Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки
методическая разработка (1, 2, 3 класс)
Современный процесс обучения проходит в условиях повышенной конкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентно способности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения. И исследовательские компетенции как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач.
Предмет «Музыка» тесно связан с реализацией принципов исследовательской деятельности и может выступать в качестве базы по формирования исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.
Как показывает анализ различных УМК, авторы учебников по музыке считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать разнообразные способы организации исследовательских компетенций.
Для учителя очень важно оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательских компетенций. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- степень осмысления использованной информации;
- оригинальность идеи;
- осмысление проблемы и способ ее решения;
- формулирование цели исследования;
- владение рефлексией;
- творческий подход в процессе работы.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки
Современный процесс обучения проходит в условиях повышенной конкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентно способности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения. И исследовательские компетенции как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач.
Предмет «Музыка» тесно связан с реализацией принципов исследовательской деятельности и может выступать в качестве базы по формирования исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.
Как показывает анализ различных УМК, авторы учебников по музыке считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать разнообразные способы организации исследовательских компетенций.
Для учителя очень важно оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательских компетенций. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- степень осмысления использованной информации;
- оригинальность идеи;
- осмысление проблемы и способ ее решения;
- формулирование цели исследования;
- владение рефлексией;
- творческий подход в процессе работы.
В качестве основных форм и методов формирования исследовательских компетенций школьников рассматриваются проблемный и частично-поисковый методы, метод проектов, использование познавательных и практико-ориентированных заданий.
Исследовательские компетенции можно определить, как условие для развития способности смотреть и видеть, наблюдать, для развития личности в целом.
В основе исследовательской деятельности лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить [13].
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательских компетенций:
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.
Под исследовательскими компетенциями будем понимать интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале.
Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы,
Цель учителя начальных классов в данном направлении – создание условий для формирования и развития исследовательских компетенций у младших школьников с учетом психологических особенностей младшего школьника: развитием мышления, памяти, восприятия, воображения, развитием аналитико-синтетических умений, достаточным уровнем развития речи, высоким познавательным потенциалом.использование практико-ориентированных заданий и метод проектов.
Особенностях интеграции предметов русского языка и музыки.
На первый взгляд общность этих предметов может показаться весьма сомнительной, а возможность объединения - нереальной.
На уроках русского языка ученики должны усвоить русскую речь во всех её аспектах, а на уроках музыки изучаемый материал - это песни, музыкальные произведения, в которых слиты воедино две стихии - музыкальная и речевая. И на уроках русского языка, и на уроках музыки должны добиваться четкого произношения звуков, правильной постановки корпуса и головы во время речи и пения, владения дыханием и голосом. "Однако связи между речью и пением более глубокие, и корни этой связи уходят вглубь веков, когда, по мнению многих учёных речь и пение сливались, в одну стихию и когда их мелодическая основа не дифференцировалась".
Методисты прошлого и современные исследователи в области психологии и методики останавливают своё внимание на общем в лингвистических и музыкальных способностях.
Так из всех способностей можно выделить такие как речевой и музыкальный слух. Именно эта способность лежит в основе успешного усвоения звучащей материи языка и пения.
У учителей русского языка и музыки много общих задач, которые более эффективно могут быть решены объединёнными усилиями. Материал русского языка и музыки во многом родствен, и даже различия могут быть использованы с методическим эффектом при умелом сопоставлении.
Интеграция уроков русского языка с музыкой даёт эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм и слов с "трудными" ударениями. Так, при помощи стихов или песен учащиеся лучше осваивают эту тему. Ожидаемая рифма заранее готовит ученика к следующему падежному окончанию.
Заучивая некоторые отрывки или куплеты песен, которые обычно используются как организованное начало или физ. минутка на уроках русского языка, ученики запоминают нужные слова, выражения, целые мысли, совершенствуется произношение.
Музыка на уроках русского языка создаёт непринуждённую атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. "На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная. Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, учитель чаще всего сообщает и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся.
От учителя, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобней интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, композитором, учителю необходимо, прежде всего, знать произведения, прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи, собирать биографические данные о композиторах, занимательные рассказы о музыке.
Речевые упражнения:
- поиск рифмы;
- сочинение стихов;
- поиск выразительных речевых интонаций и т. д.
Движение:
- координация движений в связи с ритмом,
- координация движений в связи с звуковысотностью и штрихами и т.д.
Театральная, творческая игра:
- ролевая игра по заданной песне,
- импровизация на музыкальное произведение без текста и т. д.
Импровизация:
- подбор классического музыкального произведения под определѐнное стихотворение,
- составить программу концерта из произведений классиков и т. д.
Список литературы
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2009. – С. 64-68.
2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – №1. – С 24 – 33.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,2008. – С.495.
4. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2009. – С. 40 – 50.
5. Ванциян А.Г., Нечаева Н.В. реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В.Занкова. – Самара: "Федоров", 2010. – 224с.
6. Вестник образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, № 3,2009 издательство "Просвещение"
7. Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на -Амуре, 2007. -21 с.
8. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.– С.214.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. -М.: МГУ, 2008.- 82с.
10. Гузеев, В.В.Образовательная технология: от проблемы до философии / В.В. Гузеев. – М.:Сентябрь, 2007. – 112 с.
11. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: "Пеленг", 2008.-114с.
12. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение/ Серия "Экспериментальные образовательные программы/ -М.:ИЦПКПС, 2007. 28 с.
13. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.
14. Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2009. – С. 112-116.
15. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– №10.– 2009.– С. 152-158.
16. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М.: Изд-во МПСИ, 2006. – 174с.
17. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 112 с.
18. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 2008. – 291с.
19. http://www.docme.ru/doc/111171/fgos--noo-ot-6-oktyabrya-2009-g.
20. http://schoolguide.ru/index.php/fgos.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
Материавл представляет самоанализ учителя начальных классов по формированию интеллектуальных компетенций на уроках русского языка по УМК "Начальная школа XXIвека"....
Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...
Формирование исследовательской компетенции младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность
Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции "Экологическое образование: опыт, проблемы, перспективы". Издательство Владимир, 2012....
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...
Формирование исследовательской компетенции младших школьников в рамках ФГОС. Опыт работы.
Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями. Задача образования: в информационном обществе – воспитать ученика, обладающ...
Формирование исследовательской компетенции младших школьников
Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для...