Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нартасская средняя общеобразовательная школа»
Доклад по теме:
«Патриотическое воспитание
младших школьников в урочной
и внеурочной деятельности»
Подготовила учитель
МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная
школа»1 категории
Потаева А.А.
1 декабря 2016 г.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе учителя начальных классов. Именно, в этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.
Основная цель патриотического воспитания сегодня – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Как известно, формирование чувства патриотизма, как составная часть, входит в содержание воспитания гражданственности и нравственности. Воспитание гражданственности включает в себя следующее:
- формирование гражданского сознания: знания истории своего края, Отечества.
- формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма, чувства гражданского долга и ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения.
- формирование опыта и культуры гражданского поведения.
В целом, воспитание нравственности, гражданственности и патриотизма неразрывно связано, способы и приемы в формировании и развитии данных качеств практически одинаковы.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
- расширение знаний о родном крае, поселке, деревни, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
- изучение живой национальной культуры, народного искусства;
- привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и др.
В патриотическом воспитании очень велика роль предмета «Окружающий мир». Ведь именно этот предмет целенаправленно формирует у детей знания о своей Родине, без которых нельзя представить себе воспитание патриотических чувств. Уроки – путешествия по городам России предусмотрены в каждом классе:
- в 1 классе - это обобщенное путешествие по стране и знакомство с ее столицей – Москвой;
- во 2 классе - подробное знакомство с Москвой, Санкт – Петербургом и другими городами в форме воображаемого путешествия по реке Оке - в 3 классе - путешествие по Золотому кольцу России.
- в 4 классе - путешествие по регионам России.
В курсе «Окружающий мир» даны первоначальные сведения о государственных символах России – флаге, гербе, гимне, о государственных праздниках, Конституции РФ. Этот учебный материал также имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся.
Я считаю, что для каждого первый шаг к познанию Родины – изучение истории своей семьи. Проблема изучения истории своей семьи очень актуальна сегодня, так как современные семьи теряют связь поколений, мало общаются даже близкие родственники. Работа по изучению родословной развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Кроме того, работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии.
Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой, признана организация проектной деятельности (кружок «Эврика»). Данная деятельность позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладевать навыками работы с различными источниками информации. Ценно и то, что проектная деятельность позволяет объединить детей, родителей и учителей в совместную творческую, исследовательскую деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Так, в 1 классе дети, работая над проектом «Моя родословная», в процессе работы узнали историю возникновения имен и фамилий, степени родства в семье, составили «ленту времени» своей жизни, родословное древо, узнали о семейных увлечениях и традициях.
Во 2 классе дети, работая над проектом «Моя малая Родина», не только узнали интересные сведения об истории и достопримечательностях своей малой родины, но и научились распределять обязанности в группе, составлять небольшую презентацию и оценивать достижения свои и товарищей.
Богатый материал по формированию патриотического воспитания содержит курс «Литературное чтение» в 4 классе. Формированию гражданских чувств способствует материал раздела «Родина», где дети знакомятся с произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей. Ребята учатся читать стихи, передавая чувство гордости за свою Родину, сравнивают отношение и чувства разных поэтов к Родине, дают собственную оценку, отвечают на вопрос: «Почему ты гордишься своей Родиной?» На уроке по теме « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» дети читают рассказы и исторические повести о победах русского народа над врагом, об отдельных сражениях и людях - героях, о знаменитых полководцах, о подвигах рядовых бойцов, о детях и взрослых на войне, о единстве тыла и фронта. Каждый ребенок выбирает интересующую для себя тему и готовится к ней.
Патриотическое воспитание продолжается и на других уроках, начиная с 1 класса. Так, в 1 классе был проведен открытый урок математики по теме «Сложение и вычитание в пределах 10». Урок проводился накануне празднования дня защитника Отечества. Учащиеся, вычисляя примеры и решая задачи, обсуждали, какими качествами нужно обладать, чтобы служить в армии, как научиться быть ловкими и сильными, а также о роли почтовых голубей во время Великой Отечественной войны. Мною было проведено анкетирование среди учеников начальной школы. В анкете было 6 вопросов. Одни и те же вопросы задавались детям с 1-го по 4-е классы. Анализ анкет показал, что действительно наблюдается процентный рост полученный знаний с 1 класса по 4 класс.
Воспитание ценностного отношения к Родине – нелегкая задача для педагога. Эта работа должна осуществляться в рамках всего образовательного процесса, но и в особенности во внеурочной деятельности. Правильно- организованная внеурочная среда даёт широкие личностно - ориентированные воспитательные возможности. Как показал опыт, использование кружковой работы позволяет намного успешнее воспитать у младших школьников чувство патриотизма.
С 1 класса дети посещали кружок «Гражданин и патриот». Программа кружка «Гражданин и патриот » предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Исторически так сложилось, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это любовь и большая привязанность к своей семье, к родным и близким людям, любовь к своей малой Родине, гордость за свой народ, а также желание знать больше о своем крае, о Родине, о ее природе, людях, о культуре и традициях, о героическом прошлом военных лет.
В процессе патриотического воспитания важен также и поиск ребенком собственной причастности к историческим событиям, ставшим значимыми и поворотными в истории своей страны. Ощущение чего-то великого, того, что совершили когда-то прадедушки и прабабушки, защищая свою Родину в момент, который мы называем Великой Отечественной, а весь мир – Второй Мировой войной. Особенно остро чувствуется необходимость работы в этом направлении с детьми младшего школьного возраста. Ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда происходит формирование базовых характеристик взаимодействия внутреннего мира ребенка с окружающей действительностью. Очевидна фундаментальная роль патриотического воспитания будущего гражданина.
Задачей педагога становится выработка последовательности и пропорциональности преподносимой ребенку информации. Он как бы сам для себя должен открывать ощущение причастности ко всему, что его окружает. Младшие школьники отличаются большой пытливостью, интересом ко всему героическому, особенно привлекают героические подвиги людей в годы Великой Отечественной войны, подвиги их сверстников. Младший школьник эмоционален, и сухие сведения его мало интересуют и трогают. Поэтому задача учителя - разнообразить формы и методы занятий по патриотическому воспитанию.
Возможные формы организации внеурочной деятельности:деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы патриотической песни, выставки рисунков, стенгазеты и поздравительные открытки для ветеранов ко дню Победы, экскурсии в музеи, поездки по памятным местам (знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества), народные праздники (знакомство с традициями и обычаями русского народа), участие в патриотических акциях (акция «Подарок солдату») , просмотр видеофильмов о войне, тематические концерты.
Реализация указанных мероприятий предполагает:
- воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
-формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
- развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
-формирование уважительного отношения к природе, Родине, архитектурным памятникам, культуре;
- развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
- формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
- развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.
Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой и не забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках
Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы каждый хотел участвовать в такой работе по мере своих сил. Пусть родители помогают своим детям в поиске.
Слайд На слайде представлена фотография, где ученица 4 класса рассказывает о своих прабабушке и прадедушке – участниках Вов. Информация о них размещена на сайте нашей школы.
Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате каждый ученик изучает историю страны, узнает, какой вклад привнесла его семья в развитие села, города, страны. Через совместную работу мы помогаем ему гордиться своими родными, своим краем, своей Родиной.
Слайд Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учеников, учителя и родителей. Ведь они - один из главных «винтиков» в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, больше, чем у учителя.
Начиная с первого класса, в свою работу можно включать задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Слайд Уже в «Азбуке» под редакцией Горецкого В.Г. у нас есть вопросы и задания по изучению Слайд истории родного края, города, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Слайд Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились.
Одним из самых приемлемых, для осуществления гражданско – патриотического воспитания, является урок русского языка. Где, как не на уроке родного языка, прививать детям любовь к нему, вырабатывать у ребят внимание к своей и чужой речи, развивать её культуру. А через знание языка воспитывать у учащихся любовь к Родине.
Планируя урок, важно выбирать тексты, в которых имеется информация о поступках, результатах деятельности и отношениях людей, содержатся яркие примеры проявления патриотизма. Выполняя такие задания на уроках, учащиеся в первую очередь выполняют само задание, затем анализируют нравственную ситуацию, указанную в тексте или условии задания.
Слайд Например, такой текст:
Первый удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость.
Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнемётами.
Стены рушились, казармы горели. У защитников крепости не было пищи, воды. Не хватало патронов.
Фашисты ждали, что над крепостью взовьётся белый флаг. Но над чёрными от копоти стенами в дыму и огне реял красный флаг. Крепость не сдавалась. Каждый боролся до последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня.
В чём особенности анализа данной ситуации? Во-первых, дети должны дать оценку поступку, результатам деятельности людей, опираясь на свои знания; во-вторых, они должны найти изучаемые правила по предмету. Очень важно, чтобы полученные знания ребят о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.
Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество можно проводить на текстах, содержащих сведения о России, о Москве, о выдающихся людях нашей страны.
Слайд Например, отрывок из рассказа Ушинского. (Этот текст представлен в Азбуке, его можно использовать на уроках русского языка)
«Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.» (К.Д.Ушинский)
Вначале работаем над содержанием, над понятиями «Отечество», «Родина», «Россия». Затем, включаем задания по русскому языку.
1. Можно ли данный набор предложений назвать текстом? Почему?
2. Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте? И др.
Слайд Обратимся к учебнику окружающего мира «Мир вокруг нас», автор Плешаков А. А. Изучая тему «Полезные ископаемые» разве мы не гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример. Слайд В учебнике для 2 – го класса мы изучаем темы «Достопримечательности города Москвы », «История Московского Кремля»,
Слайд «Достопримечательности города Санкт - Петербурга »
Слайд В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, Слайдесть тема «Золотое кольцо России». Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, приобщаем детей не только к прекрасному, но и много узнаем об истории нашего государства. Возьмём теперь учебник по литературному чтению, авторы Климанова, Горецкий. В нём много произведений известных русских писателей. СлайдМного стихотворений о нашей стране, Слайд о красоте нашей природы, Слайд о выдающихся людях. Чем не почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек.
Слайд Остановимся на рассказе Леонида Пантелеева «Честное слово» (урок внеклассного чтения). Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Дети навсегда запомнят фразу: «Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал.
На каждом уроке мы проводим физкультминутки, чтобы немного отдохнуть. В проведение урока можно включать физкультминутки патриотической направленности. !
В заключении хотелось бы отметить, что работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники, его должно волновать, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет достигнут результат данной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для педагогического сборника "Патриотическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности".
Выступление на ярмарке педагогических идей...
статья «Использование социообразовательной среды в патриотическом воспитании школьников (на примере проектной деятельности)
В статье говорится о том, как в нашем ОУ через метод проектирования реализуется патриотическое воспитание школьников и какое место имеют проекты учащихся в годовом общешкольном проекте....
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...
Патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Проблема патриотического воспитания, становление гражданского общества, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ.
Патриотизм, милосердие, сострадание, применительно к ребёнку школьного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, школы, родного села, Род...
«Патриотическое воспитание на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе»
Материал из опыта работы на уроках и внеурочной деятельности...