Доклад "Индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психического развития"
статья на тему

Ольга Станиславовна Шевченко

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад43.5 КБ
Файл презентация 1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Шахтинская специальная школа-интернат №16

Индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психического развития.

Председатель МС школы-интерната №16

Шевченко О.С.

 

2016-2015 г.


Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).

  Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должна решать задачи следующего характера:

- психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка;

- социальной адаптации ребёнка;

- профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;

- коррекции отклонений в развитии, поведении, обучении на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

 При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

•        изучение документов, личных дел;

•        знакомство с медицинским обследованием, выделение

          неблагополучных этапов в развитии ребенка;

•        изучение социума (внешкольных связей) ребенка;

•        диагностические исследования.

 Индивидуальная программа развития ребёнка включает следующие блоки:

 психологическое сопровождение,

логопедическое сопровождение,

педагогическое сопровождение.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и профилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, навыков самообслуживания, социальной адаптации.

Каждая программа составляется исходя из психофизических особенностей, возможностей ребёнка и уровня его развития  в момент обращения к специалисту.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:

Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.

Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

4. Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе-интернате, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Работа по реализации программы имеет следующую динамику  

1. Выявление актуальных проблем ребенка.

2. Разработка путей поддержки и коррекции.

3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).

4. Реализация намеченной программы.

Можно выделить несколько видов индивидуальных программ развития.

-индивидуальная адаптационная программа (программа, нацеленная на адаптацию детей, поступивших в 1 класс или вновь прибывшим в ОУ детям). Поэтому в течение первых полутора-двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные в первую очередь на установление эмоционального контакта со взрослым.

Индивидуальная адаптационная программа необходима детям, поступающим в первый класс. Первоклассникам трудно переносить разлуку, они могут отказываться от контактов со взрослыми и детьми.

В этом случае целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ученика к общению, установление доверительной связи между взрослым и ребенком, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

Только тогда, когда между взрослым и ребенком установятся доверительные отношения, можно приступить к коррекционно-развивающим занятиям.

-индивидуальная профилактическая программа (направлена на предупреждение различных отклонений в эмоционально-волевой сфере, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

-индивидуальная коррекционно-развивающая программа

  Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Реализуется учителями, воспитателями, логопедом психологом.

-индивидуальная социальная программа развития (направлена на достижение социальных и воспитательных целей, выработку адаптационных навыков у учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости)

-индивидуальная программа психолого-педагогического и медико- социального сопровождения 

Программа включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-правовое сопровождение, лечебно-оздоровительное, а также воспитательное сопровождение. Каждый блок решает  определённые задачи.

Данная программа предполагает комплексное сопровождение ребёнка группой специалистов: воспитателей, учителей, мед. работников, логопеда, психолога, социального педагога.

 

Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Список литературы

1.        Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.

2.        Тюленев П.В. Индивидуальная программа развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей и педагогов. 2005.

3.        Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. – Нерюнгри. 2002.

4. Информационные материалы для обучения учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости/Е. И. Капланская (Северо-Западное окружное управление образования г. Москвы ГОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №77)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психического развития. Руководитель МС Шахтинской специальной школы-интерната №16 Шевченко О.С.

Слайд 2

Цель : формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении

Слайд 3

ЗАДАЧИ: Социальная адаптация ребёнка 2 Коррекция отклонений в развитии, поведении, обучении 4 Профилактика отставания, предупреждение дезадаптации 3 3 Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение 3 1

Слайд 4

диагности ческие исследования МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ знакомство с медицинским обследованием изучение документов, личных дел изучение социума ребёнка

Слайд 5

БЛОКИ ИПР : Психологическое сопровождение Коррекция и профилактика личностной сферы ребёнка . Коррекция и развитие речи ребёнка. Педагогическое сопровождение Обучение навыкам выполнения учебных заданий, навыков самообслуживания, социальной адаптации. Логопедическое сопровождение

Слайд 6

Этапы создания программы заключительный коррекционно- развивающий предварительный диагностический

Слайд 7

ДИНАМИКА ПРОГРАММЫ : Разработка путей поддержки и коррекции Составление индивидуальной программы сопровождения Реализация намеченной программы Выявление актуальных проблем

Слайд 8

ВИДЫ ИПР Адаптаци онная Социальная Коррекционно- развивающая Психолого- педагогического и медико- социального сопровождения Профилактическая

Слайд 9

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения Социально- правовое сопровождение блоки Формирование привычек к постоянному труду коррекция и профилактика л ичностной сферы Формирование привычек здорового образа жизни Ознакомление с правами и основными свободами человека Коррекция и развитие речи Обучение детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, социальной адаптации. Психологическое сопровождение Логопедическое сопровождение Педагогическое сопровождение Воспитательное сопровождение Лечебно- оздоровительное сопровождение

Слайд 10

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усвоение ребенком с задержкой психического развития программы по предмету "Музыка"

Урок музыки в коррекционной школе - это не только приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребенка средствами музы...

Разработка содержательного или воспитательного компонента АОП для ребенка с задержкой психического развития

Адаптированная программа по математике, русскому языку и литературному чтению на ступени начального общего образования для контингента детей с задержкой психического развития, учащихся 2-го класса в у...

Самообразование учителя "Семья и ребенок с задержкой психического развития"

Цель работы: изучить влияние семьи на задержку Актуальность работы. Последние десятилетия к проблеме детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдается повышенный интерес. Объясняется это тем, ...

Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...

Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)

Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....

Рекомендации для учителя и родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию обучающегося.

Содержание:1.Методические рекомендации для учителя начальных классов (Теоретическая часть) 2. Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ЗПР(Практическая часть)...

Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (7.2) 1 дополнительный класс

Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности ...