Рабочая программа по культуре добрососедства для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа №2 имени Героя Советского Союза
Зои Анатольевны Космодемьянской» города Саки Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ___/__Фурсенко А.Д. (Протокол №____ от «___»_______2017 г.) | СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета (протокол № 6 от «30»июня 2017 г.) | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ Л.А.Авдеева (приказ от 30 июня 2017г. № ___) |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: культура добрососедства
Класс: 2-б класс
Уровень общего образования: начальное общее образование
Срок реализации программы – 1 год (2017 – 2018 гг.)
Количество часов по учебному предмету: 1 час в неделю во 2 классе, 34 часа.
Планирование составлено на основе авторской программы «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А. и на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г.№555
Рабочую программу составила Муравьёва Ольга Николаевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Саки - 2017 год
Рабочая программа учебного курса «Культура добрососедства» разработана на основе авторской программы «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А., является обязательным предметом регионального компонента внеурочной деятельности учебных заведений Республики Крым в условиях введения ФГОС в 1-4 классах.
Курс интегрирует и систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания, полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части Базового учебного плана, и новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, приобретенные в ходе изучения данного курса.
Главная цель курса – воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов Крыма и Украины, хорошо знакомых с родным краем и гордящихся им, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи курса:
- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
- повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
- формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
- выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам региона, и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
- формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
- подготовка учащихся ко взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
- приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.
Преподавание данного учебного курса может осуществляться учителями начальных классов и учителями-предметниками, педагогами-психологами, классными руководителями при условии прохождения ими соответствующей методической подготовки.
При разработке курса изучен и обобщен опыт педагогов Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения «Летних лагерей мира», «круглых столов», семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.
Особенностями данного курса являются:
- его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
- особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
- адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
- рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
- изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в АРК;
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
- приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
- возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
- единство изучения России и Крыма как субъекта России;
- приоритетность воспитательных задач;
- единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
- опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
- максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
- использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
- использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный – равному.
Рекомендуемое количество часов на изучение каждого блока (раздела), а также очередность тем могут быть изменены учителем в границах 34 учебных часов в течение года. Резервное время может быть использовано учителем по собственному усмотрению на увеличение числа уроков в том или ином блоке или введением новых тем, важных и характерных для региона или школы.
Промежуточная аттестация проводится по усмотрению учителя в соответствии с региональными возможностями и календарным планированием. Формы промежуточных и итоговых аттестаций избираются при активном участии учащихся и могут быть индивидуализированы. Оценивание учебных достижений учащихся по данной программе осуществляется по системе «зачет» - «незачет», в соответствие с требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, указанным в программе.
На изучение курса «Культура добрососедства» в учебном плане отводится во 2 классе начальной школы 1 час и составляет 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров учебного курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к людям различных национальностей.
Ценность добра и толерантных отношений – направленность на развитие и сохранение культуры взаимоотношений через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений и духовности.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к культурным традициям и культурному наследию народов Крыма. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения, умения разрешать конфликты мирным путем, как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Планируемые результаты изучения курса
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
2 класс | 1. Оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «толерантность», «терпение», «культура народа», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения гуманизма и общечеловеческих норм. 5. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 6.Понимание необходимости охраны и защиты уникальной природы Крыма 7.Осознание личной ответственности за свои поступки в том числе по отношению к себе и окружающим, к объектам природы и культуры; 8. Целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7.Проводить вербальное само- и взаимооценивание. 8.Осуществлять рефлексию по предложенному плану или алгоритму. | 1. Ориентироваться в учебных пособиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. 6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы 7. Удовлетворять свои познавательные интересы через поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране. 8. Участвовать в проектной деятельности | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Быть готовым конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества 6. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 7. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и поступков; 8.Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; |
Предметные результаты:
Ученик научится:
• находить на карте России крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма ;
• находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;
• отличать государственную символику России и Крыма;
• называть государственные и народные праздники и рассказывать об особенностях их празднования;
• иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов, называть 5-6 этносов, знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны;
• называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;
• определять ценности, которые объединяют все народы;
• давать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова, знать названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов на местности, где расположен населенный пункт
• понимать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.
• следовать правилам поведения во время религиозного праздника или ритуала ;
• строить взаимоотношения на основе принципов «добрососедства» и «культуры мира»;
• рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии;
• использовать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.
Содержание учебного курса
Структура и содержание курса соответствуют требованиям «Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования Автономной Республики Крым», утвержденных решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 25.02.2004 г. № 2 - 1.
«Культура добрососедства» является логическим продолжением региональной программы по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек», утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 22.08.2004 г. № 6-4.
2-й класс
Земля, водоем (море, река, озеро, источник), особенность ландшафта (побережье, горы, степь).
Населенный пункт (город или поселок или село), улица, музей, памятник, название культового сооружения (церковь, костел, мечеть, кенаса, синагога и др.).
Дом, дверь, окно, комната.
Фразы, выражения, диалоги:
Как дела? - Хорошо!
Где ты живешь? – Я живу….
Поздравляю! – Ответ
Поздравляю с праздником! – Ответ
Поздравляю с новосельем! - Ответ
Приходи в гости! – Хорошо. Ответ
Добро пожаловать! - Ответ
Садись! (Присаживайся!)
Угощайтесь! – Спасибо, очень вкусно! Не хочу, спасибо!
Тематический план
№ | Обязательные тематические линии | 2класс |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Географическая среда | 5 |
3 | История | 6 |
4 | Традиционная и современная культура | 11 |
5 | Язык соседа | 4 |
6 | Аксиология | 2 |
7 | Конфликтология | 4 |
Итоговое повторение | 1 | |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (физическая культура 5 -7 классы) Тематический план
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему ...
Рабочая программа. Физическая культура 1 - 4 класс. (по образовательной системе школа 2100)
Тематическое планирование составлено на основе программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) Егорова Б.Б., Пер...
Рабочая программа по культуре речи 3 класс
Рабочая программа по курсу «Культура речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной програ...
Рабочая программа по Культуре добрососедства 1-4 класс
Разработка программы с календарно-тематическим планированием на 1 класс....
Рабочая программа по культуре добрососедства 4 класс
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей. Программа предназначена для обучающихся 4 класса, составлена в соответствии с во...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА" 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА" ДЛЯ 3 КЛАССА...
Рабочая программа «Физическая культура» Било Оксана2 класс /адаптированная на основе Примерной программы по физической культуре В.И. Лях
I. Пояснительная записка Индивидуальная образовательная программа разработана с целью выполнения требований ст.79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ и создания специа...