Рабочая программа для тифлопедагога по труду, 1 класс.
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Разработана на основе:
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_trudu.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе,
введенной в действие приказом №_______ от « » . 2017 г.
Рассмотрено на заседании кафедры начального образования
Протокол № _______от « » . 2017 г.
Руководитель кафедры / Терёхина Н.А. /
Согласовано
Заместитель директора /Зверева Е.А./
« » .2017г.
Рабочая программа
по ручному труду
для обучающейся 1 В класса.
Разработана на основе:
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).
Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории.
2017 год.
1. Пояснительная записка.
Изучение учебного предмета «Ручной труд» направлено на достижение образовательно-коррекционной цели: формирование у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) интереса к разнообразным видам труда, воспитания трудолюбия, развития ручных умений.
Задачи:
1) формирование умений работать с отдельными видами материалов;
2) овладение способами обработки материалов в зависимости от их свойств;
3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов;
4) овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов;
5) овладение правилами безопасной работы и соблюдение офтальмо-гигиенических требований, обеспечивающих охрану нарушенного зрения;
6) формирование представлений о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека;
7) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
2.Общая характеристика учебного предмета «Ручной труд»
Контингент учащихся школ для детей с нарушением зрения за последние годы стал сложнее, потому что слепота и интеллектуальные нарушения у детей все чаще отягощаются соматическими заболеваниями. Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной, двигательной, речевой и других сфер умственно отсталых детей, а также не прохождение организованного дошкольного обучения значительно снижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимость введение пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными разнообразными видами работы с различными материалами.
Содержание предмета «Ручной труд» имеет три раздела:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания;
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты;
Конструирование и моделирование.
Особенность программы 1-го класса заключается в том, что в первом полугодии при выполнении поделок практически не используются инструменты. Дети работают в основном с пластическим материалом (пластилин). Работа с ним позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объёмные модели несложной формы (овощи, фрукты, растения, игрушки и т.д.), уточняя при этом представления обучающихся о натуральных предметах. При знакомстве с объектом образцом, его плоскостной или объёмной моделью учителю необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образца выполняемым заданиям (поделкам), соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки.
Программа 1-го класса предусматривает и выполнение объёмных изделий из бумаги без использования инструментов. При работе с бумагой также важно, помимо опоры на образец, уточнять соответствие конструкции поделки натуральному предмету (стол, стул, стилизованные фигурки животных)
Работа с текстильными материалами направлена на совершенствование и развитие мелких движений кисти и пальцев рук. Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создаёт необходимые предпосылки для воспитания любви к природе.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
На учебный предмет «Ручной труд» в учебном плане отводится 33 часа в год, 1 час в неделю.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еесамоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
Личностные результаты:
овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;
развитие любви к своей стране и городу;
развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;
развитие эстетических чувств;
формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни;
формирование интереса к предметно-практической деятельности, трудовым действиям.
Предметные результаты:
формирование умения работать с отдельными видами материалов; развитие навыков самообслуживания;
овладение способами обработки некоторых материалов;
овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов; овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов;
овладение правилами безопасной работы с инструментами;
овладение умением использовать остаточное зрение;
формирование представлений о некоторых трудовых профессиях;
формирование умения выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
формирование умения работать с отдельными видами материалов (бумагой, пластилином, природным материалом);
формирование умений изготавливать несложные конструкции изделий.
6.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
К концу первого года обучения ручному труду слепых первоклассников с легкой умственной отсталостью обучающиеся должны быть способны:
-называть материалы, основные цвета;
-называть проделанные операции;
-владеть основными приёмами обработки, соответствующими данному материалу (размять пластилин, скатать шарик, раскатать столбик; -согнуть, разорвать по сгибу бумагу, связать две нити узлом);
-выполнять под руководством или совместно с учителем поделки из пластилина и бумаги.
7.Содержание учебного предмета.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека.
Мастера и их профессии.
Организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса по инструкции педагога. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду.
Технология ручной обработки материалов[1]. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование доступных материалов на основе зрительного, осязательного восприятия и всех сохранных анализаторов.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия с помощью педагога.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов, область применения, правила использования), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по шаблону, трафарету, лекалу, с помощью брайлевских линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование простейших измерений и построений для решения несложных практических задач. Контроль выполнения отдельных операций и готового изделия (с помощью учителя).
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу.
8. Календарно- тематическое планирование.
№ урока с н..уч.г. | № урока по теме | Название раздела, темы урока. | Кол. часов | Дата-план | Дата-факт | |
1 | 1 | Знакомство с предметом. Школьные принадлежности на уроках труда. | 1 | |||
2 | 2 | Пластилин. Свойства пластилина.. | 1 | |||
3 | 3 | Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка гусеницы. | 1 | |||
4 | 4 | Упражнение в размазывании пластилина. Бабочка. | 1 | |||
5 | 5 | Предметный урок. Овощи: помидор, огурец. Формирование образов изучаемых объектов на полимодальной основе. | 1 | |||
6 | 6 | Овощи. Помидор, огурец. Лепка овощей | 1 | |||
7 | 7 | «Ежик». Предметный урок.. | 1 | |||
8 | 8 | Работа с пластилином и природным материалом при моделировании ежа. | 1 | |||
9 | 9 | Конструирование из строительного материала. Мост через реку. | 1 | |||
10 | 10 | Конструирование из строительного материала. Двухэтажный дом. | 1 | |||
11 | 11 | Узор из засушенных листьев на полосе | 1 | |||
12 | 12 | Завершение работы. | 1 | |||
13 | 13 | Знакомство с оригами. Самолет.. | 1 | |||
14 | 14 | Оригами «Собачка». | 1 | |||
15 | 15 | Новогодняя гирлянда. «Цепь». | 1 | |||
16 | 16 | Завершение работы. | 1 | |||
17 | 17 | Составление по образцу из ватных дисков аппликации «Снеговик» | 1 | |||
18 | 18 | Аппликация «Ракета». | 1 | |||
19 | 19 | Аппликация «Солнышко». | 1 | |||
20 | 20 | Аппликация «Кораблик». | 1 | |||
21 | 21 | Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха | 1 | |||
22 | 22 | Аппликация «Цветок» (комканая бумага. | 1 | |||
23 | 23 | Завершение работы. | 1 | |||
24 | 24 | Человек. Предметный урок. | 1 | |||
25 | 25 | Лепка по образцу стилизованной фигуры человека | 1 | |||
26 | 26 | Аппликация с использованием крупы «Грибок» | 1 | |||
27 | 27 | Нитки. | 1 | |||
28 | 28 | Нитки. | 1 | |||
29 | 29 | Витье шнура из плотных ниток. | 1 | |||
30 | 30 | Завязывание узла. | 1 | |||
31 | 31 | Плетение косички из шерстяных ниток. | 1 | |||
32 | 32 | Лепка «Избушки». | 1 | |||
33 | 33 | Аппликация «Цветы» | 1 | |||
Итого - 33 ч |
9.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
1. Прибор «Графика»
2. Прибор «Ориентир» (малый)
3. Наборы плоских и объемных геометрических фигур
4. Муляжи фруктов и овощей
5. Природный материал (семена, плоды, шишки, желуди и т. д.)
6. Пластилин, бумага
7. Игрушки (неваляшка, медвежонок, собачка и т.д.)
8. Образцы поделок, которые учащимся предстоит изготавливать
[1].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для тифлопедагога по чтению, 1 класс.
Разработана на основе: Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...
Рабочая программа для тифлопедагога по русскому языку, 1 класс
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по ИЗО, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по математике, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по музыке, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по окружающему миру, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по СБО, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...