Методическая разработка занятия ВУД Риторика 4кл(запреты)
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_vud_ritorika_4klzaprety.docx | 93.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №504 с углубленным изучением английского языка
Кировского района
Конспект открытого занятия ВУД
Детская риторика
Тема: «Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты.»
Учитель: НизовкинаЛ.И.
Санкт-Петербург
2015
Цель: сформировать первоначальное представление о запрете как виде речевой деятельности, познакомить детей с особенностями запрета, как речевого жанра, со строгими и мягкими запретами.
Задачи:
1. Формирование умения прогнозировать тему и содержание занятия с помощью ключевых фраз.
2. Формирование умения организовать работу в парах и малых группах.
3. Формирование умения участвовать в диалоге.
4. Формировать умение анализировать запреты.
5. Формировать умение объяснять необходимость в запретах – предостережениях.
6. Формировать умение оценивать свою деятельность по предложенным критериям.
Планируемые результаты:
1. Определять тему занятия с помощью учителя.
2. Участвовать в работе пары, малой группы.
3. Участвовать в диалоге по теме, заявленной учителем.
4. Находить и различать строгие и мягкие запреты.
5. Объяснять, почему запрещается то или иное действие.
6. Учатся выражать строгий запрет в более мягкой форме.
7. Оценивать свои собственные достижения по предложенным критериям.
Метод обучения:
Элементы технологии критического мышления.
Организационные формы занятия:
Фронтальная, парная, в малых группах.
План занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организа ционный | Создает условия для создания благоприятного эмоционального фона на занятии, предлагая поделиться своим настроением и отношением к деятельности ритора. | Ученики становятся в круг. Эмоционально настраиваются на занятие. Воображают солнышко в ладошках, берутся за руки и делятся теплом лучиков со своим товарищем. Проводится речевая разминка(упражнения на регуляцию дыхания, используются словесные и несловесные средств общения –голос, тон, темп, громкость, мимика, жесты) | Личностные (коррекция эмоционального состояния) |
«Стадия вызова» | Создает условия для актуализации знаний учащихся по теме занятия, понимания учебной задачи, особенностей её решения под руководством учителя | Дети читают карточки с запретительными фразами: «Не бегай по коридору,» «Не жуй жвачку», приводят свои примеры запретов. Определяют по существенному признаку фраз, о чем будем говорить на занятии. Представим, что мы попали в сказочный зоосад, а там висят таблички. Прочитаем их. Какие запретительные слова вы выделили?(Запрещается, не разрешается, нельзя и т.д.).Ученики в парах определяют какие сказочные герои написали такие запреты? (Леший, Чебурашка, Снежная Королева) . А вот в музее таблички можно разделить на 2 группы. Учащиеся отмечают скрытое запрещение: «Благодарю за тишину», «У нас не курят» Определяют тему и задачи занятия. Работают фронтально и в группах.(выставляются карточки: ЗАПРЕТ-строгий и нестрогий.) | Личностные (смыслообразование) Регулятивные (целеполагание). Познавательные (общеучебные–выделение основной информации для формулировки познавательной цели, структурирование информации). Коммуникативные (работа в группах). |
«Стадия осмысле ния» | Активизирует мыслительную деятельность учащихся по выявлению признаков строгого и мягкого запретов. 1.Предлагает сконструировать строгие и мягкие запреты по началу. 2. Предлагает сделать вывод, чему учат запреты. | Ребята анализируют запреты, объясняют их необходимость, т.к. запреты помогают соблюдать правила поведения, а нарушение запретов приводят к каким-то последствиям. Конструируют строгие и мягкие запреты, используют предложенное начало: «Спасибо за то, что…» «Просим…» «Пожалуйста,…» Ученики приходят к выводу, что запреты учат правилам поведения в общественных местах. | Личностные (умение учащихся адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку). Познавательные(логические – анализ и синтез, подведение под понятие). Коммуникативные (составление несложных монологических высказываний при нахождении в предложении строгих и мягких запретов по ключевым словам и интонации, учатся составлять их, работают в парах). Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. |
Организует работу учащихся по осмысленному использованию строгих и мягких запретов
а)Предлагает представить, что директор компьютерного центра повесил в центре объявления – запреты. Дети должны составить к ним мягкие запреты.
-«Не влезай – убьет!» -«Не бегай на перемене!» -«Не курить!» -«Движение без остановки!» 4.Задумаемся:»Предупреждаю- Предостерегаю» Вспомним стихотворение К.И.Чуковского «Бармалей». Попробуем прочитать строго и мягко(смягчить интонацией) 5..Предлагает письменно составить 3-4 запрета в строгой и мягкой форме, которые ты часто слышишь дома от взрослых, когда идут гулять. 6. Письменно( по группам) предлагает составить 3-4 запрета в строгой и мягкой форме, которые ты часто слышишь дома. Подсказка: «Нельзя за столом громко говорить! Постарайся за столом говорить негромкко.» | 1.Выполняют упражнение по правильному составлению мягких запретов(работают в малых группах) а)Составляют в группах мягкие советы, группы представляют свои варианты, обосновывают эти запреты (может ударить током, в компьютерном классе должно быть чисто). 2.Соотносят запрет и объяснение (в парах, по карточкам). Сверяют ответы. Оценивают свои работы по выбранным критериям. 3.Ученики в парах придумывают знаки и составляют выставку работ. Обосновывают свой выбор. 4.Дети пробуют читать отрывок из стихотворения К.Чуковского строго и мягко (по карточке). 5.Ребята записывают запреты, какие часто слышат от взрослых(родителей), когда идут гулять: –Не бегай по грязи – испачкаешься! -Не катайся на велосипеде по улице – собьет машина!и т.д. 6.Составляют 3-4 запрета в строгой и мягкой форме. Затем в форме игры одна группа читает, а другая аргументирует в какой форме использован запрет. Дети приходят к выводу, что запрет в мягкой деликатной форме помогает установить более благоприятный психологический климат в семье, коллективе. | ||
«Стадия рефлексии» | Создает условия для анализа деятельности на занятии: Учитель задает вопрос; «Хотел ли ты жить в такой стране, где нет никаких запретов для детей? Почему? 1. Предлагает составить СИНКВЕЙН по теме урока. Организует работу в группах. Организует оценочную деятельность учащихся Предлагает осуществить самооценку результатов своей деятельности Помогает определить домашнее задание.(сочинить сказку) | Работая в группах, составляют СИНКВЕЙН. Участвуют в диалоге с учителем, одноклассниками, показывают понимание темы занятия Хорошо ль все разрешать, Ничего не запрещать? Свой ответ ты объясни, Если сможешь – убеди.. Осуществляют самооценку результатов своей деятельности. С запретами мы встречаемся в сказках. Кто их нарушает – встречается с испытаниями. Предлагается сочинить сказочку «В царстве Небывалых Сладостей.»(придумайте, что может случиться с героями, если они нарушат запрет) Уточняют содержание домашнего задания. | Познавательные (общеучебные–выражение собственных мыслей, построение высказывания в соответствии с задачами коммуникации, умение структурировать информацию). Регулятивные (рефлексия, самооценка). Коммуникативные (работа в группах). |
Сценарий занятия:
Этапы | Ход занятия | Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | 3 3 3 Беседа. – Ребята! Наверное, вам приходилось слышать и читать какие-нибудь запреты. – Например, в школе учителя нам часто говорят: «Не бегай по коридору», «Не жуй жвачки». – Приведите примеры других запретов, которые вы слышали на улице, читали в метро, в парках, в театрах (не переходить улицу на красный свет, нельзя бежать по эскалатору, запрещается жечь костры). – Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. |
ΙI. Открытие новых знаний. | 3 4 6 2 3 Задание 109. – Какие запретительные слова ты выделил? (Запрещается, не разрешается, нельзя и т.д.) – Какие глаголы с «не» используются в запрещении? – Почему Леший и Чебурашка написали такие запреты? – Какие запреты могли бы написать ваши любимые герои книг, мультфильмов? Задание 110. Учащиеся отмечают скрытое запрещение «Благодарим за тишину», другое нестрогое запрещение – «У нас не курят». – Попробуйте строгие запрещения в музее выразить более мягко. Вы можете использовать слова: Спасибо за то, что... Просим... Пожалуйста, не ... и т.д. Возможные варианты ответов: Пожалуйста, не фотографируйте в музее! Спасибо за то, что вы не курите! Просим не трогать руками! Пожалуйста, не входите в верхней одежде! – Можно ли сказать, что эти запреты учат правилам поведения в музее? – Итак, чему учат запреты в разных общественных местах: в музее, в театре, на стадионе, в парке, в метро? (Принятым правилам поведения.) – А теперь научимся составлять мягкие запреты. | 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. |
III. Развитие умений. Применение знаний. | 1 3 2 1. Работа в учебнике. Задание 103. Возможные варианты ответов: 1. У нас не трогают провода и розетки! 2. Спасибо за то, что вы сняли верхнюю одежду. Спасибо за то, что вы оставили верхнюю одежду в гардеробе. 3. Я надеюсь, что ты не будешь трогать меня руками. Монитор. – Как можно обосновать эти запреты? Возможные варианты обоснования: 1. Тебя может ударить током. 2. В компьютерном классе должно быть чисто. 3. Монитор пачкается. Задание 102. – В чём заключается предостережение родителей? – В каких словах в начале и в конце стихотворения выражается запрет? (Ни за что на свете не ходите в Африку. Не ходите, дети, в Африку гулять.) – Конечно, запрещение родителей звучит строго. Но можно тоном смягчить запрет. Попробуйте прочитать строго и мягко запрет родителей. – Какие запреты-предостережения вы слышите от старших, когда идёте гулять? (Не бегай по грязи – испачкаешься; не катайся по улице на велосипеде – тебя собьёт машина и т.д.) – Как бы ты выразил свои запреты более мягко младшей сестре, брату, соседу-малышу? Задание 101. Учит объяснению запрета. Ученики соединяют запрет и объяснение (обоснование запрета). Задание 104. Дети могут нарисовать: Возможные варианты ответов: 1. Не влезай, Медведь, в теремок – ты такой большой и теремок развалится. 2. Не рассказывай, Алёша, никому про Чёрную курицу и её замечательный подарок, иначе у Чёрной курицы будут большие неприятности. 3. Не бодайтесь на мостике, бараны, а не то оба упадёте в речку и утонете. 4. Не пугай, Тараканище, животных и птиц, ведь ты такой маленький, что даже Воробей может склевать тебя. Задание 105. Возможные варианты ответов: – Гулять с собаками во дворе воспрещается. – Не разрешается выгуливать собак рядом с домом. Задание 106. Возможные варианты ответов: Не рекомендуется: • во время еды смотреть телевизор, так как из-за интересной телепередачи ты можешь опрокинуть на себя тарелку с горячим супом или чай; • так как съеденная тобой пища усваивается гораздо хуже; • смотреть телевизор на расстоянии ближе, чем 3 метра, потому что на тебя будет действовать вредное для здоровья облучение; • смотреть телевизор в совершенно тёмной комнате, так как это приводит к ухудшению зрения. Задание 107. Проверку можно организовать в форме игры. Возможные варианты ответов: 1. Не чавкай за столом! (Строгая форма; но её можно смягчить за счёт интонации.) 2. Постарайся есть так, чтобы тебя не было слышно. (Замечание мягкое, если за столом нет чужих.) 3. Не разбрасывай по дому свои вещи! (Строгая форма.) 4. Пожалуйста, положи свои вещи на место. (Скрытое запрещение, требование.) 5. Не оставляй за собой грязную посуду! (Аналогично 3.) 6. Я буду рада, если ты не забудешь помыть за собой посуду. (Мягкая просьба.) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
ΙV. Итог урока. | – Как вы думаете, чему учат запреты, которые можно найти в великой старинной книге – Библии? «Не крадите, не лгите, не обманывайте друг друга. Не обижай ближнего своего, не грабительствуй. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя». – Как вы считаете, должен ли каждый человек соблюдать эти запреты? – Я согласна с вами, что эти главные правила жизни должен соблюдать каждый человек. |
|
V. Домашнее задание. | Задание 108. Возможные варианты ответов: – Да, хотел бы. Там можно было бы все делать, и никто бы тебе ничего не сказал. – А если бы кто-нибудь избил тебя или отнял деньги, тебе бы это понравилось? Я думаю, что в этом случае тебе будет не очень весело. – Нет, не хотела бы. Тогда бы дети не соблюдали никаких правил поведения, а потом из них выросли бы невоспитанные взрослые. – Представьте себе, что вы попали в царство Небывалых Сладостей, где целые горы мороженого, конфет, тортов и никто не запрещает их есть в любом количестве. Что случилось бы в этом царстве с тобой или героями мультфильмов? (Незнайкой, Винни-Пухом, котом Матроскиным, Снежной королевой.) – Сочини историю «В царстве Небывалых Сладостей». – Прочитай четверостишие. – Согласен ли ты с тем, что можно ничего не запрещать, всё разрешать? Обоснуй свой ответ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»
Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».
Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...
Разработка занятия по риторике на тему: "Подготовленная речь"
Материал содержит сценарий занятия и презентацию к нему...