Рабочие программы ВНД
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Рабочие программы по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ВНД "Дружим с математикой", 3 класс | 43.34 КБ |
Программа ВНД "Занимательная грамматика", 3 класс | 30.99 КБ |
Программа ВНД "Азбука здоровья" ,3 класс | 40.53 КБ |
Программа ВНД "Одноклассники" ,3 класс | 36.13 КБ |
Программа ВНД "Истоки" ,3 класс | 109 КБ |
Программа ВНД "Занимательный русский язык" ,4 класс | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол №1 от «23» августа 2016 г. руководитель МО ____________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «25» августа 2016г | Утверждаю: Директор школы _____________/Е.В.Афанасьева Приказ № 316 от «25» августа 2016г. |
Составитель:
Егорова Лилия Эфлоховна,
Учитель начальных классов
Нижневартовск, 2016
- Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для учащихся 3 «А» класса МБОУ «СШ № 21».
Данная программа направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Занятия предназначены для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности - позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
За счёт проведения занятий по внеурочной деятельности «Дружим с математикой», расширяющих математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий.
- Цель курса внеурочной деятельности
Цель: расширение математического кругозора и эрудиции учащихся, способствование формированию познавательных универсальных учебных действий
Задачи: Воспитание любознательного, активно заинтересованно, познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,
анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты данного курса
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Трехзначные числа и их запись. Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач на нахождение части и целого | Игровая, групповая, индивидуальная | Считать десятками до 1000. Называть двузначные числа и записывать их цифрами, поразрядно, сравнивать числа. |
Упражнения в определении места числа на числовой прямой, чтение и запись трехзначных чисел цифрами. | Называть любое следующее (предыдущее) число в пределах 100, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке. Читать и самостоятельно записывать 3двузначные числа. | |
Поразрядное сложение и вычитание трехзначных чисел. Решение неравенств на соотношение между единицами длины. | Называть любое последующее (предыдущее) число в пределах 100, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке. Читать и записывать многозначные числа. | |
Практические способы сложения и вычитания трехзначных чисел. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Сравнивать числа разными способами: с помощью фишек, раскладывая их группами. | |
Решение задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение выражений со скобками. | Сравнивать числа разными способами: с помощью фишек, раскладывая их парами, с опорой на числовой луч. Применять способ Закрепить умение поразрядного сравнения с опорой на числовой луч. | |
Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач. | Сравнивать числа разными способами: с помощью фишек, раскладывая их парами, с опорой на числовой луч. Применять способ поразрядного сравнения. Писать, называть и различать знаки сравнения. | |
Решение задач на нахождение остатка и части. Поразрядное сложение и вычитание трехзначных чисел. | Записывать цифрами числа. Продолжать ряд чисел. Сравнивать многозначные числа. Составлять числа, записанные заданными цифрами. Вставлять пропущенные цифры в запись многозначного числа. | |
Сложение и вычитание трехзначных чисел. Решение задач на нахождение целого по известным частям. | Составлять числа, записанные заданными цифрами. Вставлять пропущенные цифры в запись многозначного числа | |
Запись сложения и вычитания столбиком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). | Применять полученные знания и умения при выполнении самостоятельной работы, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений | |
Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел. Соотношение между единицами длины – работа с отрезками. | Умение находить ошибку, указанную учителем, исправлять и приводить аналогичные примеры. | |
Решение задач разных видов. Решение выражений содержащих скобки. | Познакомиться с единицами длины и соотношением между ними. Миля. Верста. Решать старинные задачи. | |
Решение задач разных видов. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. | Использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
Задачи, допускающие несколько способов решения. | Познакомиться с понятием « метр». «километр» Строить ломаную. Называть соотношения между мерами длины, использовать представления учащихся о метре, километре Познакомиться с единицами длины и соотношением между ними. | |
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Решение задач. | Различать единицы длины и соотношения между ними. Читать обозначения «метр», «километр» сравнивать величины. | |
Решение нестандартных задач. Соотношение между единицами длины – работа с геометрическими фигурами. | Применять полученные знания и умения при выполнении самостоятельной работы, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений | |
Выражения с именованными числами. Решение задач разных видов. | Учиться находить ошибку, указанную учителем, исправлять и приводить аналогичные примеры | |
Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение столбиком. | Характеризовать многоугольник и его элементы. Виды многоугольников. Считают вершины. Строят чертежи. | |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Задачи, допускающие несколько способов решения. | Выкладывают многоугольники из счетных палочек. Самооценка, рефлексия. | |
Выполнение сложения многозначных чисел столбиком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). | Формулируют цель урока. Выполняют вычисления с помощью цветных полосок. Формулируют правила сложения и вычитания многозначных чисел | |
Вычитание многозначных чисел в столбик по плану. Построение конструкции по заданному образцу. | Сравнивать числа в пре- делах 1000. Читать и записывать цифрами любое многозначное число | |
Решение задач разных видов. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). | Выполняют дидактические упражнения. Классифицировать числа многозначных. Проводят самооценку, рефлексию | |
Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.. | Сравнивать числа в пре- делах 1000. Читать и записывать цифрами любое многозначное число. Выполняют дидактические упражнения. Классифицировать числа (трехзначные). | |
Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Умножение суммы на число | Сравнивать числа в пределах 1000. Читать и записывать цифрами любое многозначное число. Выполняют дидактические упражнения. Классифицировать числа (двузначные, многозначные). Проводят самооценку, рефлексию. | |
Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.. | Сравнивать числа в пределах 1000. Читать и записывать цифрами любое двузначное число. Выполняют дидактические упражнения. Классифицировать числа | |
Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Задачи на движение. | Выполнять вычитание трехзначных чисел, основываясь на знании состава числа. Выполнять вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений. | |
Построение конструкции по заданному образцу. Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. | Сравнивать числа в пре- делах 1000. Читать и записывать цифрами любое двузначное число. Выполняют дидактические упражнения. Классифицировать числа Решать задачи в два действия, выполнять вычитание чисел в пределах 100, используя письменные приемы вычислений. | |
Умножение на однозначное число и многозначное число. | Применять полученные знания и умения при выполнении самостоятельной работы, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений. | |
Умножение на однозначное число и многозначное число. | Вычислять устно значение сложных выражений. Выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик. Решать задачу по теме. Находить сумму двух слагаемых. | |
Умножение на однозначное число и многозначное число. | Находить, анализировать ошибки и исправлять их. Описывают словами способ сложения столбиком. | |
Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | Находить, анализировать ошибки и исправлять их. Описывают словами способ сложения столбиком. Составляют алгоритм вычитания столбиком. | |
Практические способы нахождения площадей фигур. Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений, перестановке слагаемых в сумме сложения. Решать задачи, выражения. | |
Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. |
Учиться находить ошибку, указанную учителем, исправлять и приводить аналогичные примеры.
| |
Практические способы нахождения площадей фигур. Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел. | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений. | |
Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений, перестановке слагаемых в сумме. Формулировать определение переместительных и сочетательных свойств сложения. |
5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | |
По плану | По факту | |||
1 | 02.09 | 02.09 | Трехзначные числа и их запись. Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач на нахождение части и целого | 1 |
2 | 09.09 | 09.09 | Упражнения в определении места числа на числовой прямой, чтение и запись трехзначных чисел цифрами. | 1 |
3 | 16.09 | 16.09 | Поразрядное сложение и вычитание трехзначных чисел. Решение неравенств на соотношение между единицами длины. | 1 |
4 | 23.09 | 23.09 | Практические способы сложения и вычитания трехзначных чисел. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 |
5 | 30.09 | 30.09 | Решение задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение выражений со скобками. | 1 |
6 | 07.10 | 07.10 | Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач. | 1 |
7 | 14.10 | 14.10 | Решение задач на нахождение остатка и части. Поразрядное сложение и вычитание трехзначных чисел. | 1 |
8 | 21.10 | 21.10 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. Решение задач на нахождение целого по известным частям. | 1 |
9 | 28.10 | 28.10 | Запись сложения и вычитания столбиком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). | 1 |
10 | 11.11 | 11.11 | Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел. Соотношение между единицами длины – работа с отрезками. | 1 |
11 | 18.11 | 18.11 | Решение задач разных видов. Решение выражений содержащих скобки. | 1 |
12 | 25.11 | 25.11 | Решение задач разных видов. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. | 1 |
13 | 02.12 | 02.12 | Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 |
14 | 09.12 | 09.12 | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Решение задач. | 1 |
15 | 16.12 | 16.12 | Решение нестандартных задач. Соотношение между единицами длины – работа с геометрическими фигурами. | 1 |
16 | 23.12 | 23.12 | Выражения с именованными числами. Решение задач разных видов. | 1 |
17 | 30.12 | Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение столбиком. | 1 | |
18 | 13.01 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | |
19 | 20.01 | Выполнение сложения многозначных чисел столбиком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). | 1 | |
20 | 27.01 | Вычитание многозначных чисел в столбик по плану. Построение конструкции по заданному образцу. | 1 | |
21 | 03.02 | Решение задач разных видов. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). | 1 | |
22 | 10.02 | Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.. | 1 | |
23 | 17.02 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Умножение суммы на число . | 1 | |
24 | 03.03 | Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.. | 1 | |
25 | 10.03 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Задачи на движение. | 1 | |
26 | 17.03 | Построение конструкции по заданному образцу. Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. | 1 | |
27 | 07.04 | Умножение на однозначное число и многозначное число. | 1 | |
28 | 14.04 | Умножение на однозначное число и многозначное число. | 1 | |
29 | 21.04 | Умножение на однозначное число и многозначное число. | 1 | |
30 | 28.04 | Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |
31 | 05.12 | Практические способы нахождения площадей фигур. Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |
32 | 12.05 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |
33 | 19.05 | Практические способы нахождения площадей фигур. Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел. | 1 | |
34 | 26.05 | Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол №1 от «23» августа 2016 г. руководитель МО ____________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «25» августа 2016г | Утверждаю: Директор школы _____________/Е.В.Афанасьева Приказ № 316 от «25» августа 2016г. |
Составитель:
Егорова Лилия Эфлоховна,
Учитель начальных классов
Нижневартовск, 2016
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предназначена для обучающихся 3 классов МБОУ «СШ № 21».
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
2. Цель курса внеурочной деятельности
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
3. Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Тема: Занимательное словообразование Сказочное царство слов (1 ч.)
Путешествие в страну Слов. (2 ч.) Чудесные превращения слов (2 ч.) В гостях у слов – родственников (2 ч.) Добрые слова (2 ч.) Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова (1 ч.) Новые слова в русском языке (2 ч.) Встреча с зарубежными друзьями (1 ч.) Синонимы в русском языке (2 ч.) Слова- антонимы. (1 ч.) Слова - омонимы. (1 ч.) Крылатые слова. (1 ч.) В королевстве ошибок. (2 ч.) В стране Сочинителей (2 ч.) Искусство красноречия. (2 ч.) Праздник творчества и игры. (1 ч.) Трудные слова. (2 ч.) Анаграммы и метаграммы. (2 ч.) Шарады и логогрифы. (2 ч.) Откуда пришли наши имена (1 ч.) Занимательное словообразование (1 ч.) КВН по русскому языку (1 ч.). |
| Беседуют о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово» Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка. Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка». Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка). Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. |
5. Календарно-тематическое планирование (последовательное обучение)
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
По плану | По факту | |||
1 | 07.09 | 07.09 | Сказочное царство слов. | 1 |
2 3 | 14.09 21.09 | 14.09 21.09 | Путешествие в страну Слов. | 2 |
4 5 | 28.09 05.10 | 28.09 05.10 | Чудесные превращения слов. | 2 |
6 7 | 12.10 19.10 | 12.10 19.10 | В гостях у слов - родственников. | 2 |
8 9 | 26.10 02.11 | Добрые слова. | 2 | |
10 | 16.11 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | |
11 12 | 23.11 30.11 | Новые слова в русском языке. | 2 | |
13 | 07.12 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | |
14 15 | 14.12 21.12 | Синонимы в русском языке. | 2 | |
16 | 28.12 | Слова- антонимы. | 1 | |
17 | 18.01 | Слова - омонимы. | 1 | |
18 | 25.01 | Крылатые слова. | 1 | |
19 20 | 01.02 08.02 | В королевстве ошибок. | 2 | |
21 22 | 15.02 22.02 | В стране Сочинителей. | 2 | |
23 24 | 01.03 08.03 | Искусство красноречия. | 2 | |
25 | 15.03 | Праздник творчества и игры. | 1 | |
26 27 | 22.03 05.04 | Трудные слова. | 2 | |
28 29 | 12.04 19.04 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | |
30 31 | 26.05 03.05 | Шарады и логогрифы. | 2 | |
32 | 10.05 | Откуда пришли наши имена. | 1 | |
33 | 17.05 | Занимательное словообразование. | 1 | |
34 | 24.05 | КВН по русскому языку. | 1 | |
Итого: | 34 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол №1 от «23» августа 2016 г. руководитель МО ____________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «25» августа 2016г | Утверждаю: Директор школы _____________/Е.В.Афанасьева Приказ № 316 от «25» августа 2016г. |
Составитель:
Егорова Лилия Эфлоховна,
Учитель начальных классов
Нижневартовск, 2016
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 3 «А» класса МБОУ «СШ № 21».
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования.
- ЦЕЛЬ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами быта.
Задачи курса: формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения; воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни:
-Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
-Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей
-Формулировать самому простые правила поведения в природе.
-Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
-Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
-Составлять план выполнения задач
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-Составлять и отбирать
Познавательные УУД:
-Предполагать, какая информация необходима.
-Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
-Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
- При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
-Учиться подтверждать аргументы фактами.
-Организовывать учебное взаимодействие в группе.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
РАЗДЕЛ 1. МИР, КОТОРЫЙ МЕНЯ ОКРУЖАЕТ Тема 1. Мир вокруг и я в нём. (9часов). Тема 2. В гостях у Компьютошки. (3 часа). РАЗДЕЛ 2. Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ - САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ! Тема 1..В поликлинике доктора Пилюлькина (13 часов). Тема 2. . Охрана жизни человека. (9 часов). |
| Типы темпераментов. Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит. Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Где нельзя знакомиться. Что стоит за детским одиночеством, как помочь ребёнку справиться с этим. Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе. Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. Как становятся наркоманами, наркотические средства, к чему это приводит. Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию. От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови. Значение ходьбы для человека. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика. Лекарственные травы России и нашего края, как их использовать. Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности. Как избежать теплового удар ,как помочь пострадавшему. Ожоги различной степени., Переломы, вывихи, растяжение связок, разрыв связок, шины, способы наложения шин. как остановить кровоизлияние и кровотечение из носа. Соблюдать меры предосторожности с отравляющими веществами, газами ,пищей .дымом. Повторить правила ,как вести себе на улице соблюдать правила дорожного движения ,как переходить дорогу. Купайся только в знакомых местах, не ходи зимой по тонкому льду. Опасность от домашних или брошенных домашних животных, животные как переносчики инфекций. Подвижные игры. Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата План. | Дата факт. | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | |
Раздел 1 МИР, КОТОРЫЙ МЕНЯ ОКРУЖАЕТ Тема1 Мир вокруг и я в нём.(9 часов.) | |||||
1 | 01.09 | 01.09. | Характер человека | 1 | |
2 | 08.09 | 08.09 | Духовно – нравственное здоровье человека | 1 | |
3 | 15.09 | 15.09 | О дружбе мальчиков и девочек. | 1 | |
4 | 22.09 | 22.09 | Опасная дружба. | 1 | |
5 | 29.09 | 29.09 | О детском одиночестве и путях его преодолении. | 1 | |
6 | 06.10 | 06.10 | Невидимые враги человека, которые мешают ему жить. | 1 | |
7 | 13.10 | 13.10 | Ответственность. | 1 | |
8 | 20.10 | 20.10 | Осторожно! Наркомания. | 1 | |
9 | 27.10 | 27.10 | Итоговое занятие. | 1 | |
Тема2. В гостях у Компьютошки. (3 часа) | |||||
10 | 10.11 | 10.11 | Как себя вести при работе с компьютером, | 1 | |
11 | 17.11 | 17.11 | Освещённость на рабочем месте. Как сохранить глаза. | 1 | |
12 | 24.11 | 24.11 | Итоговое занятие. | 1 | |
Раздел 2. Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ - САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ! Тема1. В поликлинике доктора Пилюлькина. (13 часов) | |||||
13 | 01.12 | 01.12 | Работоспособность и утомление. | 1 | |
14 | 08.12 | 08.12 | Опорно-двигательная система. Мышцы. | 1 | |
15 | 15.12 | 15.12 | Моё дыхание. | 1 | |
16 | 22.12 | 22.12 | Как работает сердце. Кровь. | 1 | |
17 | 29.12 | 29.12 | Ходьба и её значение для двигательной активности. | 1 | |
18 | 12.01 | 12.01 | Профилактика кожных заболеваний | 1 | |
19 | 19.01 | Глаз – главный помощник человека. | 1 | ||
20 | 26.01 | Органы слуха. | 1 | ||
21 | 02.02 | Органы чувств. | 1 | ||
22 | 09.02 | Органы пищеварения | 1 | ||
23 | 16.02 | Зелёная аптека. | 1 | ||
24 | 02.03 | Витамины. | 1 | ||
25 | 09.03 | Итоговое занятие. | 1 | ||
Тема 2. Охрана жизни человека(9часов) | |||||
26 | 16.03 | Первая помощь при тепловых ударах, при ожогах и обморожении. | 1 | ||
27 | 06.04 | Первая помощь при переломах, вывихах, растяжении связок | 1 | ||
28 | 13.04 | Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом. | 1 | ||
29 | 20.04 | Безопасность на улице при любой погоде. Правила дорожного движения. | 1 | ||
30 | 27.04 | Правила безопасного поведения на воде. | 1 | ||
31 | 04.05 | Первая помощь при укусах собак, кошек, насекомых, змей. | 1 | ||
32 33 | 11.05 18.05 | Подвижные игры. | 2 | ||
34 | 25.05 | Итоговое занятие | 1 | ||
итого | 34 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол №1 от «23» августа 2016 г. руководитель МО ____________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «25» августа 2016г | Утверждаю: Директор школы _____________/Е.В.Афанасьева Приказ № 316 от «25» августа 2016г. |
Составитель:
Егорова Лилия Эфлоховна,
Учитель начальных классов
Нижневартовск, 2016
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Одноклассники» предназначена для обучающихся 3 «А» класса МБОУ «СШ № 21».
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.
Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.
- ЦЕЛЬ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Личностными результатами изучения курса «Одноклассники » в 3-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
· доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
· учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Мы учились жить вместе. Зачем? Чем мы будем заниматься в этом году? Азбука этики. Основные понятия этики. Как я выгляжу. Я – личность. Мои роли Нравственные сказки Устав – основной закон школы. Человек и его имя Я и мои друзья. Верность слову Речевой этикет Умение общаться. Этикет в общественных местах. Библиотека – хранительница знаний. Отзывчивость и доброта. Я познаю себя и других. Формы моральной оценки и самооценки Культура поведения человека. Как человек принимает решение. Принимать решение нелегко. Ограничения и самоограничение. Каждый выбирает по себе. Я учусь быть самостоятельным. Праздничный этикет. Повторительно-обобщающий урок. | Тренинги, игры, практические и теоретические занятия | Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения. Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила. Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли. Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие. Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок. Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.) Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза). Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях. Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке. Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения». Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция. Понимание, что принимать решение – трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт. Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки. Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему. Понятие « алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным. Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике. Обобщить знания по курсу «Воспитание самостоятельности», ролевая игра. |
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | |
По плану | По факту | |||
1. | 01.09 | 01.09 | Мы учились жить вместе. Зачем? | 1 |
2. | 08.09 | 08.09 | Чем мы будем заниматься в этом году? | 1 |
3. | 15.09 | 15.09 | Азбука этики. Основные понятия этики. | 1 |
4 5. | 22.09 29.09 | 22.09 29.09 | Как я выгляжу. | 2 |
6 7 | 06.10 13.10 | 06.10 13.10 | Я – личность. Мои роли | 2 |
8 9 | 20.10 27.10 | 20.10 27.10 | Нравственные сказки | 2 |
10 | 10.11 | 10.11 | Устав – основной закон школы. | 1 |
11 | 17.11 | 17.11 | Человек и его имя. | 1 |
12 13 | 24.11 01.12 | 24.11 01.12 | Я и мои друзья. | 2 |
14 15 | 08.12 15.12 | 08.12 15.12 | Верность слову. | 2 |
16 | 22.12 | 22.12 | Речевой этикет | 1 |
17. | 29.12 | 29.12 | Умение общаться. | 1 |
18 19. | 12.01 19.01 | 12.01 | Этикет в общественных местах. | 2 |
20. | 26.01 | Библиотека – хранительница знаний. | 1 | |
21 22. | 02.02 09.02 | Отзывчивость и доброта. | 2 | |
23. | 16.02 | Я познаю себя и других. | 1 | |
24 25. | 02.03 09.03 | Формы моральной оценки и самооценки. | 2 | |
26 27. | 16.03 06.04 | Культура поведения человека. | 2 | |
28. | 13.04 | Как человек принимает решение. | 1 | |
29. | 20.04 | Принимать решение нелегко. | 1 | |
30. | 27.04 | Ограничения и самоограничение. | 1 | |
31. | 04.05 | Каждый выбирает по себе. | 1 | |
32. | 11.05 | Я учусь быть самостоятельным. | 1 | |
33. | 18.05 | Праздничный этикет. | 1. | |
34. | 25.05 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол №1 от «23» августа 2016 г. руководитель МО ____________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «25» августа 2016г | Утверждаю: Директор школы _____________/Е.В.Афанасьева Приказ № 316 от «25» августа 2016г. |
Составитель:
Егорова Лилия Эфлоховна,
Учитель начальных классов
Нижневартовск, 2016
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» предназначена для обучающихся 3 классов МБОУ «СШ № 21».
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы автора А.В. Камкина. Курс ведется по выбору родителей обучающихся с 1 класса.
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным условиям российской цивилизации.
Программа «Истоки» оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу. Введение курса «Истоки возрождения» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Курс " Истоки" в 3 классе реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии. В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Базовое содержание курса «Истоки возрождения» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать Внутренний мир человека. Как и в предыдущем классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своем внутреннем мире и первом духовном опыте.
2. Цель курса внеурочной деятельности
• дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
• посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об Истоках духовности, нравственности человека;
• продолжать формировать в ребенке ощущение этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможности самореализации.
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Использовать в работе литературу. Оценка своего задания по критериям.
Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого . Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Воспитательные:
Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
- Организовать взаимодействие детей и взрослых;
- Создать условия для развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
Формировать способности получать значимые социокультурные результаты
4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1. Введение 1.1. Присоединение к курсу «Истоки-2». 1.2. Введение в курс «Истоки-3». 2. Вера 2.1. Вера. Чему доверяет сердце? 2.2. Православная вера. Заповеди. 2.3. Верность. Присяга, клятва - признаки верности. 2.4. Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство 2.5. Правда - путь веры 2.6. Правда в слове, в деле, в образе. 2.7. Честь - награда за веру и правду 2.8. Береги честь смолоду. 2.9. Обобщающий урок по разделу «Вера» 3. Надежда 3.1. Надежда на свои силы и опыт поколений. 3.2. Упование на Бога. Тщетная Надежда 3.3. Согласие - лад в деле, в отношениях, в словах 3.4. Согласие ума, сердца и души. 3.5. Терпение и надежда вместе идут 3.6. Терпение. Согласие 3.7. Послушание. Законопослушание 3.8. Надежда. Обобщающий урок по разделу 4. Любовь 4.1. Любовь к ближнему. Дружба. 4.2. Любовь в семье. Единство. Лад. 4.3. Святая любовь Бога к своему творению. 4.4. Милосердие. В деле. 4.5. Милосердие в слове 4.6. Святая любовь Бога к своему творению 4.7. Милосердие. В деле | Ресурсный круг Работа в парах Презентация работ Оцениваю-щий тренинг | Рассказ о программе и учебнике. Легенда о Вере, Надежде, Любви, и матери их Софии. Три составляющие человека Значение слова "вера". Чему доверяет сердце? Как верит пытливый ум? Во что верует душа? Верность - знак веры. Присяга, клятва - признаки верности Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство Правда - путь веры. Легенда. Правда открывается не всем Правда в слове. Правда в деле. Правда в образе Честь - награда за веру и правду. Воинская честь. Честь по заслугам. Почести за ум. Береги честь смолоду. Поклон преподобному Сергию Радонежскому Повторение всех категорий Значение слова "надежда". Надежда не должна умирать Упование на Бога. Тщетная Надежда Согласие - лад в деле, в отношениях, в словах. Согласие ума, сердца и души. Несогласие и разногласие Терпение и надежда вместе идут. Без терпения – нет умения Научишься терпеть в малом - вытерпишь и в большом Послушание опыту, послушание совести. Законопослушание Повторение Великая сила любви. Любовь к ближнему Любовь в семье. Единство. Лад |
5. Календарно – тематическое планирование по истокам
( 1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
№ | Дата по плану | Дата факт. | Тема занятия | Кол-во часов |
Введение | 1 | |||
1 | 07.09 | 07.09 | Присоединение к курсу «Истоки-2». Введение в курс «Истоки-3». | 1 |
Вера | 9 | |||
2 | 14.09 | 14.09 | Вера. Чему доверяет сердце? | 1 |
3 | 21.09 | 21.09 | Православная вера. Заповеди. | 1 |
4 | 28.09 | 28.09 | Верность. Присяга, клятва - признаки верности. | 1 |
5 | 05.10 | 05.10 | Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство | 1 |
6 | 12.10 | 12.10 | Правда - путь веры | 1 |
7 | 19.10 | 19.10 | Правда в слове, в деле, в образе. | 1 |
8 | 26.10 | 26.10 | Честь - награда за веру и правду | 1 |
9 | 02.11 | 02.11 | Береги честь смолоду. | 1 |
10 | 16.11 | 16.11 | Обобщающий урок по разделу «Вера» | 1 |
Надежда | 8 | |||
11 | 23.11 | 23.11 | Надежда на свои силы и опыт поколений. | 1 |
12 | 30.11 | 30.11 | Упование на Бога. Тщетная Надежда | 1 |
13 | 07.12 | 07.12 | Согласие - лад в деле, в отношениях, в словах | 1 |
14 | 14.12 | 14.12 | Согласие ума, сердца и души. | 1 |
15 | 21.12 | 21.12 | Терпение и надежда вместе идут | 1 |
16 | 28.12 | 28.12 | Терпение. Согласие. | 1 |
17 | 18.01 | 18.01 | Послушание. Законопослушание | 1 |
18 | 25.01 | 25.01 | Надежда. Обобщающий урок по разделу | 1 |
Любовь | 9 | |||
19 | 01.02 | Любовь к ближнему. Дружба. | 1 | |
20 | 08.02 | Любовь в семье. Единство. Лад. | 1 | |
21 | 15.02 | Святая любовь Бога к своему творению. | ||
22 | 22.02 | Милосердие В деле. | 1 | |
23 | 01.03 | Милосердие в слове | 1 | |
24 | 08.03 | Доброта. Добрые слова и дела | 1 | |
25 | 15.03 | Доброта. доброжелательность | 1 | |
26 | 22.03 | Покаяние. Обобщающий урок по теме: Любовь. | 1 | |
27 | 05.04 | Творческие задания. Обобщающий урок по теме: Любовь. | 1 | |
София | 7 | |||
28 | 12.04 | София. Ум да разум | 1 | |
29 | 19.04 | Истина в слове. | 1 | |
30 | 26.04 | Истина в образе. | 1 | |
31 | 03.05 | Знание и мудрость | 1 | |
32 | 10.05 | Мудрость и мудрецы. | 1 | |
33 | 17.05 | Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры? | 1 | |
34 | 24.05 | Вера. Надежда. Любовь. София. Обобщение изученного. | 1 | |
Итого | 34 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от «____» августа 2017г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «30» августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.В.Афанасьева Приказ №275 от «30» августа 2017г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Класс 4 А
Учитель Егорова Лилия Эфлоховна
Количество часов
всего – 34 часа
в неделю – 1 час
Нижневартовск, 2017
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предназначена для обучающихся 4А класса МБОУ «СШ№21».
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку.
Цель курса внеурочной деятельности: создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.
Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлятьанализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы.
Воспитательные УУД:
Воспитание культуры обращения с книгой. Формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. | Игра, дискуссия, беседа. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». Участие в игре «Вставь нужную букву и назови звук». |
Графика. Различение звуков и букв. Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | Игра, дискуссия, беседа. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». Участие в игре – викторине. |
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов. | Игра, дискуссия, беседа. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». |
Состав слова (морфемика). овладение понятием «родственные слова». Понятие «основа слова». Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Разбор слов по составу. | Игра, дискуссия, беседа, практическая работа. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». Участие в игре – викторине. |
Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения. Имя существительное. Местоимение. Глагол. Основные признаки. Имя числительное. Наречие. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий. | Игра, дискуссия, беседа, практическая работа. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». Участие в игре – викторине. |
Синтаксис. Словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Составление словосочетаний. Выделение признаков предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Сложные предложения. | Игра, дискуссия, беседа, практическая работа. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». |
Развитие речи. Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. | Игра, дискуссия, беседа, практическая работа, проектная деятельность. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». Участие в игре – викторине. |
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста. План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. | Игра, дискуссия, беседа, практическая работа, проектная деятельность. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». Участие в празднике «Я узнал русский язык». |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Количество учебных часов | |
По плану | Факти- чески | |||
В мире безмолвных и неведомых звуков. | 1 | |||
Игра – занятие «Волшебные слова». | 1 | |||
Фразеологические обороты. | 1 | |||
В глубь веков на Машине времени. | 1 | |||
К словам – родственникам. | 1 | |||
К словам – родственникам. | 1 | |||
Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение. | 1 | |||
Все ли однородные одного рода. | 1 | |||
Конструирование сложных предложений из простых предложений. | 1 | |||
Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического словаря». | 1 | |||
О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения. | 1 | |||
В гостях у Омонимов и Антонимов. | 1 | |||
Что нам стоит дом построить. У всех ли в конце окончание. | 1 | |||
Основное об Основах. Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы. | 1 | |||
Основа плюс морфема, или как делают слова. | 1 | |||
Игра - занятие «Образование слов». | 1 | |||
Где живут слова и как они находят своё место. | 1 | |||
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | |||
Род имен существительных. Число имен существительных. | 1 | |||
Склонение имен существительных. | 1 | |||
Три склонения имен существительных. | 1 | |||
Имя прилагательное. Окончания имен прилагательных. | 1 | |||
Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные. | 1 | |||
Местоимение. На своем прямом месте. | 1 | |||
Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение. | 1 | |||
На своем чужом месте. Глагол. Времена глагола. | 1 | |||
Совершенный и несовершенный вид глагола. | 1 | |||
I и II спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. | 1 | |||
Три лица глагола. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов. | 1 | |||
Глаголы – исключения. | 1 | |||
Имя числительное. Про непростые числа и простые числительные. | 1 | |||
Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий. | 1 | |||
Обобщающий урок – КВН «Части речи». | 1 | |||
Я узнал русский язык. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...