Мониторинг знаний обучающихся по предметам как один из способов повышения качества обучения.
материал (1, 2 класс)

Тваури Ольга Александровна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг  знаний обучающихся по предметам как один из способов повышения качества обучения.

          В деятельности учителя очень важную роль играет система работы над повышением качества обучения. Важнейшими показателями качества обученности  являются показатели объема и уровня усвоения учебного материала. В соответствии с этим появляется необходимость изучения процедуры мониторинга, его организации и проведения. Под мониторингом качества обучения мы понимаем совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.

Мониторинг (англ. Monitoring - осуществление контроля, слежения) - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы.

Организация системы мониторинга состоит из следующих шагов:

  • сбор информации;
  • обработка информации;
  • хранение информации;
  • распространение информации.

           Анализ результатов мониторинга должен позволять учителю выявлять типы заданий, которые обучающийся хорошо усвоил, задания, требующие дополнительной подготовки, задания, выполнение которых на данном этапе для данного обучающегося без помощи учителя представляется невозможным.

Педагогическая диагностика, возникающая в процессе образования  должна ориентироваться на следующие цели:

1) внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;

2) определение результатов обучения;

3) планирование последующих этапов учебного процесса;

4) мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;

5) оптимизация процесса обучения.

Соответственно задачами диагностики являются:

1) выявление относительного уровня развития учащихся;

2) анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;

3) выявление потенциальных возможностей развития.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности обучающихся:

  • Подготовка и проведение тестов, проверочных, контрольных работ
  • Диагностическое оценивание качества знаний обучающихся
  • Определение уровня учебных достижений учащихся
  • Определение задач по коррекции
  • Проведение коррекционной работы.
  • Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
  • Анализ процесса отслеживания  и обобщение результатов.

          Мониторинг результатов в начальной школе предполагается начать с выявления готовности обучающихся первого класса к обучению в школе. В начале учебного года (в сентябре) я провожу изучение возможностей (сформированности предпосылок) детей, поступивших в первый класс, к овладению грамотой, математикой и чтением. Готовность детей к овладению языковой и математической грамотностью.

           Готовность детей к школьному обучению в нашей школе оценивается по результатам тестирования ребёнка психологом. Тестирование проводилось с 3 по 5 октября 2017 г. педагогом - психологом Башкирёвой А.А. На данном этапе отслеживается уровень сформированности психических процессов ребёнка для данной возрастной категории, а также, что умеет делать ребёнок при поступлении в школу (узнаёт ли буквы, читает слова или предложения, читает ли самостоятельно книжки, пишет ли буквы, слова или предложения). По результатам опроса родителей узнаётся, как велась подготовка к обучению в школе (где осуществлялась подготовка, насколько интенсивно и др.)

Результаты диагностики  представлены в диаграмме.

При проведении анкетирования по оценке уровня школьной мотивации, все обучающиеся 1-го класса ответили, что им нравится в школе, и они идут в неё с радостью и часто рассказывают о школе родителям. Таким образом, можно надеяться на то, что период адаптации практически у всех первоклассников должен завершиться к концу первой четверти.

Таблица результатов диагностики  1 «А» класса

 № п/п

                Фамилия, имя

Степень адаптации

1

Богомазова Валерия

Средняя степень адаптации

2

Бугарина Анна

Высокий уровень адаптации

3

Готзелих Вячеслав

Высокий уровень адаптации

       

          Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие работы каждого учителя. От фиксирования результата в виде отметки учителю необходимо перейти к систематическому отслеживанию процессов развития, обучения, воспитания и динамики их результатов.

Поэтому в своей работе мне помогает  Портфолио обучающегося. В соответствии со ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся. В соответствии с Федеральным законом от  29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Портфолио или Портфель достижений обучающегося начальных классов включен как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования.

Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.

Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального, основного и среднего общего образования, а также  для  представления личности обучающегося  при  переходе на следующую ступень обучения.

Основными задачами составления Портфолио являются:

- поддерживать и поощрять  высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося  по ступеням обучения;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;

- активно вовлекать  обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Портфолио реализует  следующие функции образовательного процесса:

  • Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
  • Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
  • Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
  • Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
  • Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания

от класса к классу.

  • Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

        

                В портфолио отражены результаты мониторинга метапредметных УУД и предметных результатов деятельности обучающегося, которые систематизированы по годам обучения. Портфолио класса также разделено по годам обучения. В нём отражены результаты мониторинга: метапредметных УУД, предметных и личностных результатов обучения. Мониторинг метапредметных УУД представлен в Дневнике роста.

(Демонстрации  материалов Портфолио)

В I классе (во II классе в соответствии с решением общеобразовательной организации) обязательным является безотметочное обучение (без балльного оценивания). Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Поэтому, учитывая  методические рекомендации, провожу мониторинг словесной оценки обучающихся: "Ты - молодец!", "Ты сегодня отличился!", "Так держать" в течение всего года, потому что считаю, что поощрять детей просто необходимо.

Мониторинг "ситуации успеха"

№ п/п

Ф.И. обучающегося

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

1.

Богомазова  Валерия

34

21

34

27

 116

2.

Бугарина Анна

36

21

22

18

97

3.

Готзелих Вячеслав

41

19

32

13

105

Оценивать уровень знаний младших школьников вряд ли правильно исключительно по итоговым результатам. Учитель начальных классов должен корректировать образовательный процесс на основе постоянной диагностики деятельности учащихся.

Мониторинг в начальной школе включает в себя следующие виды контроля:

  • Текущий контроль;
  • Тематический  контроль;
  • Итоговый контроль;
  • Проверка  техники чтения;
  • Комплексная работа;
  • ВПР.

          Главная задача диагностики уровня обученности - своевременное выявление конкретных пробелов учащихся и установление причин их появления, точная и объективная оценка знаний, умений с целью улучшения его качества.

              Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока».

http://festival.1september.ru/articles/564900/img1.gif

           Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

(Приложение1" Итоговые контрольные работы 1 "А" класса")

(Приложение 2 "Входные контрольные работы 2 "А" класса ")

(Приложение 3 "Техника чтения")

                  Тематический мониторинг по предметам веду при изучении раздела, темы предмета, позволяющий отслеживать и корректировать работу. Для проверки качества обученности применяю разные формы контроля: проверочные работы, самостоятельные работы, карточки, тесты, и др.

(Приложение 4 "Тематический контроль по русскому языку")

                 Проводя анализ статистики по итогам каждого конкретного занятия, я диагностирую, какую часть предметного содержания урока усвоил каждый отдельно взятый обучающийся. При этом, выявив какие задания усвоены большинством обучающихся, делаю  выводы об эффективности используемых на данном этапе форм организации учебной деятельности, приемов, методов и др. Провожу коррекционную работу.

Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.

Для примера приведу мониторинг урока математика  по теме: «Задача».

№ п/п

Ф.И. обучающегося

Устные вычисления

Умение ставить цель, видеть уч. задачу

Выдел. части задачи

Оформл. кратк.записи

Выполнить чекртёж, схему

Записать ответ

Предл. другой способ решения

Умение сравн. единицы измерен.

Умение делать выводы, оценить себя

1.

Богомазова  В.

+

+

+

+

+

+

--

+

+

2.

Бугарина А.

--

--

+

+

--

+

--

+

+

3.

Готзелих В.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

                  Смысл диагностирования в том, чтобы получить реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности анализировать, наблюдать, обобщать, сравнивать. В обучении перед учителем встает задача отследить все умения, необходимые для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений.

                  Чтобы учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен чётко понимать, какие результаты ему необходимо получить к завершению каждой темы, каждого изучаемого раздела и каждого учебного года.

                   Учитывая всё это, при проектировании учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Мониторинг качества образования является одной из таких технологий.

             И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Итоговые результаты мониторинговых исследований позволяют проследить динамику изменений уровня обученности обучающихся из предметов в течение учебного года, определить положительные тенденции, резервы, пути решения проблем. Мониторинговые исследования общеучебных умений и навыков  дают объективную картину о результатах учебной деятельности, уровень объективности оценивания достижений учащихся, корректирует усилия учителей-предметников и классных руководителей.

           Данная система работы позволяет мне:

  • Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
  • Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний;
  • Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения;
  • Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс;
  • Проводить своевременно обработку полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация как один из способов повышения качества образования.

           В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняе...

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ , КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

        Возможности использования Интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации,...

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?Здесь на помощь прихо...

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм...

Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения. (Педсовет)

Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг....