Дидактический материал для уроков обучения грамоте.Письмо. 1 класс
материал (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИИ № 14, 15
ТЕМА: Письмо прописных (заглавных) букв Д, Я, Б
I Орг. момент
II.Актуализация опорных знаний.
2. 1. Повторение. Запиши письменными буквами (на доске)
Я называю имя, а вы пишете только первую букву, с которой оно начинается.
Рая, Елена, Жанна, Федя, Алёша, Нина, Марина, Кристина, Юра.
2. 2 Повторение правил посадки, положения тетради, держания ручки.
Сели прямо, плечи расправили,
Ноги вместе под партой поставили.
Наклонив тетрадь слегка, держит левая рука,
Правой ручку нужно взять, приготовились писать.
Правила:
- При письме мы сидим прямо, ноги ровно стоят на полу, стул пододвигаем ближе к парте, чтобы не сутулиться во время работы, локти лежат на парте.
-Тетрадь у нас лежит под наклоном, уголок направлен на себя.
-Ручку держим средним и большим пальцами, указательным придерживаем сверху. Показ детьми.
III.Знакомство с написанием прописной (заглавной) буквы Д
1. Проблемная задача. Сказка про букву Д
— Почему никто не живет во мне? — грустно думал новый дом.
— Я большой и красивый. У меня есть дверь и зеленый двор.
— У дома должна быть душа, — сказала буква Д.
— А что это такое? — удивился дом.
— Это когда в доме уютно и тепло. В печке горят дрова, а из трубы идет дым.
— Что же мне делать? – заплакал новый дом.
— Я позову дровосека, — предложила буква Д.
Вскоре в новом доме поселился дровосек.
Он привез дрова и затопил печку. В доме стало тепло и уютно.
А в твоем доме есть душа?
2.Рассматривание букв Д
– Рассмотрите образец заглавной буквы Д.
- Из каких элементов состоит эта буква?
( прямая линия с петлей – рыбкой , полуовал).
ПОКАЗ НА ДОСКЕ ЭЛЕМЕНТОВ Д
3.Пробное написание буквы на доске по алгоритму
Красиво и чисто в тетради пиши:
Наклон соблюдай, никуда не спеши!
- Давайте составим алгоритм написания заглавной буквы Д.
Алгоритм написания: презентация
« Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, опускаемся по наклонной линии, кладём петельку («рыбку») на строку (не доходя 1/3 в рабочей строке, уходим влево и выписываем на нижней линеечке рабочей строки петельку, длина которой равна ½ рабочей строки, а высота 1/3 рабочей строки), выполняем перехлёст на 1/3 снизу на наклонной, резко опускаемся и задерживаемся на строке, поднимаемся вверх до наклонной, плавно закругляя линию, опускаемся вниз, выполняем перехлёст с верхней линеечкой, с наклонной линией на 1/3 от высоты рабочей строки»
Заглавная буква Д (начинаю писать букву сверху так, как пишется первый элемент в букве Г, внизу пишу петлю, касаюсь строки, закругляюсь вверх);
1 строка: Д Д Д Д
Самоанализ написанного. Анализ каллиграфических ошибок.
4.Письмо слогов -слияний
- Соединение Д с другими буквами безотрывное.
2 строка: Работа с видами соединений: Дв Да Дм
Дв – верхнее Да - среднее , Дм - нижнее
- Прочитайте соединения.
- Выполните анализ. Что можете сказать?
(все три соединения: верхнее, среднее, нижнее)
Продолжаем: До Ди Ду Де Дя
4. Письмо слов с буквой Д
- Давайте вспомним, какие слова в русском языке пишутся с заглав. буквы?
Помни, пишутся всегда
С большой буквы города,
Реки, страны и моря
И фамилия моя!
3,4 строка: имена Дмитрий Дарья Диана Дарина Дуня
Денис Даниил ( Данил, Данила) Дамир
Реки : Дон, Днепр, Днестр
5 строка: сказочные герои - загадки
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. Дюймовочка
Современный английский дюйм равен точно 2,54 см.
Самый добрый в мире дед
В шубу - валенки одет;
Бородой седой зарос
Наш любимый.. . (Дед Мороз)
Дед Моро́з — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя подарков.
Добрыня
Жила-была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын — богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его тихий Добрынюшка.
Вот раз в жаркий летний день захотелось Добрыне в речке искупаться. Пошёл он к матери Мамелфе Тимофеевне:
— Отпусти меня, матушка, съездить к Пучай-реке, в студёной воде искупаться, истомила меня жара летняя.
Разохалась Мамелфа Тимофеевна, стала Добрыню отговаривать:
— Милый сын мой Добрынюшка, ты не езди к Пучай-реке. Пучай-река свирепая, сердитая. Из первой струйки огонь сечёт, из второй струйки искры сыплются, из третьей струйки дым столбом валит.
— Хорошо, матушка, отпусти хоть по берегу поездить, свежим воздухом подышать.
Отпустила Добрыню Мамелфа Тимофеевна.
Надел Добрыня платье дорожное, покрылся высокой шляпой греческой, взял с собой копьё да лук со стрелами, саблю острую да плёточку.
Сел на доброго коня, позвал с собой молодого слугу да в путь и отправился. Едет Добрыня час-другой; жарко палит солнце летнее, припекает Добрыне голову. Забыл Добрыня, что ему матушка наказывала, повернул коня к Пучай-реке. От Пучай-реки прохладой несёт.
Соскочил Добрыня с коня, бросил поводья молодому слуге:
— Ты постой здесь, покарауль коня. Снял он с головы шляпу греческую, снял одежду дорожную, всё оружие на коня сложил и в реку бросился.
Плывёт Добрыня по Пучай-реке, удивляется:
— Что мне матушка про Пучай-реку рассказывала? Пучай-река не свирепая, Пучай-река тихая, словно лужица дождевая.
Не успел Добрыня сказать — вдруг потемнело небо, а тучи на небе нет, и дождя-то нет, а гром гремит, и грозы-то нет, а огонь блестит…
Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трёх головах, о семи когтях, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят.
6 строка: презентация
КОПЕНГАГЕН – СТОЛИЦА ДАНИИ.
Официальное название: Королевство Дания
Страна расположена в Северной Европе, омывается Балтийским и Северным морями. Территория страны включает в себя большой полуостров Ютландия и 409 островов Датского архипелага. Достопримечательности ….
7, 8, 9 строки: презентация
Работа с предложениями – пословицами :
Добрая слава лучше богатства. Доброе слово лечит, а злое калечит. Друг научит, а недруг проучит.
- Сколько слов в предложении?
- Запишите самостоятельно предложение.
- Выполните самопроверку.
Физминутка «Капуста!» Мы капусту рубим-рубим (размашистые движения руками, как топором), Мы капусту мнём-мнём («мнут капусту»), Мы капусту солим-солим («берут» щепотку соли и «солят»), Мы капусту жмём-жмём (сгибание и разгибание кистей рук).
IV.Знакомство с написанием заглавной буквы Б
1. Проблемная задача. Стихи
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
***
Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.
2.Рассматривание букв Б.
- Рассмотрите заглавную букву Б. – Из скольких элементов она состоит? Назовите их. (из трёх - из прямой палочки с закруглением внизу, перех. в петлю, полуовала, горизонтальной линии с закруглением влево – «крышечка «).
- Когда мы пишем заглавную букву?
(Имена, фамилии, клички, реки, города – все с заглавной буквы пишутся всегда! Предложение всегда пишется с заглавной буквы.)
3.Пробное написание буквы Б на доске по алгоритму
Алгоритм написания: презентация
Большую прописную букву Б начинаем писать с верхней линии, ведём наклонную линию до нижней строки, закругляем влево.
Второй элемент, или «пузико» буквы начинаем вести чуть выше средней линии, закругляем на полуовал.
Третий элемент начинаем писать выше 1 элемента, закругляем влево, потом ведем линию параллельно рабочей строке, не касаясь части буквы.
1 строка: Б Б Б Б
Самоанализ написанного Анализ каллиграфических ошибок.
4. Письмо слогов-слияний с буквами Б
Сказка про букву Б
Итак, на самом верхнем этаже Алфавита жила-была буква «А». А этажом ниже жила буква «Б». Скучно стало букве «Б» одной.
– Пойти бы, с кем-нибудь подружить. Эх, хорошо вот букве «Я», она одна составляет целое слово «я». А мне, чтобы сделать слово, обязательно нужна компания из других букв. Интересно, какое бы это слово мне составить, с какими бы буквами соединиться? Пойду, спрошу у буквы «А», она самая первая, всё знает.
Пошла буква «Б» к букве «А» в гости.
– Помоги, – говорит, – буква «А» составить мне какое-нибудь слово!
– Хорошо, – отвечает ей буква «А», – давай составлю тебе компанию.
Буква «А» взяла букву «Б» за руку.
Прочитай, что получилось:
Получилось БА! А если ещё раз добавить БА? Получается БАБА!
– БАБА! Ура! – закричала буква «Б», получилось целое слово: БАБА! Как интересно! А если я пойду и подружусь с другими буквами, что будет?
– Только ты иди к гласным буквам, – сказала ей буква «А».
– Это к каким?
– К тем, которые можно петь. Это, например, Е, О, И, У и другие, поняла?
– Ого! Поняла! – и буква «Б» быстро-быстро побежала к другим буквам составлять слова.
С буквой Е получилось БЕ-БЕ-БЕ,
с буквой О получилось БО-БО-БО,
с буквой И получилось БИ-БИ-БИ,
с буквой У получилось БУ-БУ-БУ… с буквой Ы получилось БЫ-БЫ-БЫ… с буквой Я получилось БЯ-БЯ-БЯ…
– Да, – подумала буква «Б», когда вернулась домой, – Всё-таки самое хорошее слово получилось с буквой «А», это «БАБА».
Буква «Б» очень устала и легла спать-отдыхать. Ей приснилась её любимая бабушка – баба Бэлла, которая угощала её баранками, булочками, бубликами, бананами и другими сладостями. Ещё букве «Б» снились белочка, барашек, бурундучок и все слова на букву «Б».
2 строка: Ба Бе Бо Би Бу Бы Бя
5.Письмо слов
3 строка: Бэлла Борис Бронислав
4, 5 строка: сказочные герои
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?.. Буратино
Белоснежка Баюн Бэмби Базилио Бармалей
6, 7 строки : составление и запись предложения презентация
У Бори друзья - собака Бим и кот Барсик.
8 строка: запись стих.-я презентация Белый бабушкин баран
Бьёт, бодает барабан.
Пальчиковая гимнастика (1 мин.) Этот пальчик-дедушка, Этот пальчик-бабушка, Это пальчик-папочка, Этот пальчик-мамочка, Этот пальчик - я. Вместе дружная семья!
V.Знакомство с написанием заглавной буквы Я
1. Проблемная задача. Стих
На последней на страничке БукварЯ
Есть красиваЯ такаЯ Буква Я.
Вы послушайте, что мама говорит:
- Молодец! Теперь ты знаешь Алфавит!
2.Рассматривание букв Я.
- Рассмотрите заглавную букву Я. – Из скольких элементов она состоит? Назовите их.
(Из трёх элементов: длинная наклонная линия с закруглением внизу влево, пишется снизу вверх; малый овал; длинная наклонная линия с закруглением внизу вправо.)
- При написании каких букв мы использовали данные элементы? (Л, М)
- Когда мы пишем заглавную букву?
(Имена, фамилии, клички, реки, города – все с заглавной буквы пишутся всегда! Предложение всегда пишется с заглавной буквы.)
3.Пробное написание буквы Я на доске по алгоритму
Алгоритм написания: презентация
1 элемент буквы Л , малый овал; длинная наклонная линия с закруглением внизу вправо, как у загл. букв Л, М))
1 строка: Я Я Я Я
Самоанализ написанного Анализ каллиграфических ошибок.
4. Письмо слогов-слияний с буквами Я
2 строка: Яя Яс Ял Ям Яр Яб Яв
5.Письмо предложений
ЯРОСЛАВЛЬ . Население - 603961 чел.
Ярославль — один из старейших русских городов, основанный в XI веке князем Ярославом Мудрым. В 2010 году город отметил своё тысячелетие. Исторический центр города, расположенный у слияния рек Волги и Которосли, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ярославль традиционно считается одним из основных объектов Золотого кольца России.
Успенский монастырь
3 строка: Яна родилась в Ярославле.
ЯКУТСК - город в России, столица Республики Саха (Якутия). Население — 269,6 тыс. чел. Самый крупный и старейший город в Якутии, крупный административный, индустриальный, культурный, финансовый и научный центр, а также один из старейших городов Сибири.
Духовная академия
Памятник мамонту у Института мерзлотоведения
Якутия – загадочный край, со своей своеобразной культурой, этносом, природой. А самое завораживающее – количество живших тут некогда и вымерших животных. Ведь тут обитали некогда: овцебык, пещерный лев, шерстистый носорог, бизон и мамонт. Неспроста последний из них является главным символом национальной культуры Якутии.
Самая известная находка – замерзший мамонтенок Дима – была совершена в 1977 году. В настоящее время этот экспонат демонстрируется в Санкт-Петербурге, но музей мамонта в Якутске установил перед входом муляж мамонтенка. Несмотря на то, что у посетителей нет возможности посмотреть само животное, они могут спуститься в 12-тиметровую шахту Института мерзловедения, в лабораторию, где долгие годы находились его останки.
4 строка: Яша родился в Якутске.
5 строка: А где родилась ты? Ответ напиши
6 строка: Яндекс – российская поисковая система.
V1.Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материала к уроку обучение грамоте. 1 класс
Дидактический материал на каждую букву алфавита для повышения скорости чтения и развития речи учащихся. На каждую букву составлены чистоговорки, скороговорки короткие и длинный слова....
Дидактический материал к урокам обучения грамоте.1 класс
Данные карточки можно использовать ,как раздаточный материал для каждого ученика....
Урок обучения грамоте (письму) 1 класс УМК "Школа России" по теме "Письмо строчной буквы д "
Подробный конспект урока письма (букварный период) в 1 классе по программе Горецкого В.Г. УМК "Шкоола России" с перечнем целей, задач урока, универсальных учебных действий и используемых технологий....
Методическая разработка: планирование уроков обучения грамоте (письмо) 1 класс УМК "Школа России"
Планирование уроков обучения письму составлено в соответствии с уроками обучения чтению, указаны страницы прописи....
Дидактический материал для уроков обучения грамоте.Письмо. 1 класс
Материал для уроков письма. Буквы Е, Ё....