Доклад "Индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психического развития"
статья на тему
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 43.5 КБ |
презентация | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Шахтинская специальная школа-интернат №16
Индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психического развития.
Председатель МС школы-интерната №16
Шевченко О.С.
2016-2015 г.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должна решать задачи следующего характера:
- психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка;
- социальной адаптации ребёнка;
- профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
- коррекции отклонений в развитии, поведении, обучении на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
• изучение документов, личных дел;
• знакомство с медицинским обследованием, выделение
неблагополучных этапов в развитии ребенка;
• изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
• диагностические исследования.
Индивидуальная программа развития ребёнка включает следующие блоки:
психологическое сопровождение,
логопедическое сопровождение,
педагогическое сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и профилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, навыков самообслуживания, социальной адаптации.
Каждая программа составляется исходя из психофизических особенностей, возможностей ребёнка и уровня его развития в момент обращения к специалисту.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:
Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
4. Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе-интернате, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Работа по реализации программы имеет следующую динамику
1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
4. Реализация намеченной программы.
Можно выделить несколько видов индивидуальных программ развития.
-индивидуальная адаптационная программа (программа, нацеленная на адаптацию детей, поступивших в 1 класс или вновь прибывшим в ОУ детям). Поэтому в течение первых полутора-двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные в первую очередь на установление эмоционального контакта со взрослым.
Индивидуальная адаптационная программа необходима детям, поступающим в первый класс. Первоклассникам трудно переносить разлуку, они могут отказываться от контактов со взрослыми и детьми.
В этом случае целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ученика к общению, установление доверительной связи между взрослым и ребенком, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.
Только тогда, когда между взрослым и ребенком установятся доверительные отношения, можно приступить к коррекционно-развивающим занятиям.
-индивидуальная профилактическая программа (направлена на предупреждение различных отклонений в эмоционально-волевой сфере, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.
-индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Реализуется учителями, воспитателями, логопедом психологом.
-индивидуальная социальная программа развития (направлена на достижение социальных и воспитательных целей, выработку адаптационных навыков у учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости)
-индивидуальная программа психолого-педагогического и медико- социального сопровождения
Программа включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-правовое сопровождение, лечебно-оздоровительное, а также воспитательное сопровождение. Каждый блок решает определённые задачи.
Данная программа предполагает комплексное сопровождение ребёнка группой специалистов: воспитателей, учителей, мед. работников, логопеда, психолога, социального педагога.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Список литературы
1. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.
2. Тюленев П.В. Индивидуальная программа развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей и педагогов. 2005.
3. Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. – Нерюнгри. 2002.
4. Информационные материалы для обучения учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости/Е. И. Капланская (Северо-Западное окружное управление образования г. Москвы ГОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №77)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении
ЗАДАЧИ: Социальная адаптация ребёнка 2 Коррекция отклонений в развитии, поведении, обучении 4 Профилактика отставания, предупреждение дезадаптации 3 3 Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение 3 1
диагности ческие исследования МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ знакомство с медицинским обследованием изучение документов, личных дел изучение социума ребёнка
БЛОКИ ИПР : Психологическое сопровождение Коррекция и профилактика личностной сферы ребёнка . Коррекция и развитие речи ребёнка. Педагогическое сопровождение Обучение навыкам выполнения учебных заданий, навыков самообслуживания, социальной адаптации. Логопедическое сопровождение
Этапы создания программы заключительный коррекционно- развивающий предварительный диагностический
ДИНАМИКА ПРОГРАММЫ : Разработка путей поддержки и коррекции Составление индивидуальной программы сопровождения Реализация намеченной программы Выявление актуальных проблем
ВИДЫ ИПР Адаптаци онная Социальная Коррекционно- развивающая Психолого- педагогического и медико- социального сопровождения Профилактическая
Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения Социально- правовое сопровождение блоки Формирование привычек к постоянному труду коррекция и профилактика л ичностной сферы Формирование привычек здорового образа жизни Ознакомление с правами и основными свободами человека Коррекция и развитие речи Обучение детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, социальной адаптации. Психологическое сопровождение Логопедическое сопровождение Педагогическое сопровождение Воспитательное сопровождение Лечебно- оздоровительное сопровождение
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Усвоение ребенком с задержкой психического развития программы по предмету "Музыка"
Урок музыки в коррекционной школе - это не только приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребенка средствами музы...
Разработка содержательного или воспитательного компонента АОП для ребенка с задержкой психического развития
Адаптированная программа по математике, русскому языку и литературному чтению на ступени начального общего образования для контингента детей с задержкой психического развития, учащихся 2-го класса в у...
Самообразование учителя "Семья и ребенок с задержкой психического развития"
Цель работы: изучить влияние семьи на задержку Актуальность работы. Последние десятилетия к проблеме детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдается повышенный интерес. Объясняется это тем, ...
Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.
Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Рекомендации для учителя и родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию обучающегося.
Содержание:1.Методические рекомендации для учителя начальных классов (Теоретическая часть) 2. Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ЗПР(Практическая часть)...
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (7.2) 1 дополнительный класс
Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности ...