Рабочая программа по культуре добрососедства 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Янковская Нина Алексеевна

Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей. Программа предназначена для обучающихся 4 класса, составлена в соответствии с возрастными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kd.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4

ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»

ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

учителей начальных классов

_______      М.А. Филяева

Протокол № ____

от «___»_______ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ И.П.  Тарасенко

«___»_________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

_________   Л.Е. Михнёнок

Педсовет № ____

от «___»_________ 20___ г.

Приказ № ____

от «___»_________ 20___ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

КУРСА   «КУЛЬТУРА  ДОБРОСОСЕДСТВА»

базовый уровень

на I уровень обучения

для 4 класса

Разработана

                      Янковской Ниной Алексеевной

учителем начальных классов

I квалификационной категории

2016 г.


Рабочая программа учебного курса «Культура добрососедства» для 4 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом  МИНОБРНАУКИ России от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

- авторской программы «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И.,           Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение  культуры добрососедства  отводится 34 часа.

Рабочая программа предусматривает обучение культуре добрососедства при 34 учебных неделях в течение одного учебного года на базовом уровне, в том числе в 4 классе – 1 час в неделю.

 

1.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

К концу освоения курса  «Культура добрососедства» у обучающихся будут сформированы:

 личностные результаты: 

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • чувство гордости за свою Родину, народ, его историю, за свою семью, как часть государства;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • готовность и способность к саморазвитию;
  • основы социальной компетентности, как основы гражданственности;  
  • навыки ведения диалога и переговорного процесса, решение спорных и конфликтных вопросов в соответствии с принципами «культуры мира»;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Крым;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм поведения в обществе;
  • навыки сотрудничества в различных ситуациях;
  • навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Метапредметные результаты:

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться следующие коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД: 

  • обращаться за помощью;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные роли во взаимодействии.

Регулятивные УУД: 

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении практических задач;
  • адекватно воспринимать предложения учителя, товарища, родителя и других людей по исправлению ошибок;
  • устанавливать соответствие поученного результата и поставленной цели;
  • осуществлять контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД: 

  • узнавать, называть и определять объекты и явления  в соответствии с содержанием темы (раздела);
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познава­тельными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • освоение доступных способов изучения природы и истории Крыма (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • находить на карте России  крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма ;
  • находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;
  • отличать государственную символику России и Крыма;
  • называть государственные и народные  праздники и рассказывать об особенностях их празднования;
  • иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов, называть 5-6 этносов, знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны;
  • называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;
  • определять ценности, которые объединяют все народы;
  • давать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова, знать названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов на местности, где расположен населенный пункт
  • понимать, что  такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.
  • следовать правилам поведения во время религиозного праздника или ритуала ;
  • строить взаимоотношения   на основе принципов «добрососедства» и «культуры мира»;
  • рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии;
  • использовать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.


 2. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА,  КУРСА

«Гордимся Крымом»

Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология».

Вводный урок. (1 ч)

Географическая среда (5 ч)

Географическое районирование Крыма и его уникальность для России. «Красная книга» Крыма. Эндемики Крыма. Экзоты. Реликты. Заповедники и заказники Крыма. Музеи природы в Крыму. Наш Крым – самый чистый и красивый.

История (3 ч)

Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция. Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Достопримечательности нашего региона, туристские маршруты и экскурсии.

Традиционная и современная культура (11 ч)

Самые замечательные (значительные) памятники архитектуры нашего населенного пункта и Крыма в целом. Разнообразие блюд крымской кухни. Ремесла, прославившие Крым. Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма. Крымские сувениры. Художники, которые прославили Крым. Оркестр народных инструментов Крыма.  Кукольные театры в Крыму. Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым.

Язык соседа (4 ч)

Древние способы передачи информации. Известные детские поэты и писатели Крыма. Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке

Аксиология (4 ч)

Понятие большой и малой родины. Родина и мир. Россия – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Отношение к Родине и к миру в культурах народов Крыма. Добрососедство как ценность.

Конфликтология (4 ч)

«Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, и этим они нам интересны. . Конструктивное общение. Класс-маленькая модель населения Крыма. Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела.

Резервные уроки (2 ч)


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  С УКАЗАНИЕМ  КОЛИЧЕСТВА  ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ  НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Тематическое планирование по культуре добрососедства в 4 классе

«Гордимся Крымом»

Обязательные тематические линии

1

Вводный урок

1

2

Географическая среда

5

3

История

3

4

Традиционная и современная культура

11

5

Язык соседа

4

6

Аксиология

4

7

Конфликтология

4

8

Резервный урок

2

ИТОГО

34


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема учебного занятия

Содержание занятия

Дата проведения

по плану

по факту

1

Вводный урок.

Учимся жить в добром соседстве 

Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса.

«Географическая среда» (5 часов)

2

Наш край – самый чистый и красивый. 

«Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы.

3

Географическое районирование Крыма.

Географическое районирование Крыма. Крым — своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охраны естественных ресурсов, восстановления и увеличения числа редких животных и растений.

4

Что такое «Красная книга»

Что такое «Красная книга» России и Крыма и зачем она нужна. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона.

5

Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма.

Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма.

6

Музеи природы в Крыму. 

Никитский Ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т.д

«История» (3 часа)

7

История Крыма

Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция.

8

Знаменитые личности, побывавшие в Крыму

Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или в Крым вообще. Знакомство с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов.

9

Наш край гостеприимный.

Что такое «туризм» и кого называют «туристом». Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристские маршруты и экскурсии.

«Традиционная и современная культура» (11 часов)

10

Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым. 

Знакомство с жизнью религиозных деятелей, прославивших Крым.

11

Поем о нашей родине на разных языках.

Поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма – символ автономии

12

Оркестр народных инструментов Крыма.

Балканские и восточные музыкальные инструменты. Инструменты славянского оркестра. Ансамбли и оркестры народной музыки в Крыму.

13

Художники, которые прославили Крым. 

Художники, которыми гордятся крымчане и их произведения. Художественные музеи и галереи в Крыму.

14

Современный театр кукол в Крыму.

История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы. Современный театр кукол в Крыму.

15

Ремесла, прославившие Крым. 

Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были раньше в Крыму. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова.

16

Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма 

Знакомство с биографией и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в данном регионе или в Крыму раньше или в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией.

17

Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве.

Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в моем окружении. Учимся придумывать и рисовать орнаменты.

18

«Крымская кухня»

«Крымская кухня» - это блюда, которые любят готовить крымчане. Какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей. Какие блюда можно попробовать только в Крыму.

19

«Крымская кухня»

20

Крымские сувениры.

Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа. Сувениры, которые можно сделать своими руками.

«Язык соседа» (4 часа)

21

Известные детские поэты и писатели Крыма. 

Поэты и писатели, прославившие Крым – музей «под открытым небом». Учимся сочинять стихи и рассказы.

Посещение литературного музея или проведение мероприятия в библиотеке.

22

Древние способы передачи информации. 

«Каменная летопись» - надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффитти) – это рассказы наших предков о себе. Пергамен и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму.

23

Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке

Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке. Правила гостеприимства.

24

Гимн Крыму: поем о нашей родине на разных языках.

Гимн Крыма.  Композиторы, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения этносов Крыма.

«Аксиология» (4 часа)

25

Родина и мир.

Понятие большой и малой родины. Родина и мир. Россия – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир – согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры.

26

Отношение к Родине и миру в культурах народов Крыма.

У каждого народа есть один дом – это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире. Тема добра и мира в крымском фольклоре.

27

Добрососедство как ценность

Зачем нужно быть добрыми соседями. Исторический опыт мирного сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем.

«Откроем для других наш край родной».

28

Крымчане – радушные хозяева

Правила приема гостей в разных культурах. Угощения и подарки. Личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т.д.).

«Конфликтология» (4 часа)

29

«Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур

«Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, и этим они нам интересны.

30

Конструктивное общение.

Класс-маленькая модель населения Крыма.  Тренинг: «Рассказываем вместе».

31

Ситуации дружбы

Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела.

32

Ситуации дружбы

«Праздник дружбы».

33

Резервный урок

34

Резервный урок


По плану 34 ч (1 час в неделю)

Фактически с учётом государственных праздничных дней в 2016-2017 уч.году будет проведено:

в I полугодии -              ч

во  II полугодии -          ч

Итого за год -                ч.

Распределение времени по темам дано ориентировочно. Возможна корректировка количества учебных занятий в связи с объявлением дополнительных праздничных дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Физическая культура. 1 класс.

Уроки по физической культуре проводятся 3 часа в неделю....

Рабочая программа физическая культура 2 класс 8 вид

Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,25 часа в неделю...

Рабочая программа по Культуре добрососедства 1-4 класс

Разработка программы с календарно-тематическим планированием на 1 класс....

Аннотация к рабочей программе «Физическая культура» 2 класс

Аннотация к рабочей программе «Физическая культура» 2 класс...

Рабочая программа, физическая культура, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Погодаев)

Рабочая программа, физическая культура, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Погодаев), 2016- 17 уч. год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА" 3 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "КУЛЬТУРА  ДОБРОСОСЕДСТВА" ДЛЯ 3 КЛАССА...