЗПР , вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность. Требуется не только психолого-педагогическая коррекция, но и лечебные мероприятия.
Классификации ЗПР К.С.Лебединской По этиопатогенетическому принципу (принцип учета этиологии (причин) и патогенеза (механизмов) нарушения): 1 ) конституциональный (инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики, часты случаи аналогичного соматопсихического инфантилизма в семье); 2 ) соматогенный (обусловленный длительными хроническими заболеваниями, пороками сердца и т.д., тормозящими психическую активность ребенка, создающими систему особого режима и запретов); 3) психогенный (связанный с неблагоприятными условиями воспитания, выражающимися в безнадзорности, гиперопеке или жестокости); 4) церебрально-органический (сходный в определенной мере с умственной отсталостью, но тяжесть которого зависит от массивности и времени повреждения мозга. Возможна генетическая его этиология)
Классификация М.М.Семаго и Н.Я.Семаго 1.Задержанное развитие , характеризующееся замедлением темпа формирования всех сфер психики 2.Парциальное недоразвитие компонентов психической деятельности , характеризующаяся частичностью незрелости отдельных сторон психического развития ребенка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Проблема неуспеваемости определённой части учащихся начальных классов давно привлекает внимание педагогов, психологов, медиков, социологов. Ими была выделена большая группа детей, которая обнаружила широкую «зону ближайшего развития». Эти дети отнесены к особой категории – детей с «ЗПР». ЗПР затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования. Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно организованная коррекционно-педагогическая помощь. В связи с вышеуказанным, нами создаются индивидуальные психокоррекционные программы для работы с учащимися специальных /коррекционных/ классов. Важное место в структуре коррекционно-педагогического процесса занимает диагностика. Только на основе глубокого всестороннего обследования ребенка возможно построение индивидуально дифференцированных коррекционных программ.
Данная программа разработана в связи с низкими показателями успеваемости ученика, высоким уровнем его конфликтности как с учителями, так и одноклассниками. Программа направлена на выявление причин вышеуказанных особенностей и их устранения (коррекции). Для решения этой задачи используются индивидуальные и групповые формы работы (совместно с классом, с учителями-предметниками, классным руководителем и родителями). НАПРАВЛЕННОСТЬ
Сроки реализации программы: 2008-2012 годы Ожидаемый результат : повышение уровня познавательных интересов, снижение уровня агрессивности и тревожности.
Общие сведения ПОЛЯКОВ ДАНИИЛ ДИМИТРИЕВИЧ – ученик специального /коррекционного/ класса VII вида для детей с ЗПР. Проживает: по адресу: Занятия без уважительной причины не пропускает. ФОТО
Сведения о семье ПОЛЯКОВ ДАНИИЛ ДИМИТРИЕВИЧ Отец – Мать – Бабушка – Дедушка –
Медицинские показатели Дата рождения – 12 марта 2001 г. Рост (см) – 132 см Вес (кг) - 23 кг Состояние зрения – 1,0 Хронические заболевания Резидуальная энцефалопатия, ОНР 2 ур, энурез Группа здоровья – III Физкультурная группа – подготовительная Диагноз – ЗПР церебрально-органического происхождения
ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ Встречается чаще других типов и обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Изучение анамнеза показывает: Внутриутробная гипоксия плода Астенический невроз Энурез ОНР 2 уровня Резидуальная энцефалопатия У Даниила отсутствует типичная для здоровых детей живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке . Отсутствует критика, особо не замечает своих ошибок, часто винит других в проступках. Игровую деятельность характеризуют бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Преобладает игровая деятельность, часто уходит в неё и на уроках . Органический инфантилизм тормозимый с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, боязливостью.
Любимые предметы – математика, окружающий мир Нелюбимые предметы – чтение, письмо Уровень внимания – низкий, неустойчивость, рассеянность Активность на уроке – низкая Запоминание материала – низкий уровень Уровень развития мышления - низкий уровень Отношение к требованиям учителей – безразличное Выполнение своих обязанностей – не всегда удовлетворительное «А почему я?» Отношение к учебе
Линия поведения – отверженный Отношение к мнению коллектива – не безразличное Выполнение общественных поручений – удовлетворительно Близкие друзья – младшие по возрасту В конфликтной ситуации – не уступает, обидчив злопамятен Эти психофизиологические и индивидуальные особенности ребёнка легли в основу индивидуальной программы развития. Личность ученика в коллективе /На конец 1 четверти 2008 г./
выявление уровня самооценки испытуемого; выявление уровня его личностной, реактивной, школьной тревожности; диагностика показателей и форм агрессии испытуемого; выявление социального статуса испытуемого в классе; диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
Мониторинг усвоения материала по основным предметам: математика, русский язык, чтение Исследование социально-психологической адаптации Исследование воспитанности и социального становления личности Исследование межличностных отношений Исследование познавательных процессов Исследование психомоторики и сенсорных процессов Исследование уровня сформированности учебного сотрудничества Исследование семейного воспитания Составление социального паспорта семьи Мониторинг эффективности обучения в классе СКО ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
Диаграммы усвоения материала по математике за 1 класс
Диаграммы усвоения материала по чтению за 1 класс
Диаграммы усвоения материала по русскому языку за 1 класс
Диаграммы результатов уровня сформированности учебного сотрудничества
Диаграмма результатов диагностики познавательных процессов
Повышение самооценки учащегося Снижение уровня его тревожности и агрессии; Коррекция нарушений детско- родительских отношений в семье; Формирование коммуникативных качеств учащегося с целью устранения его дезадаптации. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Принцип единства диагностики и коррекции Безусловное принятие ребёнка Принцип компенсации Соблюдение условий для развития личности ребёнка ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Игротерапия: моделирование системы социальных отношений, изменение позиции ребёнка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма, формирование реальных отношений, организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил Арттерапия: гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания Тренинг: обучение ребёнка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях Психогимнастика: развитие и коррекция познавательной и эмоционально- личностной сферы
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ
проведение индивидуальных и групповых бесед с учащимися по проблемам эффективного общения, понимания других детей и взрослых; беседы с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье, помощи в обучении индивидуальные консультации для классного руководителя ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Изучение жилищных условий ребенка (наличие своей комнаты, рабочего стола, домашней библиотеки) Беседа с родителями о соблюдении режима труда и отдыха ребенка, питании Беседа о занятости в свободное время, изучение увлечений и интересов ребёнка в домашних условиях Беседа с родителями по выявленным в ходе обследования психологическим проблемам ребенка Беседы с учащимся о культуре общения, правилах поведения в школе, общественных местах Беседы с учащимся о роли знаний в жизни человека Вовлечение учащегося во внеклассные мероприятия Закрепление поручения в школе и дома ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕДАГОГА
Консультирование классного руководителя и мамы по решению психологических проблем учащегося: Консультирование по итогам проведённых исследований, особенностям НПР ребёнка Как помочь ребёнку с нарушениями речи и мыслительных процессов? Как помочь ребёнку в приготовлении уроков? Помощь в формировании устной и письменной речи? Что может рассказать «рисунок»? Влияние семейного воспитания на формирование личности ребёнка КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Винник М.О. «Задержка психического развития у детей» - Ростов-на-Дону, 2007 г. ИстратоваО. Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» - Ростов-на-Дону, 2008 г. Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию» - М.: Новая школа, 1998 г. Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем» - М.: АРКТИ, 2004 г. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г. Немов Р. С. «Психология в 3-х томах», том 3. – М.: ВЛАДОС, 1995 г. Овчарова Р. В. «Справочная книга школьного психолога» - М.: Просвещение , 1996 Короткова Л. Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников» - Москва, ЦГЛ, 2003 г. Брокет З., Шрейбер Г. «Целительная сила сказок» - М.: ООО «АКВАРИУМ», 2003 Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Практикум по детской психологии» - М.: ВЛАДОС, 2005 г. Фопель К. «Сплочённость и толерантность в группе» - М.: ГЕНЕЗИС, 2002 г. Филиппова Ю. В. «Общение: дети 7 – 10 лет» - Ярославль, Академия развития, 2002
КОНЕЦ ПРЕЗЕНТАЦИИ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние неблагополучной семьи на отклоняющееся поведение ребенка
На формирование личности ребенка с самого раннего детства оказывают влияние множество факторов, и одним из факторов оказывающих значительное воздействие на поведенческие установки, на воспитание ребен...
Мероприятие окружного уровня "Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии".
"Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии"...
Уланова Л.С. Создание предметно-развивающей среды для развития ребенка с задержкой речевого развития: рекомендации родителям.
В статье рассматриваются вопросы организации предмено-развивающей среды для детей двух-трех лет с задержкой речевого развития....
Доклад "Индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психического развития"
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и прие...
Индивидуальный образовательный маршрут по направлению «Познавательное развитие ребенка» (математическое развитие)
создание условий для математического развития ребенка с ярко выраженными математическими способностями...
"Особенности и виды отклоняющегося развития"
В выступлени раскрыто понятие "дизонтогенез", механизмы компенсации ограниченных возможностей здоровья школьников....
"Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития" А.В. Семенович
В настоящее время у детей преобладают системные нарушения психичских функций. Таким образом оптимальным является системный подход к коррекцции и абилитации психического развития ребенка....