Рабочая программа для тифлопедагога по СБО, 1 класс.
рабочая программа (1 класс) на тему
Разработана на основе:
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_sbo.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе,
введенной в действие приказом №_______ от « » . 2017 г.
Рассмотрено на заседании кафедры начального образования
Протокол № _______от « » . 2017 г.
Руководитель кафедры / Терёхина Н.А. /
Согласовано
Заместитель директора /Зверева Е.А./
« » .2017г.
Рабочая программа коррекционного курса
«социально бытовая ориентировка»
для обучающейся 1 В класса.
Разработана на основе:
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).
Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории.
- год.
- Пояснительная записка.
Примерная рабочая программа по коррекционному курсу «Социально бытовая ориентировка» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.3), методик обучения слепых детей.
Главная цель курса СБО в начальной школе — помочь ребенку с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности. Назначение занятий по СБО с учащимися начальных классов в следующих задачах: - восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки; - дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними; - выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту; - сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей; - познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться; - научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях; - выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
2.Общая характеристика учебного курса.
Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе. Содержание и задачи программы предусматривает обучение и воспитание детей в начальной школе и располагается по видам детской деятельности, при этом важным условием её реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы. Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются: -учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения; -комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения; -дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости классов и групп и методики индивидуально- подгруппового обучения; -система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения: -создание офтальмогигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка; -обеспечение оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения. Вариантность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, це- лостность и комплексность общего оздоровления организма ребенка создают единую и стройную модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения. Такая модель УВК позволяет решать проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий. Конечной целью УВК является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников. Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом воз- растных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения. При этом учитываются местные особенности и национальные традиции Содержание занятий включает в себя следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведе- ния», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь» Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья. Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировкой стола. Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». Они включают знакомство с повседневным уходом за одеждой, обувью и жилищем. Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, классе, общественных местах раскрываются и темах «Семья» и «Культура поведения». Детям показываются пра- вила поведения за столом, при посещении музеев, библиотек, кинотеатров, клубов, почты, магазина. Важную роль играет формирование у детей умений и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, меди- цинской помощью. Эти умения и навыки формируются при прохождении тем «Транспорт», «Торговля», «Средства связи». «Медицинская помощь».
3.Место учебного курса в учебном плане.
Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение социально-бытовой ориентировки — 1 час: 33 часа в 1 классе (33 учебные недели).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Всестороннее развитие личности;
- социальная адаптация.
Входят разделы: предметы и явления окружающего мира, развитие жизненных компетенций, социальная адаптация (представление о предметах и явлениях окружающего мира, уход и гигиена, уход за одеждой, за обувью, уход за жилищем.
5.Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
Предметные: формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их использование в ходе специально организованной практической социально-бытовой деятельности, развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, повышение уровня социальной адаптации
Личностные:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
5) развитие положительных свойств и качеств личности;
6) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
7) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела).
6.Планируемые результаты изучения учебного курса.
К концу года учащиеся должны: -соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды, обуви; -знать основные продукты, владеть сервировкой стола к завтрак у, обеду, ужину; -знать состав семьи, уметь выполнять простейшие бытовые поручения, участвовать в семейных торжествах, традиционных праздниках; -владеть правилами поведения при встрече и расставании, поддерживать тактичный вежливый разговор с товарищами, взрослыми; -знать помещения УВК, их назначение; -знать правила уличного движения и поездки в городском транспорте . -знать виды магазинов, покупать простые товары.
7.Содержание учебного курса.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч)
Знакомство с кабинетом социально-бытовой ориентировки (оснащение и оборудование кабинета, его назначение, знакомство с правилами повеления в нем и техникой безопасности).
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (5 ч) Режим дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Последовательность утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов и ушей, правила расчесывания волос, выбор прически, периодичность мытья головы, подбор мыла и шампуня в зависимости от состояния волос, средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования. Практические занятия. Посещение парикмахерской, где детям оказываются различные услуги.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ (5 ч) Виды одежды и головных уборов. Повседневный уход за одеждой (использование по назначе нию, предупреждение загрязнений, чистка). Подбор одежды, головных уборов по сезону, Повседневная, праздничная, спортивная одежда. Значение чистоты и опрятности одежды Сушка мокрой одежды. Чистка верхнего и легкого платья, повседневное хранение. Виды обуви и назначение, уход и хранение. Практические занятия. Чистка одежды и обуви, стирка, глажение.
ПИТАНИЕ (5 ч) Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрук ты и т.д.). Разнообразие продуктов, их назначение и значение в жизни человека. Витамины. Приготовление пиши. Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц. Сервировка стола к завтраку. Практические занятия. Чистка овощей на кухне, переборка сухофруктов, оказание помощи повару в приготовлении простейшей пищи (компотов гарниров, салатов и др.).
СЕМЬЯ (3 ч) Понятия о семье, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание им помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Практические занятия. Игры-драматизации по выполнению различных обязанностей, традиций, праздников в семье (дни рождения, юбилеи бабушки, дедушки и др.).
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (5 ч) Правильная осанка (сдержанная поза сидя. стоя, красота по ходки, умеренность жестикуляций. Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях, формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку). Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками. Практические занятия. Игры: посещение кабинета директора. врача, медсестры и отработка норм поведения.
ЖИЛИЩЕ (4 ч) Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них. Практические занятия. Посещение различных помещении УВК. знакомство с их назначением, интерьером.
ТРАНСПОРТ (3 ч) Виды транспорта. Поведение в транспорте, на улице. Правила уличного движения. Наиболее рациональный маршрут до УВК. варианты проезда разными видами транспорта, время, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут. Правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения В салоне, при выходе на у л и ц у , правила перехода улицы при наличии светофора и без него. Практические занятия. Экскурсии по улицам вокруг УВК, поездки в городском транспорте.
ТОРГОВЛЯ (2 ч) Магазины: продовольственные, промтоварные, универмаги, специализированные. Их называние. Порядок приобретения товаров в магазинах самообслуживания.
8. Календарно- тематическое планирование.
№ урока с н..уч.г. | № урока по теме | Название раздела, темы урока. | Кол. часов | Дата-план | Дата-факт | |
Вводный урок (1ч) | ||||||
1 | 1 | Вводное занятие. | 1 | |||
1.Личная гигиена(5ч) | 1 | |||||
2 | 1 | Режим дня, его выполнение. | 1 | |||
3 | 2 | Соблюдение правил гигиены. | 1 | |||
4 | 3 | Последовательнос ть утреннего и вечернего туалета. Правила ухода за зубами. | 1 | |||
5 | 4 | Уход за волосами. | 1 | |||
6 | 5 | Экскурсия в парикмахерскую. | 1 | |||
Одежда и обувь (5ч) | 1 | |||||
7 | 1 | Виды одежды и головных уборов | 1 | |||
8 | 2 | Повседневный уход за одеждой | 1 | |||
9 | 3 | Подбор одежды, головных уборов по сезону | 1 | |||
10 | 4 | Повседневная , праздничная, спортивная одежда. | 1 | |||
11 | 5 | Уход за верхней одеждой. Виды обуви и назначение | 1 | |||
Питание (5ч) | 1 | |||||
12 | 1 | Основные продукты питания (хлеб, Масло, мясо) | 1 | |||
13 | 2 | Приготовление пищи (бутерброды) | 1 | |||
14 | 3 | Заваривание чая | 1 | |||
15 | 4 | Сервировка стола к завтраку | 1 | |||
16 | 5 | Практическое занятие. Чистка овощей на кухне. | 1 | |||
Семья(3ч) | 1 | |||||
17 | 1 | Понятие о семье, знание состава своей семьи. | 1 | |||
18 | 2 | Отношения с родителями. Правила поведения в семье. Оказание помощи старшим | 1 | |||
19 | 3 | Практическое занятие «Праздник в семье» | 1 | |||
Культура поведения(5ч) | 1 | |||||
20 | 1 | Правильная осанка | 1 | |||
21 | 2 | Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми. Формы обращения с просьбой к сверстнику или взрослому человеку | 1 | |||
22 | 3 | Правила поведения в разговоре с другими людьми | 1 | |||
23 | 4 | Игра»Мы идем…» | 1 | |||
24 | 5 | Посещение кабинета врача, завуча. | 1 | |||
Жилище(4ч). | 1 | |||||
25 | 1 | Виды жилищных помещений в городе, селе. Жилой дом. Квартира, общежитие, интернат. | 1 | |||
26 | 2 | «Обстановка комнаты. | 1 | |||
27 | 3 | Правила общежития | 1 | |||
28 | 4 | Виды отопления, освещения. | 1 | |||
Транспорт(3ч) | 1 | |||||
29 | 1 | Виды транспорта. | 1 | |||
30 | 2 | Поведение в транспорте. | 1 | |||
31 | 3 | Дорога домой. | 1 | |||
Торговля (2ч) | 1 | |||||
32 | 1 | Магазины. Их называние. | 1 | |||
33 | 2 | Экскурсия в магазин. | 1 | |||
Итого - 33 ч |
9.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Оборудование:
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- предметы для нанизывания на стержень, шнурки (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- крупные пазлы, разрезные картинки, дидактические игры, мозаика, кубики;
- продукты с различными вкусовыми качествами; стеклянные баночки с запахами.
- специальное материально-техническое оснащение, включающее: сухой (шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для тифлопедагога по чтению, 1 класс.
Разработана на основе: Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...
Рабочая программа для тифлопедагога по русскому языку, 1 класс
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по ИЗО, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по математике, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по музыке, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по окружающему миру, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по труду, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...