Рабочая программа для тифлопедагога по труду, 1 класс.
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Разработана на основе:

1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_trudu.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                             Приложение к    адаптированной основной общеобразовательной программе,

                                                                                                            введенной в действие  приказом №_______  от  «    »   . 2017 г.                                                                                                                       

Рассмотрено на заседании кафедры  начального образования

Протокол № _______от «    »            . 2017 г. 

Руководитель  кафедры                     / Терёхина Н.А. /

Согласовано

Заместитель  директора                   /Зверева Е.А./

«     »      .2017г.                                                                                                                                                             

Рабочая программа

по ручному труду

для обучающейся 1 В класса.

Разработана на основе:

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,                

        учитель начальных классов

 1 квалификационной категории.

2017 год.

1. Пояснительная записка.

Изучение учебного предмета «Ручной труд» направлено на достижение образовательно-коррекционной цели: формирование у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) интереса к разнообразным видам труда, воспитания трудолюбия, развития ручных умений.

Задачи:

1) формирование умений работать с отдельными видами материалов;

2) овладение способами обработки материалов в зависимости от их свойств;

3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов;

4) овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов;

5) овладение правилами безопасной работы и соблюдение офтальмо-гигиенических требований, обеспечивающих охрану нарушенного зрения;

6) формирование представлений о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека;

7) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач

2.Общая характеристика учебного предмета «Ручной труд»

Контингент учащихся школ для детей с нарушением зрения за последние годы стал сложнее, потому что слепота и интеллектуальные нарушения у детей все чаще отягощаются соматическими заболеваниями. Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной, двигательной, речевой и других сфер умственно отсталых детей, а также не прохождение организованного дошкольного обучения значительно снижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимость введение пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными разнообразными видами работы с различными материалами.

Содержание предмета «Ручной труд» имеет три раздела:

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания;

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты;

Конструирование и моделирование.

Особенность программы 1-го класса заключается в том, что в первом полугодии при выполнении поделок практически не используются инструменты. Дети работают в основном с пластическим материалом (пластилин). Работа с ним позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объёмные модели несложной формы (овощи, фрукты, растения, игрушки и т.д.), уточняя при этом представления обучающихся о натуральных предметах. При знакомстве с объектом образцом, его плоскостной или объёмной моделью учителю необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образца выполняемым заданиям (поделкам), соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки.

Программа 1-го класса предусматривает и выполнение объёмных изделий из бумаги без использования инструментов. При работе с бумагой также важно, помимо опоры на образец, уточнять соответствие конструкции поделки натуральному предмету (стол, стул, стилизованные фигурки животных)

Работа с текстильными материалами направлена на совершенствование и развитие мелких движений кисти и пальцев рук. Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создаёт необходимые предпосылки для воспитания любви к природе.

3.Место учебного предмета в учебном плане.

На учебный предмет «Ручной труд» в учебном плане отводится 33 часа в год, 1 час в неделю.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

         Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еесамоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»

Личностные результаты:

овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;

развитие любви к своей стране и городу;

развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;

развитие эстетических чувств;

формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни;

формирование интереса к предметно-практической деятельности, трудовым действиям.

Предметные результаты:

формирование умения работать с отдельными видами материалов; развитие навыков самообслуживания;

 овладение способами обработки некоторых материалов;

овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов; овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов;

овладение правилами безопасной работы с инструментами;

овладение умением использовать остаточное зрение;

формирование представлений о некоторых трудовых профессиях;

формирование умения выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

формирование умения работать с отдельными видами материалов (бумагой, пластилином, природным материалом);

формирование умений изготавливать несложные конструкции изделий.

6.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

К концу первого года обучения ручному труду слепых первоклассников с легкой умственной отсталостью обучающиеся должны быть способны:

-называть материалы, основные цвета;

-называть проделанные операции;

-владеть основными приёмами обработки, соответствующими данному материалу (размять пластилин, скатать шарик, раскатать столбик; -согнуть, разорвать по сгибу бумагу, связать две нити узлом);

-выполнять под руководством или совместно с учителем поделки из пластилина и бумаги.

7.Содержание учебного предмета.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека.

Мастера и их профессии.

Организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса по инструкции педагога. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду.  

Технология ручной обработки материалов[1]. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование доступных материалов на основе зрительного, осязательного восприятия и всех сохранных анализаторов.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно­художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия с помощью педагога.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов, область применения, правила использования), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Правила техники безопасности при работе с инструментами.

Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по шаблону, трафарету, лекалу, с помощью брайлевских линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).

Использование простейших измерений и построений для решения несложных практических задач. Контроль выполнения отдельных операций и готового изделия (с помощью учителя).

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу.

8. Календарно- тематическое планирование.

№ урока с н..уч.г.

№ урока

по теме

Название раздела, темы урока.

Кол.

часов

Дата-план

Дата-факт

1

1

Знакомство с предметом. Школьные принадлежности на уроках труда.

1

2

2

Пластилин. Свойства пластилина..

1

3

3

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка гусеницы.

1

4

4

Упражнение в размазывании пластилина. Бабочка.

1

5

5

Предметный урок. Овощи: помидор, огурец. Формирование образов изучаемых объектов на полимодальной  основе.

1

6

6

Овощи. Помидор, огурец. Лепка овощей

1

7

7

«Ежик». Предметный урок..

1

8

8

Работа с пластилином и природным материалом при моделировании ежа.

1

9

9

Конструирование из строительного материала.  Мост через реку.

1

10

10

Конструирование из строительного материала. Двухэтажный дом.

1

11

11

Узор из засушенных листьев на полосе

1

12

12

Завершение работы.

1

13

13

Знакомство с оригами. Самолет..

1

14

14

Оригами «Собачка».

1

15

15

Новогодняя гирлянда. «Цепь».

1

16

16

Завершение работы.

1

17

17

Составление по образцу из ватных дисков аппликации «Снеговик»

1

18

18

Аппликация «Ракета».

1

19

19

Аппликация «Солнышко».

1

20

20

Аппликация «Кораблик».

1

21

21

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха

1

22

22

Аппликация «Цветок» (комканая бумага.

1

23

23

Завершение работы.

1

24

24

Человек. Предметный урок.

1

25

25

Лепка по образцу стилизованной фигуры человека

1

26

26

Аппликация с использованием крупы «Грибок»

1

27

27

Нитки.

1

28

28

Нитки.

1

29

29

Витье шнура из плотных ниток.

1

30

30

Завязывание узла.

1

31

31

Плетение косички из шерстяных ниток.

1

32

32

Лепка «Избушки».

1

33

33

Аппликация «Цветы»

1

Итого - 33 ч

9.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

1. Прибор «Графика»

2. Прибор «Ориентир» (малый)

3. Наборы плоских и объемных геометрических фигур

4. Муляжи фруктов и овощей

5. Природный материал (семена, плоды, шишки, желуди и т. д.)

6. Пластилин, бумага

7. Игрушки (неваляшка, медвежонок, собачка и т.д.)

8. Образцы поделок, которые учащимся предстоит изготавливать



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для тифлопедагога по чтению, 1 класс.

Разработана на основе:   Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

Рабочая программа для тифлопедагога по русскому языку, 1 класс

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по ИЗО, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по математике, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по музыке, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по окружающему миру, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по СБО, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...