Развитие творческого воображения у детей с ОВЗ младшего школьного возраста на уроках математики
проект на тему
Проект ориентирован на развитие творческого воображения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями на уроках математики в начальной школе. Особое внимание уделяется на подбор специальных методов и приёмов при учёте индивидуальных возможностей детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Проект включает мероприятия по ее реализации: экспериментальное психолого-педагогическое исследование творческого воображения; специальные методы и приёмы, применяемые на уроках математики и способствующие развитию творческого воображения детей; уроки по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_tvorcheskoe_myshlenie_mladshih_shkolnikov_s_ovz.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа № 107»
Педагогический проект.
«Развитие творческого воображения у детей с ОВЗ младшего школьного возраста на уроках математики»
Выполнила: учитель начальных классов
Гусева Наталья Ивановна
г. Нижний Новгород
2015-2017 г.
Содержание:
- Краткая аннотация проекта
- Актуальность проекта
- Цели, задачи и методы проекта
- Условия реализации проекта
- Функции проекта
- Срок реализации проекта
- Пути реализации проекта
- Этапы реализации проекта
I этап. Теоретические аспекты проблемы развития творческого воображения детей с интеллектуальной недостаточностью.
II этап. Исследование уровня развития творческого воображения
детей с интеллектуальной недостаточностью.
III этап. Реализация проекта.
IV этап. Результаты реализации проекта.
V этап. Оценка эффективности реализации проекта
- Трудоёмкость реализации проекта
- Практическая значимость проекта
- Библиография
1.Краткая аннотация проекта.
Проект ориентирован на развитие творческого воображения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями на уроках математики в начальной школе. Особое внимание уделяется на подбор специальных методов и приёмов при учёте индивидуальных возможностей детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Проект включает мероприятия по ее реализации: экспериментальное психолого-педагогическое исследование творческого воображения; специальные методы и приёмы, применяемые на уроках математики и способствующие развитию творческого воображения детей; уроки по математике.
2.Актуальность проекта.
Количество детей с интеллектуальной недостаточностью растет, остро встает проблема их социальной интеграции.
Для решения этой задачи требуется всестороннее изучение таких детей, глубокое изучение особенностей их познавательной сферы, в том числе и особенностей их творческого воображения, а также разработка технологических средств его развития.
Анализ научных работ (В.И. Лубовской, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер и др.) по изучению воображения детей с отклонениями в развитии (нарушениями анализаторов, задержкой психофизического развития, умственно отсталых), показывает, что воображение у таких детей формируется по тем же законам становления человеческой психики, что и у детей нормально развивающихся. Отмечаются и его специфические особенности, зависящие как от характера, так и от причин нарушения.
В специальной психологии и олигофренопедагогике имеются отдельные работы, характеризующие воображение умственно отсталых детей и необходимость коррекционно-развивающей работы (И.И.Будницкая, Т.Н.Головина, А.И.Липкина, В.С.Мухина, М.М.Нудельман, В.И.Лубовская,А.Р.Лурия,М.С.Певзнер, Ж.И.Шиф и др.), однако специальных исследований, посвященных формированию воображения, в том числе творческого, школьников с интеллектуальной недостаточностью, не проводилось.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования определяется как малоизученностью проблемы воображения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, так и значимостью процессов воображения не только в ходе обучения, но и в последующей жизни этих детей.
3.Цели, задачи и методы проекта.
Цель проекта: Выбор эффективных средств и методов, обеспечивающих развитие творческого воображения детей с ОВЗ младшего школьного возраста .
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Установить уровни сформированности творческого воображения учащихсяС ОВЗ младших классов.
2. Выявить специфические особенности творческого воображения учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью и их зависимость от степени снижения интеллекта, от структуры нарушения и индивидуально-психологических качеств личности.
3. Определить и разработать содержание, методы и педагогические условия поэтапного формирования творческого воображения учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью в коррекционном учебном процессе на основе комплексного подхода.
Объект исследования – воображение учащихся с ОВЗ младших классов.
Предмет исследования - процесс формирования творческого воображения учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования. В условиях поэтапного комплексного коррекционно-развивающего обучения с использованием специальных методов, происходит формирование как компонентов, так и целостной способности воображения у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования:
- анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ медико-психолого-педагогической документации испытуемых;
- экспериментальное изучение творческого воображения, включающее в себя психолого-педагогический констатирующий, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент сопоставительного характера по изучению творческого воображения учащихся, с которыми проводилась работа по развитию творческого воображения на уроках математике и учащихся, с которыми данная работа не велась;
- количественный и качественный анализ результатов эксперимента;
- наглядные, словесные, практические.
4.Условия реализации проекта.
Образовательная программа. Работа строится по программе Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва «Просвещение», 2008 год.
Реальная творческая деятельность и творчество учащихся в учебном процессе – несколько разные вещи, поскольку последних творчеству всё-таки обучают. Поэтому в процессе творческой деятельности учащемуся может оказываться определенная помощь, например, через предъявление ему определённых эвристических предписаний. Осуществление таких предписаний может быть реализовано через творческие задания на уроках математики, через совместную деятельность педагога и учащихся. С дидактической точки зрения творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. По моему мнению творческие задания должны включать обязательный элемент тренинга и элемент новизны.
Итак, творческое задание - вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта.
Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убеждённости учащихся с нарушением интеллекта в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку.
Место творческих заданий в целостном педагогическом процессе, в частности на уроках математики:
- организация выполнения творческих заданий должна соответствовать основным целям и задачам обучения;
- творческие задания должны сочетаться с другими видами учебной деятельности учащихся на уроке;
- необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки, их интересы и склонности, а также уровень самостоятельности;
- необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и влияние переходного периода на развитие воображения;
- работа по выполнению творческих заданий на уроке математики может быть различной длительности по времени (от 5 минут до 40 минут);
- отличительной и главной чертой творческих заданий на уроке должен являться уровень новизны, так же актуализация прошлого опыта;
- творческие задания позволяют самим ученикам дифференцированно подходить к их выполнению в соответствии со своими умениями и навыками;
- на первоначальном этапе применения творческих заданий учитывать желание учащихся, их мотивы;
- оценка выполнения творческих заданий должна желательно носить позитивный характер.
Ресурсное обеспечение. Технические условия кабинета позволяют обеспечить функциональность учебно-воспитательного процесса. Техническое оснащение кабинета:
- доска с подсветкой;
- проектор;
- компьютер.
В кабинете имеется:
- библиотека методических материалов для учителя;
- учебные пособия по математике для начальных классов, соответствующие основным темам по предмету;
- дидактические материалы по математике для фронтальной работы с учащимися;
- дидактические игры по математике для индивидуальной работы, распределённые в соответствии с предусмотренными по программе темами;
- иллюстрированные пособия;
Наличие разнообразных средств позволяет сделать учебный процесс более эффективным, так как включает в активную учебную деятельность учащихся с различными типами восприятия информации.
Условия кабинета соответствуют предписаниям СанПин:
- соблюдается режим освещения;
- используется лёгкая, удобная мебель;
- в оформлении кабинета использованы безопасные материалы.
Озеленение и спокойная цветовая гамма создают благоприятный психологический климат для обучения и общения. В течение урока проводятся физ. минутки с игровыми элементами, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
В кабинете сформирована безопасная, здоровье сберегающая образовательная среда.
5. Функции проекта:
- Теоретическая функция. Изучение и анализ методической литературы по психологии и олигофренопедагогике умственно отсталого ребёнка.
- Диагностическая функция. Выявление уровня развития творческого воображения детей с интеллектуальной недостаточностью на начальной и заключительной стадии эксперимента. Рефлексия дальнейшей педагогической деятельности педагога.
- Методическая функция. Максимальное использование методов обучения на уроках математики, способствующих развитию творческого воображения школьников.
- Социальная функция. Развитие творческого воображения детей способствует развитию многих психических процессов, успешной адаптации ребёнка и облегчает дальнейшее усвоение грамматики.
6. Срок реализации проекта:
По продолжительности долгосрочный – 2 года.
7. Пути реализации проекта.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Ожидаемые результаты |
I этап – подготовка (Подготовительный класс) | Изучение теоретических основ проблемы | Найти дифференцированные пути коррекции и компенсации патологии психического развития детей |
II этап – диагностика (Подготовительный класс) | Исследование уровня творческого воображения детей | Выявление наиболее подходящих методов для решения проблемы |
III этап – реализация (2 класс) | Подбор и использование специальных методов и приёмов | Подбор и использование специальных методов и приёмов, способствующих развитию творческого воображения на уроках математики |
IV этап – оценка результатов (ежегодно на конец учебного года) | Повторное исследование уровня творческого воображения детей. | Выявление наиболее подходящих методов, способствующих развитию творческого воображения детей на уроках математики |
V этап – защита проекта (2 класс) | Подготовка презентации Составление отчёта о программе | Разработка методической системы, развития творческого воображения детей |
8. Этапы реализации проекта:
I этап. Теоретические аспекты проблемы развития творческого воображения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого. Неустанная работа воображения — важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности детей с нарушением интеллекта к творчеству.
В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. Вербальный характер школьного обучения требует активизации произвольных действий воображения. На уроке детям предлагают представить ситуацию, в которой происходят преобразования предметов. Эти требования побуждают развивать воображение детей с нарушением интеллекта, но нуждаются в дополнительном подкреплении при помощи схем, макетов, знаков и т.д.
По мере развития ребенка воображение становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении сказок и рассказов. Может наблюдаться большая вариативность в характере детского творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие — фантастические образы и ситуации. В зависимости от этого можно условно разделить детей на реалистов и фантазеров.
Кроме того, воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект. Ребенок, испытывающий трудности в реальной жизни, может уйти в воображаемый мир: придумать отца, которого нет; наладить отношения со сверстниками при полном отсутствии друзей и т.п. Воображение дает временную возможность расслабиться, освободиться от напряжения для того, чтобы продолжить жить в реальном мире.
Каким бы фантастическим ни было воображение, оно опирается на нормативы реального социального пространства. Пережив в своем воображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить для себя мотивацию будущих поступков.
Задача педагога - организовать педагогический процесс таким образом, чтобы у учащегося, повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение.
Развитие творческой потенции ученика можно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Согласимся с русским классиком Л.Н. Толстым, который считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Эти слова актуальны и сейчас.
Быстрота мысли, сообразительность, способность с ходу схватывать основное, сокращать рассуждения, последовательность соответствующих действий, раскрывать связи и отношения между различными математическими понятиями, характеризуют ученика с богатым опытом творческой деятельности. Такие учащиеся проявляют творческую самостоятельность, они выполняют задания не только по готовым образцам, по аналогии, а вносят в этот процесс что-то новое. Пользуются более совершенными методами решения поставленных вопросов, высказывают новые стороны изучаемых явлений и т. д.
Каким же образом возможно обучение творчеству? Как можно развивать творческое воображение в рамках целостного педагогического процесса, в частности на уроках математики? Попробуем ответить на эти вопросы.
Любой человек, обладающий специальными знаниями и навыками выполнения определённой деятельности (в том числе творческой), способен осуществить её. Поскольку нет принципиальных различий между деятельностью вообще и творческой деятельностью, то любой субъект, обладающий достаточной подготовленностью способен осуществить деятельность на уровне творческой деятельности. Таким образом, несмотря на то, что творческая деятельность есть сложнейший процесс, включающий в себя цели, интересы и средства их достижений, она не является уделом только избранных, талантов, гениев.
Реальная творческая деятельность и творчество учащихся в учебном процессе – несколько разные вещи, поскольку последних творчеству всё-таки обучают. Поэтому в процессе творческой деятельности учащемуся может оказываться определенная помощь, например, через предъявление ему определённых эвристических предписаний. Осуществление таких предписаний может быть реализовано через творческие задания на уроках математики, через совместную деятельность педагога и учащихся. С дидактической точки зрения творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. По нашему мнению творческие задания должны включать обязательный элемент тренинга и элемент новизны.
Воображение связано со всеми познавательными процессами и личностью. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой, - оно способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий.
Мнение ученых о соотношении воображения с другими психическими процессами неоднозначно, например, А.В.Брушлинский рассматривает творческое воображение как творческое мышление. Ж.И.Шиф (1961) особо подчеркивала связь воображения с мышлением, показывая, что у умственно отсталых детей воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функцию.
То есть, развивая восприятие, память, мышление, речь мы развиваем творческое воображение и, соответственно, наоборот.
Воображение выступает как одно из средств коррекции эмоций, воли, оказывает существенное влияние на учебную деятельность и последующую социальную адаптацию выпускников школ.
Оно формируется в деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), а сама деятельность значительно улучшается при повышении уровня развития воображения.
II этап. Исследование уровня развития творческого воображения
детей с интеллектуальной недостаточностью.
Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение влияния уроков математики на развитие творческого воображения. В эксперименте участвовали учащиеся с ОВЗ подготовительного класса (12 человек) в возрасте от 7 до 9 лет.
Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
Тест креативности.
1. Порядок исследования.
Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
2. Анализ результатов (Приложение № 9)
Все работы детей можно поделить на 4 группы.
1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.
2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.
3 группа – оригинальные изображения в одном случае.
4 группа – нет оригинальных изображений.
Констатирующий эксперимент
Методика Е. Торренса «Неполные фигуры»
Таблица № 1
№ | Ф.И.ребенка | круг | квадрат | треуголь-ник | Группа |
1 | А. Алексей | - | - | - | 4 |
2 | Б. Анастасия | + | + | - | 2 |
3 | Е. Максим | + | - | - | 3 |
4 | К. Артем | + | - | - | 3 |
5 | М.Артем | + | + | - | 2 |
6 | О.Ангелина | - | + | - | 3 |
7 | С.Владислав | + | - | - | 3 |
8 | С.Саидвали | - | - | - | 4 |
9 | С. Вадим | - | - | + | 3 |
10 | Т.Денис | - | - | - | 4 |
11 | Ф.Наташа | - | + | - | 3 |
12 | Ч.Максим | + | + | - | 2 |
Общее количество оригинальных изображений: 12
Таблица № 2.
Перечень изображенных детьми предметов.
№ | Ф.И.ребенка | круг | квадрат | треугольник |
1 | А. Алексей | Просто обвел | Просто обвел | Просто обвел |
2 | Б. Анастасия | человек | телевизор | дом |
3 | Е. Максим | голова | дом | дом |
4 | К. Артем | мяч | конверт | девочка |
5 | М.Артем | человек | машина | елка |
6 | О.Ангелина | ромашка | окно | елка |
7 | С.Владислав | человек | дом | дом |
8 | С.Саидвали | Просто обвел | Просто обвел | Просто обвел |
9 | С. Вадим | колесо | Просто обвел | дом |
10 | Т.Денис | Просто обвел | Просто обвел | Просто обвел |
11 | Ф.Наташа | яблоко | машина | дом |
12 | Ч.Максим | человек | машина | дом |
Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 2, 3,4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг – солнце, шарик, человек;
Квадрат – телевизор, конверт, дом;
Треугольник – елка, дом.
Это означает, что для детей характерно отставание в развитии как структурного компонента воображения (низкий уровень интереса к творческим заданиям, трудности в актуализации образов памяти, ограниченный запас представлений об окружающем, низкая критичность к результату творческой деятельности, малая самостоятельность), так и операционного (способности к комбинированию в вербальном и невербальном плане на низком уровне, высокие показатели инертности и стереотипии).
III этап. Реализация проекта.
У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование элементов воображения имеет свои особенности: неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность, бедность сферы
образов-представлений, недостаточное развитие ручной моторики. Отмечается так же сниженный интерес к процессу и результатам деятельности. В связи с этим подбирались виды творческих заданий, направленных на коррекцию вышеперечисленных компонентов.
Основные принципы творческих заданий:
- совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
- постепенное усложнение обучающих задач и условий творческих заданий;
-повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в творческой деятельности;
- единство обучающих и воспитательных воздействий.
Виды творческих заданий | Методы и приёмы, способствующие творческого воображения детей | Коррекционная направленность |
Использование на начальном этапе обучения специальных заданий на конструирование, которые выполняются учащимися на предметно – действенном уровне. (приложение 1) | Дидактические игры по типу: «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебная мозаика», «Треугольники».
| Коррекция у детей конструктивных навыков, способности к многократному переконструированию заданных элементов с целью нахождения возможных вариантов решения поставленной задачи. |
Использование заданий на образном уровне. (приложение 2) | Дидактические игры по типу: «Перевертыши», «Скрытый рисунок», «Фантазеры», «Дорисуй», «Нарисуй одним росчерком».
| Развитие направленности процессов воображения, их пластичность. Формирование у детей способности создавать сложные целостные изображения, отталкиваясь от простейшей схемы. |
Использование на уроках математики творческих минуток на основе графических диктантов. | Перед началом выполнения задания и в ходе его педагог может провести дополнительную беседу, словесное пояснение в занимательной форме: загадать загадку, провести физкультминутку на заданную тему. Можно предложить дополнительно задание заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышить» фигурку крестиком или просто раскрасить, добавить свои детали к готовому рисунку. Можно провести зрительный диктант. | Подготовка руки ребенка к письму, развитие творческого и пространственного воображения. |
Использование заданий, направленных на развитие воображения с опорой на схему, чертеж, рисунок. (приложение 3) | Задания по типу: угадывание предмета или объекта по характерным частям («Угадай, что за зверь»), по контуру («Чья это тень»); поиск признаков сходства и различия в изображении с объяснением настроения персонажей, данных в рисунке («Найди отличие»); нахождение «спрятавшихся» предметов (посуды, овощей) в лабиринте линий; разгадывание тайны «Волшебных клякс»; найти заданный элемент в изображенных на картинках предметах. | Развитие сформированности у детей внутренних механизмов процессов воображения. |
Проведение формирующего эксперимента (приложение 4) | 1.Упражнение «На что это похоже?» 2. Модифицированный тест Роршаха. 3.Упражнение «Строитель» | Развитие фантазии, образного мышления, художественного восприятия, воображения. Развитие у детей творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами. Закрепление в знаниях детей геометрических фигур, развитие творческого воображения и творческого мышления. |
Составление и ведение рабочей тетради на основе серии тетрадей «Развиваем творческие способности» (изд. «Солнечные ступеньки») (приложение 5) | Включены задания: продолжи ряд; повторить рисунок по клеточкам; решить математические головоломки.
| Развитие координации движений, пространственных представлений, коррекция творческого мышления и воображения . |
Готовые разрезные карточки (из «Папки дошкольника») «Складываем и вычитаем» «Знакомимся с клеточками» «Ищем противоположности» (приложение 6) | Увлекательные задания творческого характера на знакомство с составом числа и решение примеров и задач на сложение и вычитание. Творческие графические диктанты. | Развитие творческого мышления и воображения, закрепление знаний о составе числа. Подготовка руки ребенка к письму, развитие творческого и пространственного представления. |
Проведение физкультминуток, пальчиковой гимнастики. | Упражнения проводятся в стихотворной форме. | Снятие эмоционального и физического утомления, коррекция нарушения моторной функции руки, развитие творческого воображения на основе упражнений перехода из словесной формы в наглядно-действенную. |
Ведение кружка по вышивке крестом «Крестики – нолики» | Изготовление вышивки крестом, как продолжение работы по выполнению графических диктантов. | Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у детей усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое дело до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание. |
На уроках математики на виды творческих работ отводилось 5-10 минут. Работа носила игровой характер и проводилась в системе с постепенным усложнением.
Наряду с приобретением новых знаний и умений большое значение уделялось уточнению и систематизации ранее усвоенных знаний, образованию у них практических обобщений. Наряду с этим происходила коррекция и развитие многих психических процессов.
IV этап. Результаты реализации проекта.
- Проведение повторной диагностики к концу обучения в подготовительном, 2 классах.
Контрольный эксперимент.
Цель: На основе проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей после проведения формирующих тестов, творческих заданий.
Снова использовалась методика Е. Торренса "Неполные фигуры".
Вывод: Из данного мониторинга видно значительное повышение
2 группы (оригинальные изображения в 2х случаях) и 1 группы (оригинальные изображения во всех 3х случаях).
Наблюдается положительная динамика.
- Проведение сравнительного анализа уровня творческого
воображения детей 2 класса, с которыми проводилась работа по развитию творческого воображения на уроках математики (условно 2 +) и детей 2 класса, не работавших в данном направлении (условно 2 -).
Вывод: из данного мониторинга видно, что у детей, с которыми проводилась работа по развитию творческого воображения на уроках математики, показатели 2 и 1 группы оригинальных изображений выше.
Таким образом, проведенная диагностика и ее анализ показали, что после проведенных в системе различных видов творческих заданий и упражнений обнаружены более высокие показатели, следовательно, уровень развития творческого воображения у детей к концу обучения в начальной школе значительно повысился.
- Результаты психологического обследования
- Анкета «Отношение к школе»
Вопрос: Какие твои любимые занятия? Математику выбрали 4 учащихся (3 место среди предметов).
- Методика «Счет»
Высокое качество устного счета – 6 чел.;
Хорошее качество устного счета – 3 чел.;
Средний уровень – 2 чел.;
Не решил – 1 чел.
Таким образом, применение на уроках творческих заданий на развитие воображения младших школьников на уроках математики воспитывает интерес к самому предмету и влияет на общую успеваемость.
- Серия открытых уроков по математике
В начальной школе, с включением в них творческих заданий на развитие творческого воображения. (Приложение 7)
Ожидаемые результаты
- С использованием творческих заданий на развитие воображения в ходе учебной деятельности восприятие материала учащимися не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном.
- Повышение интереса, стремление справиться с поставленной задачей.
- Повышение результативности и глубины усвоения знаний, умений и навыков школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
- Развитие познавательной активности.
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
- Социализация и адаптация ребёнка в коллективе.
V этап. Оценка эффективности реализации проекта
С помощью специальных блоков коррекционно-развивающих заданий, при создании адекватных педагогических условий достигнуто значительное повышение уровня развития воображения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, свидетельствующее о потенциальных возможностях этих детей и эффективности данного проекта.
- Трудоёмкость реализации проекта
Развитие творческого воображения у детей, имеющих отклонения в развитии, требует от учителя младших классов более целенаправленной и напряжённой работы, большего использования практических и наглядных упражнений, которые могли бы вызвать у детей интерес и положительные эмоции, побуждающих употреблять в своей речи, вновь приобретённые слова.
- Практическая значимость проекта
Данный проект «Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста на уроках математики специальной (коррекционной) школы VIII вида», разработанные педагогические условия, содержание и методы формирования воображения учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточность могут быть использованы в практике работы специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках математики, а также в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми, в семейном воспитании детей.
- Библиография
- Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/
- Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.
- Выгодский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
- Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5 -7 лет. – М.: ВАКО, 2008.
- Гринько Л.А., Ульянцева М.Б. Математическое пособие для 0 (1) класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – 2-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008. – 39 с.: ил.
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.
- Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.
- Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики: Методические рекомендации / Авт.-сост.: Золотова Т.В. – М.: АРКТИ, 2010.
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
- Сборник игровых занятий по развтитю памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста
Цель семинара: знакомство с психической функцией воображения, способами его развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников на базе активизации фантазии....
программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста
программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки звукового ряда. В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста на уроках математики и внеурочной деятельности.
Мастер- класс на тему: Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста на уроках математики и внеурочной деятельности....
«Сохраним личность ребенка физически, психически, духовно здоровой!» (Развитие целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста)
Современная школа в результате непрерывных реформ может утратить такую функцию образования, как формирование образов и смыслов – гуманитарная составляющая, концентрируясь на оказании образовател...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...
Педагогический проект«Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»
Педагогический Проект «Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»...