Повышение качества обучения в условиях педагогического мониторинга.
статья на тему

Юсупова Ландыш Ахметсагировна

Одна из основных проблем совершенствования системы управления образовательным процессом и повышения качества обучения – это непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое и планово-деятельностное отслеживание результатов деятельности участников образовательного процесса. В педагогической науке такое отслеживание определяется понятием «педагогический мониторинг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_kachestva_obucheniya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества обучения в условиях педагогического мониторинга.

Работа заместителя директора

по учебной работе МБОУ «СОШ №2»

города Альметьевска

Юсуповой Ландыш Ахметсагировны

        Постоянно возрастающие потребности современного общества настоятельно требуют повышения качества образования. В этой связи особую актуальность приобретает проблема управления качеством обучения. Необходимость проведения высокоэффективного мониторинга, способствует дальнейшему развитию образовательного учреждения, повышению качества обучения. Вопросы повышения качества обучения учащихся исследовались многими авторами, работающими в области педагогики и психологии. Теоретические и практические аспекты этой проблемы, общие подходы к выявлению результатов обучения, контролю в процессе обучения рассматривали Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий, В.В.Давыдов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Т.И.Шамова и другие. Исследованиями, связанными  с управлением качеством образования, интенсивно занимались и занимаются В.И. Андреев, Г.С.Ковалева, Д.Ш.Матрос, Н.Н.Мельникова, Д.М.Полев, М.М.Поташник, Н.А.Селезнёва и другие.

   При рассмотрении основных подходов управления современной школой нами взяты прогрессивные идеи классиков народной педагогики Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского. Важной основой для исследования являются работы, обобщающие инновационные подходы и передовой опыт управления общеобразовательной школой Г.Г.Габдуллина, А.В.Гаврилина, В.И.Зверевой, В.С.Лазарева, О.Е.Лебедева, А.М.Моисеева, П.Н.Осипова, М.М.Поташника, А.В. Лоренсова, О.Г.Хомерики и других.

         Оценивание результатов учебного процесса является одним из важных и сложных видов педагогической деятельности. В истории педагогики изучению оценки результатов учебной деятельности всегда уделялось особое внимание. В работах Я.А.Каменского, Ю.К.Бабанского, И.Я. Лернер, Н.Ф.Талызиной, П.И.Третьякова вопрос об отметках и оценивании связан с мотивацией в учебной деятельности, раскрытием сути  взаимосвязей между целями обучения и его результатами. Управление учебным процессом по результатам деятельности остаётся актуальным и в современном образовании.

       Одна из основных проблем совершенствования системы управления образовательным процессом и повышения качества обучения – это непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое и планово-деятельностное отслеживание результатов деятельности участников образовательного процесса. В педагогической науке такое отслеживание определяется понятием «педагогический мониторинг».

      Несмотря на то, что существует большое количество исследований по теме внутришкольного управления, в публикациях недостаточно раскрыты мониторинговые основы управления качеством обучения, способствующие эффективному развитию педагогического процесса.

      Мониторинговый подход в управлении качеством обучения является необходимым условием успешного перехода на более высокий образовательный уровень, так как он оказывает развивающее влияние на учебный процесс.

     Судить о целесообразности и полезности изменений в учебном процессе возможно по результатам обучения, которые наиболее полно и объективно выявляются при мониторинге. Для перспективного роста образовательного учреждения необходимо определить тенденции его развития, внести необходимые коррективы в управление образовательным процессом, спрогнозировать дальнейшие условия эффективного управления качеством обучения. Мониторинг обеспечивает планирование, организацию, содержание учебного процесса, делает его максимально и адресованным  не общей массе учащихся, а конкретным ученикам, нуждающимся в индивидуальной помощи или подходе. Поэтому мониторинг в управлении учебным процессом позволяет не только планировать, но и прогнозировать его развитие или какие-либо отклонения в нем. Значение прогнозирования результатов учебного процесса, таким образом, становится немаловажным компонентом системы управления школой.

 При проведении педагогического мониторинга в образовательном  учреждении необходимо учитывать взаимосвязь с внешними системами контроля качества образования. Анализируя работу школы в рамках существующих направлений, можно выделить значимую информацию об эффективности педагогической деятельности и о качестве обучения.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...

Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»

Доклад-презентация«Создание   образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей  школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...

Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения. (Педсовет)

Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг....

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС...

Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"

Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"...