Проектная деятельность в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления.Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.Работа над проектом направлена на:
Разрешение конкретной проблемы; ·
Планирование действий по разрешению проблемы (проектирование); ·
Поиск информации; · результат (продукт); ·
Представление готового результата (продукта), т.е. презентация продукта и защита самого проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Проектная деятельность в начальной школе».
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский
Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем.
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
Задачами проектной деятельности являются развитие у учащихся:
- познавательных интересов;
- умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
- умения самообразования;
- умения публично выступать;
- критического мышления
- самостоятельного действия
Работа над проектом направлена на:
Разрешение конкретной проблемы; ·
Планирование действий по разрешению проблемы (проектирование); ·
Поиск информации; · результат (продукт); ·
Представление готового результата (продукта), т.е. презентация продукта и защита самого проекта.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельным подходом к усвоению детьми новых знаний. Основной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.
Проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, выходит, что проектирование – это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта. Другими словами, любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности учителя очень часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно, начиная с начальной школы. Но интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы.
Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими.
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта.
Для чего нам нужен метод проектов?
- Научит учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Основные требования к проекту: наличие социально значимой задачи, планирование действий по разрешению проблемы, поиск информации, создание продукта проекта, презентация продукта проекта.
По способу деятельности проекты можно разделить на:
- Практико-ориентированный
- Исследовательский
- Информационный
- Творческий
- Ролевой
Основные этапы метода проектов: проблема, гипотеза, планирование, продукт, защита проекта, рефлексия.
Рассмотрим подробнее основные этапы.
Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Мотивационный этап Постановка учебной задачи | Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий. | Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат | Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею |
Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде | Формируют задачи, уточняют информацию | Помогает в анализе и синтезе, наблюдает |
Информационно- аналитический этап | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. | Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты. | Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью. |
Выполнение | Выполнение проекта | Анализируют информацию, оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе) |
Защита проекта | Коллективная защита проекта, оценка | Защищают проект. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Рефлексивный этап | Анализ выполнения проекта | Участвуют в самоанализе и самооценке проекта | Наблюдает, направляет процесс анализа, продумывает вопросы. |
Очень важно научит детей работать в группе.
Работа в группах сотрудничества
1) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2) Распределение заданий внутри группы.
3) Индивидуальное выполнение задания.
4) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
5) Обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, дополнения, обобщения).
6) Подведение итогов группового задания.
Какие роли могут быть в группе?
- организатор — отвечает за работу группы в целом;
- докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;
- секретарь — записывает высказанные идеи и решения;
- критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
- контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?
- Понаблюдать
- Прочитать в книге
- Найти в Интернете
- Провести исследование
- Спросить у взрослых
Отчет групп о проделанной работе.
Расскажите, какое задание выполняла группа.
2. Что вы предприняли для выполнения задания.
3. Представьте результат своей работы.
4. Оцените работу своей группы.
На каждый проект составляется карточка - отчет.
- Фамилия, имя
- Тема проекта
- Почему я начал работу над проектом?
- Какой продукт я хочу получить?
- Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
- Что нового я узнал, чему научился?
Мои впечатления от работы над проектом.
Защита проектных работ проходит по следующему плану.
1. Почему избрана эта тема.
2. Какую цель преследовали.
3. Какие ставились задачи.
4.Какие гипотезы проверялись
5. Какие использовались методы и средства.
6. Каким был план .
7. Какие результаты получены.
8. Какие выводы сделаны по итогам.
Думаю, что метод проектов на уроках востребован начальной школой, так как он позволяет:
- научить ребенка самостоятельному достижению цели;
- повысить мотивацию учащихся к учению;
- сформировать умение работать с информацией, проводить исследование, передавать и презентовать полученные знания;
- развивать творческие способности, предоставляет каждому возможность самореализации;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в
коллективе.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать
Прежде, чем использовать мультимедийные презентации на своих уроках, я задумалась Чем поможет мне, как учителю, и моим ученикам использование компьютерных презентаций на уроке?
1) сократить время при подготовке к уроку (один раз созданная презентация мною используется многократно в различных вариациях — в ней можно поменять порядок подачи материала, его дозирование для классов разного уровня и т. д.). Кроме того, легко изменить план-конспект урока (добавить или усложнить материал, вставить задание, добавить новую иллюстрацию, карту и т. д.)
2) составить медиатеку собственных мультимедиа продуктов, которые послужили материалом для уроков и дальнейшей работы.
3) формировать у моих учеников яркие и объемные представления о прошлом, создавать иллюзию присутствия, когда мы, например, путешествует с каким-либо героем в географическом пространстве и во времени; следить за развитием событий, вмешиваться в их ход и решать проблемы.
4) получать много разнообразной новой информации при поиске необходимых учебных материалов для мультимедийной презентации, открыть для себя интереснейшие сайты и познакомиться с опытом работы других учителей.
5) привлекать активных учеников к сбору материала для презентации к уроку, повысить мотивацию к учению у учащихся.
Презентации, как наглядные пособия, помогают мне излагать учебный материал, формируют у моих учеников навыки наблюдения, обеспечивают усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. Презентации на разных этапах урока приобретают свое специфическое назначение. Презентация позволяет мне сократить время при проверке домашнего задания, повторения, изложения нового материала, закрепления. Помогает правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупреждать многие ошибки, ускорять процесс выполнения заданий.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Литература
1.О.В. Брыкова, Т.В. Громова “Проектная деятельность в учебном процессе”. М., 2006.
2.Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий с четвероклассниками» Ярославль. Академия развития 2007.
3.М.Б. Романовская «Метод проектов в образовательном процессе». М., 2007.
4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Арктика, 2006.
5.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
6.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
7.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
8.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
9.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...