Технологическая карта урока
план-конспект урока (4 класс) на тему
Речевая практика 4 класс " Октябрь - середина осени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_rechevaya_praktika.docx | 195.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по предмету Речевая практика 4а класс
ТЕМА УРОКА: «Октябрь – середина осени»
Дмитриева О.А
Аннотация к технологической карте
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.
Технологическая карта разработана по учебному предмету «Речевая практика», предназначена для фронтальных занятий с учащимися 4 класса.
Тема урока: «Октябрь – середина осени».
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, составленному на основе рабочей программы курса.
Речевой материал урока составлен с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, имеющегося опыта школьников.
В ходе урока наблюдаются межпредметные связи: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, литературное чтение.
Цели и задачи урока построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей учеников, зоны их актуального и ближайшего развития, личностно-ориентированного подхода.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого и познавательного развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением технологий на разных этапах занятия: проблемно-диалогических, информационно-коммуникативных, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения, игровых, здоровьесберегающих.
Технологическая карта урока содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученикам, предполагаемые действия учащихся, способы взаимодействия учителя и ученика, а также ход использования презентации и наглядных пособий.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая часть | |
Ф.И.О. учителя: | Дмитриева Оксана Анатольевна |
Класс: | 4 |
Тема урока: | «Октябрь – середина осени» (40 мин.). |
Предмет: | Речевая практика |
Межпредметные связи: | Развитие речи, грамматика, чтение, окружающий мир. |
Тип урока: | Сообщение новых знаний. |
Цель урока: | обобщить и систематизировать знания детей об основных признаков середины осени; упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану. Произносить речевой материал, соблюдая словесное ударение, интонацию (побудительную, вопросительную, повествовательную). Соблюдать интонацию при произнесении всего речевого материала. |
Задачи урока: | |
Предметные (образовательные): | Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображении на них. |
Коррекционно-развивающие: | Коррекция и развитие связной устной речи, активизация и обогащение словарного запаса учащихся, коррекция и развитие слухового внимания; формирование познавательных интересов; Развитие умения выражать свои мысли; развитие мышления на основе причинно – следственных связей; развитие памяти. |
Личностные (воспитательные): | Воспитывать интерес к урокам ; доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества; воспитывать самостоятельность и творческую активность, чувство красоты, любовь к своей родине. |
Планируемые результаты: | Предметными результатами изучения темы являются сформированность следующих умений: - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, детей; - осознанно, правильно, выразительно читать стихи; - составлять предложения по вопросам, по картинке, на заданную тему с помощью учителя и самостоятельно. Личностными результатами изучения темы являются следующие умения: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - обращать внимание на особенности устных высказываний других детей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов). Регулятивные универсальные учебные действия (УУД): - определять и формулировать тему, цель деятельности на занятии с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение, отношение на основе работы с материалом; - учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы в тексте, картинно-графических планах; - делать выводы в результате совместной работы детей и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь детей и учителя; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова; |
Оборудование урока: | Экранно-звуковые пособия: Музыкальное сопровождение к гимнастике для глаз «Осенние листья». Презентация «Октябрь». Наглядные пособия: 1. Картинно-графический план рассказа на тему «Осень». |
Технологии, методы, формы: | Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие. Методы: беседа, наблюдения, анализ, сравнения, обобщения, наглядный метод. Формы работы: фронтальная, индивидуальная,парная. |
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (продукт деятельности) |
I. | Организационный момент. Цель: Создание эмоционального положительного фона урока. (3 минуты) - психологический настрой обучающихся к работе на уроке. 1.1. Артикуляционная гимнастика. | Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид). Учитель начинает урок стихотворными строчками. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, На вопросы отвечать. Учитель предлагает обучающимся выполнить артикуляционную гимнастику 1.Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? (Домик открывается.) 2.В нём хозяин-язычок. На губу как блинчик лёг. (Блинчик.) 3.Язычок гулять выходит, Дом по кругу он обходит. (Рисуем круг.) 4.Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам. (Часики.) | Обучающиеся приветствуют учителя, друг друга, принимают правильное положение за партой. Обучающиеся выполняют артикуляционную гимнастику. |
II III. IV | Постановка цели и задач урока. Цель: Развитие у учащихся способности самостоятельно определять тему урока, ставить учебные задачи. (5 минут) - подведение к пониманию основной цели урока. 2.1. Актуализация 2.2. Сообщение темы и задач урока. Объяснение нового материала. (20 минут) Проверка знаний учащихся фактического материала и основных понятий, умение раскрывать внешние и внутренние связи в явлениях природы. - сообщение учащимся новых знаний по теме урока. | Учитель предлагает обучающимся найти пары слов, связанные между собой по смыслу. Соедините стрелкой слова каждой пары. Зима жара Весна листопад Лето проталины Осень снегопад Слайд 1 Какое время года сейчас идёт? Какой месяц? Какой месяц прошёл? Какой будет месяц? Назовите по порядку осенние месяцы. Октябрь, какой месяц? (средний). Значит сейчас какой период осени? (середина) Как вы считаете, какая тема нашего урока? (осень, октябрь) Тема. Времена года: октябрь – середина осени. Слайд 2 Исходя из темы урока, какую цель поставим? Цель: выяснить признаки середины осени. Что для этого нужно сделать? Задачи: учиться наблюдать за природой, сравнивать, устанавливать взаимосвязи и зависимости в природе, описывать предметы и явления природы, развивать речь, внимание, сообразительность. Часто ли в октябре выглядывает солнышко? Почему я сказала « выглядывает»? (появляется из-за облаков). Какое стало небо? (небо покрыто серыми облаками или затянуто серой пеленой (плёнкой), хмурое). Стало тепло или холодно по сравнению с летом? (холодно). Какие бывают осадки? (дождь, мокрый снег). Какой дождь осенью? ( мелкий, моросящий, холодный, затяжной). Появляются лужи, которые долго не высыхают, ночью покрываются льдом. Если ночью холодно, что появляется на траве? (иней). Слайд 4 Но бывают и солнечные дни, голубое небо, солнце светит, но греет мало. Опишите погоду сегодняшнего дня. (Отметить в календаре наблюдений) Вывод. Мы описали небо, солнце, температуру воздуха, осадки – погоду. А теперь будем выяснять, что происходит с листьями на деревьях? (желтеют и опадают). Слайд 5 Какого цвета бывают листья? Как падают листья в тихую погоду? (медленно, кружатся в воздухе). Как падают листья в ветряную погоду? (летят, вьются по ветру). При понижении температуры - похолодании, листья изменяют свою окраску. Если осень сухая, солнечная, то листья бывают яркие; если осень затяжная, дождливая, то окраска листьев тусклая, неяркая. Как называется это явление в природе? (листопад). Как называется этот период осени? (золотая осень). | Обущающие соединяют стрелкой слова каждой пары. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме . Контролируют правильность ответов одноклассников . Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Обучающиеся принимают учебную задачу. Обучающиеся слушают учителя принимают новые знания. Обучающиеся проявляют свои знания по теме в ходе беседы. Отвечают на вопросы учителя. |
Динамическая пауза (2 мин.). Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности урока. - снять общее утомление обучающихся (соблюдение охранительного режима). | Учитель предлагает всем обучающимся встать около своих мест и выполнить упражнения. Выполняются движения с проговариванием стихотворения. Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на пальчиках, руки в стороны) Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседают), И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо-влев), Будто опять закружиться хотят. (поднимаются, кружатся). | Обучающиеся выполняют движения и проговаривают слова стихотворения. | |
V. | Применение знаний и умений в новой ситуации (10 мин.). 5.1 Работа в группах. Упражнение «Собери целое». ( Для не читающих обучающихся) 5.2 Составление рассказа. Работа в парах. ( Для читающих детей). Работа с деформированным текстом. Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Определите по рисунку, какая группа будет читать свой рассказ первой. 5.3 Составление рассказа. Работа в парах. ( Для плохо читающих детей). Работа с деформированным текстом. | Учитель делит обучающихся на группы и предлагает выполнить упражнение «Собери целое». Необходимо собрать разрезные картинки. Стоит сухая осень. Осенью низко плывут тучи. Светит яркое солнце. Целый день льёт холодный дождь. С деревьев осыпаются листья. Солнышко выглядывает редко. Птицы улетают в тёплые края. По дороге разлились лужи. ( Дождливый день. Солнечный день.) | Обучающиеся работают в группах. Выполняют упражнение «Собери целое». Обучающиеся работают с деформированным текстом. Обучающиеся работают с деформированным текстом. |
3.3 Составьте рассказ по графическому плану на тему «Осень». | .Рассказ обучающихся. Солнце. (Солнце светит все реже и реже.) Дождь. (Часто идут дожди.) Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.) Ежик. (Животные готовятся к зиме.) Птицы. (Птицы улетают в теплые края.) Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.) | ||
V. | Учитель проводит итог урока по вопросам. Какую тему изучали на уроке? Какие вы знаете овощи и фрукты? Где они растут? Как их собирают? Что готовят из овощей и фруктов? Учитель совместно с обучающимися оценивает работу, проделанную на уроке, комментируя деятельность каждого ученика. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя и анализируют работу на уроке, оценивают собственную деятельность. | |
VI. | Рефлексия. - выяснить мнение обучающихся об уроке. | Учитель проводит рефлексию урока. «Светофор» Дети сигналят карточками: Зелёной – побольше таких уроков, поучительно. Жёлтой – понравилось, но не всё, понял Красной – урок не понравился, скучно. | Обучающиеся выполняют рефлексию своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Выбирают символ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...