Рабочая программа по культуре добрососедства 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей. Программа предназначена для обучающихся 4 класса, составлена в соответствии с возрастными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kd.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4
ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей начальных классов _______ М.А. Филяева Протокол № ____ от «___»_______ 20___ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ И.П. Тарасенко «___»_________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ _________ Л.Е. Михнёнок Педсовет № ____ от «___»_________ 20___ г. Приказ № ____ от «___»_________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА»
базовый уровень
на I уровень обучения
для 4 класса
Разработана
Янковской Ниной Алексеевной
учителем начальных классов
I квалификационной категории
2016 г.
Рабочая программа учебного курса «Культура добрососедства» для 4 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МИНОБРНАУКИ России от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
- авторской программы «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение культуры добрососедства отводится 34 часа.
Рабочая программа предусматривает обучение культуре добрососедства при 34 учебных неделях в течение одного учебного года на базовом уровне, в том числе в 4 классе – 1 час в неделю.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
К концу освоения курса «Культура добрососедства» у обучающихся будут сформированы:
личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- чувство гордости за свою Родину, народ, его историю, за свою семью, как часть государства;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- готовность и способность к саморазвитию;
- основы социальной компетентности, как основы гражданственности;
- навыки ведения диалога и переговорного процесса, решение спорных и конфликтных вопросов в соответствии с принципами «культуры мира»;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Крым;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм поведения в обществе;
- навыки сотрудничества в различных ситуациях;
- навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Метапредметные результаты:
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться следующие коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные роли во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении практических задач;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарища, родителя и других людей по исправлению ошибок;
- устанавливать соответствие поученного результата и поставленной цели;
- осуществлять контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- узнавать, называть и определять объекты и явления в соответствии с содержанием темы (раздела);
- использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Крыма (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Предметные результаты:
Ученик научится:
- находить на карте России крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма ;
- находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;
- отличать государственную символику России и Крыма;
- называть государственные и народные праздники и рассказывать об особенностях их празднования;
- иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов, называть 5-6 этносов, знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны;
- называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;
- определять ценности, которые объединяют все народы;
- давать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова, знать названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов на местности, где расположен населенный пункт
- понимать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.
- следовать правилам поведения во время религиозного праздника или ритуала ;
- строить взаимоотношения на основе принципов «добрососедства» и «культуры мира»;
- рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии;
- использовать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
«Гордимся Крымом»
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология».
Вводный урок. (1 ч)
Географическая среда (5 ч)
Географическое районирование Крыма и его уникальность для России. «Красная книга» Крыма. Эндемики Крыма. Экзоты. Реликты. Заповедники и заказники Крыма. Музеи природы в Крыму. Наш Крым – самый чистый и красивый.
История (3 ч)
Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция. Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Достопримечательности нашего региона, туристские маршруты и экскурсии.
Традиционная и современная культура (11 ч)
Самые замечательные (значительные) памятники архитектуры нашего населенного пункта и Крыма в целом. Разнообразие блюд крымской кухни. Ремесла, прославившие Крым. Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма. Крымские сувениры. Художники, которые прославили Крым. Оркестр народных инструментов Крыма. Кукольные театры в Крыму. Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым.
Язык соседа (4 ч)
Древние способы передачи информации. Известные детские поэты и писатели Крыма. Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке
Аксиология (4 ч)
Понятие большой и малой родины. Родина и мир. Россия – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Отношение к Родине и к миру в культурах народов Крыма. Добрососедство как ценность.
Конфликтология (4 ч)
«Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, и этим они нам интересны. . Конструктивное общение. Класс-маленькая модель населения Крыма. Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела.
Резервные уроки (2 ч)
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Тематическое планирование по культуре добрососедства в 4 классе
«Гордимся Крымом»
№ | Обязательные тематические линии | |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Географическая среда | 5 |
3 | История | 3 |
4 | Традиционная и современная культура | 11 |
5 | Язык соседа | 4 |
6 | Аксиология | 4 |
7 | Конфликтология | 4 |
8 | Резервный урок | 2 |
ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема учебного занятия | Содержание занятия | Дата проведения | ||
по плану | по факту | ||||
1 | Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве | Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса. | |||
«Географическая среда» (5 часов) | |||||
2 | Наш край – самый чистый и красивый. | «Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы. | |||
3 | Географическое районирование Крыма. | Географическое районирование Крыма. Крым — своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охраны естественных ресурсов, восстановления и увеличения числа редких животных и растений. | |||
4 | Что такое «Красная книга» | Что такое «Красная книга» России и Крыма и зачем она нужна. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона. | |||
5 | Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма. | Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма. | |||
6 | Музеи природы в Крыму. | Никитский Ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т.д | |||
«История» (3 часа) | |||||
7 | История Крыма | Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция. | |||
8 | Знаменитые личности, побывавшие в Крыму | Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или в Крым вообще. Знакомство с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов. | |||
9 | Наш край гостеприимный. | Что такое «туризм» и кого называют «туристом». Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристские маршруты и экскурсии. | |||
«Традиционная и современная культура» (11 часов) | |||||
10 | Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым. | Знакомство с жизнью религиозных деятелей, прославивших Крым. | |||
11 | Поем о нашей родине на разных языках. | Поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма – символ автономии | |||
12 | Оркестр народных инструментов Крыма. | Балканские и восточные музыкальные инструменты. Инструменты славянского оркестра. Ансамбли и оркестры народной музыки в Крыму. | |||
13 | Художники, которые прославили Крым. | Художники, которыми гордятся крымчане и их произведения. Художественные музеи и галереи в Крыму. | |||
14 | Современный театр кукол в Крыму. | История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы. Современный театр кукол в Крыму. | |||
15 | Ремесла, прославившие Крым. | Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были раньше в Крыму. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова. | |||
16 | Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма | Знакомство с биографией и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в данном регионе или в Крыму раньше или в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией. | |||
17 | Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. | Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в моем окружении. Учимся придумывать и рисовать орнаменты. | |||
18 | «Крымская кухня» | «Крымская кухня» - это блюда, которые любят готовить крымчане. Какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей. Какие блюда можно попробовать только в Крыму. | |||
19 | «Крымская кухня» | ||||
20 | Крымские сувениры. | Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа. Сувениры, которые можно сделать своими руками. | |||
«Язык соседа» (4 часа) | |||||
21 | Известные детские поэты и писатели Крыма. | Поэты и писатели, прославившие Крым – музей «под открытым небом». Учимся сочинять стихи и рассказы. Посещение литературного музея или проведение мероприятия в библиотеке. | |||
22 | Древние способы передачи информации. | «Каменная летопись» - надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффитти) – это рассказы наших предков о себе. Пергамен и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму. | |||
23 | Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке | Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке. Правила гостеприимства. | |||
24 | Гимн Крыму: поем о нашей родине на разных языках. | Гимн Крыма. Композиторы, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения этносов Крыма. | |||
«Аксиология» (4 часа) | |||||
25 | Родина и мир. | Понятие большой и малой родины. Родина и мир. Россия – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир – согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. | |||
26 | Отношение к Родине и миру в культурах народов Крыма. | У каждого народа есть один дом – это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире. Тема добра и мира в крымском фольклоре. | |||
27 | Добрососедство как ценность | Зачем нужно быть добрыми соседями. Исторический опыт мирного сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем. «Откроем для других наш край родной». | |||
28 | Крымчане – радушные хозяева | Правила приема гостей в разных культурах. Угощения и подарки. Личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т.д.). | |||
«Конфликтология» (4 часа) | |||||
29 | «Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур | «Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, и этим они нам интересны. | |||
30 | Конструктивное общение. | Класс-маленькая модель населения Крыма. Тренинг: «Рассказываем вместе». | |||
31 | Ситуации дружбы | Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. | |||
32 | Ситуации дружбы | «Праздник дружбы». | |||
33 | Резервный урок | ||||
34 | Резервный урок |
По плану 34 ч (1 час в неделю)
Фактически с учётом государственных праздничных дней в 2016-2017 уч.году будет проведено:
в I полугодии - ч
во II полугодии - ч
Итого за год - ч.
Распределение времени по темам дано ориентировочно. Возможна корректировка количества учебных занятий в связи с объявлением дополнительных праздничных дней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Физическая культура. 1 класс.
Уроки по физической культуре проводятся 3 часа в неделю....
Рабочая программа физическая культура 2 класс 8 вид
Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,25 часа в неделю...
Рабочая программа по Культуре добрососедства 1-4 класс
Разработка программы с календарно-тематическим планированием на 1 класс....
Аннотация к рабочей программе «Физическая культура» 2 класс
Аннотация к рабочей программе «Физическая культура» 2 класс...
Рабочая программа, физическая культура, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Погодаев)
Рабочая программа, физическая культура, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Погодаев), 2016- 17 уч. год...
Рабочая программа по культуре добрососедства для 2 класса
УМК "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА" 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА" ДЛЯ 3 КЛАССА...