Внеаудиторное занятие «Уроки здоровья» 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеаудиторное занятие «Уроки здоровья».
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья» для младших школьников.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определённые правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Программа «Уроки здоровья» представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического , психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребёнка и достижению планируемых результатов.
Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своём здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на своё здоровье.
Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояние здоровья; готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Данная программа предназначена для работы с детьми 6-11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по программе рассчитано на четыре учебных года, по одному занятию в неделю.
Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья.
Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствует некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.
Учитывая, что программа предусматривает освоение основных культурных норм и норм этикета, учителю вместе со школьниками необходимо выработать определенные правила поведения на весь период проведения занятий.
Цели программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.
Задачи программы: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста; воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность-важные принципы реализации программы.
Содержание разделов строится на основных принципах дидактики:
- научность –предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни;
- доступность-информация и ее объем соответствует возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал доступен для понимания и усвоения, теоретический материал подкрепления практическими действиями и демонстрациями; предусматриваются организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность);
- наглядность-познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
- занимательность-материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию, полезную для практической деятельности;
- адаптивность-создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи важности ценности детства и обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка;
- актуальность-отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной информацией о гигиене;
- психологическая комфортность-психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
- обучение в деятельности-организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умения самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике;
- целостность содержания образования-выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления;
- сознательность и активность-проявление активности учащихся к вопросам, касающимся здоровья, что возможно только при осознании ответственности за него;
- опора на предшествующее развитие-опираться на предствующее спонтанное, самостоятельное развитие и воспитание.
В представленной ниже таблице показано, как, используя воспитательные технологии, технологии обучения и развития, можно создать позитивный социальный опыт у учащихся в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Наименование технологии | Формы воспитательной деятельности | Компетенции и УУД, на формирование которых направлено использование технологий в воспитательной работе. |
1 | 2 | 3 |
Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П.Иванова | Дежурные команды по системе И.П.Иванова со сменными поручениями (группы санитаров, группы чистоты, группы порядка) | Общекультурные, социально-трудовые компетенции |
Технология деятельностного метода | Работа в парах, группах при освоении новых знаний | Способность к саморазвитию и самоизменению; умение планировать; анализировать свою работу, рефлексию |
Технология дифференцированного обучения | Индивидуальный подход | Умения ставить цель и достигать ее; умения пояснить свою цель |
Технология проблемного обучения | Выдвижение и доказательство гипотез, работа в парах, группах | Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность; умение вести диалог |
Информационно-коммуникационные технологии | Индивидуальная работа, работа в парах и в малых группах. Создание5 презентаций, видеороликов,фотоколлажей, организация выставок | Владение навыками использования ИКТ, Умение искать анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, прообразовывать сохранять и передавать ее |
Технология групповой проблемной работы | Диспуты, дискуссии,обсуждения ситуаций, разработки проектов по предметам | Учебно-познавательные, ценностно-смысловые компетенции |
Технология свободного воспитания | Предоставление свободы выбора и самостоятельности | Информационные, учебно-познавательные, Ценностно-смысловые, здоровьесберегающие компетенции. |
Личностно-ориентированные технологии воспитания | КВН, шоу,викторины, конкурсы,позволяющие обеспечить комфортные,бесконфликтные условия развития личности реализацию ее природных потенциалов | Креативные, коммуникативные, культуроведческие, общекультурные компетенции |
Технология правового и патриотического воспитания | Кружок «Правое воспитание от А до Я» | Формирование социального здоровья. Развитие толерантности, правовой грамотности. Коммуникативные информационные компетенции; компетенции личностного самосовершенствования и самопознания |
Технология здорового гармоничного раскрепещенного развтия детейв учебно-воспитательном процессе(В.Ф.Базарный) | Физкультминутки , хоровое пение | Личностные компетенции: поведенческие, эмоциональные |
Физкультурно-оздоровительные технологии:»Ритмическая мозаика»А.И.Бурениной, «Детская аэробика» | Уроки физической культуры, физкультминутки, внеклассные мероприятия закаливание | Личностные компетенции, направленные на физическое развитие |
Экологические технологии: цветотерапия, флора-дизайн | Кружки внеклассные мероприятия | Исследовательские компетенции |
Технология звуковой психорегуляции дыхания М.Л.Лазарева | Музыкальные занятия | Здоровьесберегающие компетенции |
Методика игрового обучения С.С. и Е.С.Железновых | Кружки , внеклассные мероприятия | Личностные компетенции, направленные на физическое развитие |
Массаж биологически активных зон по А.А.Уманской | Занятия в группах | Личностные компетенции, направленные на физическое развитие и повышение сопротивляемости организма |
Пальчиковые игры | Уроки физической культуры, физкультминутки, внеклассные мероприятия | Речевые и коммуникативные компетенции |
Арт-технологии | Уроки изо, музыки, технологии, внеклассные мероприятия | Личностные компетенции, направленные на развитие эмоционального восприятия |
«Компетенция» в переводе с латинского языка означает «круг вопросов», в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом». Результатом освоения программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей, способность контролировать свою деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности, готовность и способностьобучаться самостоятельно, способность к рефлексии, уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных способов поведения, способность принимать решения, способность слушать других людей и принимать решения, способность слушать других людей и принимать решения, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.
Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему направлению – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психическому, нравственному, духовному и физическому здоровью, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают наличие у младших школьников следующих УУД:
- умения формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению.
- владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- умений принимать решения брать на себя ответственность за их последствия;
- умения действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- умение выбирать индивидуальную образовательную образовательную программу с учетом общих требований и норм.
Учебно – познавательные компетенции по определению А.В.Хуторского – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В их число входят следующие универсальные учебные действия:
- способность ставить цель и достигать ее, умение пояснять свою цель;
- умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- умения ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, отыскивать их причины, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья;
- способность создавать условия для проведения здоровьесберегающих действий (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т.д.)
Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, умения взаимодействовать с людьми, использовать навыки работы в парах и группах, владеть различными социальными ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д.
Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия:
- умение взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать происходящие события;
-умения задать вопрос, корректно вести диалог;
- владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;
- умение работать в коллективе;
- умение искать и находить компромиссы;
- умение развивать положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанных на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции – это умения при помощи телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать ее. Информационные компетенции развивают навыки у младшего школьника, которые относятся к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире, формируя у обучающегося универсальные учебные действия:
- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернетом;
- умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;
- способность ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- умение осознанно воспринимать сообщения из средств массовой информации;
- умение пользоваться информационными устройствами, такими, как компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, факс, принтер и др.;
- умение использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозаписи, электронную почту и Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции – это знакомство с культурой своего народа и народов других стран, краеведением. Также сюда входит приобретение знаний по экологии, применение правил личной гигиены, формирование навыков здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье и личной безопасности, владение способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим, умение ухаживать за ребенком младшего возраста. У школьников формируются следующие универсальные учебные действия:
- понимание духовно-нравственных основ жизни человека и общечеловеческой культуры;
- понимание культуры, традиций и обычаев своего народа;
- формирование представления о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.;
- владение опытом ориентации и экологической деятельности в природной среде;
- владение эффективными способами организации своего свободного времени;
- умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
- умение позитивно относиться к своему здоровью;
- владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- умения применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
- владение навыками оказания первой медицинской помощи;
- владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- умение использовать многообразие двигательного опыта в массовых видах соревновательной деятельности и организации активного отдыха и досуга;
- умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
В уставе Всемирной организации здравоохранения под здоровьем понимают полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Начальное общее образование обеспечивает формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в процессах проведения урочной, внеурочной и внешкольной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Большое внимание уделяется построению и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья ребенка учебного процесса.
Преподаватель начальных классов организует просветительскую работу с учащимися и их родителями. В своей педагогической деятельности учитель формирует положительную мотивацию младших школьников к усвоению знаний и представлений о здоровом и безопасном образе жизни и гигиенических основах физического воспитания. Необходимо учитывать, что ребенок, изучая себя и особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать здоровый образ жизни. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование, исследовательскую деятельность, поисковую активность младших школьников.
Тематическое планирование
2 класса
№ | Тема урока | По плану | Фактич. | |
Почему мы болеем (3ч) | ||||
1 | Причины болезни | |||
2 | Признаки болезни | |||
3 | Как здоровье? | |||
Кто и как предохраняет нас от болезней (2ч) | ||||
4 | Как организм помогает себе сам | |||
5 | Здоровый образ жизни | |||
Кто нас лечить (1ч) | ||||
6 | Какие врачи нас лечат | |||
Прививки от болезней (2ч) | ||||
7 | Инфекционные болезни | |||
8 | Прививки от болезней | |||
Что нужно знать о лекарствах (2ч) | ||||
9 | Какие лекарства мы выбираем | |||
10 | Домашняя аптечка | |||
Как избежать отравлений (2ч) | ||||
11 | Отравление лекарствами | |||
12 | Пищевые отравления | |||
Безопасность при любой погоде (2ч) | ||||
13 | Если солнечно и жарко | |||
14 | Если на улице дождь и гроза | |||
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте (2ч) | ||||
15 | Опасность в нашем доме | |||
16 | Как вести себя на улице | |||
Правила поведения на воде (1ч) | ||||
17 | Вода-наш друг | |||
Правила обращения с огнем (1ч) | ||||
18 | Чтобы огонь не причинил вреда | |||
Как уберечься от поражения электрическим током (1) | ||||
19 | Чем опасен электрический ток | |||
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов (1) | ||||
20 | Травмы | |||
Как защититься от насекомых (1ч) | ||||
21 | Укусы насекомых | |||
Предосторожности при обращении с животными (1) | ||||
22 | Что мы знаем про собак и кошек | |||
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами газом (2ч) | ||||
23 | Отравление ядовитыми веществами | |||
24 | Отравление угарным газом | |||
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении (2ч) | ||||
25 | Как помощь себе при тепловом ударе | |||
26 | Как уберечься от мороза | |||
Первая помощь при травмах (3ч) | ||||
27 | Растяжение связок и вывих костей | |||
28 | Переломы | |||
29 | Если ты ушибся или порезался | |||
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос (1ч) | ||||
30 | Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело | |||
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек (1ч) | ||||
31 | Укусы змей | |||
Сегодняшние заботы медицины (3ч) | ||||
32 | Расти здоровым | |||
33 | Воспитай себя | |||
34 | Я выбираю движение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеаудиторное спортивное занятие "Спотрландие" 1 класс
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ...
внеаудиторная занятость. Презентация "Королева Елизавета II"
Внеаудиторная занятость. Дополнительный материал. Из истории коронованных особ. Презентация "Королева Елизавета II" ....
Конспект внеклассного занятия - урок здоровья (3 класс)
Внеклассное занятие, посвященное Дню здоровья....
Внеурочное занятие "Уроки здоровья"
С 2011года в рамках внеурочной деятельности веду занятия по курсу уроки «Здоровья» для 1 класса по новым стандартам ФГОС НОО. ...
Программа внеаудиторных занятий "Решение интеллектуальных задач" для 1-3 класса
Развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности у ученика является ведущей линией обновления образовательной практики, когда на первый план выходят не столько знания, сколько средст...
Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения и физического воспитания на занятиях «Уроки здоровья» по внеурочной деятельности в начальной школе
Перед педагогом стоит задача сформировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания на занятиях по внеурочной деятельности «Уроки здоровь...
Рабочая прграмма по коррекционно- развивающим занятиям "Уроки здоровья""
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям "Уроки здоровья" для 4 класса...