Рабочая программа для тифлопедагога по пространственной ориентации, 1 класс.
рабочая программа (1 класс) на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Разработана на основе:

1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_prostranstvennoy_orientirovk.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                             Приложение к    адаптированной основной общеобразовательной программе,

                                                                                                                                введенной в действие  приказом №_______ от  «    »   . 2017 г.                                                                                                                       

Рассмотрено на заседании кафедры  начального образования

Протокол № _______от «    »            . 2017 г. 

Руководитель  кафедры                     / Терёхина Н.А. /

Согласовано

Заместитель  директора                   /Зверева Е.А./

«     »      .2017г.                                                                                                                                                             

Рабочая программа коррекционного курса

«пространственная ориентировка»

для обучающейся 1 В класса.

Разработана на основе:

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,                

        учитель начальных классов

1 квалификационной категории.

2017 г

  1. Пояснительная записка

Социальная адаптация и интеграция ребенка с тяжелым нарушением зрения в современное общество зрячих людей, какв плане трудовой, так и в плане личной жизни – одна из важнейших задач школы для слепых и слабовидящих детей.

Немаловажная роль в эффективном решении этой задачи играет способность выпускника школы самостоятельно ориентироваться и передвигаться в окружающем его пространстве, ведь именно эти умения – основа практически любого вида деятельности человек, а значит и важнейшее условие компенсации нарушения зрения. Именно поэтому занятия по пространственной ориентировке являются одними из наиболее значимых среди занятий коррекционно-развивающей области.

Многочисленные исследования жизни и деятельности людей с тяжелыми нарушениями зрения (без интеллектуальных нарушений) на всех возрастных этапах их развития (В. С. Сверлов, М. Н. Наумов, Л. И. Солнцева, Е. Б. Островская, А.М. Кондратов, В. А. Кручинин, В. 3. Денискина и др.) показали, что люди с глубоким нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть рациональными навыками и обобщенными способами пространственной ориентировки. Они нуждаются в систематическом целенаправленном обучении, включающем создание психологической, познавательной и физической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Эта деятельность включает такие аспекты, как умение выделять и воспринимать различные свойства объектов окружающей среды в качестве ориентиров, воспринимаемых как сохранными (слух, осязание, обоняние), так и нарушенными (остаточное зрение) анализаторами. Объем памяти, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в процессе ориентировки в пространстве.

Исходя их вышеизложенного, целью образовательно-коррекционной работы в рамках коррекционного курса «Пространственная ориентировка» для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является - формирование социально-активной личности, способной к максимально самостоятельной ориентировке и безопасному передвижению в знакомом замкнутом и открытом пространстве.

Курс «Пространственная ориентировка» призван решать следующие задачи:

  • способствовать формированию представлений обучающихся о знакомом пространстве;
  • формировать у обучающихся элементарные навыки и умения пространственной ориентировки в замкнутом и открытом пространстве;
  • способствовать формированию умения обучающихся пользоваться тростью;
  • формировать у обучающихся умение совместного передвижения с сопровождающим.

2.Общая характеристика коррекционного курса.

Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» включает в себя 7 разделов: «Развитие сохранных анализаторов», «Развитие навыков ориентировки в микропространстве», «Формирование предметных и пространственных представлений», «Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений», «Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров», «Совместная ориентировка со зрячими», «Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки».

Работа в рамках курса строится по концентрическому типу, т.е. на каждом последующем году обучения содержание пройденных разделов расширяется и усложняется. Таким образом, обучающиеся имеют возможность уточнять и закреплять полученные ранее знания, а также актуализировать и обогащать свой опыт, отрабатывая сформированные умения в изменяющихся условиях и приобретая на их основе новые.

Особенность коррекционного курса «Пространственная ориентировка» состоит в том, что он тесно связан с рядом общеобразовательных и коррекционных дисциплин учебного плана начального образования детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т.к. практически на всех уроках школьники отрабатывают ориентировку в микропространстве, ориентируясь в книге, тетради, на рабочем месте; в знакомом замкнутом пространстве, передвигаясь по классу (выходя к доске и возвращаясь на свое место); в незнакомом замкнутом и открытом пространстве во время разнообразных экскурсий. Тесная связь прослеживается со следующими предметным областями и коррекционными курсами.

  • С предметной областью «Физическая культура», с коррекционным курсом «Ритмика», т.к. именно на этих уроках и занятиях школьники закрепляют ориентировку практически на всех ее уровнях – на себе, на другом человеке и от себя, во время игр и танцев в парах; в знакомом замкнутом пространстве, ориентируясь в спортивном зале и кабинете ритмики; в знакомом открытом пространстве, передвигаясь по школьному стадиону; в незнакомом и открытом пространстве – во время походов. Следовательно, здесь прослеживается связь с курсом «Пространственная ориентировка» в целом, а не с отдельными его разделами.
  • С коррекционным курсом «Ритмика», среди планируемых результатов которого есть – «развитие ориентировочной роли остаточного зрения» [12, с. 132], что немаловажно для такого результата освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка», как «развитие навыков использования сохранных анализаторов в процессе ориентировки в пространстве» [12, с. 134]. В данном случае наиболее тесная связь наблюдается с разделом «Развитие сохранных анализаторов и их использование при ориентировке в пространстве» курса «Пространственная ориентировка».
  • С коррекционным курсом «Адаптивная физическая культура (АФК)», т.к. среди задач реализации содержания данного курса есть следующая – «Преодоление неуверенности при передвижении в пространстве, совершенствование навыков пространственной ориентировки» [12, с. 11], которая соотносится с такими результатами освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка», как «преодоление страха пространства и неуверенности в овладении пространством», «овладение умениями самостоятельной пространственной ориентировки в замкнутом и открытом пространстве, в знакомом и незнакомом пространстве; овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве (пространство, ограниченное кистями рук) и макропространстве» (большом пространстве) [12, с. 134]. Взаимодействие осуществляется в рамках разделов: «Ориентировка на своем теле и телах других людей», «Ориентировка в микропространстве», «Ориентировка в замкнутом пространстве (в помещении) и формирование топографических представлений», «Ориентировка в свободном (открытом) пространстве и формирование топографических представлений» курса «Пространственная ориентировка».
  • С предметной областью «Математика и информатика», планируемые результаты освоения которой – «использование начальных математических знаний для описания процессов, явлений, оценки их … пространственных отношений» [12, с. 127], «владение умением располагать предметы на плоскости (на парте, на рельефных рисунках и других), в пространстве, в заданном по отношении друг к другу положении; владение умением словесно объяснять расположение предметов» [12, с. 128] непосредственно относится к одному из результатов освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка» - «овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве» [12, с. 134] – раздел курса - «Ориентировка в микропространстве».
  • С предметной областью «Искусство» -  курс «Тифлографика», где одним из планируемых результатов является «овладение способами ориентировки на приборе для рисования» [12, с. 130], а прибор для рельефного рисования «Школьник» входит в микропространства слепого ученика. Следовательно, здесь также прослеживается связь с одним из результатов освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка» - «овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве» [12, с. 134] – раздел курса - «Ориентировка в микропространстве».
  • С коррекционным курсом «Развитие коммуникативной деятельности. Среди результатов освоения коррекционно-развивающей области в рамках данного курса есть следующие: «расширение социальных коммуникаций» [12, с. 135], «формирование … пространственных представлений» [12, с. 135], «формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения» [12, с. 111, 135]. Все это немаловажно для достижения такого результата освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка», как «формирование навыков культуры поведения в различных социально-бытовых ситуациях» [12, с. 134] – раздел курса «Системы ориентировки и мобильности лиц с нарушением зрения».
  • С коррекционным курсом «Сенсорное развитие», что немаловажно для достижения такого результата освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка», как «развитие навыков использования сохранных анализаторов в процессе ориентировки в пространстве» – раздел курса «Развитие сохранных анализаторов и их использование при ориентировке в пространстве».
  • С коррекционным курсом «Социально-бытовая ориентировка», т.к. одним из результатов освоения коррекционно-развивающей области в рамках данного курса является – «формирование навыков культуры поведения в различных социально-бытовых ситуациях» [12, с. 134], что оказывает положительное влияние на достижение результата освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка» – «овладение навыками совместного передвижения с сопровождающим» [12, с. 134] – раздел курса «Системы ориентировки и мобильности лиц с нарушением зрения».

Вне дисциплин учебного плана курс «Пространственная ориентировка» взаимосвязан со следующими направлениями работы с учащимися:

  • С работой школьного психолога, т.к. именно он может помочь в психологической подготовке школьников к самостоятельной ориентировке и передвижению в пространстве; в выработке правильного поведения в стрессовых ситуациях, возникающих в процессе ориентировки и передвижения в пространстве; в развитии самоконтроля и высших психических функций – внимания, памяти, мышления и воображения, которые имеют большое значение для формирования навыков самостоятельной ориентировки и безопасного передвижения в окружающем пространстве.
  • С работой воспитателя, т.к. он, проводя с учащимися большее количество времени, может закреплять знания, умения и навыки школьников, полученные на занятиях по пространственной ориентировке во внеурочной деятельности (например, прогулки с учащимися по тем улицам, с которыми произошло знакомство на коррекционных занятиях по пространственной ориентировке); может контролировать совершенствование имеющихся у обучающихся, уже не посещающих индивидуальные занятия по пространственной ориентировке, навыков самостоятельной ориентировки в замкнутом и свободном пространстве в процессе групповой работы.
  • С работой родителей (законных представителей) школьников, т.к. в выходные дни и каникулярное время также требуется актуализация знаний, отработка, совершенствование умений и навыков, полученных на занятиях по пространственной ориентировке.

3.Место учебного курса в учебном плане.

Курс «Пространственная ориентировка» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана начального общего образования слепых обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. На коррекционно-развивающие занятия по пространственной ориентировке отводится 33 часа учебном плане (1 час в неделю).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

Всестороннее развитие личности;

- социальная адаптация.

Входят разделы: предметы и явления окружающего мира, развитие жизненных компетенций, социальная адаптация (представление о предметах и явлениях окружающего мира, уход и гигиена, уход за одеждой, за обувью, уход за жилищем.

5.Личностные и предметные результаты освоения учебного курса.

Коррекционная направленность курса «Пространственная ориентировка» была описана выше, т.к. межпредметная связь со всеми коррекционными является двусторонней.

Результатами освоения курса «Пространственная ориентировка» в 1 классе являются:

Личностные:

обучающийся поймет значение овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;

обучающийся будет обладать учебно-познавательным интересом к пространственной ориентировке.

Предметные:

Развитие сохранных анализаторов

обучающийся научится совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;

обучающийся сможет узнавать и локализовывать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;

обучающийся сможет узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;

обучающийся научится узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве

обучающийся сможет свободно ориентировать «на себе»;

обучающийся научится ориентироваться в микропространстве – на столе, в брайлевском приборе, азбуке – колодке по Брайлю (колодке шеститочии).

Формирование предметных и пространственных представлений

обучающийся сможет узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство.

Обучение ориентировке в замкнутом и открытом пространстве, формирование топографических представлений

обучающийся сможет самостоятельно ориентироваться в небольшом знакомом замкнутом пространстве.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров

обучающийся научится занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий, обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося, при выходе и входе в транспортное средство;

обучающийся сможет принимать правильную позу при поиске упавшего предмета.

Совместная ориентировка со зрячим

обучающийся научится соблюдать позу при совместном передвижении;

обучающийся сможет передвигаться совместно со сверстником и/или взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице;

обучающийся сможет обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.

6.Планируемые результаты изучения учебного курса.

Планируемыми результатами освоения слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса коррекционного курса «Пространственная ориентировка» являются:

Развитие сохранных анализаторов

  • обучающийся научится совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
  • обучающийся сможет узнавать и локализовывать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
  • обучающийся сможет узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;
  • обучающийся научатся узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве

  • обучающийся сможет свободно ориентировать «на себе»;
  • обучающийся научится ориентироваться в микропространстве – на столе, в брайлевском приборе, азбуке – колодке по Брайлю (колодке шеститочии).

Формирование предметных и пространственных представлений

  • обучающийся сможет узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство.

Обучение ориентировке в замкнутом и открытом пространстве, формирование топографических представлений

  • обучающийся сможет самостоятельно ориентироваться в небольшом знакомом замкнутом пространстве.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров

  • обучающийся сможет занимать правильную позу в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле; при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости;
  • обучающийся научится занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий, обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося, при выходе и входе в помещение;
  • обучающийся сможет занимать правильную позу при поиске упавшего предмета.

Совместная ориентировка со зрячим

  • обучающийся научится соблюдать позу при совместном передвижении;
  • обучающийся сможет передвигаться совместно со сверстником и/или взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице;
  • обучающийся сможет обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.

7.Содержание учебного курса.

ВведениеЗнакомство с коррекционным курсом «Пространственная ориентировка», с кабинетом ориентировки в пространстве и его предметным наполнением.

Развитие сохранных анализаторов

Развитие сохранных анализаторов, комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве

Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трехмерного пространства.

Формирование предметных и пространственных представлений

Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами и рельефными изображениями.

Обучение ориентировке в замкнутом и открытом пространстве, формирование топографических представлений

Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.

Самостоятельная и свободная ориентировка в школе.

Правила перехода улицы слепыми.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров

Поза обучающегося в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте).

Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми.

Поза при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной ориентировке в помещениях школы.

Совместная ориентировка со зрячими

Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности.

Обучение пользоваться тростью

Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости, виды тростей.

Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удерживание трости, техника безопасности при обращении с тростью.

Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения. Подъем и спуск по лестнице с помощью трости. Обращение с тростью в зданиях и помещениях.

Направления работы в рамках курса

Коррекционно-развивающая работа

Реализация содержания курса «Пространственная ориентировка» со слепыми детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в основном в такой форме организации учебных занятий как индивидуальная работа. Эта форма является наиболее предпочтительной и эффективной по следующим причинам. Во-первых, формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у слепых и ослепших людей протекает достаточно специфично. Во многом это связано с невозможностью их формирования в условиях зрительной депривации непроизвольно, т.е. по визуальному подражанию, как это происходит у зрячих людей. Поэтому формирование таких навыков возможно только при непосредственном целенаправленном тактильном контакте педагога с незрячим школьником.

Во-вторых, овладение приемами ориентировки и самостоятельным передвижением в пространстве слепым человеком (уровень его готовности к обучению ориентировке в пространстве, скорость формирования умений) – процесс весьма индивидуальный и небезопасный для здоровья обучаемого. Он не может быть заключен в строго определенные временные рамки.

В-третьих, занятие по пространственной ориентировке – это практическое занятие с включением в него теоретической части, т.к. на полноценное усвоение слепыми детьми даже теоретического материала можно рассчитывать только тогда, когда он будет подкреплен

демонстрацией на практике. Групповая работа со слепыми детьми в этом направлении эффективна при изучении только теоретического материала и только в малых группах (не более двух человек).

Реализация программы возможна как в форме индивидуальных занятий-практикумов для самих учащихся, так и в форме мастер-классов для их родителей.

На занятиях по пространственной ориентировке предусматриваются следующие основные виды учебной деятельности: работа с наглядным материалом (реальные предметы, модели, рельефные изображения и т.д.), ориентировка в помещениях, изучение и самостоятельное прохождение маршрутов, применение технических средств реабилитации (трости).

Наибольший эффект усвоения программного материала на занятиях по пространственной ориентировке достигается при использовании сочетания словесных и наглядных методов. Например, подробное описание маршрута облегчает и делает наиболее безопасной практическую ориентировку при перемещении по нему, а с другой стороны - практическая ориентировка на маршруте может уточнить его словесное описание.

Приемы обучения на занятиях по пространственной ориентировке во многом отражают специфику приобретения знаний и умений школьниками с нарушением зрения – знакомство с реальными объектами или моделями, рельефными изображениями объектов, недоступных для непосредственного их восприятия; более детальное, расчлененное на этапы изучение маршрута или какого-либо действия (например, обследование помещения); многократное прохождение маршрута или повторение изучаемого действия с постепенным увеличением степени самостоятельности вплоть до полностью самостоятельного прохождения маршрута или повторение учащимися изученного действия.

Диагностическая работа

Мониторинг планируемых результатов по курсу «Пространственная ориентировка» осуществляется два раза в год – в начале (предварительный контроль), и в конце учебного года (итоговый контроль) в форме контрольного занятия, где обучающиеся показывает свои знания, умения, а преподаватель выявляет ошибки и трудности, с которыми сталкивается ученик, планирует работу с ним на следующий учебный год.

Современная тифлопедагогика еще не располагает объективными методами, которые смогли бы достоверно замерить наличие и уровень сформированности того или иного навыка пространственной ориентировки у слепого человека. Изучение тифлопедагогической литературы, наблюдения и беседы с обучающимися, позволили выделить шесть уровней сформированности навыков самостоятельной ориентировки в окружающем пространстве.

Уровни сформированности умений и навыков

Критерии выполнения предложенного задания

Соблюдение правил техники безопасности

Высокий

Обучающийся самостоятельно, без ошибок, в полном объеме и рациональным способом выполняет предлагаемое задание, соблюдая при этом правила техники безопасности.

Соблюдает самостоятельно.

Выше среднего

Обучающийся самостоятельно, но тлько периодически с ошибками (неточностями) и (или) не в полном объеме и (или) не рациональным способом выполняет предлагаемое задание и соблюдает при этом правила техники безопасности.

Соблюдает самостоятельно, но периодически забывает о них.

Средний

Обучающийся выполняет предлагаемое задание самостоятельно, но с грубыми ошибками или с незначительной направляющей и (или) контролирующей помощью взрослого / обучающийся ориентируется в пространстве при незначительной направляющей (контролирующей) помощи со стороны сопровождающего, идущего на расстоянии от обучающегося. Правила техники безопасности соблюдает с вербальной помощью (напоминанием).

Соблюдает с  вербальной помощью (напоминанием) сопровождающего.

Ниже среднего

Обучающийся выполняет предлагаемое задание, только при постоянном контроле или значительной действенной помощи со стороны взрослого / обучающийся ориентируется в пространстве только при постоянном контроле со стороны сопровождающего, идущего рядом.

Соблюдает с невербальной помощью сопровождающего.

Низкий

Сопровождающий выполняет предлагаемое задание руками обучающегося (совместно с ним) / обучающийся ориентируется в пространстве только совместно с сопровождающим.

Соблюдает только совместно с сопровождающим.

Неудовлетворительный

Обучающийся не выполняет предлагаемое задние  (ставится в случаях, когда вербальный и / или невербальный (тактильный) контакт с учеником  невозможен по объективным причинам).

Не соблюдает.

            Указанные уровни сформированности умений и навыков самостоятельной ориентировки в окружающем пространстве достаточно условны, но раскрывают тенденции их формирования. В реальности все гораздо сложнее, т.к. есть моменты, когда уровень сформированности того или иного умения / навыка обучающегося не соответствует какому-то конкретному из выделенных уровней, а находится где-то между двумя соседними уровнями. Однако, эти уровни пусть примерно, но позволяют определить актуальный уровень сформированности умения / навыка пространственной ориентировки и выявить прогресс или регресс в его формировании, а также определить уровень освоения программы курса «Пространственная ориентировка».

8. Календарно- тематическое планирование.

№ урока с н..уч.г.

№ урока

по теме

Название раздела, темы урока.

Кол.

часов

Дата-план

Дата-факт

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч)

1

1

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года.

1

Введение (1 ч)

2

1

Знакомство с коррекционным курсом «Пространственная ориентировка» и с кабинетом ориентировки в пространстве.

1

Развитие сохранных анализаторов (6 ч)

Развитие мелкой моторики (2 ч)

3

1

Развитие мелкой моторики.

1

4

2

Развитие точных движений пальцев рук.

1

Развитие осязательного восприятия пространств (1 ч)

5

1

Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи осязания.

1

Развитие слухового восприятия пространства (1 ч)

6

1

Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи слуха.

1

Развитие обонятельного восприятия (1 ч)

7

1

Запахи вокруг нас.

1

Развитие зрительного восприятия пространства (1 ч)

8

1

Зрительное восприятие замкнутого  пространства.

1

Развитие навыков ориентировки в микропространстве» (5 ч)

9

1

Ориентировка на своем теле.

1

10

2

Ориентировка по сторонам собственного тела.

1

11

3

Ориентировка в двухмерном микропространстве.

1

12

4

Ориентировка в двухмерном микропространстве.

1

13

5

Ориентировка в трехмерном микропространстве.

1

Формирование предметных и пространственных представлений (1 ч)

14

1

Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство

1

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений (10 ч)

15

1

Ориентировка в пространстве «от себя».

1

16

2

Перемещение в пространстве в различных направлениях «от себя».

1

17

3

Ориентировка в пространстве «от себя» при изменении положения своего тела.

1

18

4

Ориентировка и передвижение в пространстве «от другого человека или предмета»

1

19

5

Ориентировка в кабинете ориентировки в пространстве.

1

20

6

Ориентировка в школьной столовой.

1

21

7

Ориентировка в спальне обучающегося / в школьном гардеробе.

1

22

8

Ориентировка в зданиях школы.

1

23

9

Правила поведения на улице.

1

24

10

Правила дорожного движения.

1

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров» (1 ч)

25

1

Правильная поза в разных положениях, при осуществлении различных действий.

1

Совместная ориентировка со зрячими (1 ч)

26

1

Ориентировка и передвижение в пространстве при помощи зрячего сопровождающего.

1

Обучение пользоваться тростью (6 ч)

27

1

Знакомство с тростью.

1

28

2

Знакомство с тростью.

1

29

3

Складная трость.

1

30

4

Приемы и техники оперирования тростью.

1

31

5

Подъем / спуск с лестницы, используя трость.  

1

32

6

Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи трости.

1

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч)

33

1

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года.

1

Итого - 33 ч

9.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

    -  Стол ученический.[1]

-Стол учительский.

-Стол демонстрационный.

-Стул ученический.1

-Стул вращающийся.

-Комплект шкафов для хранения оборудования.

-Шкаф одежный.

-Ковер.

-Телевизор.

-Компьютер: монитор, системный блок, клавиатура, компьютерная мышь.

-Колонки.

-Корзина для мусора.

      -Раковина.

Наглядные пособия и дидактические материалы1

Для развития сохранных анализаторов

Разборная азбука по Брайлю.

Прибор для письма по брайлю.

Грифель.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для тифлопедагога по чтению, 1 класс.

Разработана на основе:   Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

Рабочая программа для тифлопедагога по русскому языку, 1 класс

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по ИЗО, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по математике, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по музыке, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по труду, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по СБО, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...